Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному языку'

Формирование социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / КЕЙС / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грамма Д.В., Филистова Н.Ю.

В статье раскрывается сущность и компонентный состав социокультурной компетенции студентов ВУЗа. Автор приводит точки зрения разных авторов, обосновывает необходимость формирования данной компетенции у студентов ВУЗа. Автором проведена опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному (английскому) языку, описаны этапы исследования, представлена разработка комплекса занятий по формированию социокультурной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному языку»

Формирование социокультурной компетенции студентов вуза при обучении иностранному языку

Грамма Дарья Викторовна

к.филол.н., БУ ВО "Сургутский государственный университет", кафедра иностранных языков, cattaro@yandex.ru

Филистова Наталья Юрьевна

к.филол.н., доцент, кафедра лингвистики и переводоведения, БУ ВО «Сургутский государственный университет», nataliafilis-tova@yandex.ru

В статье раскрывается сущность и компонентный состав социокультурной компетенции студентов ВУЗа. Автор приводит точки зрения разных авторов, обосновывает необходимость формирования данной компетенции у студентов ВУЗа. Автором проведена опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному (английскому) языку, описаны этапы исследования, представлена разработка комплекса занятий по формированию социокультурной компетенции студентов. Ключевые слова: компетенция, социокультурная компетенция, социокультурный опыт, кейс, проблемное обучение, коммуникативная ситуация.

В 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» М. Стобарт сформулировал интегрированные ключевые компетенции для европейских учащихся:

1) политические и социальные компетенции (способность к принятию решений и несению за них ответственности, к разрешению конфликтных ситуаций и функционированию в государственных институтах);

2) межкультурные компетенции (прививают уважение друг к другу и к людям других культур, религий; препятствуют возникновению враждебности и расизма, ксенофобии, готовят к жизни в многокультурном обществе);

3) коммуникативные компетенции (отвечают за взаимодействие в общественной жизни, способность к пониманию и общению, знание нескольких иностранных языков);

4) информационно-технологические компетенции (владение современными технологиями, способность к отбору информации и критическому отношению к рекламе и материалам СМИ);

5) профессиональная компетенция (способность к непрерывному обучению в рамках своей профессии) [1, с. 134-139].

Таким образом, ключевые компетенции универсальны по применимости и специфичны по характеру. Компоненты ключевых компетенций отвечают за формирование различных умений, независимы друг от друга и одновременно кумулятивны, так как направлены на становление компетентной разносторонней личности. Сам процесс формирования ключевых компетенций происходит на протяжении всей жизни человека. Становление компетенции происходит в трехкомпонентной системе: формальное образование (в учреждениях образования), неформальное образование (самообразование) и внеформальное образование (социальный опыт и взаимодействие с окружающей средой) [2, с. 4-6].

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

сч

01 Z

Обучение иностранному языку студентов ВУЗА в рамках компетентностного подхода предполагает овладение профессиональной компетентностью, реализовать которую обучающийся сможет в дальнейшем в преподавательской, переводческой, дипломатической и профессиональных сферах [3, с. 153-156].

Исследованиями социокультурной компетенции и различных ее аспектов занимаются такие ученые, как Т.Н. Астафурова, Е.И. Воробьева, М.А. Богатырева, Е.А. Жежера, М.М. Меркулова, Н.Г. Муравьева, И.А. Зимняя, И.К. Ярцева, Н. Н. Сергеева и др. В зарубежной практике исследованием социокультурной компетенции в рамках коммуникативной направленности занимались M. Cavanaugh, S.R.. Cotten, B. Wilson, U.K. Essays, A. Maleki, W. Littlewood, V. Ngaboyera, S. Saleh, S. Shimotsu-Dariol, D.H. Mansson, S. A. Myers [4, c. 310].

Актуальность исследований связана с поставленной на государственном уровне задачей подготовки выпускников, обладающих сформированной профессиональной компетентностью, способных к интеграции в мировое научное сообщество и мобильности в современных экономических, социальных, культурных условиях, являющихся носителями высокого уровня культуры и транслирующих социокультурные компетенции в сферу международного сотрудничества; готовых к диалогу культур, межкультурной коммуникации. Повышение требований к уровню социокультурной компетенции выпускников связано и с другой не менее важной задачей - разработкой научно-методического комплекса, обеспечивающего формирование социокультурной компетенции в системе подготовки выпускников.

Согласно Е.А. Жежера, социокультурная компетенция представляет собой взаимосвязь теоретической и практической подготовки к социокультурной деятельности, отражающую не только знаниевую, но и поведенческую, рефлексивную составляющие, а также личностные характеристики [5, с. 115].

И.А. Зимняя под социокультурной компетенцией понимает «способность и готовность применять комплекс социокультурных знаний о национальной специфике своей страны и страны изучаемого языка в процессе профессиональной деятельности, проявляя при этом такие профессионально-важные качества, как коммуникабельность, эмпа-тичность, толерантность» [6, с. 45].

Мнение Н.Г. Муравьевой аналогично Е.А. Жежера, в состав социокультурной компетенции автор добавляет способность и готовность личности к взаимодействию с другими людьми, использованию имеющегося и накоплению нового смыслового опыта, разнообразных информационных ресурсов для осуществления коммуникативной деятельности [6, с. 46].

Таким образом, сущность социокультурной компетенции определяется интегративностью нескольких компонентов:

- теоретическим знаниевым компонентом: наличием устойчивых знаний о культуре страны изу-

чаемого языка, традициях, обычаях и быте, нормах и правилах социального поведения;

- практическим компонентом: умением реали-зовывать в процессе общения полученные знания; выступать полноправным участником межкультурной коммуникации, действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в заданной поликультурной среде;

- ценностно-смысловым компонентом: способностью транслировать традиции, обычаи и ценности национальной культуры, выступать ее субъектом и носителем;

- социально-диалоговым компонентом, во многом связанным с ценностной характеристикой личности и основанном на способности к выявлению общего и различного в двух или нескольких социо-культурах, к анализу данных сходств/различий и формированию активного диалогового мышления.

Учитывая представленные определения и выявленные дифференциальные признаки, можно сформулировать следующее определение: социокультурная компетенция - это интегративная характеристика личности, проявляющаяся в овладении объемом социокультурных знаний, умении действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в данной культурной среде, готовности и способности вести равноправный межкультурный диалог [7, с. 134-135]. Способность предполагает наличие необходимых социокультурных знаний о национальных традициях, как своей страны, так и страны-участника диалога, а готовность указывает на состояние включенности в межкультурное общение, умение и желание использовать вербальные и невербальные средства общения. В связи с этим, равноправный межкультурный диалог предполагает определенные ценностные ориентации личности, в том числе толерантность, коммуникабельность, стремление к конструктивному диалогу, уважение чужой культуры.

Согласно И.А. Зимней, социокультурная компетенция включает когнитивный (знания), мотиваци-онный (готовность к коммуникативному взаимодействию), ценностно-смысловой (ценностное отношение к содержанию знаний), поведенческий компоненты (опыт коммуникации в различных ситуациях общения) [6, с. 46].

Согласно И.К. Ярцевой, в состав социокультурной компетенции входит когнитивный (знание своей культуры и культуры изучаемого языка), аксиологический (ценностное отношение к культуре), личностно-операционный (способность к общению с представителями другой культуры), оценочно-рефлексивный (самооценка и контроль) [5, с. 116].

Н.Г. Муравьева включает в состав социокультурной компетенции три компонента: когнитивно-информационный, смыслообразующе-

аксиологический, коммуникативно-деятельностный [6, с. 45].

На основе компонентной компетенции, предложенной И.А. Зимней, И.К. Ярцевой, Н.Г. Муравьевой, выстраивается структура социокультурной компетенции.

Исходя из проведенной содержательной характеристики социокультурной компетенции и предложенного определения, следует выделить следующие структурные компоненты:

1) когнитивный (знания о своей культуре и культуре страны изучаемого языка);

2) коммуникативно-деятельностный (умение использовать социокультурные знания в межкультурном общении; владение вербальными и невербальными средствами как компенсаторными механизмами; креативность, самостоятельность);

3) ценностно-смысловой (представление о ценностях своей и чужой культуры, трансляция ценностных установок личности, которая проявляется в толерантности, терпимости, взаимопонимании);

4) социально-диалоговый (нацеленность на двустороннее общение, применение поведенческих установок, принятых в данном социуме, умение организовать диалог культур) [6, с. 47].

Таким образом, формирование социокультурной компетенции при обучении иностранному языку должно происходить при последовательном освоении данных компонентов. Предполагается знакомство с национальной иноязычной культурой и такими коммуникативно значимыми компонентами, как принятые в обществе образцы поведения, ситуативно уместные речевые формулы, исторически заложенное отношение к государству, семейные ценности, традиционные праздники и бытовые реалии, обращение к старшим и детям, литература и искусство и др. Полученные теоретические знания должны реализовываться в дальнейшем в процессе коммуникации с носителями иноязычной культуры [8, с. 40-43]. Очевидно, что знания о культуре страны изучаемого языка учащийся будет воспринимать через призму собственной культуры методом сопоставления, соответственно будет проведена их оценка на основании сравнения с реалиями собственной культуры, выработано определенное личностное (субъективное) отношение к фактам культуры и лишь на последнем этапе происходит понимание, принятие (реже - непринятие) и готовность к использованию. В тот момент, когда учащийся на основе сопоставления родной и чужой культуры увидит возможность культурного обмена, отметит схожие черты или креативно переработает достижения чужой культуры методами собственной, рождается диалог культур.

Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции студентов ВУЗа при обучении иностранному (английскому) языку осуществлялось на трех этапах:

- первый этап - проведение диагностики уровня сформированности социокультурной компетенции;

- второй этап исследования - разработка и проведение комплекса занятий по формированию социокультурной компетенции;

- третий этап - анализ результативности проведенного комплекса занятий.

Базой исследования послужил Сургутский государственный университет. Была сформирована группа студентов: 50 человек 1 курса, обучающих-

ся по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

Для определения уровня сформированности социокультурной компетенции обучаемых проведены следующие методики, задачей которых было выявление исходного уровня социокультурных знаний: а) письменный тест на английском языке (объем и содержание словарного запаса); б) тест на английском языке «Культура и искусство Великобритании» (29 вопросов); в) беседа - диалог по теме «Что я знаю о Великобритании» (свободный диалог на любую тему).

По итогам первичной диагностики были получены следующие результаты.

Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики уровня сформированности социокультурной компетенции студентов.

Таким образом, согласно проведенному исследованию общий уровень сформированности социокультурной компетенции составил: высокий уровень - у 20% студентов, средний уровень - у 40% и низкий уровень - у 40% студентов.

Наибольшие трудности у студентов возникли в ходе беседы - диалога: обучающимся было сложно сориентироваться в той или иной коммуникативной ситуации, они с трудом подбирали слова и реплики, часто переспрашивали вопрос собеседника, задавали однотипные вопросы. Таким образом, целесообразным является разработать и провести комплекс занятий по формированию социокультурной компетенции при обучении диалогической речи на английском языке, что позволить улучшить социокультурные знания студентов, сформировать устойчивые речевые умения, направленные на коммуникативное взаимодействие с собеседником.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс занятий по формированию социокультурной компетенции студентов продолжительностью 1 семестр.

Комплекс занятий включал в себя следующие тематики согласно календарно-тематическому плану: «Living in the city, in the countryside», «Environment», «Nature», «Rest», « Journey», « Activity and health».

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

0

сч

сч

01 Z

Используемые методы и приемы:

- проблемные: ситуации по решению экологических проблем, связанные с планированием поездки в страну изучаемого языка и т.д.;

- коммуникативные ситуации, например: What important details need to be considered when planning a trip abroad? Describe the preparation of the route by members of the group. Arrange in a group, what sights you visit London, make a list and itinerary;

- кейсы, направленные на последовательное освоение операций ознакомление - понимание -применение - анализ - синтез - оценка, например: «Что лучше: жизнь в городе или в сельской местности?», включающий социальный опрос на тему «Which is better: life in the city or in the countryside?», сравнение преимуществ и недостатков жизни в городе и в сельской местности в России и Великобритании, обсуждение видеофильма «Life in the city or in the countryside» - на Интернет-ресурсе Youtube;

- проблемные задачи по теме «Environment», например, задача «Assess the level of pollution»: обучаемые получают статистику по выбросам в окружающую среду, сточным водам, количеству мусора на свалках по определенному городу, статистику по состоянию окружающей среды по городам Великобритании, распределяют самостоятельно задачи, осуществляя работу в группах.

Для формирования и развития социокультурной компетенции нами использован ресурс TEDed по темам «Healthy lifestyle», «Healthy nutrition», «Emotional and physical health», посредством которой реализованы следующие формы и методы обучения:

- составление вопросов к видео открытого или закрытого характера, а также подсказок для обучающихся;

- проведение дискуссии: страница обсуждения видео организована по принципу древовидного веб-форума, в котором участники могли оценить высказывания друг друга, указать, к кому они обращаются, создать свои темы для обсуждения;

- создание дополнительного описания видео в виде текста или ссылок для дальнейшего обсуждения в группе.

Возможности данной платформы позволяет развивать два вида мотивации: самомотивация способствует совершенствованию знаний и практическому освоению лингвострановедческого материала, мотивация формируется и повышается посредством демонстрации того, что учащийся может понять и освоить английский язык, воспринимая информацию непосредственно от носителей языка.

Сущность формирования социокультурной компетенции заключается в изучении иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов ВУЗа.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов исследуемой группы.

Повторная диагностика осуществлялась по тем же методикам с включением изученного учебного материала.

I Пе р RL?. НД Я ДИЛ ГНС П rtrt-Л ■ Псетори^й дна ГНОСТИКА

Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня сформирован-ности социокультурной компетенции студентов

Согласно проведенному исследованию в исследуемой группе наблюдается положительная динамика.

Таким образом, представленный комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции целесообразно использовать при обучении диалогической речи на английском языке. Итоги проведенной работы указывают на повышение социокультурных знании" студентов, повышение мотивации учебной деятельности студентов в ходе изучения английского языка, отношения обучающихся и преподавателя стали основываться на позиции сотрудничества (особенно при совместной обсуждении плана выполнения задании".

Литература

1. Мартынов, В. Г. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов виртуальной среде профессиональной деятельности / В. Г. Мартынов, П. В. Пятибратов, В. С. Шейнбаум // Высшее образование сегодня. - 2016.

- №5. - С. 4-8.

2. Сергеева, Н. Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модуль и методика развития / Н. Н. Сергеева // Педагогическое образование в России.

— 2016. — № 6. — С. 147-150.

3. Миноранская, Н.С. Активные методы обучения как средство формирования высокой компетентности специалиста / Н. С. Миноранская [и др.] // Мед. образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 1. - С. 153-156.

4. Shimotsu-Dariol, S., Mansson, D.H., & Myers., S. A. (2012). Students' Academic Competitiveness and Their Involvement in the Learning Process. Communication Research Reports, 29, P. 310-319.

5. Джолдошева, А.Б. Организация самостоятельной работы студентов как средство формирования профессиональных компетенций / А.Б. Джолдошева, Ч.Д. Аджиева, М.К. Асаналиев // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы XI Междунар. науч.-практ.

конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (11). - С. 115-119.

6. Блинов, А. О. Интерактивные методы обучения в магистратуре / А. О. Блинов, О. С. Рудакова // Alma mater. - 2014. - № 4. - С. 45-48.

7. Макаренко, О. В. Интерактивные образовательные технологии в вузе / О. В. Макаренко // Высшее образование в России. - 2015. - № 10. -С. 134-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Калинковская С. Б. Модель интерактивного учебного процесса в образовательной системе высшей школы / С. Б. Калиновская // Alma mater. -2015. - № 4. - С. 40-43.

Sociocultural competence formation of university students in

teaching a foreign language Gramma D.V., Filistova N.Yu.

Surgut State University

The article reveals the essence and component composition of the sociocultural competence of university students. The author cites the points of view of different authors, justifies the need for the formation of this competence among university students. The author carried out experimental work on the formation of sociocultural competence of university students in teaching a foreign (English) language, describes the stages of the study, and presents the development of a complex of classes on the formation of sociocultural competence of students. Key words: competence, sociocultural competence, sociocultural experience, case study, problem-based learning, communicative situation.

References

1. Martynov, V. G. The development of innovative educational tech-

nology of teaching students a virtual environment of professional activity / V. G. Martynov, P. V. Pyatibratov, V. S. Shein-baum // Higher education today. - 2016. - №5. - p. 4-8.

2. Sergeeva, N. N. Foreign-language communicative competence in

the sphere of professional activity: module and method of development / N. N. Sergeeva // Pedagogical education in Russia.

- 2016. - № 6. - p. 147-150.

3. Minoran, N.S. Active teaching methods as a means of forming a

high competence of a specialist / N. S. Minoranskaya [et al.] // Med. education and professional development. - 2016. - № 1. -p. 153-156.

4. Shimotsu-Dariol, S., Mansson, D.H., & Myers., S. A. (2012). Stu-

dents' Academic Competitiveness and Their Involvement in the Learning Process. Communication Research Reports, 29, p. 310-319.

5. Dzholdosheva, A.B. Organization of independent work of students as a means of forming professional competencies / A. B. Dzholdosheva, C.D. Adzhieva, M.K. Asanaliev // Priority directions of development of science and education: materials of the XI Intern. scientific-practical conf. (Cheboksary, Nov. 27, 2016). In 2 t. T. 1 / redkol .: O.N. Shirokov [et al.] - Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2016. - № 4 (11). - p. 115-119.

6. Blinov, A.O. Interactive teaching methods in magistracy / AO

Blinov, O.S. Rudakova // Alma mater. - 2014. - № 4. - p. 45-48.

7. Makarenko, O. V. Interactive educational technologies in high

school / O. V. Makarenko // Higher education in Russia. - 2015.

- № 10. - p. 134-139.

8. Kalinkovskaya S. B. A model of interactive educational process in

the educational system of higher school / S. B. Kalinovskaya // Alma mater. - 2015. - № 4. - p. 40-43.

о

о

и

n

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

О

X

£

m

О

X

О

m

О

Dl

n

А

ы

о

и

А

X

X

m

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.