Научная статья на тему 'Формирование социального капитала детей ранних возрастов'

Формирование социального капитала детей ранних возрастов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / духовный капитал и потенциал / интеллектуальный капитал и потенциал / человеческий потенциал и капитал / раннее детство / ранние годы. / spirituality / spiritual capital and potential / intellectual capital and potential / human potential and capital / early childhood / early years

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпенко Ольга Анатольевна

В статье рассматривается период ранних лет жизни ребенка и его влияние на формирование интеллектуального и духовного потенциала и капитала, на становление и дальнейшее развитие личности. Рассматривается личностное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие современной семьи с маленькими детьми и процесс воспитания маленьких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карпенко Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of social capital of early children

The article examines the period of the early years of a child's life and its influence on the formation of his intellectual and spiritual potential and capital, on the formation and further development of his personality. The personal, spiritual, moral and intellectual development of a modern family with young children and the process of raising young children are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование социального капитала детей ранних возрастов»

брать интервью, приглашать для бесед в школы, чтобы подрастающее поколение на конкретном примере знакомились с их личным героизмом и опытом. Таким образом военнослужащие могут не только успешно социально адаптироваться, но и передать свой опыт молодому поколению, т.е. успешно пройти процесс социальной адаптации в современном обществе.

Литература

1. Васильева О. В. ПТСР и военные действия [Электронный ресурс] / О. В. Васильева. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/ptcr_cpecoperacia/ (дата обращения: 12.04.2024).

2. Сальников И. С. Анализ средств и способов регуляции и терапии психоэмоциональных состояний человека / И. С. Сальников, С. А. Изосимова, В. Н. Пигуз // Международный рецензируемый научно -теоретический журнал «Проблемы искусственного интеллекта». 2022. № 3 (26). С. 51-64.

3. Невенчанный, С. Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям [Электронный ресурс] / С. Невенчанный, С. Чергинец // Армейский сборник (журнал Министерства обороны Российской Федерации). - Режим доступа: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/259955/ (дата обращения: 06.04.2024).

4. Сальников, И. С. Запатентованные способы и средства регуляции психоэмоциональных состояний человека как личности / И. С. Сальников // Искусственный интеллект: теоретические аспекты и практическое применение : материалы Донецкого международного научного круглого стола. Донецк : ГУ «Институт проблем искусственного интеллекта» (ГУ «ИПИИ»), 2022. 216 с. С. 72-76.

5. Психологическая готовность к экстремальным ситуациям [Электронный ресурс] // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: [учебник] / Под ред. Н. С. Хрусталёвой. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. унта, 2018. - 748 с. - Режим доступа: https://psyera.ru/psihologicheskaya-gotovnost-k-ekstremalnym-situaciyam_15616.htm (дата посещения: 07.04.2024 г.)

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-2-12-15 УДК: 338.2

О.А. Карпенко

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЕТЕЙ РАННИХ

ВОЗРАСТОВ

O. Karpenko. Formation of social capital of early children

Аннотация. В статье рассматривается период ранних лет жизни ребенка и его влияние на формирование интеллектуального и духовного потенциала и капитала, на становление и дальнейшее развитие личности. Рассматривается личностное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие современной семьи с маленькими детьми и процесс воспитания маленьких детей.

Ключевые слова: духовность, духовный капитал и потенциал, интеллектуальный капитал и потенциал, человеческий потенциал и капитал, раннее детство, ранние годы.

Контактная информация: 443079, г. Самара, ул. Гагарина, 22, стр.1; e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the period of the early years of a child's life and its influence on the formation of his intellectual and spiritual potential and capital, on the formation and further development of his personality. The personal, spiritual, moral and intellectual development of a modern family with young children and the process of raising young children are considered.

Keywords: spirituality, spiritual capital and potential, intellectual capital and potential, human potential and capital, early childhood, early years.

Contact information: st. Gagarina, 22, b. 1, Samara 443079; e-mail: [email protected].

Карпенко Ольга Анатольевна - кандидат экономических наук, ведущий специалист АО «Самарагорэнергосбыт»

O. Karpenko - Candidate of Economics, Leading Specialist of Samaragorenergosbyt JSC © Карпенко О.А., 2024

В современных исследованиях по тематике, связанной с интеллектуальным и человеческим капиталом, человеческим развитием особенно не акцентируется внимание на возрастных периодах развития человека, и, в особенности, его ранних возрастах. В данной работе предпримем попытку рассмотреть ранний возраст маленького человека и его влияние на его дальнейшее становление и развитие, формировании его интеллектуального и духовного потенциала и капитала.

Особенно важным и значимым для правильного развития человека, его востребованности и успешности в будущей жизни является период раннего детства до 5 лет. В этот период закладываются фундаментальные духовные характеристики человека, его будущие духовные цели и ценности. Затем до 17 лет возможно реформирование или переформатирование этих характеристик. Но дальнейшее перевоспитание человека, как правило, невозможно.

Период ранних лет жизни до 5 лет происходит в семье под влиянием общих семейных отношений и отношения родителей к ребенку, который впитывает в себя родительскую модель отношений, их духовные ценности и установки, отношение к жизни, к окружающим, к своему развитию, пониманию своего предназначения и многое другое [1, С. 110]. Данный период очень важен, т.к. у ребенка в сознании отпечатываются малейшие слова и черты поведения родителей и близких людей, он считывает все и запоминает, а в будущем подсознательно будет копировать поведение в семье [8]. Отсюда вытекает огромная важность духовной и нравственной жизни в семье, начиная с младенчества, вежливости, грамотности, уступчивости, терпения, прощения и снисходительности, взаимопомощи и поддержки, которое ребенок будет копировать в дальнейшем. Для родителей необходимым является духовная и религиозная жизнь, изучение житий праведных и святых людей, общение с наставниками и т.п. Когда в семье появляется ребенок, необходимо сразу начинать жить праведной и духовной жизнью, нацеленной на помощь людям и обществу, без этого воспитать в ребенке нравственность и духовность невозможно. Поэтому роль ранних лет жизни ребенка в семье поистине огромна [3, С. 132].

В случаях, если ребенок не имел семьи и воспитывался в детском доме или же с неблагополучными родственниками, которые не были для него настоящей семьей, первый пятилетний период оказался неблагополучным, ребенок мог получить физические и психические травмы, недополучал любви и внимания, неправильно развивался, что в будущем может привести к возникновению самых разных свои негативных последствий. Такому человеку будет труднее определиться с направлением развития, выбором профессии, могут возникнуть сложности в социализации, в общении, в поиске друзей и круга общения, а также серьезные сложности при создании собственной семьи, непонимание ролей, потребностей другого человека, неумение строить взаимоотношения и т.п.

Если в детстве происходили травмы, даже и в нормальных благополучных семьях, к примеру, развод родителей, смерть родственника, происшествие, несчастный случай, травля в школе и т.п., то ребенку обязательно требуется помощь профессионального психолога, который сможет вовремя увидеть проблему и своевременно помочь с ней справиться. В противном случае психологические травмы останутся с ним на всю жизнь и могут повернуть жизнь в худшую сторону, или же человек не сможет полностью реализовать себя во всех отведенных ему сферах [2, С. 151].

Приведем результаты британского научного исследования о важности ранних лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии, успеха, достижениях, образе и уровне жизни.

Руководящая группа для изучения связи между детским опытом и поведением взрослых была создана еще в 2018 году, и результаты опроса и других исследований будут способствовать общенациональному обсуждению этой темы, повышению осведомленности о том, как первые пять лет жизни ребенка повлияют на следующие 50 лет.

В конце 2020 года результаты исследований были широко представлены в медиасреде [7; 4]. В исследование, проведенное во втором десятилетии XXI века, включены результаты опроса «5 важных вопросов», на который ранее в 2020 году было получено более полумиллиона ответов. Опубликованное исследование выявило 5 важных выводов, которые подчеркивают необходимость помощи людям понять важность ранних лет и предполагают, что родителям и опекунам требуется больше поддержки и советов для обеспечения хорошего психического здоровья и благополучия при воспитании маленьких детей.

Исследование показало, что, хотя 90% считают психическое здоровье и благополучие родителей критически важными для развития ребенка, только 10% родителей уделили время тому, чтобы позаботиться о себе, готовясь к появлению своего малыша.

Исследование, в ходе которого были получены пять ключевых выводов, также показало, что пандемия Covid-19 резко усилила одиночество родителей: 38% испытывали это до кризиса, а 63% - почти две трети - после первой карантина, что на 25% больше.

В то время как 98% опрошенных считают, что воспитание имеет важное значение для достижения результатов на протяжении всей жизни, около 24% считают, что беременность до пятилетнего возраста является наиболее важным периодом для здоровья и счастья во взрослой жизни [9].

Отсюда, по-нашему мнению, особенно значимым является то, чтобы свои первые ранние годы жизни ребенок провел с близкими ему и любящими людьми, и лучше - в полноценной семье с обоими родителями, а также братьями и сестрами, дедушками и бабушками.

В дальнейшем становление и развитие личности человека, а также формирование его человеческого, интеллектуального и духовного потенциала и капитала происходит на основе того, что было заложено в нем в ранние годы жизни [5, С. 123].

Формирование же основ духовности и нравственности в России сейчас происходит в основном только в семье, путем воспитания на собственном родительском примере, чтения духовной литературы, просмотра соответствующих фильмов и спектаклей и т.д. Духовно-нравственное образование в государственных учебных заведениях, в отличие от того, как было в дореволюционной России, отсутствует. Оно присутствует лишь в религиозных специальных организациях - на проповедях, в воскресных школах, духовных центрах и семинариях для узкого круга верующих в данном конфессиональном направлении, дети в семьях которых и так отличаются высоким уровнем духовности и духовной культуры, и для развития они изучают еще и нравственность и основы своей религиозной культуры. Для остальных же детей доступ к духовно-нравственному образованию остается закрытым, только самообразование и получение знаний внутри семьи.

В итоге отметим, что довольно трудно переоценить особую важность периода раннего детства в развитии и становлении личности человека, его духовно-нравственном развитии, его духовного и интеллектуального потенциала и капитала. И сегодня в нашей стране для полноценного развития детей и спокойного перехода их во взрослую жизнь духовное и нравственное развитие особенно важны, необходимо преподавание подобных предметов и дисциплин в учебных заведениях с раннего возраста и введение отдельных предметов для раздельного духовного и нравственного обучения мальчиков и девочек. И, помимо этого, неизмеримо важным и значимым для ребенка является развитие и воспитание детей в любящей и заботливой семье, чтобы у них было как можно более нормальное, полноценное и счастливое детство.

Литература

1. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Институт семьи как один из факторов духовного и интеллектуального развития человека // Психологическое благополучие субъектов образования: сборник научных материалов, Ярославль, 22 февраля 2023 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. - С. 108-116.

2. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Роль социального капитала, окружения и круга общения в развитии интеллектуального и духовного потенциала и капитала человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы : Материалы X Международной научно-практической конференции, Иркутск, 16 февраля 2024 года. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024. - С. 149-153.

3. Карпенко, О. А. Влияние семьи, воспитания и образования на качество интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала / О. А. Карпенко, Л. В. Левченко, А. Л. Золкин // Современная семья: новые ответы на старые вопросы. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. - С. 121-133.

4. Кейт Миддлтон предупреждает, что то, как воспитываются дети, повлияет на «общество, которым мы станем», и говорит, что воспитание здорового ума «наравне» с другими серьезными социальными проблемами в речи по случаю выхода исследования «Ранние годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.24d72692-65e5832b-e6ba0547-

74722d776562/https/www.dailymail.co.uk/femail/artide-8993405/Kate-Middleton-warns-children-raised-impact-society-key-speech.html (дата обращения 12.03.2024)

5. Левченко Л.В., Завершинская И.А., Карпенко О.А. Образовательные и развивающие институты интеллектуально-духовного капитала современной России // Философия образования и диалог поколений. Сборник научных трудов XXIX Международной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 116-124.

6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Психология: личность и бизнес. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/lichnostnoe-i-professionalnoe-razvitie-cheloveka-v-novyh-socialno-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения 17.02.2024)

7. Новый центр по изучению ранних лет от Королевского фонда Кембриджских. Режим доступа: https://euro-royals.livejournal.com/2066383.html? (дата обращения 08.03.2024)

8. Современная семья: новые ответы на старые вопросы / М. А. Асеева, К. В. Астраханкина, Д. Д. Васильева [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. - 192 с.

9. Ученые узнали, как пережитый в раннем детстве стресс влияет на будущее человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://letidor.ru/novosti/uchenye-uznali-kak-perezhityi-v-rannem-detstve-stress-vliyaet-na-budushee-cheloveka-07-06-2019.htm (дата обращения 15.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.