Научная статья на тему 'Формирование социальной активности обучающегося при подготовке и реализации социально значимых проектов'

Формирование социальной активности обучающегося при подготовке и реализации социально значимых проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

Процесс формирования социальной активности обучающегося осмысливается, оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с современной нестабильной ситуацией. Однако востребованным остается наполнение формирования социальной активности обучающегося новыми компонентами, которыми и являются подготовка и реализация социально значимых проектов. В противовес традиционному подходу к подготовке и реализации проектов акцентируется развитие творческой инициативы школьника и педагога, что подразумевает их сотрудничество и создает условия для взаимодействия. Особенности проектного взаимодействия состоят в том, что наряду с глубоким проникновением в исследуемую проблему, проявляется критическое мышление, обнаруживается опережающий характер вхождения обучающегося в социокультурную ситуацию. Для обоснования социально значимого проектирования предложены характеристики проектов, педагогический смысл которых состоит в создании условий для осуществления социально направленных действий личности. Так на основе получения и переработки информации осуществляется предвидение проблем, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта; формируются навыки совместной деятельности и делового общения в группе, навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. Обосновано, что подготовка и реализация социально значимых проектов позволяет приобрести положительный опыт социализации, обусловливающий становление обучающегося полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы, культурные ценности и проявляющим активность. Апробированные приемы формирования социальной активности обучающихся позволяют утверждать, что участие в социально значимых проектах, отражающих идеи, ценности, нормы и особенности социокультурных процессов в прошлом и настоящем, обнаруживают потребность познания самого себя, мотивы выработки взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром. Проектные технологии позволяют учесть специфику возраста обучающихся, их индивидуальные особенности и интересы, вовлечь в педагогические и жизненные события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS

The process of formation of social activity of the student comprehended, evaluated, transformed, aligned with the current unstable situation. However, demand is filling the formation of social activity of student new components, and the preparation and implementation of socially significant projects. In contrast to the traditional approach to the preparation and implementation of projects emphasizes the development of creative initiative of the student and teacher that involves the cooperation and creates conditions for interaction. Features of project communication is that along with deep insight into the investigated problem, manifested critical thinking, reveals the leading nature of occurrences in the learner’s socio-cultural situation. To justify socially significant design characteristics of the proposed projects, teaching the meaning of which is to create conditions for the implementation of socially directed actions of the individual. So on the basis of obtaining and processing information is the foresight of problems to be solved in the course of the development of the product; formed team work skills and business communication in the group, skills transfer and presentation of acquired knowledge and experience. It is proved that the preparation and implementation of socially significant projects allows you to gain a positive experience of socialization that contribute to the student becoming a productive member of society, assimilating social norms, cultural values and being active. The same methods of formation of social activity of students allows to assert that participation in social projects, reflecting the ideas, values, norms and features of social and cultural processes, past and present, find the need of self-understanding, motives develop relationships with other people and the outside world. Design technologies allow to take into account the specifics of the age of the students, their individual characteristics and interests, to engage in teaching and life events.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности обучающегося при подготовке и реализации социально значимых проектов»

УДК 37.035

Петрунина М.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

E-mail: marinaalex30@mail.ru

формирование социальной активности обучающегося при подготовке и реализации социально значимых проектов

Процесс формирования социальной активности обучающегося осмысливается, оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с современной нестабильной ситуацией. Однако востребованным остается наполнение формирования социальной активности обучающегося новыми компонентами, которыми и являются подготовка и реализация социально значимых проектов. В противовес традиционному подходу к подготовке и реализации проектов акцентируется развитие творческой инициативы школьника и педагога, что подразумевает их сотрудничество и создает условия для взаимодействия. Особенности проектного взаимодействия состоят в том, что наряду с глубоким проникновением в исследуемую проблему, проявляется критическое мышление, обнаруживается опережающий характер вхождения обучающегося в социокультурную ситуацию.

Для обоснования социально значимого проектирования предложены характеристики проектов, педагогический смысл которых состоит в создании условий для осуществления социально направленных действий личности. Так на основе получения и переработки информации осуществляется предвидение проблем, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта; формируются навыки совместной деятельности и делового общения в группе, навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. Обосновано, что подготовка и реализация социально значимых проектов позволяет приобрести положительный опыт социализации, обусловливающий становление обучающегося полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы, культурные ценности и проявляющим активность.

Апробированные приемы формирования социальной активности обучающихся позволяют утверждать, что участие в социально значимых проектах, отражающих идеи, ценности, нормы и особенности социокультурных процессов в прошлом и настоящем, обнаруживают потребность познания самого себя, мотивы выработки взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром. Проектные технологии позволяют учесть специфику возраста обучающихся, их индивидуальные особенности и интересы, вовлечь в педагогические и жизненные события.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, социально значимые проекты.

В содержательных моделях современного российского образования гуманистическая парадигма занимает особое место и характеризуется высокими требованиями к современному школьнику и педагогу, что вызывает необходимость поиска инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе применение метода проектов. При этом формирование социальной активности обучающихся является востребованным и может происходить посредством участия в социально значимых проектах, которые отражаютособенности (идеи, ценности, нормы) социокультурных процессов в прошлом и настоящем [3].

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов (проект» - от лат. ргсуе^ш - брошенный вперед), предметом которого является и собственный опыт учащихся. Обращение к понятию метода проектов позволило выявить, что это способ достижения дидактической цели через глубокую разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом [6]. Необходимо учитывать, что проектная

деятельность - педагогическая технология, которая ориентирована не просто на интеграцию полученных фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования [9].

Таким образом, метод проектов предполагает развитие творческой инициативы обучающегося и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает условия для их взаимодействия. Так возникает ситуация, при которой происходит осознание того, что обучающийся (особенно подросток) испытывает противоречия в ценностно-смысловой сфере (воспринимает ценности жизни, в то же время отрицает ценности, исходящие от взрослых) и для их разрешения необходимы как усилия педагога, так и обучающегося. Как известно, у обучающегося появляется потребность познать самого себя, при этом в отношении с другими может отсутствовать опыт общения. В этой связи проектные технологии позволяют учесть специфику возраста обучающихся, их индивидуальные особенности и познавательные интересы.

Для педагога метод проектов интересен не только в отношении обучающегося, но и тем, что позволяет реализовать собственные профессиональные и личностные интересы как на уроке, так и во внеурочное время. Во время урока появляется возможность конструирования действий обучающегося, использования разнообразных формпрезентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Опираясь на изученный материал, обучающиеся могут сформулировать гипотезу, сопоставить имеющие знания с новым видением проблемы, что приближает и педагога и ученика к познанию методов научного исследования.

Положительные особенности проектного обучения в целях социализации состоят в том, что реализуется субъект-субъектный подход, когда обучающиеся вовлекаются в совместное дело, при этом каждый исполняет свою роль и работает над проектом или проблемой с неизвестным заранее решением. В процессе проектной деятельности наблюдается глубокое проникнове-ниев исследуемую социально ориентированную проблему. Так проявляется критическое мышление, обнаруживается связь обучения с жизнью, познаются закономерности взаимодействия человека с окружающим его социумом.

Таким образом, скоординированная проект-но-исследовательская среда влияет на социальную адаптированность обучающегося, так как обеспечивает не только приспособление к жизни, но и удовлетворенность собой.

В центре проектных действий находится ученик, а учитель является фасилитатором (англ. facilitator, от лат. Facilis - «лёгкий, удобный»), обеспечивающим успешную групповую коммуникацию [11]. Создаются условия, при которых школьники работают в группах, сотрудничая в течение короткого или длительного времени, обнаруживают источники информации, которые анализируются в целях получения исследовательского продукта. Реализация условия, связанного с социализацией обучающегося (взаимодействие друг с другом и взрослыми), позволяет выйти на новый уровень межличностных контактов обучающихся, осознания новых ролей во взаимодействии.

При выявлении организационно-педагогических условий разработки социально зна-

чимых проектов следует учитывать идею использования исследования как метода обучения, которая известна со времен Сократа (беседа-исследование). Мысль о том, что ученик - это исследователь определенной проблемы, который должен самостоятельно найти решение и сделать выводы, известна в педагогике с конца 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли). Данный метод впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодов-ский и др.) [13].

Обнаружено, что в педагогической литературе используются разнообразные определения исследовательского метода: эвристический, лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных уроков, метод проектов, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования [13].

Проведенный анализ позволяет определить соотнесенность понятий «проект» и «исследование» и выявить разницу смыслов. При этом обнаружены основные учебные задачи использования проектного метода: выработка у обучающегося навыков обобщения полученных знаний и самостоятельного достижения цели; развитие способностей предвидения проблем, которые предстоит решить в ходе создания конечного продукта; формирование не только умений ориентироваться в информационном пространстве, но и обрабатывать полученную информацию; развитие навыков делового общения для приобретения опыта презентации полученных знаний. Социальная значимость данных утверждений состоит в том, что использование метода проектов способствует согласованию действий участников проекта, общности понимания возникшей ситуации, солидарности или несогласия разрешения возникших противоречий.

Организуемая проектная деятельность должна отвечать следующим традиционным требованиям: выявление важной и интересной в исследовательском плане проблемы или задачи; исследуемая проблема должна быть оригинальной и социоориентированной; в основе деятельности должна лежать самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) работа обучающих-

ся; результатом проектной деятельности должна стать работа, в которой обнаруживается глубина и оригинальность осмысления автором (авторами) избранной области исследования [9].

Таким образом, в основе подготовки и реализации социально значимых проектов лежит идея о направленности действий школьников на результат, который может быть получен при решении социально значимых проблем. Наряду с другими исследователями нами выделены такие характеристики проекта, как наличие со-циоориентированной проблемы, ее личностно значимый характер как для преподавателя, так и для обучающегося. Целевой установкой социального проектирования должны стать способы деятельности, а не традиционное накопление фактических знаний.

Особенностью проекта является предварительное планирование работы и преподавателя и обучающегося: от исходной проблемы до реализации цели проекта. Поэтапная работа включает задачи для каждого из них, определяются способы решения этих задач; разрабатывается график работы с определением сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как указано ранее, связано с изучением литературы и других источников информации, возможно проведение опытов, малых экспериментов, наблюдений, опросов. Необходимо учитывать, что обобщение полученных данных и формулирование выводов должно быть соотнесено ссобственной точкой зрения на исходную проблему проекта и способами её решения.

Описывая организационно-педагогические условия использования социально значимых проектовследует констатировать, что метод проектов получает всё большее распространение в школьной практике, его возможности в развитии творческих способностей, социальной активности учеников высоко оцениваются педагогами. При рассмотрении понятия «активность» акцентировано внимание на её деятельностном аспекте, при этом учтена точка зрения Г.И. Щукиной о том,что активность проявляется в це-леполагании, выборе способов деятельности, в нашем случае, в проектной деятельности [14].

Выявлено, что организация проектной деятельности вызывает немало вопросов. Так, до сих пор не сформировалось единое пред-

ставление об использовании метода проектов, при этом многие учителя-практики склонны называть проектом всякую самостоятельную работу обучающихся. Следует выделить несколько разновидностей социально значимых проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский проекты [12]. При этом важно учитывать, что социально значимое проектирование - технология социального воспитания, педагогический смысл которой состоитв создании условий для социальных проб личности, в результате которых воспитанник приобретает положительный опыт социализации как основы становления человека полноценным членом общества.

Так, информационный проект направлен не только на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, но и обработку полученной информации с целью анализа, обобщения и предъявления информации широкой аудитории. Данные проекты, как правило, требуют хорошо продуманной структуры и ее коррекции по ходу работы. Результатом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Internet. Разработка и реализация ролевого проекта сложна по своей направленности, так как обучающиеся осваивают роли литературных или исторических персонажей с целью воссоздания различных отношений (социальных или деловых) в игровых ситуациях. Результат проекта не всегда предсказуем.

Практико-ориентированный проект (как реорганизация обучающимся собственного культурного опыта) нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Данные проекты отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников: для класса, школы, микрорайона, города. Ценность проекта заключается в возможности использования конечного продукта на практике, что представлено в презентации, фильме, буклете и др. Творческий проект предполагает нетрадиционный подход как к его выполнению, так и презентации результатов. Это проявляется в подготовке альманахов, театрализаций, спортивных игр, использовании произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.

По структуре исследовательский проект напоминает научное исследование и включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, формулировку задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ выявленных результатов. При выполнении проекта могут использоваться методы научного исследования: малый эксперимент, моделирование в социокультурном пространстве, социологический опрос.

В основу дальнейших характеристик социально значимых проектов положены такие особенности, которые связаны с понятиями «среда», «пространство», количеством участников и продолжительностью работы над проектом. По уровню контактов выделяются проекты внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные. Особенность этих проектов состоит в том, что они могут быть междисциплинарными. Выделяются международные проекты, которые отражают сотрудничество представителей разных страни направлены на активизацию деятельности участников проекта. Исследователи выделяют проекты по характеру контактов (внутриклассные, внутришколь-ные, региональные (в пределах одной страны), международные). Мы акцентируем последние два типа проектов, которые могут быть телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми; по продолжительности выделяются мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты. Так мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока и работа над ними ведётся в группах не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, где координируется деятельность участников проектных групп. Основная работа (сбор информации, оформление проекта, подготовка презентации) выносится во внеурочную деятельность и на самостоятельную домашнюю работу. Например, проект «Я- гражданин» направлен на осознание гражданских качеств личности на основе самостоятельной работы обучающихся в соотнесенности с деятельностью в рамках внеурочной деятельности. Так осуществляется продвижение обучающегося

от приобретаемых знаний (правовых и гражданских) к ценностным оценкам окружающего мира и готовности к гражданскому участию в жизни общества.

Проекты могут выполняться в микро группах в ходе проектной недели при педагогическом сопровождении со стороны руководителя проекта. При осуществлении так называемого «недельного проекта» возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеурочными (экскурсии и экспедиции, видеосъемки и др.).Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в том числе в рамках ученических научных сообществ. Как правило, весь цикл реализации годичного проекта (от определения темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время [2], [6].

Для педагога важно осознание того, что социальный проект - представляет собой вид социального творчества, основной стратегической целью которого является создание оптимальной общности и организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. В социальном проекте отражаются конечные результаты социальной деятельности, представленные при помощи знаковых сообщений. Он должен содержать информацию и соответствовать следующим основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть актуальной [4]. Особая роль отводится диагностико-развивающим процедурам и изучению социальной ситуации города, региона, поселка.

Обращение к социальной ситуации развития общества в условиях проектной деятельности активизирует такие понятия, как: «Я - социальный мир», «Я - культура», «Я - другой». В этой связи возникает необходимость выполнения заданийдля самостоятельной работы:

описать структуру социально ориентрованного проекта, дать характеристику проектной деятельности в соотнесенности с понятие «социум»; рассмотреть виды проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский; дать перспективную характеристику 1-2 проектов; обосновать, в чем особенности социальных проектов; объяснить, почему социально значимое проектирование позволяет приобрести положительный опыт социализации.

Таким образом, предложенные характеристики проектов свидетельствуют о том, что у педагога и обучающегося появляется выбор форм реализации проекта и его содержания.

Выбор проектной работы во многом зависит от возраста учащихся, от присущих каждому возрастному периоду характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня развития. Перспективным в решении заявленной проблемы является соотнесенность действий педагога и обучающегося в таких направлениях, как познание перспектив проектной технологии для решения социальных задач; создание аннотированного списка социально значимых проектов для разновозрастных групп обучающихся; предоставление вариантов выполнения проектов с учетом интересов и склонностей обучающихся как основы социальной активности и осознанного выбора будущей профессии.

19.04.2017

Список литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: Экономика, 2004.

2. Бучнева, Г.А. Методическая разработка «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс] / Г.А. Бучнева // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rodnoi-yazyk-i-literatura/library/metodicheskaya-razrabotka-proektnaya-deyatelnost-na-urokakh(дата обращения: 20.03.2017).

3.Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / Составит.и науч. ред. проф. В.И. Попова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2013.

4. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб.пособие / В.И. Курбатов. - Ростов-н/ Д: Феникс, 2001.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - №4. - С. 52-55.

8. Петрунина, М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности / М.А. Пе-трунина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2007. - 160 с.

9. Петрунина, М.А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М.А. Петрунина. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56 с.

10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2, 3.

11. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2008. - 95 с.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

13. Сиденко, А.С. Виды проектов и этапы проектирования / А.С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

14. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. -Ярославль: Академия развития, 2008.- С. 7-197.

15. Щукина, Г.И Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

Сведения об авторе:

Петрунина Марина Александровна, доцент кафедры социальной педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент 460014, ул. Советская, 19, e-mail: marinaalex30@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.