КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14776 УДК 341.981
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Гиенко Любовь Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул lvubov.gienko@mail.ru
Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий
Аннотация. Работа раскрывает формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий. Описаны компетентност-ный и личностно ориентированный подходы. Обозначены основные преимущества проектных технологий в процессе организации работы по формированию социальной компетентности подростков. Представлен опыт работы. Уточнены алгоритм и структура работы над социально-педагогическим проектом.
Ключевые слова: социальная компетентность, подросток, компетентностный подход, личностно ориентированный подход, проектные технологии, социальнопедагогический проект.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В процессе модернизации образования при формировании социальной компетентности особое внимание уделяется субъектной позиции обучающихся. Актуальными в данном направлении являются проектные технологии, в частности метод проектов.
На первый план выходят компетентностный и личностно ориентированный подходы. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося - субъекта, признающее самобытность и самоценность его опыта, выстраивающее педагогическое взаимодействие на основе субъектного опыта обучающегося.
Человек находится в центре постоянно меняющегося мира, поэтому для каждого значимо собственное восприятие окружающей действительности. Ребенок воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания, стремится к самопознанию и самореализации. Но взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения. Самосовершенствование и развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.
Внешняя оценка всегда существенна для человека, для его самопознания, данная форма оценивания работает в результате прямых или косвенных контактов.
Ведущими идеями личностно ориентированного обучения (по И. С. Якиманской) являются:
- развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности;
- обучение как заданный норматив познания трансформируется на учение как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ученика;
- субъектность ученика рассматривается как изначально ему присущая;
- конструирование и реализация образовательного процесса осуществляется с учетом субъектного опыта каждого;
г\л Л г\л
ART 14776
научно-методический электронный журнал
УДК 341.981
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14776.
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально - значимые ценности.
Иными словами, обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения — не реализация его конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно ориентированной педагогики, и направление развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс [1].
Компетентностный подход даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентност-ного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести подростки в результате образовательной деятельности. В этом смысле целью является научить подростка решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи и т. д. [2; 3].
Социально-педагогическая деятельность в плане развития социальной компетентности подростков объединяет различные технологии, например, игровые, групповые, проектные. Ниже представлены основные преимущества каждой технологии в процессе организации работы по развитию социальной компетентности подростков.
Игровые технологии:
- установление позитивной взаимосвязи между членами группы; формирование определённых умений и навыков, необходимых для практической деятельности;
- необходимость индивидуального вклада в результат учения;
- непосредственное взаимодействие учащихся, оказание взаимопомощи, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
- наличие достаточно развитых коммуникативных навыков.
Гоупповые технологии:
- самостоятельно или с помощью учителя устанавливаются нормы общения и взаимодействия в малых группах, выбираются направления работы и средства для решения общей задачи;
- формируется умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать;
- возможность чувствовать себя раскованно, работать в индивидуальном темпе;
- ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14776 УДК 341.981
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Проектные технологии:
- мотивация учебной деятельности, создание ситуации успеха;
- создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;
- организация положительных эмоций в общении;
- организация самоанализа собственной деятельности.
По мнению ученых, социальная компетентность развивается в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, поэтому проектные технологии являются важным средством воспитания школьников.
Опыт работы показывает, что метод социальных проектов идеально подходит для подростковой аудитории.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «СОШ № 106», "Лицей "Сигма”» г. Барнаула. В исследовании приняли участие 273 ученика.
Цель опытно-экспериментальной работы - организация социально-педагогической деятельности с использованием проектных технологий в условиях школы, направленной на формирование социальной компетентности подростков.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1) определение уровня социальной компетентности;
2) разработка и реализация на основе метода социального проекта технологии социально-педагогической деятельности, направленной на повышение уровня социальной компетентности;
3) экспериментальная проверка эффективности социально-педагогической деятельности, направленной на формирование социальной компетентности подростков.
Практическая реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Результаты констатирующего эксперимента дали возможность определить количество учащихся, находящихся на определенном уровне социальной компетентности. Результаты по классам представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты по диагностике социальной компетентности подростков
по уровням (%)
Классы Уровни распределения
Недопустимый Критический Допустимый Оптимальный
7 0,0 6,1 63,0 30,9
8 0,0 4,9 72,9 22,3
9 0,0 1,3 71,6 27,1
10 0,0 5,6 62,2 32,2
Данные таблицы показывают, что 6,1% - подростки 7-х классов находятся на критическом уровне, по сравнению с 9-м классом (1,3%), поэтому дальнейшая работа проводилась с данной категорией учащихся.
Результаты измеряемых параметров по «Шкале социальной компетентности» представлены в табл. 2.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14776 УДК 341.981
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Степень владения навыком социальной компетентности на этапе контрольного эксперимента (%)
Таблица 2
Навык Полное владение данным навыком Владеет им отчасти Не владеет
Самостоятельность 28 55 17
Уверенность в себе 11 67 22
Отношение к своим обязанностям 33 56 11
Развитие коммуникативных навыков 11 78 11
Организованность, развитие произвольности 17 72 11
Интерес к социальной жизни, наличие увлечений 28 61 11
Полученные данные позволяют определить средний показатель учащихся, которые не владеют определенными навыками социальной компетентности (13,8%).
Учитывая полученные результаты, на формирующем этапе работы разработана и апробирована технология формирования социальной компетентности подростков. В её основу положен метод проектов.
В связи с этим в процессе организации воспитательной деятельности подросткам предлагаются социальные проекты различной тематики, например, «Дружба крепкая не сломается» - о ценности дружбы; «Маска! Я вас знаю» - социальные роли личности в обществе; «Все работы хороши! Выбирай на вкус!» и др.
Работа над социальным проектом способствует развитию умения работать в коллективе, чувствовать ответственность за принимаемое решение, позитивный настрой и т. д.
В процессе исследования установлено положительное влияние метода проектов как интерактивной формы работы на процесс формирования социальной компетентности подростков в условиях образовательного учреждения.
Уточнены алгоритм и структура работы над социально-педагогическим проектом.
Алгоритм
1. Проблема.
2. Тема.
3. Цель.
4. Аудитория.
5. Количество групп.
6. Длительность этапов.
7. Критерии оценки.
Структура социально-педагогического проекта, представленная в виде схемы (см. рис. 1), наглядно представляет этапы деятельности в процессе достижения результата.
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14776 УДК 341.981
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Опыт социально-педагогической деятельности показывает, что в процессе реализации социально-педагогического проекта особое значение уделяется выбору адекватных направлений деятельности: включение подростков в социально полезную деятельность, освоение диалогового общения, продуктивного взаимодействия.
Реализация метода проектов гарантирует каждому участнику определенную роль. По итогам работы проводится рефлексия. Подросток включается в деятельность, общается со сверстниками, проявляет свою социальную активность, коммуникативные умения, компетентность.
Анализ полученных в результате исследования данных показывает положительную динамику по уровням социальной компетентности. Результаты представлены на рис. 2.
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
72%
22%
■
0% 0% 1 С 3
■ Констатирующий эксперимент
■ Формирующий эксперимент
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня социальной компетентности подростков на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
~ 5
r>J
Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. -ART 14776. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14776.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14776 УДК 341.981
В результате формирующего эксперимента повысился уровень социальной компетентности подростков (было 22% - стало 28%). Отмечается высокий уровень организаторских, деловых, коммуникативных умений и навыков, например, планирование деятельности, проявление творчества, инициатива, видение и оценивание результатов, умение мотивировать убеждать, эффективно решать конфликт, адекватная оценка личностных качеств у сверстников в коллективе, положительная эмоциональная поддержка сверстников в коллективе.
Современному подростку необходим определенный уровень коммуникативных навыков, с помощью которых он сможет не только заявлять о себе, но и использовать знания в процессе повседневного общения, поэтому развитие социальной компетентности подростка решает следующие задачи:
- умение взаимодействовать, общаться, отдыхать с другими людьми;
- формирование способностей подростка к самоконтролю, самооценке, рефлексии;
- ориентация на выбор здорового образа жизни;
- развитие индивидуальных способностей.
Таким образом, формирование социальной компетентности подростков в современных условиях более эффективно осуществляется в процессе использования проектных технологий.
Ссылки на источники
1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное развивающее обучение. - URL: http://dolgoe.ucoz.ru/publ/1-1-0-6 (дата обращения 7.09.2014).
2. Иванов Д. А. Компетентность^ подход в современном образовании // Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 1. - С. 85-92.
3. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014. - URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (дата обращения 27.08.14).
Lyubov Giyenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul lyubov.gienko@mail.ru
Formation of social competence of teenagers with use of design technologies Abstract. Work opens formation of social competence of teenagers with use of design technologies. Competence-based and personal focused approaches are described. The main advantages of design technologies in the course of the organization of work for formation of social competence of teenagers are designated. Experience is presented. The algorithm and structure of work on the social and pedagogical project is specified.
Key words: social competence, the teenager, competence-based approach, personal the focused approach, design technologies, social and pedagogical project.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал
r>j
6 ~