Научная статья на тему 'Формирование социокультурных ценностей у студентов в образовательном процессе вуза'

Формирование социокультурных ценностей у студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / STUDENTS / EDUCATION / HEALTH / SOCIAL AND CULTURAL VALUES / MORAL VALUES / INTERNAL AND EXTERNAL VALUES / SELF-REALIZATION / HUMAN VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хужин Р. А.

В статье представлены результаты исследования по формированию социокультурных ценностей у студентов, разработка которого в течение нескольких лет проводится автором. Формирование социокультурных ценностей в значительной степени зависит от состояния здоровья человека, что подтверждается результатами исследования внешних и внутренних факторов социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the students' social and cultural values in the educational process of universities

Forming the students' social and cultural values has been investigated. The author emphasizes it due to its dependency on the men's health. The results of the investigation of internal and external factors of social adaptation have been proven the dependency under study.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурных ценностей у студентов в образовательном процессе вуза»

УДК 316.4.051.62

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© Р. А. Хужин

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, 450074, ул.Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 68 98.

E-mail: Rashitkhuzin@rambler.ru

В статье представлены результаты исследования по формированию социокультурных ценностей у студентов, разработка которого в течение нескольких лет проводится автором. Формирование социокультурных ценностей в значительной степени зависит от состояния здоровья человека, что подтверждается результатами исследования внешних и внутренних факторов социальной адаптации.

Ключевые слова: студенты, образование, здоровье, социокультурные ценности,

нравственные ценности, внешние и внутренние факторы, самореализация, общечеловеческие

ценности.

В разные времена, в зависимости от своего социально-экономического и социокультурного состояния, общество выдвигало свои доминирующие требования к потенциалу личности, свои заказы на реализацию способностей человека. Менялись условия - менялись приоритеты, но фактически каждый раз происходила новая фильтрация имеющегося в обществе набора обобщенных человеческих способностей - организаторских, художественных, научных и т.д. У всех людей он разный и определяется интеллектуальными, психическими и прочими характеристиками, но задан этот компонент не социумом, а природой, и поэтому его распределение среди людей подчиняется только природным статистическим законам [1].

Кроме того, для самоактуализации необходимы ответственность и независимость в выборе и принятии решения. Это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. У каждого свое собственное призвание в жизни, которое формируется, развивается и требует своей реализации [2].

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн пишет, что "человек - это большая тема мировоззренческого плана и прежде всего этического порядка" [3]. Говоря о личности, С. Л. Рубинштейн полагает, что она определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, посредством которой они познают и изменяют мир - природу и общество. Личность, по его мнению, выступает "как воедино связанная совокупность внутренних усло-

вий, через которые преломляются все внешние воздействия" [3].

В этой связи стоит упомянуть о такой характеристике, как направленность личности. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "динамическая тенденция" (Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (Леонтьев), " доминирующее отношение" (Мясищев), " основная жизненная направленность" (Ананьев), "динамическая организация сущностных сил человека" (Прангишвили). Именно в этом свойстве выражаются цели, мотивы, субъективные отношения личности к различным сторонам действительности. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.

Отношения человека к основным сферам жизни: к миру, к другим людям, к самому себе - строятся и регулируются смысловыми образованиями, личностными ценностями. Последние являются осознанными и принятыми человеком общими смыслами его жизни. Некоторые отечественные ученые выделяют иерархию смысловой сферы личности, которая состоит из нескольких уровней. Нулевой - это прагматические, ситуационные смыслы, присущие всем людям. Первый уровень - эгоцентрический, в котором определяющим моментом является личная выгода, престижность, удобство и т. п. Второй уровень - группоцентрический. Определяющим смысловым моментом отношения к действительности является группа, с которой человек себя либо отождествляет, либо войти в которую стремится. Наконец, третий уровень определяется общественными, в своем высшем развитии обще-

человеческими смысловыми ориентациями и характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут благо другим людям, обществу, человечеству в целом [4].

Как отражаются факторы, определяющие человеческое развитие и самореализацию, в сознании молодежи? Что, с их точки зрения, означает состояться как личность? Как они оценивают материальные и социальные условия своего существования? Что представляется важным в их повседневной жизни? Удается ли полностью реализовать себя сегодня? Как они относятся к образованию и здоровью?

Эти и другие вопросы были заложены в основу анкеты, разработанной нами и направленной на изучение состояния и развития человеческого потенциала учащейся молодежи. Предмет анализа -потенциал молодого человека, который определяется, с одной стороны, его внутренними характеристиками (социальными, психологическими и личностными качествами, здоровьем), а с другой -теми внешними условиями, в которых оказывается этот человек и в которых он может реализовываться в большей или меньшей степени.

В исследовании приняло участие 180 студентов второго курса Уфимского государственного нефтяного технического университета. Средний возраст опрошенных - 19.1 года, юношей - 68.2%, девушек - 31.8%.

Анкета включает несколько видов вопросов. Первый вид был направлен на выявление фактической информации (пол, возраст, материальное положение, образование родителей) и субъективных оценок состояния здоровья, удовлетворенности жизнью и самореализации студентов. Второй - на выявление ценностных ориентаций студентов, их интересов, а также представлений о здоровье, образовании и других сферах жизни, а также на то, какую долю бюджета и времени (в процентах) испытуемые могут выделить для поддержания здоровья, дополнительного образования и досуга. Для изучения интересов будущей деятельности, целей получения высшего образования и факторов, влияющих на здоровье, студентам были предложены закрытые вопросы, отвечая на которые они выбирали несколько вариантов из предложенных. В конце студентам был предложен один открытый вопрос: "Что, по Вашему мнению, свойственно человеку, удовлетворенному своей жизнью?". Таким образом, выяснялись их представления об удовлетворенности жизнью и направления к достижению этой удовлетворенности. Отвечая на третий вид вопро-

сов, студенты оценивали по 5-балльной шкале наличие в себе таких качеств, как активность, замыслы, успешность, ответственность, самоуважение, настроение, оптимизм, любознательность, а также условия своей учебной деятельности (место и качество обучения, возможность реализации способностей, карьерного роста, общения с окружающими и т. д.).

В целом респонденты характеризуются довольно высокой самооценкой и положительным самовосприятием. Они высоко оценили (по 5балльной шкале) собственные самоуважение (4.2), наличие планов на будущее (4.1) и оптимизм (4.1), несколько ниже - успешность в делах (3.7), активность (3.9) и ответственность за свою жизнь (3.9). Корреляционный анализ выявил средние и довольно сильные связи оценок между собой (0.35 < г < 0.70). В наибольшей степени взаимосвязаны между собой такие качества, как оптимизм и хорошее настроение, ответственность и самоуважение, замыслы и успешность. Студенты, высоко оценившие свою ответственность, склонны уделять меньше внимания досугу и больше - поддержанию здоровья. Наличие планов и замыслов, а также высокая оценка успешности, взаимосвязаны с затратами на дополнительное образование. Высокие оценки некоторых качеств умеренно коррелируют с высокими оценками условий учебной деятельности. Т ак, учащиеся, обладающие замыслами и планами на будущее, более склонны высоко оценивать будущую специальность (г = 0.26), место учебы (г = 0.22), возможность реализации своих способностей (г = 0,27). Студенты с высокой степенью ответственности за свою жизнь чаще удовлетворены выбором будущей специальности, местом учебы, качеством обучения и возможностями карьерного роста.

Таким образом, большинство студентов (76.2%) в той или иной мере удовлетворены своей жизнью. Что же лежит в сознании за этим явлением? На какие признаки они ориентируются при определении свойств, присущих удовлетворенному жизнью человеку? Контент-анализ ответов респондентов на открытый вопрос " Что свойственно человеку, удовлетворенному своей жизнью?" позволил выделить следующие группы представлений, которые приведены в таблице 1.

Следует оговориться, что сумма разделяющих те или иные представления не составляет 100%, так как в ответе одного и того же респондента часто содержались признаки из разных смысловых групп. Например, ответ "высокий уровень образования, крепкое здоровье, дружная семья, хорошо оплачи-

Таблица 1

Представления студентов об удовлетворенности жизнью.

Г руппа представлений Варианты ответов % к числу обследованных

I. Позитивное эмоциональное состояние, связанное с хорошим здоровьем Радость, спокойствие, умиротворенность, хорошее настроение, бодрость 43.3

II. Положительное отношение к себе, окружающим, к жизни, связанное с хорошим здоровьем Доверие, гармония, уверенность в будущем, самоуважение, уверенность в себе, общительность 39.3

Ш. Оптимизм, связанный с хорошим здоровьем Оптимизм, вера в хорошее 14.4

IV. Активность, творчество, самореализация, связанная с хорошим здоровьем Активность, четкие ориентиры в жизни, целеустремленность, старание достичь вершин 8.7

V. Высокий социально-экономический статус, связанный с хорошим здоровьем Полный достаток, карьера, постоянная работа, успешность в делах, профессионализм 20.7

VI. Здоровье Здоровье 4.7

ваемая работа" можно отнести к трем группам: "высокий социально-экономический статус", "положительное отношение" и "здоровье", а такой ответ, как "достижение всего, чего хотел, полная гармония с собой, отличное материальное положение" - к группам: "активность", "положительное отношение" и "социально-экономический статус".

Данные таковы, что 5.3% студентов затруднились ответить на этот вопрос, а 4% считают, что удовлетворенных людей нет.

Наибольшее количество упоминаний (около трети) относится к позитивному эмоциональному состоянию, на втором месте - положительное отношение к себе, окружающим, к жизни и на третьем - высокий социально-экономический статус. Отрицательное отношение к удовлетворенности жизнью проявляется в ответах седьмой группы, которая занимает четвертое место среди представлений студентов. Формулировки в этом случае более определенные и однозначные. В них содержится и позитивный компонент. Осуждая удовлетворенного человека за равнодушие, безразличие, самодовольство, эти студенты не рассматривают такие качества как то, к чему следовало бы стремиться.

Около трети студентов считают, что для состоявшейся личности наиболее характерно иметь нравственные принципы и жить в соответствии с ними. Более четверти считают, что для становления личности главное - реализовать свои способности. На первый взгляд, материально обеспечивать себя и свою семью не настолько важно для студентов как то, что необходимо для реализации личности. Однако это утверждение большинством анкетируемых почти поровну распределено между 2-4 мес-

тами по значимости. Для половины студентов оно занимает первые три места по шкале приоритетов.

Представления о самореализации личности взаимосвязаны между собой. Корреляционный анализ показал наличие умеренных связей между представлением о том, что состояться как личность означает занять положение, дающее власть и деньги, и достичь высокого уровня профессионализма (г = 0.28), а также материально обеспечить себя и семью (г = 0.26). А видение личности через призму нравственных принципов коррелирует с представлением о том, что для ее реализации необходимо заниматься любимым делом (г = 0.23). Исходя из представлений о состоявшейся личности, студенты формируют свое понимание того, что значит быть образованным и культурным человеком. Так, те, кто считает, что для самореализации необходимо иметь высокий социально-экономический статус, рассматривают образованного человека как принадлежащего элитарному слою общества (г = 0.46). Те, у кого на первом месте нравственные принципы, более склонны считать, что образованный, культурный человек - это человек отзывчивый и восприимчивый к природе, людям. Респонденты, которым для самореализации личности необходимо достичь высокого уровня профессионализма, имеют тенденцию рассматривать образованного человека как принадлежащего к элите и имеющего высшее образование.

Здоровье, развитие и самореализация представляются взаимосвязанными, взаимовлияющими и взаимоопределяющими явлениями жизни человека. Здоровье - необходимое условие для развития и самореализации, и в то же время последние в значительной мере определяют уровень здоровья. По

данным обследования, студенты так оценили свое здоровье: очень хорошее - 12.6%; достаточно хорошее - 34.4%; нормальное - 35.1%; удовлетворительное - 14.6%; плохое - 3.3%.

По многочисленным литературным данным субъективные оценки здоровья на 75-80% совпадают с его объективным состоянием [5].

Анализ результатов показал наличие взаимосвязи между субъективными оценками здоровья и удовлетворенности жизнью (г = 0.31), а также здоровья и самореализации (г = 0.31). Оценка здоровья также слабо коррелирует с материальным достатком (г = 0.24). Среди представлений о том, что здоровье дает человеку, превалируют "жить полноценной жизнью" и "реализовать свои способности" -соответственно 36.2% и 24.0% обследованных поставили эти утверждения на первые места по шкале приоритетов.

Среди факторов, влияющих на здоровье, на первом месте оказались условия жизни, природная среда, на втором - усилия самого человека, на третьем - вредные привычки, т.е. образ жизни.

Таким образом, мнения респондентов разделились на две примерно равные группы: одни считают, что на здоровье в большей степени влияют внешние условия (качество медицинского обслуживания и условия жизни), другие - внутренние резервы самого человека, его собственные усилия и образ жизни.

В ответах на вопрос, что необходимо человеку, чтобы быть здоровым, большинство опрошенных на первое место поставили здоровый образ жизни, а также волю, веру в себя.

С точки зрения респондентов, материальный достаток, на первый взгляд, не имеет большого значения. Однако количество поставивших его на 3-5-е места на шкале приоритетов значительно. Это 54.1% опрошенных. 50.1% студентов считают, что наличие цели в жизни, творчество, работа если и не представляют первостепенного значения, то все же необходимы для поддержания здоровья.

Представления о здоровье взаимосвязаны с представлениями студентов о том, что такое состоявшаяся личность. Результаты корреляционного анализа выявили взаимосвязи между представлениями студентов о здоровье и условиях, необходимых для самореализации личности. Для тех, кто считает, что реализация способностей - это необходимый атрибут личности, в большей степени характерно рассматривать и здоровье в качестве условия, необходимого для развития и самореализации. Респонденты, выбравшие в качестве приоритета нравственные принципы среди качеств, опре-

деляющих личность, более склонны считать, что здоровье дает возможность положительно относиться к жизни, к себе. И наоборот, установлена умеренная обратная корреляционная связь (г =

0.28) между представлением о здоровье как о полноценной жизни и мнением о состоявшейся личности как человеке, занимающем положение, дающее деньги и власть. Полноценная жизнь для студентов не очень согласуется и с тем утверждением, что состояться как личность означает достичь высокого уровня профессионализма.

Выявилась тенденция среди тех, кто считает материальный достаток необходимым условием поддержания здоровья, рассматривать личность с позиции постижения высокого социально-экономического положения. Эти же респонденты считают, что состояться как личность означает обеспечить материально себя и свою семью (г = 0.32).

Как показывает практика, социализация и ин-культурация студентов находятся еще в самой активной фазе; у них не очень отчетливое представление о своей будущей реальной самостоятельной жизни - динамике социального статуса, профессиональной деятельности, семейной жизни. Размещение личностно-ориентированных ценностей в сравнительно новом жизненном пространстве у них еще далеко не окончательное. И уж подавно эти ценности весьма абстрактно сопрягаются с будущей самостоятельной жизнью (включая профессиональную деятельность). Так, например, реализация способностей как признак состоявшейся личности, с одной стороны, имеет самую высокую значимость для респондентов, а с другой - имеет какие бы то ни было корреляционные связи только с некоторыми аспектами их отношения к здоровью. Ценность высшего образования, профессионализм (и как ценность, и как признак культурного, образованного человека), материальная обеспеченность и даже возможность заниматься любимым делом (как признак состоявшейся личности) с реализацией способностей корреляционных связей не имеют. Кстати, и между собой перечисленные ценности и признаки не коррелируют.

Высокая оценка нравственного самосознания наблюдается на фоне слабых или статистически незначимых корреляционных связей со всеми другими человеческими качествами и жизненными ценностями, которые в той или иной постановочной форме упоминаются в анкете. Фактически есть только три корреляционные связи. Способность к нравственному выбору в сложных ситуациях как признак образованного, культурного человека находится в умеренной положительной связи с пони-

манием здоровья как условия полноценной жизни (г = 0.24) и в слабой отрицательной - с элитарной сутью образованного, культурного человека (г =

0.20.. А у наличия нравственных принципов (как условия самореализации) умеренная связь с возможностью заниматься любимым делом (г = 0.23). Сами же два "нравственных" ответа имеют между собой очень слабую связь (г = 0.19).

В заключении можно сделать выводы:

1. Анкетирование студентов показало наличие у них нескольких типов ценностных представлений, которые определяют состоявшуюся личность. Эти представления влияют на формирование той или иной направленности личности и характеризуются устойчивостью отношений к таким сферам жизни, как здоровье, самореализация, образование, социальный статус и материальное положение. В этом смысле формируется и отношение к образованию и здоровью. Образованный человек - это человек, принадлежащий к элитарному слою общества, а для поддержания здоровья необходим материальный достаток. Нравственная направленность формирует отношение к здоровью как к положительному своему образу и других людей. Образованному, культурному человеку при такой ориентации свойственно быть отзывчивым и восприимчивым к природе и другим людям. Направленность на реализацию способностей формирует представление о здоровье как о гармоничном развитии и условии, необходимом для самореализации.

2. Нравственность как базовое понятие общечеловеческих ценностей студентами воспринимается позитивно и на шкале личностных и социокультурных ценностей занимает приоритетное место, что, безусловно, отражает традиционную устойчивую ориентацию. Но для ее реального "вживления" в свою картину мира и для соотнесения ее с другими ценностями и личностными характеристиками у студентов, во-первых, не хватает опыта нравственного выбора в сложных ситуациях (готовность к которому они, тем не менее, отчетливо обозначили). А во-вторых, здесь сказывается, по-види-

мому, некоторый недостаток гуманитарной культуры, о котором мы говорили, обсуждая отношение респондентов к получению высшего образования.

3. Анализ результатов обследования подтвердил, что образование для опрошенных является в большей степени инструментальной, нежели терминальной ценностью. Тем не менее тот же анализ показал, что "терминальная составляющая" образования как ценности в сознании студентов все-таки присутствует - образование как признак образованного, культурного человека имеет для студентов достаточно широкий и осознанный смысл.

4. Обследованных студентов можно условно разделить на две примерно равные группы, которые определяются отношением респондентов к внешним и внутренним факторам, необходимым для обеспечения здоровья и самореализации. Для первой группы характерна позиция, что возможности в этих сферах жизни в большей степени зависят от внешних условий (качества медицинского обслуживания, условий окружающей среды, материального достатка, прав и т.п.). Ко второй группе относятся студенты, которые, принимая ответственность на себя, считают, что для обеспечения здоровья и самореализации необходимы их собственные усилия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маврина И. А. // Наука и школа. 2000. № 2. С. 52-58.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

3. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 307, 308.

4. Воспитание как социокультурный феномен: Всероссийская науч.-практич. конференция (2003, Москва). 24 апреля 2003 г. С. 69-71.

5. Дербенев Д. П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. С. 81.

Поступила в редакцию 18.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.