Научная статья на тему 'Формирование социальных компентентностей посредством экономической науки'

Формирование социальных компентентностей посредством экономической науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / SOCIAL COMPETENCE / ECONOMIC SCIENCE / PROCESSES OF FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарёв В. В.

В статье обосновавается авторская позиция о возможностях экономической науки в формировании социальных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чекмарёв В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL KOMPENTENTNOSTEY THROUGH ECONOMICS

In this paper the authors position obosnovavaetsya about the possibilities of economic science in the formation of social competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компентентностей посредством экономической науки»

УДК 330

Чекмарев В. В.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕНТЕНТНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ*

В статье обосновавается авторская позиция о возможностях экономической науки в формировании социальных компетентностей.

Ключевые слова.социальные компетентности,экономическая наука,процессы формирования компетентностей.

Ежегодно власть заявляет о решительной поддержке малого и среднего бизнеса и принимает законы в его защиту. Сами же предприниматели уже ни во что не верят, говорят, что власть глуха к их проблемам, и просят оставить бизнес в покое.

В сентябре прошлого года Правительство РФ представило Минэкономразвития РФ прогноз социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы. В частности в прогнозе есть такие цифры: к 2012 году количество россиян, желающих открыть свой бизнес, составит 10%, что сравняет Россию по данному показателю с Европой и превысит сегодняшний уровень в четыре раза. Этот невиданный всплеск позволит увеличить долю продукции малых и средних предприятий в общем объеме ВВП до 29%. На подобный рост планируется потратить 0,2% федерального бюджета. Цифры впечатляют. Однако насколько такой прогноз близок к реальностям костромского региона?

Что такое костромской малый и средний бизнес? Обратимся к официальной статистике. По данным департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, в регионе в настоящее время работают 27 229 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 1 107 - малые предприятия, 6317 - микропредприятия. 83 -средние предприятия и 19 722 индивидуальных предпринимателя. Общее количество сотрудников, занятых на предприятиях МСБ, составляет 1 10,2 тысячи человек. Характерной чертой Костромского региона является создание предприятий в непроизводственной сфере экономики. Производства открывают единицы. Сегодня доля оптовой и розничной торговли в общей

отраслевой структуре региона занимает 55%. обрабатывающих производств - 23%, строительство - 11%, оказание услуг населению - 11%. При этом доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, ежегодно растет. И в 2010 году составила порядка 13%. что на 9,2% больше уровня 2008 года. А это означает, что костромские предприниматели, несмотря на все проблемы и посткризисные проявления, довольно успешно работают и развиваются, наращивая долю своей продукции в общем объеме ВРП.

По итогам 2010 года по основным экономическим показателям Костромская область вошла в десятку лидеров регионов России. По росту инвестиций в основной капитал малых предприятий регион занимает шестое место по России. А по показателям роста числа граждан, занятых на предприятиях малого бизнеса, и росту объемов оборота малых предприятий - второе место. Кстати, в целом по России наблюдается снижение этих показателей в сравнении с прошлым годом.

Менталитет чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты, а мелкий бизнес ему просто неинтересен, - это далеко не все препятствия, которые мешают динамичному развитию малого бизнеса в регионе. Одной из серьезных проблем предприниматели называют отсутствие нормального режима кредитования. Банкиры готовы давать кредиты, но все упирается в финансовые риски. Понятно, что статистика, согласно которой из десяти зарегистрированных малых предприятий через полгода выживает только пять, изменению ситуации не способствует.

Другой фактор риска - угнетающая налоговая политика правительства РФ. До 1 января

* Статья подготовлена в рамках выполнения темплана Минобрнауки «Системное исследование взаимосвязей инновационной и предпринимательской деятельности университета и его конкурентноспособности в замкнутом субфедеральном пространстве»

2011 года бизнес платил 14% от фонда заработной платы. И этот показатель его устраивал. Он укладывался в ситуацию с учетом кризиса, конкуренции, уровня рентабельности производств, торговли и прочее. Этот процент позволил многим работодателям вывести зарплату из «тени». И сегодня, когда уровень начислений на зарплату для предприятий, работающих на упрощенке, вырос в 2,4 раза, ситуация возвращается.

В свое время, еще будучи Президентом РФ, премьер-министр Владимир Путин, подчеркивая значимость предпринимательства, предложил давать «медаль за личное мужество» всем, кто открывает новое дело и регистрирует предприятия. Несомненно, развитие рыночной инфраструктуры, освоение сфер производства, переработки, услуг, венчурных технологий -это тот колоссальный экономический потенциал, который может реализовать только активный, свободный, динамичный малый бизнес. Судя по прогнозу Минэкономразвития. это понимает и нынешняя власть, которая придает этой задаче первостепенное значение. В том числе и региональные власти.

Реально ли сегодня открыть новое дело? Какая помощь оказывается начинающим бизнесменам? Какие программы поддержки работают в Костромском регионе? И способствуют ли они сохранению и увеличению субъектов МСБ? По данным департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, за последние четыре года количество малых предприятий, включая микробизнес, увеличивалось с завидной регулярностью. Если в 2007 году таких предприятий функционировало 4 599, то в 2010 году - 7 424. Увеличению доли «малышей» в регионе способствовала программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке груда Костромской области. За время ее реализации субсидии на создание собственного бизнеса получили 1 444 безработных граждан Костромского региона, состоявших на учете в центрах занятости. Основными видами деятельности вновь созданных субъектов малого предпринимательства стали: розничная торговля, оказание платных услуг, производство всех видов продукции, грузоперевозки и др. «В целом эта программа улучшила общую картину в регионе. Однако это не развитие предпринимательства в широком смысле этого слова. Она не даст необходимого прироста. Да, это

люди, которые хотят себя чем-то занять, могут себя содержать и умеют что-то делать. У них хорошая самоорганизация и им не надо подсказывать, что делать. Но их нельзя отнести к касте малого и среднего предпринимательства, потому как последние - это, прежде всего, предприятия до 500 человек. Они выступают в роли работодателя. И порой спрос с малого и среднего бизнеса бывает жестче, нежели с крупного предприятия. Потому что они здесь, рядом, а не за забором или в какой-то глухой деревне»

Тем не менее в Костромском регионе начинающих предпринимателей на произвол судьбы не бросают, а помогают, чем могут. Меры поддержки - от обучения по специально разработанным для них программам до получения субсидий на открытие собственного дела и передачи в аренду помещений в бизнес-инкубаторе на льготной основе. Особое внимание в 2009-2010 годах оказывалось поддержке малых инновационных предприятий, создаваемых на базе вузов. В Костромском регионе передовиком в создании малых инновационных предприятий является Костромской государственный технологический университет. В 2009 году на его базе было создано девять таких предприятий, деятельность которых будет направлена на строительство спортивных и туристских (прогулочных) судов, проведение технического контроля, испытаний и анализа, обработку металлов и нанесение покрытий на металлы, проведение научных исследований. Поддержку этим пред-прияшям планируется осуществлять путем предоставления им субсидий на приобретение необходимых для использования в своей деятельности основных средств.

В целом развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание со стороны администрации Костромской области. Поддержка МСБ осуществляется в рамках областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 годы. Ее финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета и привлекаемых на конкурсной основе средств из федерального бюджета. Так, в 2009 году на реализацию программы израсходовано 47,8 млн рублей, в том числе средств федерального бюджета - 42,5 млн. В 2010 году 76,5 млн рублей, из которых федеральные средства - 58,3 млн рублей. В прошлом году эти

деньги были направлены на создание Г арантий-ного фонда развития предпринимательства Костромской области, предоставление субсидий начинающим предпринимателям на открытие собственного дела. предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов МСБ, связанных с технологическим подключением к объектам электросетевого снабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт. и содействие развитию молодежного предпринимательства.

Кроме того, на 1 апреля 2011 года во всех муниципальных районах области разработаны и функционируют местные программы развития малого и среднего предпринимательства. Однако в силу различных причин эти программы финансируются лишь в нескольких муниципалитетах. В других - поддержка носит лишь информационно-разъяснительный характер.

Кстати областной целевой программой развития субъектов МСБ определены и приоритетные направления развития предпринимательства в Костромском регионе. Они выглядят следующим образом. Приоритетом для региона является, в первую очередь, инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции, а также оказание бытовых услуг населению, производство всех видов продукции, переработка сельскохозяйственной продукции, заготовка и производство лесо- и пиломатериалов, строительство и т. д. Сектор сельского хозяйства и ЖКХ стоят на последних: 17-м и 18-м местах.

Так насколько прогноз социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012--2013 годы Минэкономразвития России близок к реалиям Костромского региона? Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области смотрит на экономику с оптимизмом. И заявляет, что прогноз близок к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства Костромской области. При этом по оперативным данным рост доли продукции МСБ в общем объеме ВР11 к 2013 году составит порядка 30%.

Однако нельзя не отметить, что атмосфера в бизнес-среде сегодня сложная. Предприятия не живут, а выживают и выжидают. И так будет еще долгое время, так как сама среда очень разрознена: если предприниматели и собираются па каких-то площадках, то только для того, чтобы быть в курсе событий, получить информацию, потом

что больше ее негде взять, а не для того, чтобы сделать что-то сообща. И здесь возникает вопрос о соотнесении профессионализма и компетенции.

Компетентность-способность выполнять особые виды деятельности и работ в зависимости от поставленных задач и проблемных ситуаций эффективно (на основе квалификационных характеристик и учёта требований локальных потребностей рынков труда) в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой и гибкой реакцией на динамику обстоятельств и среды.

Напомню, что профессионал - это человек, который в совершенстве владеет предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, операциями, выполняемыми качественно. Это человек, который демонстрирует готовность (мотивированную способность) выполнять основные операции на уровне нормы; которому присущи такие свойства, как ответственность, организованность, целеустремленность; для которого характерна адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. Однако профессионализм - это всего лишь один из компонентов компетентности, - под которой понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста для выполнения деятелъсти в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя компетентный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность - это ситуативная , поскольку выражается в конкретных проблемных ситуациях.

Компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности. Поэтому проявление компетентности оценивается на основе сформированной совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и поведенческих психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях. Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней.

Эффективность любой деятельности зависит не только от знаний специалиста и степени владения им приемами данной деятельности, она обусловлена также личностными особенностями -устойчивой системой отношений к окружающему миру и самому себе, способностью осознавать свои эмоции и эмоции другого, умением

управлять ими и на этой основе строить свое взаимодействие, т.е. уровнем развития эмоционального интеллекта»

Вопрос о парадигмальном пространстве базового образования актуален и чрезвычайно важен в период глубинного переосмысления основ образовательного процесса и поиска путей его реформирования. Базовое образование, ответственное, по замыслу, за формирование мировоззренческой компоненты интеллекта, составляет существо, смысл и качество образования как социального явления. Именно по этой причине проблемы организации образовательных процессов, замешанные на понятиях компетенции и компетентности, подлежат пристальному вниманию, прежде всего, в области базового образования. Индивид, компетентный в области фундаментальных наук, будет подготовлен для углубления специализации в областях прикладных наук с сохранением и дальнейшим развитием компетенций.

Сегодня принято истолковывать «компетенцию» как понятие, синтезирующееся на стыке понятий, характеризующих, с одной стороны, состояние психики индивида (знание), а с другой - указание на определенную область действительности (что знает индивид) [3]. «Компетентность» истолковывается как понятие, производное от «компетенции», обозначающее характеристику социально значимой деятельности на основе компетенции (умение) [3]. В суждениях такого рода проявляется внешний, описательный образ понятия, почти не касающийся его содержания и не затрагивающий его корней, генетики.

Обратимся к корням: competentia - 1) согласованность частей, соразмерность, симметрия; 2) сочетание, связь. Этимологический анализ термина способствует акцентированию внимания на то, что «компетентность» указывает на целостность и связность неких элементов, имеющих отношение к тому, о чем идет речь. В образовательном процессе эти элементы имеют отношение к объекту (предмету) познания в модусе его познавания; они суть различные характеристики познаваемого, представленные посредством высказываний. Таким образом, «компетенция» есть обозначение связности, соразмерности и согласованности высказываний об актуализируемом объекте, процессе, явлении или - в более широком обозрении - в пределах некоей области знания.

В культуре постановки образовательных процессов принято предлагать учащимся сведения о предмете науки в статусе научной информации в формах демонстраций, проблем, моделей и констант. Такая «четырехмерная» совокупность форм представления научной информации предложена в онтогенетическом подходе [1]. Эта совокупность форм интегрируется в понятие «знания». Образовательная практика не наделяет означенные формы представления знаний равной популярностью. Наиболее часто используются модели и константы, они совместно со специальными дидактическими разработками образуют содержание учебной дисциплины. Однако в какой бы форме ни предлагались учащимся знания, они не гарантируют им целостного восприятия картины мира. Связность информации, целостность миропонимания достигается лишь в условиях понимания, т.е. через понятия. Таким образом, трактовка компетенции в культурной среде «образование» может быть представлена так: компетенция - это характеристика вербализованного образа какой-либо части реальности, присущего индивиду, и отражающая целостность образа подобно целостности отражаемой действительности, благодаря понятийной структуре образа.

Есть два пути подведения учащихся к понятиям: индуктивный и дедуктивный. В образовательной практике используются оба. Однако нельзя утверждать, что оба они популярны. Преобладает индуктивный как повторяющий путь, которым идут первооткрыватели. Тем не менее нет сомнения в том, что для любой учебной дисциплины, характеризующейся наличием системы понятий, возможно культивирование дедуктивного продвижения в предметность изучаемой дисциплины. Основа такого культивирования - система понятий науки, явленная учащимся в какой-либо форме целостно. Как вариант реализации дедуктивного введения учащихся в предметность изучаемой науки предложен онтогенетический метод (ОГМ) описания предмета учебной дисциплины [1].

Применение ОГМ в образовательной практике не может возникнуть спонтанно. Проектировать учебный курс и осуществлять учебные взаимодействия в стиле онтогенетического подхода готов лишь тот преподаватель, который поставил себя в позицию познающего предмет науки,

освободившись от осознания себя знающим и «передающим знания». Такая трансформация возможна, и для ее осуществления созданы и методические и технологические разработки, и методологические рекомендации, и философские основания [2].

Актуализируемые в настоящее время трактовки компетенции и компетентности порождаются тем, что принято называть «духом времени» и что реализуется зачастую в форме требований, предъявляемых к постановке образовательного процесса: «Компетентность есть личностная характеристика, совокупность интери-оризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности» [3]. Как видно, сопоставление трактовок компетенции из этого источника с выведенной от категории «понятие» обнаруживает сходство по месту приложения характеристики «компетенция». Обе трактовки согласуются в том, что компетентность есть характеристика некоей отвлеченности, которая порождается в процессе отражения того, что познается, тем, кто познает. Можно утверждать, таким образом, что трактовки идентичны по существу, но различаются по форме и это закономерно, ибо порождены мышлениями, противоположно направленными. Традиционное педагогическое мышление «подступает» к явлению (в данном случае к процессу познавания) снаружи, вооружившись вопросами: «Как научить?», «Как сделать процесс познавания в образовании более эффективным?»; порождает требования к участникам образовательного процесса. Онтогенетическое мышление «подступает» к процессу познавания, пытаясь увидеть и понять его изнутри; оно вооружается вопросами: «Что есть предмет учебной дисциплины?», «Что есть учащийся?», «Что есть процесс познавания?» и в результате приходит не к требованиям, а к следствиям естественного процесса познавания, процесса, организованного без грубого нарушения законов природы.

Вышеотмеченное в той или иной мере даёт ответ на вопрос о соотнесении профессио

нализма и компетентности. Более того становится возможным вести речь о формировании социальных компетентностей. И здесь у нас появляется возможность продуцировать тренд формирования социальных компетентностей посредством экономической науки.

Какие же проблемы экономической науки возможны к рассмотрению с целью формирования социальных компетентностей? Не субординируя обозначим их. В первую очередь это проблемы общественного развития. Как отличить «прогресс» от «регресса» и «застой» от «ускорения» с точки зрения развития общества. Достаточно ли экономических критериев для оценки общественного развития. Экономическое развитие и развитие общества: есть ли противоречие. Экономика и хозяйство: два взгляда или две сущности. Управление развитием: что можно, что нужно, а чего нельзя. Демократия и развитие. Свобода и модернизация. Модернизация: цель или средство. Субъектность и бессубъ-ектность: факторы развития и регресса. Можно ли остановить прогресс. Является ли сложившаяся архитектура мировой финансовой системы фактором всеобщего развития.

Приведённый перечень проблем далеко не полный, но он является достаточной иллюстрацией возможностей экономической науки в формировании социальных компетентностей. А без них, как было показано в начале настоящей статьи развитие малого и среднего бизнеса вряд ли будет осуществляться в необходимом формате.

Библиографический список

1. Карякин Ю. В. Образование как процесс // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2008. - № 9. -С. 23-29.

2. Карякин Ю. В. Природосообразная модель образования // Alma mater (Вестник высшей школы). -2008. - № 4. - С. 37-45.

3. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М. : Издательство Московского университета, 1988.

4. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - URL: http:// www.ncstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.