Афтахова Ульяна Владимировна
аспирантка кафедры экономики и организации промышленного производства, Пермский национальный исследовательский политехнический университет [email protected]
формирование социально-ориентированного механизма промышленного развития экономики индустриального
региона
_Аннотация
Данная статья посвящена формированию социально-ориентированного механизма промышленного развития региона на основе внедрения принципов государственно-частного партнерства. В рамках этого был разработан организационно-экономический механизм частно-государственного партнерства в сфере создания. Эти процессы рассмотрены на примере малого авиастроения.
Ключевые слова: регион, социально-ориентированное производство, малое авиастроение, государственно-частное партнерство
Регион сегодня является участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капитала разного уровня. Поэтому для сохранения целостной и внутренне мобильной экономики подход к развитию региона должен опираться не только на теорию полюсов роста и структурно-инновационного регионального развития, но и учитывать социально-ориентированную концепцию, которая опирается на теорию нового роста, всеобщего благосостояния, а также теорию «зеленого роста».
Очевидно, что решение экономических задач должно восприниматься шире, чем технологическое развитие, а инновационное обновление промышленных отраслей не является самоцелью, оно, в конечном счете, направлено на повышение качества жизни людей. Поэтому при решении вопросов промышленного развития необходимо использовать не утилитарный, «чисто экономический», а более широкий и емкий социально-экономический подход, обеспечивающий выбор приоритетов производственной модернизации, связанных с
Рис. 1. Механизм развития социально-ориентированного производства на примере малого авиастроения
решением социальных проблем, при этом само промышленное развитие приобретает индустриально-социальную характеристику реализации,
Сущность социально-ориентированного производства
Для того чтобы избежать неточностей, необходимо уточнить ключевую дефиницию - социально-ориентированное производство, под которым, прежде всего, мы понимаем создание продукции, фактически формирующей услуги населению страны производителя и максимально удовлетворяющей его требованиям, Примеров такого производства много, Так, наличие развитого сектора малого авиастроения обес-
печивает движение и перемещение населения в экстремальных ситуациях или делает доступными далекие «уголки» страны, обеспечивает патрулирование, туристические услуги, перевозку небольших грузов, различные виды сельскохозяйственных работ и т.д. Производство медицинского оборудования обеспечивает оказание медицинских услуг - операции, реабилитация, производство военной техники обеспечивает безопасность и снижает риск возникновения захватнических военных действий, угрожающих мирному существованию, Основной целью социально-ориентированного промышленного производства является улучшение условий
жизни граждан страны, снижение региональной социально-экономической асимметрии, формирование единого социально-экономического пространства и т.д. Это особенно актуально для территорий с огромными размерами и протяженностью границ, низко развитой дорожной инфраструктурой, а также большой удаленностью многих населенных пунктов от центра и друг от друга, т.к., в совокупности, все это дезинтегрирует экономику регионов и государства в целом.
Экономика, основанная на социально-ориентированном производстве, характеризуется органичным взаимо-
действием государства и рыночной экономики, которое сопровождается усилением социализации народного хозяйства. Усилия государства при формировании благоприятной среды для социально-ориентированного промышленного производства должны быть сосредоточены на раскрытии внутренних резервов регионов. Это касается прежде всего укреплении человеческого потенциала.
Одно из решений обозначенных проблем - механизм развития малого авиастроения
В качестве одного из решений обозначенных проблем предлагается меха-
Звено государственного финансирования
Денежные средства
Поставщики оборудования
денежных средств
Денежные средства
Гарантия
Денежныесредства
Научное звено
Формирование финансовых ресурсов развития социально-ориентированного производства
Денежные средства " 1
Институциональные
инвесторы - -|
Кредит
Корпоративное
Процентные платежи
Технологии, техника, машины, оборудование
Подготовка . квалифицированного персонала
Собственный капитал
ЕЕ^]
1 1
11 Модернизация производства 1 ¡Улучшение условий и качества жизни населения
Рис. 2. Принципиальная схема финансового механизма взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего развитие социально-ориентированного
производства
Таблица
Краткая характеристика моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированного промышленного развития
Модель государ- Модель реализации Модель Модель
ственного ГЧП кредитования государственного
инвестирования невмешательства
Участники Федеральные орга- Федеральные орга- Региональные Комплекс предпри-
ны власти ны власти органы власти ятий
Региональные Региональные Комплекс предпри-
органы власти органы власти ятий
Комплекс предпри- Комплекс предпри-
ятий ятий
Схема финан- Ф - 30% Ф - 25% Р - 20% К - 100%
сирования Р - 30% К - 40% Р - 25% К - 50% К - 80%
Преимуще- Сравнительно Наличие правового Возможность Стимуляция инвес-
ства невысокие затраты механизма распре- концентрировать тиционной актив-
корпоративных деления рисков и государственные ности предприятий,
структур на инвес- ответственности ресурсы на необ- формирование бла-
тирование. Усиле- участников ГЧП ходимых направ- гоприятного инно-
ние возможностей лениях и хорошая вационного клима-
государственного мотивация бизнеса та через создание
контроля над раз- в отношении конеч- технопарков
витием отрасли ных результатов. Существенное снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения внебюджетных источников
Недостатки Фактическая наци- Более высокая Несовершенство Высокориско-
онализация пред- стоимость капи- законодательства, ванные и низко-
приятий тала. Затратная ограничивающего рентабельные
процедура привлечение не- инвестиции из-за
проведения ин- государственных длительного срока
вестиционного инвестиций их окупаемости
конкурса.
За счет государства
финансируются не
только фундамен-
тальные разработ-
ки, но и ОКР
низм развития малого авиастроения, существование которого стало, в настоящее время, практически невозможным из-за больших финансовых затрат и отсутствия серьезных науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Это, в свою очередь, обусловливает необходимость развития частно-государственного партнерства и формирования
различных моделей интегративного взаимодействия власти и бизнеса. Государственная поддержка развития малого авиастроения заключается в создании адаптивных и гибких нормативных правовых, инвестиционных, лизинговых, кредитных, налоговых, таможенных, бюджетных, экономических, социальных, организационных, административных и иных методов взаимодействия и равноправного партнерства органов государственной власти с юридическими и физическими лицами, в том числе с иностранными партнерами. Но именно партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли авиастроения, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли [1]. Данный механизм представлен определенной последовательностью взаимосвязанных действий, представленных на рисунке 1.
Финансовый механизм взаимодействия власти и бизнеса
Для развития малого авиастроения особенно необходимы федеральные и региональные целевые программы развития данной отрасли, инвестиции российских и зарубежных партнеров, а также средства предпринимателей, заинтересованных в производстве такой продукции. Поэтому формирование финансовых ресурсов также должно быть представлено финансовым механизмом взаимодействия
усилия государства при формировании благоприятной среды для социально-ориентированного промышленного производства должны быть
сосредоточены на раскрытии внутренних резервов регионов
власти и бизнеса, в том числе частных инвесторов, что отражено на рисунке 2.
В целях привлечения инвестиционных потоков в данную отрасль целесообразно применять региональные налоговые привилегии для инвесторов, вкладывающих собственные (или кредитные) финансовые ресурсы в создание или в модернизацию основных производственных фондов и развитие мощностей, в которых заинтересован регион. Это может быть частичное или полное освобождение от региональной доли налогов на прибыль и (или) региональные налоговые каникулы на проектный срок окупаемости капитальных вложений, и (или) льготы по налогу на имущество и др. Кроме того, в качестве инструмента, стимулирующего развитие социально-ориентированного производства, могут выступать таможенные льготы на приобретение специального производственного оборудования за рубежом, а также меры по обеспечению
выгодных лизинговых и кредитных отношений,
Особый интерес в модели, представленной на рисунке 1, имеет выбор модели участия органов власти в проекте промышленного развития, который определяется исходя из уровня либерализации рыночных отношений и устанавливается институциональными нормами, Мы выделяем четыре такие модели: государственного инвестирования, реализации частно-государственного партнерства, кредитования и государственного невмешательства, Характеристики моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированной промышленной модернизации представлены в таблице,
Выводы
1, В целом, считаем, что в процессе развития малого авиастроения партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения, Это в свою очередь будет стимулиро-
в целях привлечения инвестиционных потоков в данную отрасль целесообразно применять региональные налоговые привилегии для инвесторов..,
вать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли, 2, Развитие регионов обусловлено внедрением принципов частно-государственного партнерства, Поэтому развитие малого авиастроения на базе финансового интегративно-го взаимодействия власти и бизнеса существенно упростит решение многих социально-экономических проблем, т,к, будут созданы дополнительные условия для экономического подъема и рентабельности регионов - мировой опыт свидетельствует, что годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, при этом ежегодный объем налоговых сборов составляет около $4 млрд, Число рабочих мест - более 500 000, что имеет прямое влияние на уровень безработицы и объем доходов населения,
Кроме того, будет снята транспортная напряженность, особенно для регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Кавказа и других территорий со слабо развитыми железнодорожными, автомобильными и водными транспортными коммуникациями (5), Однако данный подход будет результативным только в случае параллельного формирования институциональной основы для решения уже существующих проблем поддержки эксплуатации малой авиации, т,е, будут действовать вспомогательные механизмы, Например, необходимо упрощение длительной процедуры оформления и согласования заявок на планирование использования воздушного пространства, совершенствование существующей сертификации летательных аппаратов, которую пройти крайне сложно и дорого, Не менее актуальна реконструкция существующих и создание
новых небольших аэродромов и площадок, которые в настоящее время практически отсутствуют или прекращают свое существование. 3. Организация и обеспечение развития социально-ориентированного производства является сложной научной задачей, требующей не только исследования социально-экономической роли данной отрасли, но и многих технических вопросов ее реализации, выходящих за границы экономической сферы.
Литература
1. Афтахова У.В. Авиадвигателе-строение: формирование кооперации на межрегиональном уровне // Российское предпринимательство. -2013. - № 5 (227). - С. 60-68.
2. Афтахова У.В. Пространственная организация российского авиадви-
гателестроения: новые решения // Российское предпринимательство. -2012. - № 21.- С. 94-100.
3. Афтахова У.В. Формирование методики оценки эффективности межрегиональной интеграции авиадвигателес-троительного комплекса Российской Федерации // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 3 (60). -С. 44-49.
4. Жуланов Е.Е. Организационно-экономический механизм взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной власти: воспроизводственный подход // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 31. - С. 30-40.
5. Рябченюк Ю. Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов // Рынок ценных
Ulyana V. Aftahova
Postgraduate student, Academic Department of Economics and Industrial Engineering,
Perm National Research Polytechnic University
Formation of a socially oriented mechanism of the industrial development of industrial region economics
_Abstract
The article is devoted to the organization of socially oriented mechanism for the region industrial development based on the implementation principles of public private partnership. As a part of this, the organizational-economical mechanism of public private partnership in the field of organization was designed. These processes are considered in the terms of small aircraft industry. Keywords: region, socially oriented production , small aircraft industry, public private partnership
Л
региональная экономика