Научная статья на тему 'Характеристика качества жизни студентов высших образовательных учреждений'

Характеристика качества жизни студентов высших образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пустовалова Л.И., Дюдюн Т.Ю., Буданова Е.И.

По результатам комплексного обследования студентов высших образовательных учреждений построена иерархия жизненных ценностей и дана характеристика факторов качества их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика качества жизни студентов высших образовательных учреждений»

УДК 330.356

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.И. Пустовалова, Т.Ю. Дюдюн, Е.И. Буданова

CHARACTERIZATION OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF HIGNER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

L.I. Pustovalova, T.Yu. Dudun, I.E. Budanova

Аннотация. По результатам комплексного обследования студентов высших образовательных учреждений построена иерархия жизненных ценностей и дана характеристика факторов качества их жизни.

Ключевые слова: ценностные ориентации, удовлетворенность жизнью, жизненные ценности, компонентный состав, качество жизни.

Abstract. According to the results of a comprehensive survey of students of higher educational institutions constructed a hierarchy of life values and the characteristic factors of the quality of their lives.

Keywords: value orientation, life satisfaction, life values, component composition, quality of life.

Обучение в высшей школе на современном этапе является сложным процессом, требующим огромных затрат внутренней энергии, физических усилий и эмоциональной устойчивости молодых людей. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни [2]. При поступлении в высшее учебное заведение у студентов происходит сложный процесс изменения прежнего жизненного стереотипа и выработка нового. Усложняются структура и условия учебного процесса, увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования [1]. Этот процесс происходит в условиях значительных социально-бытовых и психологических изменений условий жизни молодых людей. Существенными особенностями труда студентов являются не только напряженная умственная работа, связанная с нервно-мышечным напряжением, но и гиподинамия, которые оказывают неблагоприятное воздействие на их состояние здоровья. Одной из характеристик, которая позволяет оценить различные

стороны жизни студенческой молодежи, является качество жизни (далее: КЖ) - сложная и противоречивая категория, охватывающая духовные и культурные ценности личности, удовлетворенность жизнью, социальными отношениями и окружающей средой, психическое и физическое здоровье [4]. Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 % определяется его образом жизни, весьма важным в оценке КЖ студентов является изучение показателей, характеризующих отношение молодых людей к своему здоровью, места здоровья в системе их жизненных ценностей, медицинской грамотности, наличия вредных привычек, стрессов, неблагоприятных экологических факторов, социально-экономического положения студентов [3].

В основу исследования положено изучение выборочным методом качества жизни студентов 1-4 курса Чеховского филиала Московского финансово-юридического университета (МФЮА), Московского областного гуманитарного института (МОГИ), Серпуховского филиала Российского государственного социального университета (РГСУ), Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС). Средний возраст студентов на момент обследования составил (19,1 ± 1,2) лет.

В качестве методики исследования использовалась специально разработанная анкета определения КЖ. Вопросы анкеты касались оценок уровня жизни, учебно-профессиональных отношений, состояния здоровья и самочувствия студентов и членов их семей, социальной защищенности, духовности, отношения к здоровому образу жизни и вредным привычкам, экологическому состоянию региона, в котором расположен вуз. Опросник предварялся инструкцией по его заполнению. При ответе на вопросы студенты должны были оценить свое отношение к определенному событию или состоянию от 1 (минимальная оценка) до 7 (максимальная оценка) баллов.

На момент обследования состояли в браке 12,2 % студентов. Анализ анкет показал, что значительная масса студентов (37,9 %) прибыла в вуз из районного центра. Большинство студентов (38,4 %) воспитывались в полной семье из трех человек. Особое значение имели ответы на вопросы о правильности выбора вуза, специальности, профессии. В исследовании выявлено положительное отношение к выбранной специальности у большинства респондентов (88,2 %), в целом позитивно оценены престижность профессии и перспективы дальнейшей работы (72,3 %).

Студенты высоко оценили удовлетворенность своей жизнью (5,1 ± 0,1 балл). Вместе с тем в исследовании установлен средний уровень удовлетворенности материальным положением (4,2 ± 0,2 балла), характер и качество питания оценены молодыми людьми выше средних величин (5,1 ± 0,1 балл). Большая часть студентов (49,7 %), дающих высокую оценку качеству своей жизни, материальные условия оценивают достаточно высоко.

Поступление в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, рождает надежду на интересную жизнь. Вместе с тем на втором-третьем курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности и профессии. В исследовании выявлено положительное отношение к выбранной специальности у большинства респондентов, в целом позитивно оценены престижность профессии и перспективы дальнейшей работы.

В течение пяти лет студенты не менее шести часов ежедневно проводят в университетских аудиториях, поэтому удовлетворенность условиями учебы играет важную роль в формировании КЖ. Подавляющее большинство студентов оценили условия учебы и ее организацию в вузе как хорошие и удовлетворительные (87,2 %). При оценке динамики работоспособности на протяжении учебного дня ее показатель увеличивается от первого курса (4,2 балла) к четвертому (6,3 балла). По всей вероятности, это можно объяснить более высокой учебной нагрузкой первокурсников по сравнению со студентами четвертого курса, где в учебном процессе в большей степени представлены специализированные предметы, направленные на подготовку будущих специалистов, а также незаконченным формированием психологической адаптации студентов первого курса в период перехода от школьного образования к вузовскому.

При изучении влияния эффективности обучения на формирование оценки КЖ выявлены существенные связи между успеваемостью студентов и степенью удовлетворенности жизнью ф < 0,05). Обращает на себя внимание тот факт, что студенты, оценивающие свое КЖ как низкое, указывают на несоответствие своей успеваемости собственным способностям (24,3 %). Это может указывать на достаточно большое значение, придаваемое молодыми людьми качеству профессиональной подготовки.

Важным аспектом условий жизни является характеристика качества питания студентов. Большинство респондентов дали высокую

оценку своему питанию. При сопоставлении степени удовлетворенности жизнью и основных продуктов рациона питания студентов можно выявить некоторые закономерности. Это свидетельствует о том, что очень высокая и очень низкая оценка КЖ в определенной мере связана с качеством питания. Для респондентов со средней степенью удовлетворенности жизнью, характерен большой разброс положительных ответов.

Исследования показали, что на КЖ студентов оказывают также и межличностные отношения в группе, и взаимоотношения с преподавателями. При сравнении показателей успеваемости молодых людей и оценок качества их жизни выявлено, что высокие оценки удовлетворенности КЖ определяются благоприятными взаимоотношениями в группе. Как показали результаты исследования, студенты, имеющие высокие показатели профессиональной мотивации, высокую веру в профессиональную перспективу, имели достаточно хорошие взаимоотношения с преподавателями и межличностные отношения в группе, они были наиболее социально активны.

Одной из важнейших потребностей личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении духовных и материальных потребностей. Данные различных исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студента связано, прежде всего, с развитием его духовных потребностей в соответствии с требованиями обучения в вузе и будущей профессии [2]. Составляющие духовной сферы студентов включали такие показатели, как информированность (своевременность доведения информации, необходимой для успешного обучения), участие их в культурно-массовой работе и удовлетворенность досугом, а также отношение к религии. Средние оценки удовлетворенности досугом были несколько выше средних величин (5,6 балла).

Доля лиц, считающих себя верующими, в последние годы значительно возросла [1]. Среди студентов отношение к религии в основном положительное (71 %), негативное (менее 7 %). Экологическое состояние региона студенты оценили низко, но это не вполне соответствует действительности. Можно полагать, что здесь проявилась экологизация мышления молодежи и осознание важности охраны окружающей среды в жизнедеятельности человека.

Оценки удовлетворенности студентов вузов КЖ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценки удовлетворенности студентов вузов качеством жизни ^ ± m)

Показатель удовлетворенности студентов МФЮА МОГИ РГСУ РГУТиС

Удовлетворенность решением социально-экономических проблем студентов в стране 5,0±0,2 5,1±0,2 5,3±0,1 5,3±0,1

Оценка профессиональных перспектив 5,3±0,1 5,1±0,1 5,0±0,2 5,2±0,2

Оценка взаимоотношений с преподавателями 5,2±0,2 5,5±0,1 5,3±0,1 5,4±0,2

Удовлетворенность досугом 5,6±0,2 5,6±0,1 5,4±0,2 5,5±0,1

Оценка физической подготовленности 3,8 ±0,1 3,5±0,1 3,7±0,2 3,6±0,2

Удовлетворенность питанием 5,3±0,1 5,0±0,2 5,2±0,2 5,4±0,2

Оценка работоспособности в течение дня 5,5±0,2 5,8±0,1 5,0±0,2 5,4±0,1

Оценка экологического состояния региона 4,4±0,1 4,0±0,2 4,2±0,2 4,9±0,1

Обобщенная оценка качества жизни 5,0±0,1 5,0±0,2 4,9±0,1 5,1±0,2

В основе образования жизненных ценностей лежат потребности, которые являются источником активности, первопричиной поведения человека. Предположено, что удовлетворенность жизнью студентами будет определяться реализацией выявленных в исследовании основных жизненных ценностей. Респонденты высоко оценили удовлетворенность жизнью. Это может свидетельствовать об оптимистичном восприятии ими действительности, а также о формировании опыта, более взвешенных оценок жизненных возможностей и перспектив у лиц старшего возраста и вполне согласуется с оценками качества жизни молодых людей, полученных другими исследователями [5].

Самыми значимыми жизненными ценностями для студентов в порядке убывания явились: профессиональный рост, материальный достаток, семья, состояние здоровья, физическая активность и др. В иерархии ценностей здоровье стоит на четвертом месте. При этом под сознательным пониманием важности здоровья и необходимости здорового образа жизни далеко не всегда стоят какие-либо действия по его реализации. И это, на наш взгляд, насущная проблема, ко-

торую необходимо решать в ближайшее время. Возможно, такое расхождение между представлениями и реальными действиями можно объяснить, с одной стороны, односторонним, недостаточно дифференцированным взглядом на здоровый образ жизни, а с другой - принципы здорового образа жизни редко становятся руководством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека. В то же время сохранение здоровья как мотив деятельности возникает чаще всего в период зрелости, когда у человека обнаруживается множество заболеваний. Поэтому необходима разработка специальных форм обучения здоровому образу жизни, которые позволяют расширить представления о нем, сделать внешние знания внутренними потребностями.

Таблица 2

Иерархия основных факторов, составляющих состояние здоровья

Факторы, составляющие состояние здоровья Балл Ранг

Здоровый образ жизни 2,61 1

Рациональное питание 4,12 2

Уровень жизни, материальный достаток 4,40 3

Условия труда 4,72 4

Экологическое состояние среды 4,99 5

Организация медицинского обеспечения 5,19 7

Физическая активность 5,04 6

Врожденные особенности наследственность 5,27 8

Другое 8,73 9

В табл. 2 представлены основные факторы, обусловливающие состояние здоровья студентов. Среди них ведущее место занимают здоровый образ жизни, рациональное питание, уровень жизни, материальный достаток и условия учебной деятельности. Меньшее влияние оказывают экологическое состояние среды, физическая активность, организация медицинского обеспечения, врожденные особенности и наследственность.

Результаты ранжирования положительного влияния физической подготовленности на показатели жизнедеятельности студентов представлены в табл. 3. По мнению обследуемых, повседневная физическая активность улучшает состояние здоровья, повышает

переносимость стресса, способствует повышению успеваемости, преодолению жизненных трудностей и переносимости физических нагрузок. На такие показатели, как настроение и общение со сверстниками ее влияние было оценено как менее значимое.

Таблица 3

Оценки влияния физической подготовленности на показатели жизнедеятельности студентов ^ ± m)

Факторы физической подготовленности МФЮА МОГИ РГСУ РГУТиС

Состояние здоровья 3,2± 0,2 3,1± 0,1 3,3± 0,2 3,4± 0,1

Переносимость стресса 3,4± 0,1 3,2± 0,1 3,3± 0,1 3,4± 0,1

Успеваемость 4,3± 0,1 4,2± 0,1 4,3± 0,2 4,2± 0,1

Преодоление жизненных трудностей 4,5± 0,2 4,5± 0,2 4,4± 0,1 4,3± 0,2

Переносимость физических нагрузок 4,5± 0,2 4,6± 0,2 4,5± 0,2 4,3± 0,1

Настроение 4,8± 0,2 4,8± 0,2 4,7± 0,2 4,9± 0,2

Общение со сверстниками 5,7± 0,1 5,8± 0,1 5,6± 0,1 5,5± 0,1

Другое 8,2± 0,2 8,0± 0,2 8,1± 0,2 8,3± 0,1

Большинство опрошенных студентов (более 50 %) занимаются спортом только на занятиях по физической подготовке. Хотя физпод-готовленность студенты оценили достаточно высоко, при этом субъективные оценки не всегда соответствовали действительности, это может свидетельствовать о недостаточном понимании молодыми людьми роли физической активности в поддержании высокой успеваемости.

Обследуемые лица достаточно высоко оценили характер семейных отношений. В семьях с низкими оценками удовлетворенности от приема алкоголя (78,1 %) определяется более терпимое отношение к вредным привычкам самих испытуемых, высокая самооценка здоровья респондентами. Средние оценки времени, которое уделяется в семье здоровому образу жизни, составили (4,7 ± 0,3), что может говорить о направленности членов семьи на здоровьес-берегающее поведение. Это подтверждается высокими оценками состояния здоровья членов семьи, отрицательным отношением в семье к алкоголю.

При изучении влияния эффективности обучения на формирование оценки КЖ выявлены существенные связи между успеваемо-

стью студентов и степенью удовлетворенности жизнью. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты, оценивающие свое КЖ как низкое, указывают на несоответствие своей успеваемости собственным способностям. Это может указывать на достаточно большое значение, придаваемое молодыми людьми качеству профессиональной подготовки. При изучении влияния экзаменационного стресса на показатели эмоционального состояния студентов оказалось, что большинство респондентов не прибегают к приему успокаивающих медикаментов в период экзаменационной сессии, за исключением студентов первого курса (5,9 %). Это можно расценить как свидетельство их недостаточной информированности об экзаменационных требованиях, неуверенностью в собственных способностях и большей опытностью старшекурсников.

Проведенный корреляционный анализ оценок успеваемости и структурных компонентов КЖ показал, что положительное влияние на успеваемость обследованных студентов оказывают: положительная профессиональная мотивация (г = 0,62), удовлетворенность материальным положением (г = 0,61), физическая подготовленность (г = 0,51); отрицательное - неудовлетворительные отношения с преподавателями (г = -0,26), оценка количества употребляемых спиртных напитков в семье (г = -0,58). Представленные коэффициенты корреляции значимы на уровне не менее р < 0,01.

Проведенные исследования показали, что у обследованных студентов выявлены достаточно высокие показатели удовлетворенности жизнью. Вместе с этим следует отметить, что 18,8 % студентов отмечают неудовлетворенность результатами своей учебы, 23,7 % -низкую удовлетворенность характером питания. К сожалению, такие показатели были получены и в других социально-популяционных группах населения страны [5]. Вместе с тем КЖ и удовлетворенность ею во многом определяется самим человеком, и в первую очередь его отношением к себе, готовностью к профессиональному и личностному совершенствованию, умением принимать решения и брать на себя ответственность, то есть его социально-психологической зрелостью. А это является в первую очередь «продуктом» воспитания молодых людей. Поэтому одним из путей решения возникающих социально-педагогических проблем является формирование у молодежи (прежде всего в период профессионального обучения) адекватных

ценностных ориентации, психологической компетентности, устойчивой установки (мотивации) на выработку здоровьесберегающего поведения к учебе и семейной жизни, самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Библиографический список

1. Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С., Маликов Н.С. Качество жизни: вопросы теории и практики. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2000.

2. Евдокимов В.И., Есауленко Е.И., Губина О.И. Качество жизни: оценка и системный анализ. Воронеж: Истоки, 2009.

3. Субетто А.И. Квалиметрия жизни. СПБ. Астерион, 2002.

4. Ушаков И.Б., Соколова Н.В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария. 2007. № 2.

5. Фесенко В.В. Профилактическая медицина и здоровый образ жизни в Вооруженных силах // Военно-медицинский журн. 2004. № 1; 2007. № 7.

Л.И. Пустовалова

заместитель директора по учебно-методической работе Чеховского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: Pystovalova.L.@mfua.ru

Т.Ю. Дюдюн

кандидат экономических наук

доцент кафедры управления сервисными технологиями Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Подольск Московской области E-mail: Dyudyun74@mail.ru

Е.И. Буданова

кандидат медицинских наук, доцент

доцент кафедры психологии, педагогики и профессионального образования Московского областного гуманитарного института, г. Подольск Московской области E-mail: erkina_elna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.