8. Самсоненко, Л.С. Содержательные особенности развития прогностических способностей у студентов-психологов / Л.С. Самсоненко // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - Т.6. - №2. - С. 94-107. - DOI: 10.18413/2313-8971 -2020-6-2-0-9
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат социологических наук, доцент Кулемина Людмила Борисовна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Сизаева Вероника Эрнстовна
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье отражен теоретический анализ одной из наиболее животрепещущих проблем, которые стоят перед российским обществом: развод и всевозрастающая доля неполных семей, состоящих из одиноких матерей и разведенных женщин. В период развода семья перестает выполнять свои функции, при этом особенно страдают дети. Несмотря ни на что, одной из важнейших ценностей в настоящее время является семья, которая всегда играла значимую роль в жизни общества. В статье отмечено, что социальная трансформация российского общества вначале 2000-x гг. привела к дестабилизации социальных отношений, в итоге к кардинальному изменению ценностных установок, в том числе, и среди молодежи. Автор указал, что молодежь, вступающая в брачный возраст, оказалась не готовой к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом, утверждает автор, свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям. В то же время, считает автор, подготовка молодежи к будущей семейной жизни - неотъемлемая часть системы воспитания подрастающего поколения. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования, выявлены средний и низкий уровни представлений о брачно-семейных отношениях и удовлетворительной подготовленности к семейной жизни у студентов. Поэтому возникла необходимость проведения развивающей работы с поколением будущих супругов по их социально-психологической подготовке к будущей семейной жизни. Определены условия, которые способствуют формированию социально-психологической готовности к семейной жизни студентов инклюзивного вуза.
Ключевые слова: молодежь, студенты, инклюзивный вуз, семья, семейная жизнь, социально-психологическая готовность к семейной жизни.
Annotation. The article reflects a theoretical analysis of one of the most burning problems facing Russian society: divorce and an ever-increasing proportion of single-parent families consisting of single mothers and divorced women. During the divorce period, the family ceases to perform its functions, while children suffer especially. Despite everything, one of the most important values at present is the family, which has always played a significant role in the life of society. The article notes that the social transformation of Russian society in the early 2000s led to the destabilization of social relations, as a result, to a radical change in value attitudes, including among young people. The author pointed out that young people entering the marriageable age were not ready to perform marital and parental duties. According to the author, this is evidenced by the continuing increase in divorces, conflicts in the distribution of power in the family, the inability of young spouses to run a household, avoidance of parental functions, the growth of refusals from newborn children, manifestations of aggression towards their own children. At the same time, the author believes, the preparation of young people for future family life is an integral part of the education system of the younger generation. The article presents the results of an experimental study, reveals the average and low levels of ideas about marriage and family relations and satisfactory preparedness for family life among students. Therefore, there was a need for developing work with the generation of future spouses on their socio-psychological preparation for future family life. The conditions that contribute to the formation of socio-psychological readiness for family life of students of an inclusive university are determined.
Key words: youth, students, inclusive university, family, family life, socio-psychological readiness for family life.
Введение. В каждом обществе существует такого типа социальная общность, с которым связана жизнедеятельность любого человека, как брак и семья.
Семья - это сообщество людей, которое базируется на брачном союзе и кровной связи, объединенное взаимной помощью, ответственностью и совместным бытом. Семья - это социальная организация, сложная система семейных уз и отношений всех близких родственников.
Учитывая всю сложность происходящих изменений (снижение репродуктивной, воспитательной, рекреационной функции, отрицательные веяния западной цивилизации), влияющих на демографическую ситуацию в стране, Россия XXI в. взяла курс на признание семьи высшей государственной ценностью, о чем неоднократно говорил президент В.В. Путин (и нашло свое отражение в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства 25 августа 2014 г., «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 г.) [3; 5].
Семья, согласно высказываниям многих ученых и деятелей, является одной из величайших жизненных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности, а именно, любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, уникальны и социально значимы для каждого семейного круга. Семейные связи и общение близких родственников стремительно менялись в последнюю треть века, однако, значительную роль в последнее время начала приобретать психоэмоциональная сторона семейно-брачных отношений. Это несколько осложнило родственные отношения, поскольку резко повысило показатели перспектив семейной жизни, реализовать которые супруги не в состоянии в силу своих культурных ценностей и индивидуальных особенностей.
На сегодняшний день, как отмечают многие исследователи, в реальной жизни отмечается ущемление традиционной семьи, признание случайных связей, подавление духовных ценностей человека. Это привело к ослаблению традиционных семейных ценностей, пропаганда иных форм семейных отношений, падение рождаемости, рост немногодетности, увеличение численности одиноких матерей, зыбкость традиционной семьи.
Подбор новых психолого-педагогических технологий подготовки молодежи к супружеским и детско-родительским отношениям предопределен современной реальностью, которая привела к осмыслению новой системы ценностей, новым линиям поведения человека, а это в свою очередь к новым подходам в образовании.
Изложение основного материала статьи. В условиях современности институт супружества и семьи претерпевает кризис. Повышенное внимание исследователей к трансформации жизненного уклада семьи и ее ценностных ориентаций определяется тем, что семья, по-прежнему, приоритетная ценность многих современных обществ. Именно ее положение, приоритет ценностных ориентиров в семейной остановке, выполняемые семьей основные функции по социальной репродукции поколения, признаются показателями истинного положения дел в стране и обществе, в частности.
Возросшее количество разводов и бракоподобных отношений свидетельствует об обостренности и нестабильности в обществе.
Подобное положение дел угрожает духовному образованию будущих поколений. Ослабление значимости семьи в формировании личности - реалии нынешней действительности. Современные реалии таковы, что в обществе усиливается поляризация семей по уровню и укладу жизни, усиливается безотцовщина, традиционная семья распадается, меняется характер взаимоотношений супругов и детско-родительских отношений [1].
На первый взгляд, в обществе по-прежнему сохраняется необходимость в таких семейных ценностях, как родительство и супружество, что обеспечивает стабильность общества, а, с другой стороны, изменения в нашем обществе приводят к росту весомости внесемейных ценностей (укрепление имущественного и социального статуса, профессиональный рост). Семьи, где супруги оказывают взаимное содействие в реализации своих жизненных ценностей, считаются успешными, в других семьях, где аналогичная мотивация отсутствует, неуспешными [2].
Вступая в брачный союз, молодые люди сегодня оказываются не готовыми выполнить супружеские и родительские обязанности, что подтверждается ростом расторжений браков, семейных конфликтов при распределении обязанностей в семье, неспособности к ведению хозяйства, уклонение от соблюдения родительских функций, проявления родительской агрессии.
Формирование позитивных отношений между поколениями семьи усилиями самой семьи оказывается недостаточно, поэтому необходимо организовывать просветительскую деятельность среди молодежи по популяризации традиционных семейно-брачных отношений в учреждениях, оказывающих воспитательно-образовательные услуги.
В молодом возрасте происходит активное становление ценностно-мировоззренческих позиций человека, включая, установка на порядочную семью, ответственное родительское поведение, другие ценности стабильной благополучной жизни в семье. Поэтому крайне важно вовремя сообщать молодым людям о социальных функциях супругов, формировать позитивные представления о семейно-значимых ценностях [1].
Значимым фактором формирования готовности молодежи к семейно-брачным отношениям становится развитие культуры интимных отношений, создание настроя на мудрость, верность и духовное единство супругов в семейно-брачных отношениях. Г.П. Сайфуллин полагает, что существует настоятельная потребность в развитии ценности семейно-ориентированного поведения среди молодежи, наиболее эффективными станут образовательные программы и практики семьеведения [4].
Проблема развития социально-психологической готовности к брачным отношениям рассматривалась в работах таких исследователей, как: Л.Н. Бересневой, Л.Я. Вербы, Е.П. Дубровиной, С.В. Ковалева, И.С. Кона, Л.М. Панковой, Л.Г. Татарниковой, Т.А. Флоренской (психология семейных отношений), Т.М. Афанасьевой, А.А. Бодалева, В.Н. Дружинина, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова, Л.Б. Шнейдера и др. (формирование готовности к браку), В. Сатира, В.В. Юстицкиса, Э. Эйдемиллера (диагностика семейных отношений).
Готовность молодежи к супружеской жизни - это социально-психологическое образование, которое включает связь принятия ценностей семьи, признания личностью семейных отношений и семейной педагогики как высшей ценности.
Психологическая подготовленность к брачной жизни - категория, которая сочетает разные качества: потребность в общении и кооперации; высокая ответственность за выполнение семейных функций; готовность к самопожертвованию, снисходительности и великодушию, проявление эмпатии к детям и супругу, достойное поведение. Социально-психологическая готовность к жизни в семье обусловлена личностной зрелостью личности, сформированностью навыков взаимодействия с представителем противоположного пола как результат практики целесообразного поведения в семье через воспитание культуры межполовой коммуникации [1].
Опытно-экспериментальное исследование проходило в 3 этапа, включающего: диагностику социально-психологической готовности студентов старших курсов к семейной жизни; разработку и апробацию программы, которая направлена на становление готовности к брачно-семейным отношениям; оценку эффективности предложенной программы.
Эксперимент проводился в сентябре-ноябре 2022 году. Опытно-экспериментальной базой исследования стал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», в нем приняло участие 34 молодых человека в возрасте 20-25 лет. В качестве методов диагностики были выбраны: «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда, анкета «Представление о брачно-семейных отношениях», опросник ПЭА А.Н. Волковой в модификации В.И. Слепковой, математико-статистическая обработка данных U - критерий Манна-Уитни.
В процессе констатирующего этапа исследования установлено, что большинство респондентов имеют высокий уровень понимания и эмоционального притяжения членов супружеской пары, средние показатели заняли авторитетности, достаточный уровень подготовленности к супружеской жизни и представлений о семье и родственных отношениях, в результате стало необходимым реализовать программу с поколением будущих супругов по развитию готовности к браку и семейной жизни.
С целью формирования культуры семейно-брачного союза у молодых людей как будущих супругов и внутренних личностных ресурсов, которые лежат в основе готовности к созданию брака, апробирована программа, которая включала два раздела: «Половая социальная адаптация и морально-психологическая готовность к браку», «Добрачные контакты и общение» и «Искусство быть семьей». Тематика мероприятий затрагивала следующие вопросы: специфика мужской и женской психологии; требования молодежи к семье и браку; развитие благодушного отношения к семье как жизненной ценности; готовность к брачному союзу и семейной жизни; планирование материнства и отцовства; юридический базис вступления в брачный союз; распределение функций в семье; роль семейных обычаев; совместимость супружеской пары; чрезвычайные ситуации в семье и др.
Психологическая программа основана на использовании таких приемов, как: групповая дискуссия, создание ситуации успеха, создание эмоционально-нравственных ситуаций, фронтальный опрос, анализ практико-ориентированных ситуаций, лекция-беседа, ролевые игры. В условиях тренировки на занятиях к взрослой семейной жизни респонденты экспериментальной группы подвергали оценке возможные жизненные ситуации, принимая на себя социальные роли мужа/жены/родителей в ролевых играх. Программа социально-психологической тренировки респондентов к брачно-семейной жизни направлена на повышение информированности молодежи в вопросах построения супружеских отношений
и выстраивания благополучной семьи, приобретения позитивного опыта духовного общения и взаимоотношения полов на нравственной основе, формирование ответственной позиции к выполнению супружеских функций по отношении к супругу и детям, внутренних правил, установленных в семье; обучение умению снимать конфликтные ситуации между супругами и детьми; развитие умения прогнозировать будущую жизнь в браке, достигать перспективные жизненные цели. Для молодежи при подготовке к семейной жизни особенно важны вопросы психической жизни мужчины и женщины в браке, сексуальных отношений, полового влечения, любви и дружбы, близких связей, домашнего воспитания, семейных раздоров и неурядиц, а также средств их разрешения.
С целью выявления эффективности реализованной программы нами был осуществлен контрольный этап эксперимента, дан сравнительный анализ показателей уровня подготовленности студентов к семейной жизни до и после реализации психологической программы.
Таблица 1
Показатели готовности студентов к семейной жизни, в %
Показатели Конст.этап эксперимента Контр. этап эксперимента
1. Оценка готовности к семейной жизни
Достаточная 46,4 79,7
Удовлетворительная 53,6 20,3
Недостаточная 0 0
2. Представление о брачно-семейных отношениях
Высокий уровень 14,5 37,7
Средний уровень 71,0 62,3
Низкий уровень 14,5 0
3. Опросник ПЭА (Понимание. Эмоц. притяжение. Авторитетность)
Высокий уровень: - понимания; - эмоционального притяжения; - авторитетности 58,7 72,5 41,3 71,0 100,0 97,2
Средний уровень: - понимания; - эмоционального притяжения; - авторитетности. 41,3 27,5 58,7 29,0 0 2,9
Низкий уровень: - понимания; - эмоционального притяжения; - авторитетности. 0 0 0 0 0 0
Согласно данным, представленным в таблице 1, после проведения психологической программы, анализ полученных показателей показал, что достаточный показатель готовности к жизни в семейном союзе установлен у 79,7% студентов, процент испытуемых с удовлетворительным показателем готовности к жизни в семейном союзе уменьшился и составил 20,3 %. Таким образом, уменьшилось число респондентов с удовлетворительным показателем готовности к жизни в семейном союзе и увеличилось с достаточным показателем. Анализ показателей представления о брачно-семейном союзе свидетельствует о том, что реализация программы позволила улучшить результаты готовности к жизни в семейном союзе: значительный уровень представлений о брачно-семейных отношениях наблюдался у 37,7% студентов, средний уровень преставлений о брачно-семейном союзе выявился у 62,3% студентов. Анализ показателей понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке свидетельствует том, что реализация программы улучшила результаты социально-психологической готовности к семейной жизни: высокий уровень понимания, эмоционального притяжения и авторитетности наблюдался у 71%, 100% и 97,1% студентов соответственно, средний уровень понимания и авторитетности выявлен у 29% и 2,9% студентов соответственно. Таким образом, после проведения работы возросло количество респондентов со значительным и средним показателем готовности к жизни в брачно-семейном союзе.
Дальнейшим этапом исследования было установление значимости различий показателей готовности к жизни в брачно-семейном союзе респондентов до и после проведения психологической программы с помощью и - критерия Манна-Уитни. Полученные результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ значимости различий показателей социально-психологической готовности студентов к семейной жизни
с помощью и-критерия Манна-Уитни
Показатель Сумма рангов Величина и значимость и - критерий
и1 Констат. этап эксперимента и 2 Контр. этап эксперимента
1. Оценка готовности к семейной жизни. 933 1413 338*
2. Представление о брачно-семейных отношениях. 936 1410 339**
3. Измерение степени: - понимания; - эмоционального притяжения; - авторитетности. 1014 722 711 1332 1624 1635 419 127 116
Примечание: *- 338 (р ^ 0,01), ** -387 (р ^ 0,01)
Анализ данных таблицы 2 показывает, что на заключительном этапе эксперимента по показателю готовности респондентов к жизни в брачно-семейном союзе обнаружены достоверные различия на высоком уровне значимости
(Р - 0,01), по показателю представлений о брачно-семейном союзе и отношениях в нем так же обнаружены достоверные
различия (р— 0,01). На констатирующем этапе исследования у большинства респондентов были отмечены невысокие показатели готовности к жизни в брачно-семейном союзе. Осуществление программы по формированию готовности студентов к жизни в брачно-семейном союзе, показала позитивные сдвиги в формировании брачно-семейных установок на супружество, деторождение, семейные ценности, увеличилось число респондентов с высокими и средними показателями готовности к жизни в брачно-семейном союзе.
Выводы. Готовности к жизни в брачно-семейном союзе предполагает подготовленность молодого человека, прежде всего, к супружеским связям как важное условие предупреждения дестабилизации семейно-брачных отношений. Прочность брака зависит от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов в психологической поддержке, взаимопонимании, заботе и внимании друг к другу, удовлетворении чувства собственного достоинства и ощущении своей важности и необходимости для супруга. Поэтому успешность брака и стабильность семьи зависят от личностной готовности к жизни в брачно-семейном союзе молодежи.
Подготовка учащейся молодежи к жизни в брачно-семейном союзе содержит развитие ряда элементов: признание семейных ценностей как естественной среды домашнего воспитания детей и личностных качеств супругов; позитивного настроя на создание прочной семьи, деторождение и их последующее воспитание, освоение определенной системы знаний и действенно-практических умений выстраивать отношения в брачно-семейном союзе (социально-правовых, морально-этических, психологических, физиолого-гигиенических, хозяйственно-экономических, педагогических и др.); обеспечение принятых обязательств в жизни семьи; самовоспитание личностных свойств, обязательных для выстраивания прочной супружеской жизни и здоровых семейных отношений.
Литература:
1. Беленкова, Л.Ю. Клубная деятельность как условие развития готовности к семейно-брачным отношениям студентов инклюзивного вуза / Л.Ю. Беленкова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. -Нефтекамск: Мир науки, 2019. - С. 152-169
2. Зубок, Ю.А. Отношение молодежи к семье в изменяющейся социальной реальности / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Семья в современном обществе. Сер. Демография. Социология. Экономика / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. -2018. - С. 103-108
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/42021734 4 (дата обращения: 05.10.2022)
4. Сайфуллин, Г.П. Социальные практики семьеведения в развитии готовности молодежи к браку и семейной жизни: востребованность и потенциал / Г.П. Сайфуллин // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 2. -С. 60-66
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683з «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://rg.ru/2015/1 2/31/nac-bezopasnost-sitedok.html (дата обращения 05.10.22).
Психология
УДК 37.015.3
кандидат педагогических наук Бисерова Галия Камильевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» (г. Елабуга)
СУБЪЕКТНАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. Современная ситуация в отечественном образовании актуализирует наличие такого профессионально-личностного качества для будущего педагога, как резильентность. Этот фактор, отражающий способность психики к быстрому восстановлению в кризисных ситуациях, является ключевым при подготовке будущих педагогов. На наш взгляд, профессиональное педагогическое образование должно быть направлено на подготовку такого учителя-профессионала, который будет способен справляться с жизненными трудностями, и сохранит позитивный взгляд на мир в ситуациях экономической, политической и социальной нестабильности. Учитель, обладающий резильентными характеристиками, является полноценным субъектом учебно-профессиональной деятельности. Он способен эффективно организовать свою профессиональную деятельность, выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Он сможет конструктивно преодолевать стрессы и сложные профессионально-педагогические и личностные проблемы, сохранять активность и правильную жизненную позицию на пути к собственным долгосрочным целям, оставаясь эмоционально стабильным и творческим. Проведенное эмпирическое исследование уровня сформированности резильентности у студентов педагогического вуза позволило нам разработать и апробировать модель формирования субъектной резильентности будущих педагогов. Включение данной модели в процесс подготовки будущих учителей, при использовании специальных технологий и методов, будет способствовать формированию у них профессионально важных качеств резильентного педагога.
Ключевые слова: студенты, резильентность, субъектность, субъект профессиональной деятельности, учитель, стресс.
Annotation. The current situation in domestic education actualizes the presence of such a professional and personal quality for a future teacher as resilience. This factor, reflecting the ability of the psyche to recover quickly in crisis situations, is the key in the preparation of future teachers. In our opinion, professional teacher education should be aimed at preparing such a teacher-professional who will be able to cope with the difficulties of life and maintain a positive outlook on the world in situations of economic, political and social instability. A teacher with resilient characteristics is a full-fledged subject of educational and professional activity. He is able to effectively organize his professional activities, build constructive interaction with all participants in educational relations. He will be able to constructively overcome stress and complex professional, pedagogical and personal problems, remain active and have the right position in life on the way to his own long-term goals, while remaining emotionally stable and creative. The conducted empirical study of the level of formation of resilience among students of a pedagogical university allowed us to develop and test a model for the formation of subjective resilience of future teachers. The inclusion of this model in the