Научная статья на тему 'Формирование современной российской научно-образовательной элиты: социализация в вузовских сообществах'

Формирование современной российской научно-образовательной элиты: социализация в вузовских сообществах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
190
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭЛИТА / ВУЗОВСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / SCIENTIFIC ELITE / HIGH SCHOOL SOCIALIZATION / SCIENCE REFORM / UNIVERSITY RANKINGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ларионова Ю. С.

Как возникает и формируется современная научно-образовательная элита? У кого больше шансов быть к ней причисленным? По каким базовым принципам происходит отбор? Как влияют образование и территориальные коллаборации на формирование элитных групп? Каковы проблемы и перспективы этого процесса, и как он смотрится на фоне современных тенденций развития высшего слоя научно-педагогического сообщества в условиях назревшей необходимости реформ и экономической нестабильности?Исследование, положенное в основу статьи, проводится на регулярной основе. Это позволило автору выявить характерные направления формирования элиты российского научно-образовательного сообщества, оценить изменения качественных и количественных характеристик в контексте объявленной в стране реформы науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How a modern scientific and educational elite is formed? Who has a better chance of being reckoned to this elite group? What are the basic principles people are selected in this group? What effects the education and territorial collaborations in the formation of elite groups have? What are the challenges and prospects of the process, and how it looks at the background of modern trends of development of higher layer scientific and educational community in a urgent need of reform and economic instability?The research underlying the article, carried out on a regular basis. This allowed the authors to identify specific areas of the formation of the elite of the Russian research and educational community, to assess changes in qualitative and quantitative characteristics in the context of the announced reform of the country’s science and education.

Текст научной работы на тему «Формирование современной российской научно-образовательной элиты: социализация в вузовских сообществах»

УДК 328

Формирование современной российской научно-образовательной элиты: социализация в вузовских сообществах

Аннотация. Как возникает и формируется современная научно-образовательная элита? У кого больше шансов быть к ней причисленным? По каким базовым принципам происходит отбор? Как влияют образование и территориальные коллаборации на формирование элитных групп? Каковы проблемы и перспективы этого процесса, и как он смотрится на фоне современных тенденций развития высшего слоя научно-педагогического сообщества в условиях назревшей необходимости реформ и экономической нестабильности?

Исследование, положенное в основу статьи, проводится на регулярной основе. Это позволило автору выявить характерные направления формирования элиты российского научно-образовательного сообщества, оценить изменения качественных и количественных характеристик в контексте объявленной в стране реформы науки и образования.

Ключевые слова: научно-образовательная элита; вузовская социализация; научно-образовательная реформа; рейтинги университетов.

Abstract. How a modern scientific and educational elite is formed? Who has a better chance of being reckoned to this elite group? What are the basic principles people are selected in this group? What effects the education and territorial collaborations in the formation of elite groups have? What are the challenges and prospects of the process, and how it looks at the background of modern trends of development of higher layer scientific and educational community in a urgent need of reform and economic instability?

The research underlying the article, carried out on a regular basis. This allowed the authors to identify specific areas of the formation of the elite of the Russian research and educational community, to assess changes in qualitative and quantitative characteristics in the context of the announced reform of the country's science and education.

Keywords: scientific elite; high school socialization; science reform; university rankings.

I

Ларионова Ю. С.,

студентка магистратуры Финансового университета И [email protected]

1. Проблемное поле исследования

Формирование новой модели роста в изменившихся геополитических и экономических реалиях невозможно без качественного развития че-

ловеческого потенциала. Именно он, при прочих равных условиях, позволяет успешно конкурировать на мировой арене, проводить структурные реформы развития, создавать инновационную экономику, экономику знаний [1, 2]. Оценка возможностей создания новой модели роста предполагает не только изучение социально-экономических показателей развития страны, но и мониторинг тенденций, проблем, проявившихся в сферах, опосредованно являющихся драйверами роста, в данном случае науки и образования.

В 2009 г. в программных заявлениях высшего руководства страны были озвучены идеи пере-

Научный руководитель: Петросянц Д.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная политология».

хода России на инновационный путь развития, предусматривающий не только модернизацию промышленной инфраструктуры, но и обновление основ политики в области культуры и образования. В частности, была поставлена задача привести науку и образовательные стандарты России в соответствие с общеевропейскими нормами. Майские Указы 2012 г. подтвердили, что после возвращения В.В. Путина на пост Президента, высшее руководство России продолжит курс на реформирование научно-образовательной системы: в Указах были сформулированы задачи реформирования научных организаций с целью повышения их эффективности.

Актуальность темы Президент подтвердил в декабре 2014 г. в Санкт-Петербурге, выступая на заседании Совета по науке и образованию. Обращаясь к участникам заседания, В.В. Путин сказал: «Нельзя откладывать решения, надо объединять интеллектуальные ресурсы и научную инфраструктуру, укреплять взаимодействие ученых на стыке отдельных дисциплин, где рождаются прорывные разработки и открытия» [3].

Сегодня масштабные слияния вузов, объединения крупных научных институтов, формирование новых административных ресурсов внутри Российской академии наук, активное брендиро-вание российских вузов с целью попасть в мировые отраслевые рейтинги, рост финансирования науки стали новым трендом реформы российской науки и образования.

Процесс реформирования пока не завершен. Процесс идет. Идет непросто. Продолжаются непрерывные дискуссии ученых и представителей власти о роли Федерального агентства научных организаций в структуре Академии наук. В результате Президент продляет мораторий на вывод научных учреждений из системы Федерального агентства научных организаций еще на один год. Тем временем завершилось объединение трех академий («большой», медицинской и сельскохозяйственной) в одну - Российскую академию наук, продолжается присоединение крупных исследовательских институтов к ведущим российским вузам, укрупнение вузов...

Итак, процесс реформирования науки и высшей школы еще не завершен. При этом позиция официальных властей не оставляет даже повода для сомнений в том, что развитие науки и образования являются приоритетными направления-

ми государственной политики, ценность человеческого капитала приобретает все больший вес в новых экономических условиях [4].

Смена общей парадигмы управления в системе образования и науки, ее структуры требует подробного рассмотрения эффектов, происходящих внутри научно-образовательной элиты, путей ее формирования, возникающих тенденциях и перекосах.

Какова сегодня российская научно-образовательная элита? Исследование закономерностей и диспропорций ее состава поможет нам пролить свет на результативность реформ, определить направления развития научно-образовательного сообщества, получить представление о возможностях и перспективах роста.

В целях исследования используем стратификацию современной российской научно-образовательной элиты по трем группам (блокам):

• академики РАН;

• члены-корреспонденты РАН;

• ректоры государственных и негосударственных высших учебных заведений.

2. Основные принципы сбора исходных данных

1. Данные о высшем образовании и ученых степенях действительных членов, членов-корреспондентов РАН, ректоров государственных и негосударственных вузов почерпнуты исключительно из открытых источников информации [5].

2. Данные о месте получения первого высшего образования действительных членов, членов-корреспондентов РАН, ректоров государственных и негосударственных вузов, об учреждениях, где они получили второе и последующие высшие образования, а также о наличии у них ученых степеней.

3. В построенных рейтингах приводятся современные названия вузов. (В случае невозможности установления современного названия вуза или прекращения его существования использовалось название времен СССР).

4. В итоговой выборке 823 академика РАН, 1073 члена-корреспондента РАН, 877 ректоров вузов. В несколько блоков попали 31 представитель научно-образовательной элиты,являясь одновременно академиками или членами-корреспондентами РАН и ректорами вузов.

3. Результаты исследования

На рис. 1-2 представлен средний возраст научно-образовательной элиты. По сравнению с предыдущим исследованием (2010 г.) возраст повысился. Академики и члены-корреспонденты «повзрослели» еще на полтора и два с половиной года соответственно, что вполне объяснимо минимальным притоком «свежей крови» в клуб непререкаемых авторитетов. В этом клубе есть настоящие патриархи, например, Т. И. Ойзерман родился в 1914 г. Чуть моложе Ю. М. Пущаров-ский и А.Е. Шейндлин. Оба 1916 года рождения. Самые молодые академики РАН родились в период с 1964-1970 гг.

На фоне академического состава ректорский блок выглядит значительно моложе. Так, М.В. Си-

гова и И.А. Загайнов, 1981 и 1982 года рождения соответственно, являются самыми молодыми руководителями вузов. На другом возрастном «полюсе» ректор Российской школы частного права (института) А.Л. Маковский, который в ноябре текущего года отметит свое 85-летие.

На рис. 3 представлен гендерный состав научно-образовательной элиты России в 2015 г. Самой «разбавленной» группой здесь является блок ректоры вузов, где доля женщин составляет 13,4 %.

Всего по предварительным подсчетам в перечень включены 338 вузов России (с современными названиями), бывшего СССР (в том числе ныне несуществующие) и дальнего зарубежья. На рис. 4 представлено территориальное разме-

По всем блокам

Члены-корреспонденты РАН

Ректоры вузов

Академики РАН

0,0

69,5

J 70,5

I 57'8

J

76,4

20,0

40,0

60,0

80,0

Рис 1. Средний возраст научно-образовательной элиты

По всем блокам

Члены-корреспонденты РАН Ректоры вузов Академики РАН

2010 2015

0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0

Рис. 2. Изменение среднего возраста научно-образовательной элиты с 2010 по 2015 гг.

Итоговая совокупность

Ректоры вузов

Члены-корреспонденты ,п РАН ьи

Академики РАН

2193

770

мужчины женщины

500

1000

1500

2000

2500

Рис. 3. Гендерный состав научно-образовательной элиты

Рис. 4. Территориальное расположение вузов, где учились представители российской научно-образовательной элиты

щение вузов и число окончивших эти вузы представителей российской научно-образовательной элиты. Подавляющее большинство ученых нашей страны обучались на территории Российской Федерации. В лидерах, как и пять лет назад, украинские вузы, однако их количество существенно сократилось с 26 до 19.

В процессе исследования был введен синтетический классификатор «статус вуза», в котором использовались не только собственно статусы

вузов, но и профили, и направления. На рис. 5 представлены данные о вузах, которые окончили представители современной российской научной элиты по синтетическому классификатору «статус вуза». К вузам «национального достояния» причислены МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ. В числе федеральных университетов в 2015 г. 10 вузов (с учетом недавно образованного Крымского федерального университета), 29 научно-исследовательских университетов (НИУ).

Рис 5. Число вузов, которые окончили представители российской научно-образовательной элиты по синтетическому классификатору «статус вуза»

3.1. Места рождения научно-образовательной элиты России

Территория России рассматривается по регионам, при этом города Москва и Санкт-Петербург

выделяются как отдельные субъекты. Информация по месту рождения собрана по предварительным расчетам по 2380 представителям научно-образовательной элиты (в 2010 г. - 1417 чел.).

Рис. 6. Распределение научно-образовательной элиты по месту рождения (чел. в регионе)

На рис. 6 представлены данные о месте рождения представителей всех блоков научно-образовательной элиты России. На первой позиции москвичи (359 чел.), на второй строчке - представители ПФО (113 чел.), на третьей - Московской области (50 чел.).

Данные о представителях российской научно-образовательной элиты, родившихся за рубежом, представлены на рис. 7. В рейтинге учтены необычные для российской конъюнктуры страны -Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Нагорный Карабах, выходцами из которых являются ректор Московского государственного лингвистического университета И.И. Ха-леева и академик А. С. Саркисян соответственно.

3.2. Рейтинг вузов по подготовке научно-образовательной элиты России (первое высшее образование)

Безусловное лидерство по числу выпускников, ставших представителями научно-образовательной элиты, уже 6 лет занимает Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, намного опередивший другие вузы - примерно одна седьмая часть (358 чел.). Вливание академии медицинских и сельскохозяйственных наук

в общую структуру РАН привело к тому, что в топ-5 попали два медицинских вуза страны: Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗ РФ (второе место) и Российский национальный исследовательский медицинский университет МЗ РФ (пятое место). Рейтинги ведущих вузов представлены в Приложении.

4. Заключение

Научная элита, как неотъемлемая часть страты российской интеллигенции, всегда оказывала значительное влияние на экономическое, политическое, социальное и культурное развитие России, во многом определяя будущее страны. Выступая в роли носителя нравственных и духовных скреп российской государственности, прилагая усилия для побуждения властей предержащих к назревшим переменам, научно-образовательная элита оправдывала свое существование и назначение, честно исполняя патриотический долг.

Сегодня геополитическая неопределенность, непростые экономические реалии, возрастающая напряженность общественных отношений продолжают генерировать серьезные вызовы, ответить на которые предстоит государству, биз-

Рис. 7 Представители научно-образовательной элиты, родившиеся за рубежом

2. Петросянц Д.В. Формирование современной российской элиты государственного управления: первичная социализация в вузовских сообществах / Д. В. Петросянц, Ю.С. Ларионова // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 5. С. 32-43.

3. Путин пообещал продолжить реформу российской нау-ки /Lenta.ru // 8.12.14. http://lenta.ru/news/ 2014/ 12/08/putinscience/ (дата обращения: 13.02.2014).

4. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10.

5. Сайт Российской академии наук [Электронный ресурс].

http://www.ras.ru (дата обращения: 12.03.2015).

Приложение

Таблица 1

Рейтинг вузов по первому высшему образованию представителей научно-образовательной элиты в 2015 году

Место Высшее учебное заведение Число выпускников

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 358

2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗ РФ 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Национальный исследовательский университет МФТИ 79

4 Санкт-Петербургский государственный университет 73

5 Российский Национальный исследовательский медицинский университет МЗ РФ (РНИМУ) 67

6 Национальный исследовательский университет Новосибирский государственный университет 51

7 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ) 46

8 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева МСХ РФ 40

9 Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 34

10 Национальный исследовательский университет МАИ 30

11 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) 29

12-13 Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова МО РФ 27

12-13 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 27

14 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 25

15-16 Казанский федеральный университет 23

15-16 Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова МЗСР РФ 23

нес-сообществу, научно-образовательной элите. Именно она может и должна сегодня стать силой, способной профессионально оценить угрозы, предложить реальный план действий, объединяющий общество для устранения угроз и преодоления их последствий с уверенным выходом на устойчивый путь модернизационного развития.

Литература

1. Петросянц Д.В. О некоторых вопросах формирования современной российской элиты / Д. В. Петросянц // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 41. С. 34-43.

Продолжение табл. 1

Место Высшее учебное заведение Число выпускников

17 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 20

18-19 Новосибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 19

18-19 Национальный исследовательский Томский государственный университет 19

20-21 Национальный исследовательский университет МЭИ 18

20-21 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 18

22 Южный федеральный университет 17

23-25 Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 15

23-25 Московский государственный университет пищевых производств 15

23-25 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 15

26 Российская государственная экономическая академия им. Г.В. Плеханова 14

27 Воронежский государственный университет 13

28-29 Дагестанский государственный университет 12

28-29 Кубанский государственный аграрный университет МСХ РФ 12

30-32 Московский педагогический государственный университет 11

30-32 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина МСХ РФ 11

30-32 Сибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 11

33-34 Иркутский государственный университет 10

33-34 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина МСХ РФ 10

35-40 Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова 9

35-40 Самарский государственный технический университет 9

35-40 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет МСХ РФ 9

35-40 Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 9

35-40 Ставропольский государственный аграрный университет МСХ РФ 9

35-40 Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет 9

41-46 Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ 8

41-46 Национальный исследовательский Пермский государственный университет 8

41-46 Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе 8

41-46 Национальный исследовательский Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 8

41-46 Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет) 8

41-46 Сибирский федеральный университет 8

47-57 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова 7

47-57 Кубанский государственный технологический университет 7

47-57 Мичуринский государственный аграрный университет МСХ РФ 7

47-57 Московский государственный горный университет 7

Окончание табл. 1

Место Высшее учебное заведение Число выпускников

47-57 Национальный исследовательский Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ) 7

47-57 Самарская государственная сельскохозяйственная академия МСХ РФ 7

47-57 Самарский государственный медицинский университет МЗ РФ 7

47-57 Нижегородская государственная медицинская академия МЗ РФ 7

47-57 Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера МЗ РФ 7

47-57 Иркутский государственный медицинский университет МЗ РФ 7

47-57 Донской государственный аграрный университет МСХ РФ 7

Таблица 2

Рейтинг вузов по количеству представителей научно-образовательной элиты, получивших первое высшее образование (данные за 2010 и 2015 гг.)

Место 2010 г. 2015 г.

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

2 Санкт-Петербургский государственный университет Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗ РФ

3 Национальный исследовательский университет МФТИ Национальный исследовательский университет МФТИ

4 Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет

5 Национальный исследовательский университет МАИ Российский национальный исследовательский медицинский университет МЗ РФ (РНИМУ)

6 Национальный исследовательский университет МЭИ Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет

7 Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ)

8 Казанский (Приволжский) федеральный университет Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева

9 Южный федеральный университет Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

10 Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Национальный исследовательский университет МАИ

Таблица 3

Рейтинг вузов по числу выпускников, получивших первое высшее образование, ставших академиками РАН

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 143 1

2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗСР РФ 44 2

3 Российский Национальный исследовательский медицинский университет МЗСР РФ (РНИМУ) 40 3

4 Национальный исследовательский университет МФТИ 28 4

5 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева МСХ РФ 27 5

6 Санкт-Петербургский государственный университет 25 6

7 Национальный исследовательский университет Новосибирский государственный университет 16 7

8 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ) 15 8-9

9 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) 15 8-9

10 Национальный исследовательский университет МАИ 14 10

11 Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова МО РФ 11 11-14

12 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 11 11-14

13 Новосибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 11 11-14

14 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 11 11-14

15 Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова МЗСР РФ 10 15

16 Казанский федеральный университет 9 16-17

17 Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 9 16-17

18 Московский государственный университет пищевых производств 8 18-20

19 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 8 18-20

20 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет МСХ РФ 8 18-20

21 Национальный исследовательский университет МЭИ 7 21-24

22 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина МСХ РФ 7 21-24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Национальный исследовательский Томский государственный университет 7 21-24

24 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 7 21-24

25 Кубанский государственный аграрный университет МСХ РФ 6 25

Окончание табл. 3

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

26 Казахский национальный аграрный университет (республика Казахстан) 5 26-31

27 Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова 5 26-31

28 Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе 5 26-31

29 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 5 26-31

30 Южный федеральный университет 5 26-31

31 Сибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 5 26-31

32 Белорусский государственный университет 4 32-36

33 Воронежский государственный университет 4 32-36

34 Казанский государственный медицинский университет МЗСР РФ 4 32-36

35 Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 4 32-36

36 Нижегородская государственная медицинская академия МЗСР РФ 4 32-36

37 Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия МСХ РФ 3 37-50

38 Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (Украина) 3 37-50

39 Иркутский государственный университет 3 37-50

40 Мичуринский государственный аграрный университет МСХ РФ 3 37-50

41 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина МСХ РФ 3 37-50

42 Московский педагогический государственный университет 3 37-50

43 Российская государственная экономическая академия им. Г.В. Плеханова 3 37-50

44 Национальный исследовательский Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 3 37-50

45 Самарская государственная сельскохозяйственная академия МСХ РФ 3 37-50

46 Самарский государственный медицинский университет МЗСР РФ 3 37-50

47 Сибирский федеральный университет 3 37-50

48 Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера МЗСР РФ 3 37-50

49 Волгоградский государственный медицинский университет МЗСР РФ 3 37-50

50 Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара (Украина) 3 37-50

Таблица 4

Рейтинг вузов по числу выпускников, получивших первое высшее образование, ставших членами-корреспондентами РАН

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 187 1

2 Национальный исследовательский университет МФТИ 47 2

Продолжение табл. 4

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

3 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗСР РФ 36 3

4 Санкт-Петербургский государственный университет 33 4

5 Национальный исследовательский университет Новосибирский государственный университет 31 5

6 Российский Национальный исследовательский медицинский университет МЗСР РФ (РНИМУ) 26 6

7 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ) 22 7

8 Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 19 8

9 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 16 9

10 Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова МО РФ 13 10-12

11 Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 13 10-12

12 Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова МЗСР РФ 13 10-12

13 Национальный исследовательский университет МАИ 12 13

14 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева МСХ РФ 11 14-15

15 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 11 14-15

16 Национальный исследовательский университет МЭИ 10 16-17

17 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 10 16-17

18 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) 9 18

19 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина МСХ РФ 7 19-21

20 Новосибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 7 19-21

21 Национальный исследовательский Томский государственный университет 7 19-21

22 Дагестанский государственный университет 6 22-25

23 Московский государственный университет пищевых производств 6 22-25

24 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 6 22-25

25 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 6 22-25

26 Воронежский государственный университет 5 26-28

27 Ставропольский государственный аграрный университет МСХ РФ 5 26-28

28 Южный федеральный университет 5 26-28

29 Иркутский государственный университет 4 29-37

Продолжение табл. 4

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

30 Московский государственный горный университет 4 29-37

31 Ростовский государственный медицинский университет 4 29-37

32 Самарский государственный технический университет 4 29-37

33 Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины МСХ РФ 4 29-37

34 Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова МСХ РФ 4 29-37

35 Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет 4 29-37

36 Иркутский государственный медицинский университет МЗСР РФ 4 29-37

37 Донской государственный аграрный университет МСХ РФ 4 29-37

38 Башкирский государственный университет 3 38-62

39 Вятская государственная сельскохозяйственная академия МСХ РФ 3 38-62

40 Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова 3 38-62

41 Государственный университет по землеустройству МСХ РФ 3 38-62

42 Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет 3 38-62

43 Казанский федеральный университет 3 38-62

44 Кубанский государственный аграрный университет МСХ РФ 3 38-62

45 Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова 3 38-62

46 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева 3 38-62

47 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина МСХ РФ 3 38-62

48 Оренбургский государственный аграрный университет МСХ РФ 3 38-62

49 Национальный исследовательский Пермский государственный университет 3 38-62

50 Российская государственная экономическая академия им. Г.В. Плеханова 3 38-62

51 Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе 3 38-62

52 Национальный исследовательский Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 3 38-62

53 Самарская государственная сельскохозяйственная академия МСХ РФ 3 38-62

54 Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет) 3 38-62

55 Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) 3 38-62

56 Уральская государственная медицинская академия МЗСР РФ 3 38-62

57 Уральская государственная юридическая академия 3 38-62

58 Уральский государственный горный университет 3 38-62

Окончание табл. 4

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

59 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова 3 38-62

60 Российский государственный аграрный заочный университет МСХ РФ 3 38-62

61 Сибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 3 38-62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Северо-Западный государственный медицинский университет 3 38-62

Таблица 5

Рейтинг вузов по числу выпускников, получивших первое высшее образование, ставших ректорами вузов

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 28 1

2 Санкт-Петербургский государственный университет 15 2

3 Казанский федеральный университет 11 3

4 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ) 9 4

5 Российская государственная экономическая академия им. Г.В. Плеханова 8 5

6 Южный федеральный университет 7 6

7 Московский педагогический государственный университет 6 7-8

8 Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 6 7-8

9 Омская академия МВД РФ 5 9-12

10 Национальный исследовательский Томский государственный университет 5 9-12

11 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) 5 9-12

12 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 5 9-12

13 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова 4 13-31

14 Воронежский государственный университет 4 13-31

15 Дагестанский государственный университет 4 13-31

16 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 4 13-31

17 Кубанский государственный технологический университет 4 13-31

18 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) 4 13-31

19 Национальный исследовательский университет МАИ 4 13-31

20 Национальный исследовательский Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ) 4 13-31

21 Национальный исследовательский университет МФТИ 4 13-31

22 Национальный исследовательский университет Новосибирский государственный университет 4 13-31

23 Национальный исследовательский Пермский государственный университет 4 13-31

Окончание табл. 5

№ п.п. Высшее учебное заведение Число выпускников Место

24 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 4 13-31

25 Самарский государственный технический университет 4 13-31

26 Санкт-Петербургский университет МВД РФ 4 13-31

27 Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 4 13-31

28 Северо-Кавказский федеральный университет 4 13-31

29 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 4 13-31

30 Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет 4 13-31

31 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 4 13-31

32 Академия управления МВД РФ 3 32-54

33 Башкирский государственный университет 3 32-54

34 Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова МО РФ 3 32-54

35 Волгоградский государственный университет 3 32-54

36 Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова 3 32-54

37 Иркутский государственный университет 3 32-54

38 Национальный исследовательский Казанский государственный технологический университет 3 32-54

39 Кубанский государственный аграрный университет МСХ РФ 3 32-54

40 Кубанский государственный университет 3 32-54

41 Мичуринский государственный аграрный университет МСХ РФ 3 32-54

42 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева 3 32-54

43 Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) 3 32-54

44 Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ» 3 32-54

45 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 3 32-54

46 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 3 32-54

47 Новосибирский государственный технический университет 3 32-54

48 Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет) 3 32-54

49 Самарский государственный медицинский университет МЗСР РФ 3 32-54

50 Сибирский федеральный университет 3 32-54

51 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова 3 32-54

52 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 3 32-54

53 Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки МК РФ 3 32-54

54 Сибирский государственный медицинский университет МЗСР РФ 3 32-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.