Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студенческой молодежи в ходе изучения курса «История России» (на примере героических традиций городов воинской славы)'

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в ходе изучения курса «История России» (на примере героических традиций городов воинской славы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ГОРОД-ГЕРОЙ / CITY OF MILITARY GLORY / ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ / ЛЕКТОРИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS / ОТЗЫВЫ СТУДЕНТОВ / HERO-CITY / LYCEUM / STUDENTS' OPINIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синютин Сергей Сергеевич

В статье описывается краткая история учреждения в СССР почетных званий «Города-героя», а в Российской Федерации «Города воинской славы». Анализируется опыт проведения лектория на тему: «Говорят города воинской славы» в ходе обучения студентов в рамках изучения курса «История России» на негуманитарных факультетах Российского университета дружбы народов. Автором представлены рекомендации, приведены отзывы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS (ON EXAMPLE OF HEROIC TRADITIONS OF CITIES OF MILITARY GLORY)

The article is devoted to the issue of establishing the honorary titles “Hero-city” in the USSR and “City of military glory” in the Russian Federation. The author analyzes the experience of holding the lyceum “Cities of military glory report” in the course of teaching History of Russia at non-humanitarian faculties of Peoples’ Friendship University of Russia. There are given the author’s methodological recommendations and students’ opinions.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студенческой молодежи в ходе изучения курса «История России» (на примере героических традиций городов воинской славы)»

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ ГЕРОИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ГОРОДОВ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ)

С.С. Синютин

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-1, Москва, Россия, 117198

В статье описывается краткая история учреждения в СССР почетных званий «Города-героя», а в Российской Федерации - «Города воинской славы». Анализируется опыт проведения лектория на тему: «Говорят города воинской славы» в ходе обучения студентов в рамках изучения курса «История России» на негуманитарных факультетах Российского университета дружбы народов. Автором представлены рекомендации, приведены отзывы студентов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студент, город-герой, город воинской славы, лекторий, методические рекомендации, отзывы студентов.

Народы Российской Федерации, стран СНГ отмечают 70-летние юбилеи крупнейших битв в ходе Великой Отечественной войны. Эти события воспринимаются прежде всего, как великий подвиг братских народов СССР по разгрому фашисткой Германии и одновременно как святая память «со слезами на глазах». Более 26,8 млн человек погибли в жестокой схватке с врагом. Война с фашизмом приобрела в Светском Союзе поистине всенародный характер. Все лучшие и здоровые силы населения страны были в Красной Армии, в партизанских отрядах, в подполье, в народном ополчении. Наша общая победа над врагом также была обеспечена благодаря героизму тружеников тыла, которые, невзирая на голод и тяжелые условия, самоотверженно ковали оружие Победы.

Не случайно, что СССР стал единственной страной в мире, где был учрежден институт почетных званий «Городов-героев», а теперь, в современной России, и «Городов воинской славы».

Понятие «Город-герой» вошло в нашу жизнь еще в годы войны. В 1942 г. в передовой статье газеты «Правда» так были названы города, при защите которых воины и жители проявили особый героизм, мужество и стойкость. Сегодня это звание символизирует нерасторжимое единство гражданского населения и вооруженных сил в битве с врагом. Следует заметить, что наши народы бережно чтят память о своих победителях, чей подвиг увековечен в бронзе, граните и мраморе обелисков и в названиях улиц. Это важно для нас сегодня, поскольку ветеранов этой войны с каждым годом становится все меньше и меньше.

В порядке исторической справки следует заметить, что сначала в стране был создан институт почетных званий «Город-герой», которые были присвоены 12 городам, а Брестской крепости почетное звание «Крепость-герой». В настоящее время четыре из них находятся в Украине, два - в Белоруссии, остальные - в России. В положении о почетном звании говорится: «Высшая» степень отличия - звание «Город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне... Этим городам вручается высшая награда СССР - орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»; выдается Гра -мота Президиума Верховного Совета СССР; на знамени города изображаются орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»; в самом городе устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Любопытна и история присвоения звания «Город-герой». Впервые в приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. «Городами-героями» были названы Ленинград и Сталинград, 22 июня 1961 г. - Киев, 8 мая 1965 г. - Севастополь, Одесса, Москва и Брестская крепость («Крепость-герой»); 14 сентября 1973 г. - Керчь и Новороссийск ; 26 июня 1974 г. -Минск; 7 декабря 1976 г. - Тула; 6 мая 1985 г. - Смоленск и Мурманск.

9 мая 2006 г. в современной России был принят федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"». На его основе было разработано Положение об условиях и порядке его присвоения, которое утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. Это звание теперь присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости проходили ожесточенные сражения, в их ходе защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. В том числе и города Российской Федерации, которым ранее было присвоено звание «Город-герой».

В городе, удостоенном звания «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента РФ о при-

своении городу этого звания; проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты в праздничные дни.

Памятная стела представляет собой колонну дорического ордера, т.е. увенчанную гербом Российской Федерации, установленную на постаменте в центре площади. На передней части постамента расположен картуш с текстом указа Президента о присвоении звания «Город воинской славы», с обратной стороны - картуш с изображением герба города. По углам площади устанавливаются скульптурные барельефы с изображением событий, в связи с которыми городу присвоено почетное звание «Город воинской славы». На 1 мая 2013 г. было издано 12 указов Президента РФ о присвоении этого звания.

7 мая 2007 г. в Кремле состоялась первая церемония вручения грамот о присвоении этого почетного звания. Их получили главы администрации Белгорода, Курска и Орла. 4 сентября 2009 г. в городе Дмитрове Московской области была торжественно открыта первая в России стела «Города воинской славы». В 2010 г. в Александровском саду нашей столицы в общенациональном мемориале воинской славы размещены блоки с землей городов-героев и памятный знак в честь городов, удостоенных почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

Таким образом, в современной Российской на 10 мая 2013 г. высшие отличия имеют города: Ленинград (Санкт-Петербург), Киев, Минск, Сталинград (Волгоград), Москва, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск, Брестская крепость, Тула, Мурманск, Смоленск. Города воинской славы: Белгород, Курск, Орел, Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня, Елец, Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону, Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров, Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Козельск, Архангельск, Волоколамск, Брянск, Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону, Владивосток, Тихвин, Тверь, Анапа, Колпино, Старый Оскол, Ковров, Ломоносов, Петропавловск-Камчатский, Таганрог, Малоярославец, Можайск, Хабаровск.

Эта героическая эпопея, безусловно, должна быть в центре внимания в работе с молодежью, особенно в школах, высших учебных заведениях страны. Поскольку учебный процесс есть единство воспитания и обучения, то и наша общая задача, как педагогов, так и воспитателей, рационально использовать возможности созданного института «Городов воинской славы». Прежде всего в интересах патриотического воспитания студенческой молодежи, их приобщения к героическим традициям старших поколений. Недавно Патриарх Кирилл в своем обращении отметил: «Нравственное, духовное изменение самого себя является главным залогом и основанием для преображения жизни общества, народа, страны. Правильное умонастроение людей всех возрастных, социальных и политических групп непосредственно определяет благополучие Отечества».

В этой связи представляется целесообразным поделиться практическим опытом этой работы со студентами негуманитарных факультетов Российского университета дружбы народов. Уже более пяти лет в ходе изучения курса «Истории России» проводится лекторий на тему: «Говорят Города-герои и города воинской славы».

Открывается лекторий обзорным сообщением-презентацией на тему: «История возникновения института "Городов героев" и "Городов воинской славы", их правовой статус». Затем студенты выступают с сообщениями-презентациями на темы: «О вкладе конкретных городов воинской славы в Великую победу над фашистской Германией». При этом города сгруппированы по нескольким направлениям: Москва и москвичи в битве за столицу; Города воинской славы Подмосковья: Волоколамск, Дмитров, Наро-Фоминск, Можайск, Малоярославец; Северное направление: Мурманск, Полярный, Архангельск, Северодвинск; Северо-западное направление: г. Ленинград, Кронштадт, Выборг, Тихвин, Ломоносов, Колпино; Западное направление: Козельск, Псков, Великие Луки, Тверь, Великий Новгород, Ржев, Смоленск, Луга, Вязьма, Ельня; Центральная Россия: Тула, Орел, Брянск, Старый Оскол, Воронеж, Курск, Белгород, Калач-на-Дону, Елец; Юг России и Кавказ: г. Новороссийск, Туапсе, Анапа, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Малгобек, Нальчик, Таганрог; Форпосты морской славы: Севастополь, Владивосток, Петропавловск-Камчатский; Город - герой - Сталинград (Волгоград); Город воинской (трудовой) славы - Ковров, Хабаровск.

С учетом временных возможностей на отдельных направлениях целесообразно предусмотреть выступления нескольких студентов. Кроме того, первокурсникам предлагается подготовить творческий реферат с целью исследования вклада конкретного «Города воинской славы» в Великую победу над фашизмом. При этом следует обратить внимание на то, что в нашей истории не только потоки событий, но и творящих их конкретных личностей. Более того, многие студенты, участвуя в лектории, получают бесценный опыт публичных выступлений, необходимые навыки общения, что очень важно для будущего специалиста-профессионала.

Завершающим этапом такой работы является подготовка и проведение Уроков Мужества, встреч и выступлений на них ветеранов войны, военной службы. Важно заметить, что охват студентов на этих мероприятиях максимально возможный. В ходе их проведения предусматриваются выступления-презентации студентов, читаются стих поэтов-фронтовиков, исполняются песни, просматриваются киноролики военных лет и т.д. Волнительны и запоминаются поздравления ветеранов, обращения к ним с благодарностью за их победу и военную службу, вручение цветов и фотографирование на память. Поистине в душу входит лишь то, что вырывается из души. И эта благородная работа обязательно принесет нужные обществу результаты в будущем. Тому подтверждением и отзывы студентов - непосредственных участников этих мероприятий.

«В ходе изучения учебного курса «История России» преподаватель предложил нам принять участие в подготовке и проведении лектория по городам воинской славы. Откровенно говоря, я отнеслась к этому без особого интереса. Тема казалась мне не очень актуальной и мало связанной с моей учебой и жизнью. Однако, просматривая архивные фотографии времен Великой Отечественной войны, я, с удивлением узнавала знакомые места, которые мало изменились со времен моего детства. История давно минувших дней привлекла мое внимание. Я прониклась героизмом тех людей, которые сберегли мой город - Дмитров. В процессе работы над этой темой я поняла, что такого рода мероприятия действительно, необходимы. Нужно изучать великое прошлое, чтить память наших прадедов. Ведь благодаря их подвигу мы живем в свободной стране. И хочется надеяться, что память о последней и самой кровавой войне в истории человечества, останется нашей общей памятью».

Козлова Татьяна (студентка 1 курса НХ-101)

«По плану лектория я выступала с сообщением о «Городах воинской славы», расположенных на северном направлении России. Я изучила необходимые материалы и скажу Вам честно, что сделала очень много познавательных открытий для себя. И особенно волновалась, когда выступала с сообщением, потому что для меня это было впервые. Я довольна тем, что участвовала в лектории по истории, для меня это бесценный опыт! Для себя я открыла города Северодвинск и Полярный, и поняла героику событий тех военных лет».

Хадисова Хажилай

(студентка 1 курса НХ-101)

«Я впервые выступала на Уроке Мужества, посвященном Дню защитника отечества. Здесь звучали песни военных лет, стихи поэтов-фронтовиков. Мы многое узнали о зарождении Красной Армии, ее победах в Великой Отечественной Войне. Мне запомнились выступления полковников запаса -Назаренкова Е.П., Борисова В.А., Синютина С.С. о развитии войск ПВО во второй половине XX в. И в такие моменты мы понимаем, что жизнь дана нам не просто так. Мы живем благодаря героическим подвигам русского народа, и самое малое, что мы сможем сделать, - это чтить память о них, гордиться своей героической историей».

Манукян Лили (студентка 1 курса НП-101)

«Мне запомнись слова патриарха Кирилла о том, что мы никогда не поймем, куда нам идти дальше, пока не осознаем, как мы здесь оказались. В этой связи невольно вспоминается первый год обучения в Университете, когда мы изучали историю России. Тысячу раз был прав наш преподаватель, доцент кафедры истории России Синютин Сергей Сергеевич, когда на первом занятии говорил нам о месте и роли истории в жизни страны и каждого из нас - молодых ребят.

Помню, как я сам, выступая на одном из таких мероприятий, наблюдал за полным залом студентов, которые, как завороженные, следят за выступлениями сокурсников. Именно в такие моменты формируется искренняя любовь к своей стране, к месту, где ты родился. Ты в очередной раз узнаешь, сколько великих подвигов совершили старшие поколения и какой ценой это было оплачено.

Сейчас я обучаюсь на четвертом курсе университета. И могу судить, а пожалуй, даже утверждать о том, как велика роль преподавателей, наших наставников в обучении и в воспитании студентов.

Возрождать, искать новое, двигаться вперед - этому и учит всех нас наша история!

Илья Горячев

(студент 4 курса, член студкома факультета физико-математических и естественных наук)

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) «Город воинской славы» - интернет-энциклопедия Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4-%E3%E5%F0%EE%E9.

(2) Положении о почетном звании «Город-герой», утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965, № 19, ст. 248, пункт 7).

(3) Положение о почетном звании «Город воинской славы», утвержденный федеральным законом от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ // http://www.gorodageroi.ru/polozhenie-GVS/.

REFERENCES

(1) «Gorod voinskoj slavy», Wikipedia, available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4-%E3%E5%F0%EE%E9.

(2) Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR], 1965, no. 19, article 248, point 7.

(3) Mezhgosudarstvennyj sojuz gorodov-geroev [Interstate Union Hero Cities], available at: http://www.gorodageroi.ru/polozhenie-GVS/.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS (ON EXAMPLE OF HEROIC TRADITIONS OF CITIES OF MILITARY GLORY)

S.S. Sinyutin

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10-1, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the issue of establishing the honorary titles "Hero-city" in the USSR and "City of military glory" in the Russian Federation. The author analyzes the experience of holding the lyceum "Cities of military glory report" in the course of teaching History of Russia at non-humanitarian faculties of Peoples' Friendship University of Russia. There are given the author's methodological recommendations and students' opinions.

Key words: patriotic education, student, Hero-city, City of military glory, lyceum, methodological recommendations, students' opinions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.