УДК 330
Чекмарев В. В.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕНТЕНТНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ*
В статье обосновавается авторская позиция о возможностях экономической науки в формировании социальных компетентностей.
Ключевые слова.социальные компетентности,экономическая наука,процессы формирования компетентностей.
Ежегодно власть заявляет о решительной поддержке малого и среднего бизнеса и принимает законы в его защиту. Сами же предприниматели уже ни во что не верят, говорят, что власть глуха к их проблемам, и просят оставить бизнес в покое.
В сентябре прошлого года Правительство РФ представило Минэкономразвития РФ прогноз социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы. В частности в прогнозе есть такие цифры: к 2012 году количество россиян, желающих открыть свой бизнес, составит 10%, что сравняет Россию по данному показателю с Европой и превысит сегодняшний уровень в четыре раза. Этот невиданный всплеск позволит увеличить долю продукции малых и средних предприятий в общем объеме ВВП до 29%. На подобный рост планируется потратить 0,2% федерального бюджета. Цифры впечатляют. Однако насколько такой прогноз близок к реальностям костромского региона?
Что такое костромской малый и средний бизнес? Обратимся к официальной статистике. По данным департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, в регионе в настоящее время работают 27 229 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 1 107 - малые предприятия, 6317 - микропредприятия. 83 -средние предприятия и 19 722 индивидуальных предпринимателя. Общее количество сотрудников, занятых на предприятиях МСБ, составляет 1 10,2 тысячи человек. Характерной чертой Костромского региона является создание предприятий в непроизводственной сфере экономики. Производства открывают единицы. Сегодня доля оптовой и розничной торговли в общей
отраслевой структуре региона занимает 55%. обрабатывающих производств - 23%, строительство - 11%, оказание услуг населению - 11%. При этом доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, ежегодно растет. И в 2010 году составила порядка 13%. что на 9,2% больше уровня 2008 года. А это означает, что костромские предприниматели, несмотря на все проблемы и посткризисные проявления, довольно успешно работают и развиваются, наращивая долю своей продукции в общем объеме ВРП.
По итогам 2010 года по основным экономическим показателям Костромская область вошла в десятку лидеров регионов России. По росту инвестиций в основной капитал малых предприятий регион занимает шестое место по России. А по показателям роста числа граждан, занятых на предприятиях малого бизнеса, и росту объемов оборота малых предприятий - второе место. Кстати, в целом по России наблюдается снижение этих показателей в сравнении с прошлым годом.
Менталитет чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты, а мелкий бизнес ему просто неинтересен, - это далеко не все препятствия, которые мешают динамичному развитию малого бизнеса в регионе. Одной из серьезных проблем предприниматели называют отсутствие нормального режима кредитования. Банкиры готовы давать кредиты, но все упирается в финансовые риски. Понятно, что статистика, согласно которой из десяти зарегистрированных малых предприятий через полгода выживает только пять, изменению ситуации не способствует.
Другой фактор риска - угнетающая налоговая политика правительства РФ. До 1 января
* Статья подготовлена в рамках выполнения темплана Минобрнауки «Системное исследование взаимосвязей инновационной и предпринимательской деятельности университета и его конкурентноспособности в замкнутом субфедеральном пространстве»
2011 года бизнес платил 14% от фонда заработной платы. И этот показатель его устраивал. Он укладывался в ситуацию с учетом кризиса, конкуренции, уровня рентабельности производств, торговли и прочее. Этот процент позволил многим работодателям вывести зарплату из «тени». И сегодня, когда уровень начислений на зарплату для предприятий, работающих на упрощенке, вырос в 2,4 раза, ситуация возвращается.
В свое время, еще будучи Президентом РФ, премьер-министр Владимир Путин, подчеркивая значимость предпринимательства, предложил давать «медаль за личное мужество» всем, кто открывает новое дело и регистрирует предприятия. Несомненно, развитие рыночной инфраструктуры, освоение сфер производства, переработки, услуг, венчурных технологий -это тот колоссальный экономический потенциал, который может реализовать только активный, свободный, динамичный малый бизнес. Судя по прогнозу Минэкономразвития. это понимает и нынешняя власть, которая придает этой задаче первостепенное значение. В том числе и региональные власти.
Реально ли сегодня открыть новое дело? Какая помощь оказывается начинающим бизнесменам? Какие программы поддержки работают в Костромском регионе? И способствуют ли они сохранению и увеличению субъектов МСБ? По данным департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, за последние четыре года количество малых предприятий, включая микробизнес, увеличивалось с завидной регулярностью. Если в 2007 году таких предприятий функционировало 4 599, то в 2010 году - 7 424. Увеличению доли «малышей» в регионе способствовала программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке груда Костромской области. За время ее реализации субсидии на создание собственного бизнеса получили 1 444 безработных граждан Костромского региона, состоявших на учете в центрах занятости. Основными видами деятельности вновь созданных субъектов малого предпринимательства стали: розничная торговля, оказание платных услуг, производство всех видов продукции, грузоперевозки и др. «В целом эта программа улучшила общую картину в регионе. Однако это не развитие предпринимательства в широком смысле этого слова. Она не даст необходимого прироста. Да, это
люди, которые хотят себя чем-то занять, могут себя содержать и умеют что-то делать. У них хорошая самоорганизация и им не надо подсказывать, что делать. Но их нельзя отнести к касте малого и среднего предпринимательства, потому как последние - это, прежде всего, предприятия до 500 человек. Они выступают в роли работодателя. И порой спрос с малого и среднего бизнеса бывает жестче, нежели с крупного предприятия. Потому что они здесь, рядом, а не за забором или в какой-то глухой деревне»
Тем не менее в Костромском регионе начинающих предпринимателей на произвол судьбы не бросают, а помогают, чем могут. Меры поддержки - от обучения по специально разработанным для них программам до получения субсидий на открытие собственного дела и передачи в аренду помещений в бизнес-инкубаторе на льготной основе. Особое внимание в 2009-2010 годах оказывалось поддержке малых инновационных предприятий, создаваемых на базе вузов. В Костромском регионе передовиком в создании малых инновационных предприятий является Костромской государственный технологический университет. В 2009 году на его базе было создано девять таких предприятий, деятельность которых будет направлена на строительство спортивных и туристских (прогулочных) судов, проведение технического контроля, испытаний и анализа, обработку металлов и нанесение покрытий на металлы, проведение научных исследований. Поддержку этим пред-прияшям планируется осуществлять путем предоставления им субсидий на приобретение необходимых для использования в своей деятельности основных средств.
В целом развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание со стороны администрации Костромской области. Поддержка МСБ осуществляется в рамках областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 годы. Ее финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета и привлекаемых на конкурсной основе средств из федерального бюджета. Так, в 2009 году на реализацию программы израсходовано 47,8 млн рублей, в том числе средств федерального бюджета - 42,5 млн. В 2010 году 76,5 млн рублей, из которых федеральные средства - 58,3 млн рублей. В прошлом году эти
деньги были направлены на создание Г арантий-ного фонда развития предпринимательства Костромской области, предоставление субсидий начинающим предпринимателям на открытие собственного дела. предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов МСБ, связанных с технологическим подключением к объектам электросетевого снабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт. и содействие развитию молодежного предпринимательства.
Кроме того, на 1 апреля 2011 года во всех муниципальных районах области разработаны и функционируют местные программы развития малого и среднего предпринимательства. Однако в силу различных причин эти программы финансируются лишь в нескольких муниципалитетах. В других - поддержка носит лишь информационно-разъяснительный характер.
Кстати областной целевой программой развития субъектов МСБ определены и приоритетные направления развития предпринимательства в Костромском регионе. Они выглядят следующим образом. Приоритетом для региона является, в первую очередь, инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции, а также оказание бытовых услуг населению, производство всех видов продукции, переработка сельскохозяйственной продукции, заготовка и производство лесо- и пиломатериалов, строительство и т. д. Сектор сельского хозяйства и ЖКХ стоят на последних: 17-м и 18-м местах.
Так насколько прогноз социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012--2013 годы Минэкономразвития России близок к реалиям Костромского региона? Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области смотрит на экономику с оптимизмом. И заявляет, что прогноз близок к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства Костромской области. При этом по оперативным данным рост доли продукции МСБ в общем объеме ВР11 к 2013 году составит порядка 30%.
Однако нельзя не отметить, что атмосфера в бизнес-среде сегодня сложная. Предприятия не живут, а выживают и выжидают. И так будет еще долгое время, так как сама среда очень разрознена: если предприниматели и собираются па каких-то площадках, то только для того, чтобы быть в курсе событий, получить информацию, потом
что больше ее негде взять, а не для того, чтобы сделать что-то сообща. И здесь возникает вопрос о соотнесении профессионализма и компетенции.
Компетентность-способность выполнять особые виды деятельности и работ в зависимости от поставленных задач и проблемных ситуаций эффективно (на основе квалификационных характеристик и учёта требований локальных потребностей рынков труда) в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой и гибкой реакцией на динамику обстоятельств и среды.
Напомню, что профессионал - это человек, который в совершенстве владеет предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, операциями, выполняемыми качественно. Это человек, который демонстрирует готовность (мотивированную способность) выполнять основные операции на уровне нормы; которому присущи такие свойства, как ответственность, организованность, целеустремленность; для которого характерна адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. Однако профессионализм - это всего лишь один из компонентов компетентности, - под которой понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста для выполнения деятелъсти в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя компетентный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность - это ситуативная , поскольку выражается в конкретных проблемных ситуациях.
Компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности. Поэтому проявление компетентности оценивается на основе сформированной совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и поведенческих психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях. Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней.
Эффективность любой деятельности зависит не только от знаний специалиста и степени владения им приемами данной деятельности, она обусловлена также личностными особенностями -устойчивой системой отношений к окружающему миру и самому себе, способностью осознавать свои эмоции и эмоции другого, умением
управлять ими и на этой основе строить свое взаимодействие, т.е. уровнем развития эмоционального интеллекта»
Вопрос о парадигмальном пространстве базового образования актуален и чрезвычайно важен в период глубинного переосмысления основ образовательного процесса и поиска путей его реформирования. Базовое образование, ответственное, по замыслу, за формирование мировоззренческой компоненты интеллекта, составляет существо, смысл и качество образования как социального явления. Именно по этой причине проблемы организации образовательных процессов, замешанные на понятиях компетенции и компетентности, подлежат пристальному вниманию, прежде всего, в области базового образования. Индивид, компетентный в области фундаментальных наук, будет подготовлен для углубления специализации в областях прикладных наук с сохранением и дальнейшим развитием компетенций.
Сегодня принято истолковывать «компетенцию» как понятие, синтезирующееся на стыке понятий, характеризующих, с одной стороны, состояние психики индивида (знание), а с другой - указание на определенную область действительности (что знает индивид) [3]. «Компетентность» истолковывается как понятие, производное от «компетенции», обозначающее характеристику социально значимой деятельности на основе компетенции (умение) [3]. В суждениях такого рода проявляется внешний, описательный образ понятия, почти не касающийся его содержания и не затрагивающий его корней, генетики.
Обратимся к корням: competentia - 1) согласованность частей, соразмерность, симметрия; 2) сочетание, связь. Этимологический анализ термина способствует акцентированию внимания на то, что «компетентность» указывает на целостность и связность неких элементов, имеющих отношение к тому, о чем идет речь. В образовательном процессе эти элементы имеют отношение к объекту (предмету) познания в модусе его познавания; они суть различные характеристики познаваемого, представленные посредством высказываний. Таким образом, «компетенция» есть обозначение связности, соразмерности и согласованности высказываний об актуализируемом объекте, процессе, явлении или - в более широком обозрении - в пределах некоей области знания.
В культуре постановки образовательных процессов принято предлагать учащимся сведения о предмете науки в статусе научной информации в формах демонстраций, проблем, моделей и констант. Такая «четырехмерная» совокупность форм представления научной информации предложена в онтогенетическом подходе [1]. Эта совокупность форм интегрируется в понятие «знания». Образовательная практика не наделяет означенные формы представления знаний равной популярностью. Наиболее часто используются модели и константы, они совместно со специальными дидактическими разработками образуют содержание учебной дисциплины. Однако в какой бы форме ни предлагались учащимся знания, они не гарантируют им целостного восприятия картины мира. Связность информации, целостность миропонимания достигается лишь в условиях понимания, т.е. через понятия. Таким образом, трактовка компетенции в культурной среде «образование» может быть представлена так: компетенция - это характеристика вербализованного образа какой-либо части реальности, присущего индивиду, и отражающая целостность образа подобно целостности отражаемой действительности, благодаря понятийной структуре образа.
Есть два пути подведения учащихся к понятиям: индуктивный и дедуктивный. В образовательной практике используются оба. Однако нельзя утверждать, что оба они популярны. Преобладает индуктивный как повторяющий путь, которым идут первооткрыватели. Тем не менее нет сомнения в том, что для любой учебной дисциплины, характеризующейся наличием системы понятий, возможно культивирование дедуктивного продвижения в предметность изучаемой дисциплины. Основа такого культивирования - система понятий науки, явленная учащимся в какой-либо форме целостно. Как вариант реализации дедуктивного введения учащихся в предметность изучаемой науки предложен онтогенетический метод (ОГМ) описания предмета учебной дисциплины [1].
Применение ОГМ в образовательной практике не может возникнуть спонтанно. Проектировать учебный курс и осуществлять учебные взаимодействия в стиле онтогенетического подхода готов лишь тот преподаватель, который поставил себя в позицию познающего предмет науки,
освободившись от осознания себя знающим и «передающим знания». Такая трансформация возможна, и для ее осуществления созданы и методические и технологические разработки, и методологические рекомендации, и философские основания [2].
Актуализируемые в настоящее время трактовки компетенции и компетентности порождаются тем, что принято называть «духом времени» и что реализуется зачастую в форме требований, предъявляемых к постановке образовательного процесса: «Компетентность есть личностная характеристика, совокупность интери-оризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности» [3]. Как видно, сопоставление трактовок компетенции из этого источника с выведенной от категории «понятие» обнаруживает сходство по месту приложения характеристики «компетенция». Обе трактовки согласуются в том, что компетентность есть характеристика некоей отвлеченности, которая порождается в процессе отражения того, что познается, тем, кто познает. Можно утверждать, таким образом, что трактовки идентичны по существу, но различаются по форме и это закономерно, ибо порождены мышлениями, противоположно направленными. Традиционное педагогическое мышление «подступает» к явлению (в данном случае к процессу познавания) снаружи, вооружившись вопросами: «Как научить?», «Как сделать процесс познавания в образовании более эффективным?»; порождает требования к участникам образовательного процесса. Онтогенетическое мышление «подступает» к процессу познавания, пытаясь увидеть и понять его изнутри; оно вооружается вопросами: «Что есть предмет учебной дисциплины?», «Что есть учащийся?», «Что есть процесс познавания?» и в результате приходит не к требованиям, а к следствиям естественного процесса познавания, процесса, организованного без грубого нарушения законов природы.
Вышеотмеченное в той или иной мере даёт ответ на вопрос о соотнесении профессио
нализма и компетентности. Более того становится возможным вести речь о формировании социальных компетентностей. И здесь у нас появляется возможность продуцировать тренд формирования социальных компетентностей посредством экономической науки.
Какие же проблемы экономической науки возможны к рассмотрению с целью формирования социальных компетентностей? Не субординируя обозначим их. В первую очередь это проблемы общественного развития. Как отличить «прогресс» от «регресса» и «застой» от «ускорения» с точки зрения развития общества. Достаточно ли экономических критериев для оценки общественного развития. Экономическое развитие и развитие общества: есть ли противоречие. Экономика и хозяйство: два взгляда или две сущности. Управление развитием: что можно, что нужно, а чего нельзя. Демократия и развитие. Свобода и модернизация. Модернизация: цель или средство. Субъектность и бессубъ-ектность: факторы развития и регресса. Можно ли остановить прогресс. Является ли сложившаяся архитектура мировой финансовой системы фактором всеобщего развития.
Приведённый перечень проблем далеко не полный, но он является достаточной иллюстрацией возможностей экономической науки в формировании социальных компетентностей. А без них, как было показано в начале настоящей статьи развитие малого и среднего бизнеса вряд ли будет осуществляться в необходимом формате.
Библиографический список
1. Карякин Ю. В. Образование как процесс // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2008. - № 9. -С. 23-29.
2. Карякин Ю. В. Природосообразная модель образования // Alma mater (Вестник высшей школы). -2008. - № 4. - С. 37-45.
3. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М. : Издательство Московского университета, 1988.
4. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - URL: http:// www.ncstu.ru