Научная статья на тему 'Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе'

Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2092
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ / ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ю. О.

В статье раскрываются цели, задачи, принципы и содержание программы по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Описываются направления работы педагога-психолога в рамках теоретических и практических занятий. Раскрываются результаты реализации программы по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

© Антонова Ю.О.*

Челябинский государственный университет, Челябинск

В статье раскрываются цели, задачи, принципы и содержание программы по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Описываются направления работы педагога-психолога в рамках теоретических и практических занятий. Раскрываются результаты реализации программы по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: социально-психологический климат, формирование психологического климата, коллективная деятельность, педагогический коллектив, организационные формы реализации программы, тренинговые занятия.

Актуальность изучения проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению эффективности деятельности [1].

Особенности педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива. В связи с этим возникает необходимость в формировании соци-

* Магистрант.

ально-психологического климата педагогического коллектива с целью нормализации межличностного взаимодействия.

Под социально-психологическим климатом понимается общий эмоционально - динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации (Г.М. Андреева) [3]. Формирование социально-психологического климата является важным резервом повышения эффективности коллективной деятельности.

Диагностика особенностей социально-психологического климата в педагогическом коллективе была организована с использованием следующих методов исследования: тест-опросник «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» (Е.И. Рогов [9]); опросник «Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе» (Л.М. Карамуш-ка [7]); опросник «Определение стиля руководства коллективом» (Н.Л. Ко-ломинский [8]); анкетирование по определению степенью удовлетворенности условиями труда, отношениями в коллективе (Н.Л. Коломинский [8]); социометрия (Дж. Морено [9]); методика «Определите конфликтность ситуации» (Н.Л. Коломинский [8]); методика «Определите направленность личности» (Б. Басс [9]); критерий Фишера.

В исследовании были выявлены ряд проблем, присущих педагогическому коллективу:

1. Низкий уровень благополучия в педагогическом коллективе, выражающийся в отсутствии лидера и наличии аутсайдера.

2. Разобщенность педагогического коллектива, наличие микрогрупп.

3. Недостаточное развитие коммуникативных навыков (умения слушать, выстраивать диалог, разрешать конструктивно конфликт, развитие эмоционального интеллекта в общении, открытость и доверие к собеседнику).

4. Отмечается наличие у педагогов инертности, статичности, эмоциональной ригидности, конформности установок, высокие показатели личностной и реактивной тревожности, эмоциональной неустойчивости, что затрудняет внедрение в обследуемом педагогическом коллективе инновационных программ.

Исходя из выявленных проблем, автором была разработана программа по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Цель реализации разработанной программы состояла в формировании социально-психологического климата педагогического коллектива путём расширения спектра коммуникативных умений и навыков педагогов, сплочения членов коллектива, формирования навыков позитивного общения.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы:

- сформировать приемы эффективного общения, психологические знания, взгляды на личность, процесс взаимодействия людей;

- сформировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и составе группы;

- научить адекватно преодолевать конфликты;

- научить адекватно воспринимать себя и других в ситуациях общения;

- развивать уверенную в себе личность, устойчивость к стрессам.

Реализация коррекционной программы с педагогами предполагала работу

в следующих организационных формах: индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы, организация тренинговых занятий.

Основными приемами реализации программы выступали: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.

Программа по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе базируется на следующих принципах:

Принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.

Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты -примеры из реальной жизни.

Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание - повод для анализа действий и переживаний участников.

Основное внимание в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы - ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.

На каждом занятии используется упражнение - энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.

Практические занятия строятся по единой структуре и включают в себя: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. Содержание программы представлено в табл. 1.

Первые занятия нашей программы направлялись на обогащение и расширение знаний педагогов школы об особенностях социально-психологического климата педагогического коллектива.

В процессе общения с педагогами школы мы остановились на факторах, влияющих на психологический климат коллектива, это микро и макро сре-

ды, также отмечалось, что характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат педагогического коллектива. Одним из важных факторов климата коллектива являются индивидуальные психологические особенности каждого из его членов.

Таблица 1

Программа формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе педагогов школы

Тема, форма работы Цель Содержание Кол. часов

Семинар «Особенности социально-психологического климата коллектива» Рассмотреть особенности педагогических коллективов, раскрыть, что такое психологический климат коллектива? Обсудить результаты диагностической работы по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» Вступление. Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива». Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе. Оценка уровня конфликтности, упражнение «Отражение», «Крабы», игра - сплочение. Подведение итогов семинара 1,5

Тренинг «Взаимодействие в группе» Сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию Вступление, обсуждение правил тренинга, заполнение анкеты, упражнение «Построимся», Мини-лекция: Этапы формирования команды, рефлексия: На каком этапе развития находится Ваша команда? Чего в команде не хватает для того, чтобы назвать её зрелой, упражнение «Связующая нить» Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? Упражнение «Веселый счет», упражнение «Дом», игра ««Поменяйтесь местами», упражнение «Комплимент», упражнение «Закон гармонии», игра «Создание островной страны», упражнение «Наша культура», упражнение «Уменьшающаяся газета», упражнение «Подарок», рефлексия. 5

Практические занятия

Занятие 1 Социально-психологические проблемы коллектива Приветствие; создание позитивного настроя на работу, знакомство с со-циально-психологиче-скими проблемами коллектива, причинами их возникновения Игры «Имена-качества», «Черные шнурки», мини-лекция не тему: «Социально-психологические проблемы коллектива». Упражнение «Ромашка», коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение». Рефлексия. 1

Продолжение табл. 1

Тема, форма работы Цель Содержание Кол. часов

Занятие 2 Условия эффективного общения Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры; формирование навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим Обмен настроениями на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», игра «Шишки-желуди-орехи», Мини-лекция: «Что же такое общение?», Игра «Скажи комплимент», «Поросята и утята». Рефлексия. 1

Занятие 3 Коммуникативные позиции в педагогическом общении Познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе общения; осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения. Обмен настроением на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», игра «Разгоняем паровоз», мини-лекция «Позиции в общении», игра «Слепой паровозик». Рефлексия. 1

Занятие 4 Общение в конфликте Дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения Обмен настроением на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?». Игра «Светофор», составление «портрета» конфликта, упражнение «Покажи конфликтную ситуацию», заполнение таблицы «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию», упражнение «Конфликты», игра «Белые медведи». Рефлексия. 1

Занятие 5 Самореализация в творчестве как способ преодоления со-циально-психологи-ческих проблем Развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания Обмен настроением на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?». Упражнение «Танец с листком», работа с таблицей «Способы развития творческого мышления». Решение творческих задач, упражнение «Подарок». Рефлексия. 1

Занятие 6 Способы снятия нервно-психического напряжения Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах Обмен настроением на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?». Игра «Шестерка», упражнение «Прощай, напряжение», упражнение «Ааааа и Иииии», упражнение «Храм тишины». Рефлексия 1

Занятие 7 Способы снятия нервно-психического напряжения, поведение в стрессовой ситуации Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Обмен настроением на начало занятия: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?». Игра «Спутанные цепочки»; мини-лекция «Как справиться со стрессом»; упражнение «Мудрец из храма»; упражнение «Солнечная поляна». Рефлексия. 1

Результатом данной работы явилось осознание педагогами школы наличия проблем в межличностных отношениях и необходимость участия психолога в регуляции социального климата коллектива.

В процессе реализации программы по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе осуществлялась поддержка определённых ценностных ориентаций (стимулирование роста продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов), формировалась доброжелательная атмосфера, осуществлялась коррекцию позиции каждой личности в коллективе и стиля руководства.

В результате реализации программы в педагогическом коллективе отмечается активизация педагогической инициативы, стремление к общению, обмену опытом. Сотрудники школы удовлетворены условиями работы в данной социальной структуре. Коллектив школы характеризуется высокими показателями групповой сплоченности. Члены коллектива имеют достаточно высокий коэффициент удовлетворенности (от 1-0,67). Наблюдается достаточно устойчивый эмоциональный фон в коллективе, снижение уровня конфликтности и напряженности, связанные с напряжение в работе или отношениями с администрацией. Педагоги способны использовать различные тактики общения в конфликтной ситуации и конструктивного выхода из нее, способны к открытому диалогу с руководством, готовность к поиску оптимальных путей решения профессиональных и личностных задач.

Таблица 2

Сравнительные результаты эксперимента, полученные до и после реализации программы (%)

Методы и методики Результаты реализации программы

до | после до | после до | после

положительный неустойчивый (не соответствует идеалу) неблагоприятный

Тест-опросник Е.И. Рогова «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» 12 46 78 54 10 0

положительный не соответствует идеалу неблагоприятный

Опросник «Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе» (Л.М. Карамушка) 10 30 74 68 16 2

высокий средний низкий

Уровень конфликтности - анкетирование (Н.Л. Коломинский) 40,5 4 50 20 9,5 76

Высокий (от 1 до 0,67) Средний (0,33) Низкий (0)

Коэффициент удовлетворенности для каждого члена группы (результаты социометрии) 0 (0 чел.) 48 (24 чел.) 14 (7 чел.) 22 (11 чел.) 50 (25 чел.) 2 (1 чел.)

высокий средний низкий

Уровень коммуникативных умений по методике «Определите конфликтность ситуации» (Е.И. Рогов) 12 34 64 58 24 8

Направленность личности (методика Б. Басса «Определение направленность личности») На себя На общение На общее дело

14 4 56 50 30 46

Количественные результаты, полученные до и после реализации программы, представлены в табл. 2.

Достоверность полученных результатов проверялась нами с помощью метода математической обработки (критерий Фишера), полученных результатов до и после реализации разработанной программы по формированию социально-психологического климата. Результаты математического анализа с помощью критерия Фишера представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты математического анализа с помощью критерия Фишера

Методы и методики Результаты математического анализа (критерий Фишера) Статистическая значимость

Тест-опросник Е.И. Рогова «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» Ф*эмп = 4.607 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Но отвергается

Опросник «Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе» (Л.М. Карамушка) Ф*эмп = 4.92 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Н0 отвергается

Уровень конфликтности - анкетирование (Н.Л. Коломинский) Ф*эмп = 9.924 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Н0 отвергается

Коэффициент удовлетворенности для каждого члена группы (результаты социометрии) Ф*эмп = 12.336 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Н0 отвергается

Уровень конфликтности - методика «Определите конфликтность ситуации» (Е.И. Рогов) Ф*эмп = 4.447 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Н0 отвергается

Направленность личности - методика Б. Басса «Определение направленность личности» Ф*эмп = 3.019 эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости, Н0 отвергается

По результатам математического анализа были определены значимые различия по следующим показателям: оценка психологического климата в педагогическом коллективе (результаты тест-опросника Е.И. Рогова, Л.М. Ка-рамушка); навыки общения (результаты определения уровня конфликтности по методике Н.Л. Коломинский, Е.И. Рогов); направленности личности при общении (результаты по методике Б. Басса); удовлетворенность межличностными отношениями в педагогическом коллективе (по результатам социометрии).

Таким образом, определение значимости различий показателей на начало и на конец эксперимента по каждой методике, результаты математической обработки, качественный анализ полученных данных в ходе опытно-экспериментального исследования, подтверждают экспериментальную гипотезу: процесс формирования социально-психологического климата в пе-

дагогическом коллективе будет эффективным, если реализуется коррекци-онная программа, направленная на расширение спектра коммуникативных умений и навыков педагогов, сплочение членов коллектива, формирование навыков позитивного общения.

Разработанная программа по формированию социально-психологического климата в педагогическом коллективе может быть использована в практике педагогами-психологами образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому / И.Б. Авакян // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 67-72.

2. Адов А.В. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению педагогов и школьников / А.В. Адов // Сборник тезисов 2-й ежегодной всероссийской конференции «Практическая психология в школе (цели и средства)», 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. -С. 21-22.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб: для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998.

4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. -СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.

5. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Учебно-методическое пособие. - Домодедово: «РИПК МВД России», 1995.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М.: Ось-89, 2001.

7. Карамушка Л.М. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Карамушка. - К.: Миллениум, 2003. - С. 292-294.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия [Текст]: методическое пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Воронеж: МОДЭК, 2007. - 80 с.

9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. издат центр ВЛАДОС, 1998. -496 с.

10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.