ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ПАТРИОТИЗМА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
С.С. Синютин
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-1, Москва, Россия, 117198
В статье описывается опыт реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» в ходе обучения студентов в рамках курса «Отечественная история» на технических факультетах Российского университета дружбы народов в последние годы. Автором представлены конкретные предложения по совершенствованию воспитательного процесса в российских вузах.
Известно, что мудрость истории заключается не только в том, что она воссоздает картину мира во всем многообразии, но еще и утверждает важнейшее положение, что ни одно поколение не начинает с нуля. Более того, каждое из них вступают в свою жизнь, усвоив в той или иной степени опыт прошлого. Неслучайно еще Плутарх называл историю «наставницей жизни». А непридуманный ее драматизм, живые и яркие события всегда оказывали самое благотворное влияние на людей, особенно молодежь. В этом отношении поучителен опыт Великой Отечественной войны, когда важнейшим фактором актуализации духовного потенциала была историческая память. С первых дней войны огромное значение придавалось пропаганде боевых и трудовых традиций народа и армии, раскрытию и показу через все средства идеологической и организаторской работы опыта героической борьбы за свободу и независимость против различных агрессоров. Любопытно и то, что еще задолго до завершения Второй мировой войны в различных центрах мира делались прогнозы на будущее, формулировались уроки и выводы. В том числе в центре внимания были и духовные истоки Великой Победы русского народа. Неслучайно, что многие страны, как победители, так и побежденные, использовали наш опыт патриотического воспитания.
И сегодня героика и романтика так же увлекает молодежь. Вопрос заключается в том, как наиболее эффективно, с учетом особенностей и вызовов XXI в., формировать у нее духовно-нравственные качества, прежде всего чувство любви к своему Отечеству, готовности, если того потребует обстановка, выступить на защиту Родины. Эта задача актуальна и для высших учебных заведений страны.
Важнейшие установки в этой области сформулированы в Законе Российской Федерации «Об образовании», который определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». А его организационное и содержательное наполнение определяет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы».
Осмысливая проделанную работу последних лет по реализации этих документов в рамках изучения курса «Отечественная История» на факультетах инженерного, физико-математических и естественных наук РУДН, считаем целесообразным обменяться опытом и проблемами в решении, на наш взгляд, наиболее актуальных и важных задач.
Во-первых, целесообразно в ходе изученного курса обратить особое внимание на восстановление связи времен, преемственности поколений, обоснование и демонстрацию тех факторов, без которых на может быть поступательного развития страны. Для большинства студентов это становится воскрешением тех духовных ценностей, которые были исконно присущи русскому народу: любви к своей семье, Отечеству, готовности к самопожертвованию, трудолюбия, высокой человеческой порядочности, скромности и милосердия.
Во-вторых, с учетом сказанного нами подготовлено и издано для студентов такое методическое пособие, в котором четко прописаны целевые установи курса. При этом особое внимание уделяется усвоению ими духовно-нравственных ценностей, традиций верности, ратного служения своему Отечеству. Оно в комплексе позволяет охватывать как содержительные, так и организационные аспекты воспитательного и учебного процесса по курсу, реализации новых требований и указаний. В нем предложена программа, организационно-методическое построение курса, система контроля знаний студентов на основе кредитно-бальной шкалы оценок, описание скорректированных лекций и планов, семинарских занятий, правила выполнения и рекомендуемые темы рефератов, существенно обновленный и расширенный список учебной и научной литературы.
В-третьих, учитывая, что на факультетах обучаются студенты из 30 государств мира и представители более 50 национальностей Российской Федерации, в содержание лекций, семинарских занятий, контрольные работы, домашние задания включены вопросы, которые вызывали бы интерес к стержневым проблемам русской истории, побуждали к размышлению, суждениям, вырабатывали желание лучше узнать личностные качества великих граждан России, посетить места, связанные с ними.
Практика работы подтверждает правомерность формулирования таких вопросов, как:
— значение деятельности и личности Александра Невского на Руси;
— заслуги перед Отечеством Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и народная память о них;
— битва под Москвой — великий пример силы веры в победу, высокого морального духа народа;
— Сталинградская битва — символ стойкости, мужества и героизма;
— Курская дуга — подвиг во Славу Отечества;
— героическая битва за Берлин — триумф советского солдата;
— источники и уроки восстания «Декабристов», Великой Победы и т.д.
В-четвертых, для более обстоятельного знакомства студентов с историей
русского воинства, понятиями воинской чести, доблести, долга за защиту Отечества нам удается соединять потенциал носителей этих традиций — ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил с удивительными материалами, которые по инициативе студентов оживают в семейной памяти о своих родных и близких. Им удается привлечь к поисковой работе своих родителей, дедушек и бабушек, заставить заговорить хранящиеся письма, фотографии, награды и другие реликвии. Стало возможным сегодня в каждом семестре проводить содержательные и интересные Уроки Мужества, посвященные важнейшим историческим событиям: Дню Победы, великим битвам Второй мировой войны, Дню защитника Отечества. Трудно переоценить участие в них и важность живого слова ветеранов. На инженерном факультете в прошлом работало немало бывших фронтовиков и тружеников тыла — Герой Советского Союза А.И. Петров, Д.С. Кобзев, Б.Ф. Слезин, И.М. Панин, которые и сегодня принимают участие в воспитании молодежи. Большой вклад вносят и ветераны Вооруженных Сил. Доцент кафедры, полковник запаса Е.П. Назаренков более 36 лет прослужил в войсках ПВО, длительное время организовывал и нес боевое дежурство, участвовал в государственных испытаниях новейшей техники, работал преподавателем. Его отец принимал активное участие в войне, за подвиг при форсировании Днепра ему присвоено звание Героя Советского Союза. На месте гибели в Ивано-Франковской области воздвигнут монумент, его именем названо ближайшее село. Двенадцатилетним мальчишкой сын героя поступил в Суворовское училище, затем военная академия, кадровая служба офицером. После увольнения из армии вот уже более 17 лет работает на факультете в РУДН.
Полковник запаса, доцент В.А. Борисов прослужил в авиации 39 лет, 24 года летал на двенадцати типах боевых и транспортных самолетов, провел в воздухе более 2500 часов. Впечатляет география его службы. Ему знакомы аэродромы Ленинградского, Архангельского, Владимирского, Ярославского, Горьковского, Свердловского, Казахстанского, Сибирского, Иркутского, Ставропольского, Волгоградского, Ростовского и других районов, а также Абхазии, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы. Сегодня он является заместителем декана инженерного факультета.
Автор этих строк полковник запаса С.С. Синютин прослужил в ракетных войсках ПВО страны 33 года. В годы войны его четыре родных дяди воевали с врагом, двое из них погибли. В семье отца родились и выросли 6 братьев, все стали офицерами, которые отслужили Отечеству в общей сложности более 175 лет. Военная служба занесла братьев в разные уголки страны: Ленинградская, Архангельская области, Новая Земля, Сибирь, Забайкалье, Хабаровский край, Ферганская долина, Кушка, центральные районы СССР, гарнизоны на территории Монголии, Польши. Сегодня С.С. Синютин — доцент кафедры истории России.
Надо ли говорить о том, с каким интересом проходят занятия с участием ветеранов. Особо следует подчеркнуть, что сегодня молодежи необходимы и мнения ветеранов об оценке прошлых событий, и рассуждения о современной си-
туации в стране и мире, состоянии и перспективах развития вооружения и армии в целом, характере и проблемах военной службы, защиты Отечества.
Интересны выступления и студентов разных национальностей, которые делятся во время уроков своими семейными традициями, памятью о своих защитниках и героях. Только один пример: дедушка одной из студенток с 1943 г. до окончания войны служил в отделе контрразведки «СМЕРШ НКВД» СССР. В разгул всеобщего очернения правды о войне он старался не вспоминать и ничего не говорить о своей службе, было видно, как ему больно и обидно. Ныне генерал-майора
Н.А. Утегенова нет в живых. Внучка решила сама разобраться в исторической правде, провела свое исследование, подготовила реферат. А свое выступление на Уроке Мужества закончила очень важными словами: «... Я всегда гордилась тем, в какой семье выросла. Для меня всегда было огромной честью носить фамилию дедушки. А теперь, узнав, где и как он служил, я с еще большей гордостью говорю: «Горжусь тобой, ата! Я люблю тебя!»
В ходе Уроков Мужества студенты сопровождают выступления своих сокурсников чтением стихов на военную тематику, написанных в ходе или по живым следам Отечественной войны.
В-пятых, нельзя не учитывать и последствия разгула вседозволенности, безответственности, а порой и аморальности последних десятилетий прошлого века. В результате широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, неуваживательное отношение к государственным институтам, правовой нигилизм и т.д. Одних россиян одолевает жажда и культ денег в чужих дензнаках, других — обогащение или добывание хотя бы минимальных средств к жизни. Секс, насилие, наркомания, беспризорность нередко смакуются в средствах массовой информации, кино, телевидении.
Все это не могло не привести к утрате обществом, особенно молодыми людьми, очень важных человеческих ценностей, ориентиров, в том числе и стремления учиться, читать, добывать обстоятельные и глубокие знания.
Учитывая это, на первых занятиях со студентами предусматривается достаточно подробный разговор о месте, роли и значимости в их жизни нашего университета, его истории и традиций. Здесь уместно вспомнить Владимира Даля, который отмечал, что университет — это высшая школа, учебное заведение первой степени по всем отраслям науки. С древних времен существует утверждение о том, что знание развивает интеллект, нравственность, духовность, делает человека универсальным... (1), вселенским... И, конечно, вторая цель — отраслевая, сделать деятельность человека в перспективе более эффективной и успешной. К этим важнейшим положениям приходится обращаться неоднократно в ходе учебного процесса с целью перелома в понимании, а значит, и отношении к учебе. В интересах этой задачи в первой т.н. вводной лекции по курсу рассматривается вопрос о роли, месте истории как в жизни общества, так и конкретного человека, ее функциях и задачах, необходимости более глубокого изучения. Как актуальны в этой связи слова Н.Г. Чернышевского о том, что «нельзя быть образованным, не зная истории».
Уместно также напоминать и такой исторический факт эпохи Александра I. Высокообразованный М.М. Сперанский, видя невежество, безграмотность чинов-
ников и проистекающие отсюда беды для государства, подготовил правила, обязывающие претендентов на чины проходить соответствующие курсы или сдавать экзамены. Устанавливался минимум знаний, которыми обязан овладеть соискатель должности:
1. «Науки словесные, грамматические... Познание по крайней мере одного языка иностранного...
2. Правоведение...
3. Науки исторические. Основательное познание отечественной истории...
4. Науки математические и физические» (2).
И это было ровно двести лет назад.
Для немалой части молодежи является открытием обстоятельство, что подлинное высшее образование достигается только благодаря самостоятельным усилиям, напряженной умственной работой. То, что для старшего поколения является аксиомой, для современной молодежи стало неочевидным. Тут впору вспомнить верное высказывание американского писателя Амброза Бирса: «Образование — то, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний». К сожалению, сегодня немало тех, для кого критерий образованности, а точнее, успеха — наличие дипломов «об окончании...», а не знаний и творческого мышления.
В-шестых, учитывая разнообразие мнений, взглядов и суждений в обществе, в том числе и на вопросы истории Отечества, появление на прилавках «моря» книг, нередко претендующих на свой особый вклад в историческую науку, мы посчитали возможным создать свои личные библиотечки с целью ознакомления студентов в ходе занятий с новинками литературы, а также с отдельными спорными изданиями. Так, недавно (в 2005 г.) появилась, например, книга А. Балабуха с броским названием: «Когда врут учебники истории. Прошлое, которого не было». Данное издание сопровождалась словами: «Забудьте, чему вас учили в школе. Не верьте «профессиональным» историкам. Не считайте учебник истиной в последней инстанции...» и т.д. Хотя уже в прологе автор признается, что «...я не историк, а писатель, и потому неизменно опирался на первоисточники и труды тех, кто занимается изучением прошлого профессионально, — всем им, историкам, археологам, архивистам, хронистам и т.д., мой низкий поклон: без их великого труда я не написал бы и строчки» (3). Так где же правда? Ответ очевиден. Есть спрос, конъюнктура — найдется и предложение.
Или новая серия, которая издается с 2007 г. под рубрикой «Новая хронология» Фоменко — Носовского. Авторы заявляют о том, что они являются разработчиками идей, обобщенных выводов и создателями «Новой Хронологии» по истории России, особенно по русской средневековой истории. Предлагают читателю по возможности отрешиться от необоснованных представлений об истории Руси и посмотреть на нее новым, непредвзятым взглядом (4). Таким образом, по их утверждению, распутать созданный клубок исторических искажений и ошибок. И тут в помощь ими берутся современные точные науки, умеющие работать с искаженной информацией. Не кажется ли столь однобоким такой подход к истории?
Но еще более любопытно, как новоиспеченные авторы относятся к своим коллегам по историческим изысканиям. Все тот же А. Балабуха в своем прологе пишет: «Не думайте, будто всяческие А. Фоменко с Г. Носовским, С. Валянский с Д. Калюжным или даже Александр Бушков — исключительно порождения нашего смутного времени с его массовым легковерием интеллектуального отчаяния и (есть спрос — найдется и предложение!) затопившими прилавки псевдонаучными сочинениями: таковые не переводились от века» (5).
Как разобраться в этом бушующем море страстей? Полагаем и рассчитываем на то, что комментарий опытного преподавателя поможет молодому человеку выстраивать свое отношение к этим изданиям, а значит, и событиям, фактам нашей сложной и интересной истории.
И последнее. Пришло время взглянуть на курс «Отечественная история» в вузах с учетом всех тех изменений, которые произошли в нашем обществе за последние десятилетия, с каким уровнем исторических знаний приходят молодые ребята из школ.
Представляется, что сегодня надо изыскивать дополнительные возможности для более обстоятельного рассмотрения наиболее актуальных и сложных социально-политических процессов, происходящих на протяжении всей истории нашего Отечества. Овладение историческим материалом, его систематизация, формирование у студентов собственной точки зрения на прошлое своей страны, ее настоящее и будущее — это сегодня актуально так же, как и всегда. Стало быть, на новый вызов времени должен быть и адекватный ответ. Эта проблема, безусловно, может быть решена только в комплексе усилий всех, и возможности предусмотренных учебных курсов «Отечественной истории» далеко не исчерпаны.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // Р-У-М. — 1991. — С. 498.
(2) Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. — М., 2002. — С. 203.
(3) Балабуха А.Д. Когда врут учебники истории. Прошлое, которого не было. — М., 2007. — С. 3
(4) Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Орда, Великая империя средних веков. — М., 2007. — С. 3
(5) Баландин Р., Смирнов С. Дипломатические поединки Сталина / От Пилсудского до Мао Цзэдуна. — М., 2004. — С. 6.
FORMING OF SOCIAL MEMORY AND PATRIOTISM IN THE STUDYING OF CURSE «RUSSIAN HISTORY»: EXPERIENCE AND PROBLEMS
S.S. Sinyutin
Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia Mikhlukho-Makhlay Str., 10-1, Moscow, Russia, 117198 The experience of realization of state programme «Patriotic education of citizens of Russian Federation in 2006—2010» during the curse «Russian History» at faculties of Sciences in Peoples Friendship University of Russia is analyzed in the article. There are presented some proposals for improving of educational process in Russian high school.