Научная статья на тему 'Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики индустриальных регионов'

Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики индустриальных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афтахова У. В.

Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики регионов рассматриваются как комплекс мероприятий по реализации социальной индустриализации, нацеленной на достижение благосостояния населения и обеспечение роста экономической результативности модернизации производства за счет сбалансированного развития индивида. Приведены примеры действия механизмов с выходом на эффекты от их использования, отражены методологические особенности, отличающие данные механизмы от инновационно-технологических механизмов промышленного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики индустриальных регионов»

УДК 332.14

У.В. Афтахова

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ

Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики регионов рассматриваются как комплекс мероприятий по реализации социальной индустриализации, нацеленной на достижение благосостояния населения и обеспечение роста экономической результативности модернизации производства за счет сбалансированного развития индивида. Приведены примеры действия механизмов с выходом на эффекты от их использования, отражены методологические особенности, отличающие данные механизмы от инновационно-технологических механизмов промышленного развития.

Ключевые слова: социальное государство, социально ответственный бизнес, индустриальный регион, промышленное развитие, механизм.

В условиях геополитических перемен Россия стоит перед объективной потребностью выбрать новую общенациональную стратегию развития для сохранения целостной и внутренне мобильной экономики, которая должна опираться не только на теорию полюсов роста и структурно-инновационного развития, но и учитывать социально ориентированную концепцию, которая опирается на теорию нового роста, всеобщего благосостояния, а также теорию «зеленого роста».

Очевидно, что решение экономических задач должно восприниматься шире, чем технологическое развитие, а инновационное обновление промышленных отраслей не является самоцелью, оно в конечном счете направлено на повышение качества жизни людей. Поэтому при решении вопросов промышленного развития необходимо использовать не утилитарный, «чисто экономический», а более широкий и емкий социально-экономический подход, обеспечивающий выбор приоритетов производственной модернизации, связанных с решением социальных проблем. При этом само промышленное развитие приобретает индустриально-социальную характеристику реализации.

Понятие социального государства, появившееся в середине XIX века и введенное в оборот Л. фон Штейном, определило новую роль государства в решении социальных проблем и вменило ему определенные социальные

© Афтахова У.В., 2014

Афтахова Ульяна Владимировна - ассистент кафедры экономики и организации промышленного предприятия ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

функции, которые ранее не были приоритетными. Государство должно сознательно служить интересам народа, так как из-за того, что власть выражает интересы господствующего класса, от класса неимущих всегда будет исходить потенциальная опасность для государства [1, с. 82]. Поэтому важнейшей задачей государства Штейн считал «поднятие» низших классов и обеспечение социальной мобильности, т. е. обеспечение возможности для каждого человека путем приложения им определенных усилий перейти в другой класс, путем изменения отношения к средствам производства [2, с. 49]. Развитие социальной сферы является условием для развития экономической среды государства.

Особого внимания заслуживает платформа фабианского общества, возникшего в Англии в 1884 году под влиянием Дж. С. Милля, который критиковал систему частной собственности и наемного труда, порождающую неравенство, зависимость рабочих от капиталистов и вражду между ними. Тем не менее Милль утверждал, что следует стремиться не к ниспровержению системы частной собственности, а к ее улучшению и предоставлению полного права каждому члену общества участвовать в ее выгодах [3, с. 360-361]. Иными словами, фабианцы стали продолжателями идей Дж. С. Милля, утверждая необходимость социализации собственности путем национализации и муниципализации, а также расширения государственного контроля в социально-экономической среде. Они планировали такие меры, как введение прогрессивного подоходного налога, оплачиваемых отпусков, законодательное установление минимальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, создание доступных для народа систем образования и здравоохранения [4, с. 146-149]. Действительно, именно здоровье, как важнейшая качественная характеристика человека, во многом определяет условия и возможности его самореализации, развитие его способностей, достижение определенного образовательного и профессионального уровня и даже материальное благосостояние семьи [5, с. 94-144].

Таким образом, основной целью социального государства является улучшение условий жизни граждан страны, снижение региональной социально-экономической асимметрии, формирование единого социально-экономического пространства и т.д. Это особенно актуально для территорий с огромными размерами и протяженностью границ, плохо развитой дорожной инфраструктурой, а также большой удаленностью многих населенных пунктов от центра и друг от друга, так как в совокупности все это дезинтегрирует экономику регионов и государства в целом.

Построение социального государства должно быть, прежде всего, основано на развитии социально ориентированного производства, которое характеризуется органичным взаимодействием государства и рыночной экономики и сопровождается усилением социализации народного хозяйства. Усилия го-

сударства при формировании благоприятной среды для социально ориентированного промышленного производства должны быть сосредоточены на раскрытии внутренних резервов регионов.

Создание каркаса социально ориентированного промышленного производства - это крайне сложный процесс, который предполагает комплексный подход к своей реализации. Ответить на вопрос о том, какое экономическое содержание имеет социально ориентированное промышленное производство и когда правомерно говорить о нем, можно, раскрывая механизмы реализации этого производства. Систематизация концепций и подходов к реализации социально ориентированного промышленного развития экономики индустриальных регионов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Систематизация концепций и подходов к реализации социально ориентированного промышленного развития экономики индустриальных регионов

Рассмотрим более подробно каждый механизм.

1. Механизмы развития социально ориентированного производства (механизм развития объекта). Под социально ориентированным производством прежде всего мы понимаем создание продукции, фактически формирующей услуги населению страны и максимально удовлетворяющей его требованиям. Примеров такого производства много. Так, малое авиастроение обеспечивает движение и перемещение населения в экстремальных ситуациях или делает доступными далекие «уголки» страны, обеспечивает патрулирование, туристические услуги, перевозку небольших грузов, различные виды сельскохозяйственных работ и т.д. Производство медицинского оборудования обеспе-

чивает оказание медицинских услуг (операции, реабилитация), производство военной техники обеспечивает безопасность и снижает риск возникновения захватнических военных действий, угрожающих мирному существованию.

В качестве непосредственного примера предлагается механизм развития малого авиастроения, существование которого стало в настоящее время практически невозможным из-за больших финансовых затрат и отсутствия серьезных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это в свою очередь обусловливает необходимость развития частно-государственного партнерства и формирования различных моделей интегративного взаимодействия власти и бизнеса.

Государственная поддержка развития малого авиастроения заключается в создании адаптивных и гибких нормативных правовых, инвестиционных, лизинговых, кредитных, налоговых, таможенных, бюджетных, экономических, социальных, организационных, административных и иных методов взаимодействия и равноправного партнерства органов государственной власти с юридическими и физическими лицами, в том числе с иностранными партнерами. Но именно партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли авиастроения, поэтому прежде всего необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли [6]. Данный механизм представлен на рис. 2 определенной последовательностью взаимосвязанных действий.

В целях привлечения инвестиционных потоков в данную отрасль целесообразно применять региональные налоговые привилегии для инвесторов, вкладывающих собственные (или кредитные) финансовые ресурсы в создание или в модернизацию основных производственных фондов и развитие мощностей, в которых заинтересован регион. Это может быть частичное или полное освобождение от региональной доли налогов на прибыль и/или региональные налоговые каникулы на проектный срок окупаемости капитальных вложений, и/или льготы по налогу на имущество и др.

Для развития малого авиастроения особенно необходимы федеральные и региональные целевые программы развития данной отрасли, инвестиции российских и зарубежных партнеров, а также средства предпринимателей, заинтересованных в производстве такой продукции. Поэтому формирование финансовых ресурсов также должно быть представлено финансовым механизмом взаимодействия власти и бизнеса, в том числе частных инвесторов (рис. 3).

Рис. 2

Механизм развития социально ориентированного производства на примере малого авиастроения [7]

Звено государственного финансирования

Возврат денежных средств

Денежные средства

Гараш

Денежные средства

Денежные средства

Формирование финансовых ресурсов развития социально ориентированного производства

Научное звено

1

Заявка

Поставщики оборудования

.Заявка

I

Технологии, техника, машины, оборудование

Подготовка квалифицированного персонала

Денежные средства

Корпоративное звено

Модернизация производства

Институциональные инвесторы

Улучшение условий и качества жизни населения

Рис. 3. Принципиальная схема финансового механизма взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего развитие

социально ориентированного производства [7]

Кроме того, в качестве инструмента, стимулирующего развитие социально ориентированного производства, могут выступать таможенные льготы на приобретение специального производственного оборудования за рубежом, а также меры по обеспечению выгодных лизинговых и кредитных отношений.

Особый интерес в модели, представленной на рис. 2, имеет выбор степени участия органов власти в проекте промышленного развития, которая определяется исходя из уровня либерализации рыночных отношений и устанавливается институциональными нормами. Мы выделяем четыре такие модели: государственного инвестирования, реализации частно-государственного партнерства (ГЧП), кредитования и государственного невмешательства. Характеристики моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально ориентированной промышленной модернизации представлены в таблице.

В целом считаем, что в процессе развития малого авиастроения партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли, поэтому прежде всего необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли.

Кроме того, развитие регионов обусловлено внедрением принципов частно-государственного партнерства. Поэтому развитие малого авиастроения на базе финансового интегративного взаимодействия власти и бизнеса существенно упростит решение многих социально-экономических проблем, так как будут созданы дополнительные условия для экономического подъема и рентабельности регионов. Мировой опыт свидетельствует, что годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, при этом ежегодный объем налоговых сборов составляет около $4 млрд. Число рабочих мест - более 500 000, что имеет прямое влияние на уровень безработицы и объем доходов населения.

Таким образом, будет снята транспортная напряженность, особенно для регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Кавказа и других территорий со слабо развитыми железнодорожными, автомобильными и водными транспортными коммуникациями [8, с. 46].

Однако данный подход будет результативным только в случае параллельного формирования институциональной основы для решения уже существующих проблем поддержки эксплуатации малой авиации, т.е. будут действовать вспомогательные механизмы. Например, необходимо упрощение длительной процедуры оформления и согласования заявок на планирование использования воздушного пространства, а также создание уведомительной системы выполнения полетов малой авиации в свободном воздушном пространстве, в котором нет запретных для полетов зон.

Сравнительная характеристика моделей взаимодействия власти и бизнеса [9]

Показатель Государственное инвестирование Реализация ГЧП Кредитование Государственное невмешательство

Участники Федеральные (Ф) органы власти. Региональные (Р) органы власти. Комплекс (К) предприятий Федеральные (Ф) органы власти. Региональные (Р) органы власти. Комплекс (К) предприятий Региональные (Р) органы власти. Комплекс (К) предприятий Комплекс (К) предприятий

Схема финансирования Ф - 30 %. Р - 30 %. К - 40 % Ф - 25 %. Р - 25 %. К - 50 % Р - 20 %. К - 80 % К - 100 %

Преимущества Сравнительно невысокие затраты корпоративных структур на инвестирование. Усиление возможностей государственного контроля над развитием отрасли Наличие правового механизма распределения рисков и ответственности участников ГЧП Возможность концентрировать государственные ресурсы на необходимых направлениях и хорошая мотивация бизнеса в отношении конечных результатов. Существенное снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения внебюджетных источников Стимуляция инвестиционной активности предприятий, формирование благоприятного инновационного климата через создание технопарков

Недостатки Фактическая национализация предприятий Более высокая стоимость капитала. Затратная процедура проведения инвестиционного конкурса. Государство финансирует фундаментальные разработки и ОКР Несовершенство законодательства, ограничивающего привлечение негосударственных инвестиций Высокорискованные и низкорентабельные инвестиции из-за длительного срока их окупаемости

Следует также разработать систему обеспечения своевременной информацией эксплуататора воздушного транспорта о возможных изменениях обстановки в воздухе, которая должна поступать до и во время выполнения полета. Необходимо усовершенствовать существующую сертификацию летательных аппаратов, которую пройти крайне сложно и дорого. При выпуске более 3 экземпляров летательных аппаратов необходимо проводить сертификацию, предусматривающую статические испытания вплоть до разрушающих нагрузок. Небольшой частной фирме такие испытания экономически непосильны. В то же время современные методы расчетов позволяют проектировать летательные аппараты без подобных испытаний и обеспечивают безопасность полетов. Не менее актуальна реконструкция существующих и создание новых небольших аэродромов и площадок, которые в настоящее время практически отсутствуют или прекращают свое существование.

2. Механизмы социально-экономического партнерства власти и бизнеса в процессе промышленного развития (механизм развития форм). Под данным механизмом будем понимать совокупность взаимосвязанных действий бизнеса и власти, направленных на выполнение не только стандартных обязательств перед работниками и бюджетом, но и дополнительных обязательств по поддержке социально-экономического развития территории и совместному (с органами федеральной и региональной власти) участию в процессе определения приоритетных направлений этого развития для конкретного региона. В рамках данного механизма промышленное развитие выступает базовым условием реализации социально-экономического партнерства, а методическую основу составляет формирование и интеграция социальной ответственности власти и бизнеса. Поэтому формирование данного механизма требует решения двух сложных задач: обеспечения становления социально ответственного бизнеса и власти как отдельных участников этого механизма и организации их интегративного взаимодействия.

Что касается социальной ответственности бизнеса, то анализ ее дефиниций, существующих в научной литературе [10-13], позволил нам обозначить ее как деятельность предприятий, осуществляемую на добровольной основе и стратегически направленную на удовлетворение ожиданий и потребностей гражданского общества в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития региональной экономики. Такое понимание социальной ответственности бизнеса обусловлено также анализом основных этапов ее становления в мировом сообществе: от «экономического» этапа, этапа «становления корпоративной социальной ответственности» к этапу «всеобъемлющего участия бизнеса в жизнедеятельности общества».

Последний этап эволюции социальной ответственности бизнеса обусловлен тем фактом, что крупный бизнес превращается в заметную экономическую силу, а власть его руководителей становится сопоставимой с властью

политиков, если судить по возможным последствиям принимаемых ими решений. Стало быть, наступил момент, когда крупный бизнес должен взять на себя часть ответственности за общество в целом - делать больше, чем предписывает «корпоративному гражданину» закон, и думать не только о прибыли, потому что интересы части (бизнеса) и целого (общества) в данном случае все больше и больше совпадают по вектору [14].

Также здесь можно сослаться на принципы философии социальной ответственности частных предпринимателей Э. Карнеги. В своей самой известной работе «Евангелие богатства» он утверждал, что крупное предпринимательство приносит большую пользу всему обществу, не только создавая рабочие места и перераспределяя часть прибылей в виде зарплаты, но и через благотворительность, вкладывая средства в учреждения культуры и социальной защиты [15, с. 124]. Таким образом он поступил сам: вложил 350 млн долл. в социальные программы и построил более 200 библиотек.

Формирование социальной ответственности у власти зависит и определяется уровнем развития социального государства и теми целями, которое оно ставит для обеспечения благосостояния населения. Что касается направлений взаимодействия власти и бизнеса при реализации программ промышленного развития, то можно выделить следующие:

• выработка обоснованной промышленной и социальной политики органами государственной и муниципальной власти, а также собственниками и менеджментом в сфере обеспечения нормальных условий жизни людей;

• разработка стратегий развития экономики и социальной сферы локальных индустриальных территорий;

• правовое и научно-методическое обеспечение производственной деятельности с учетом интересов населения;

• разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих программ развития территорий, отраслей, конкретных предприятий;

• разработка конкретных рекомендаций, адресованных как органам власти, так и руководителям промышленных предприятий в части систематического и планомерного улучшения условий жизни населения на основе все более полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия бизнеса в решении проблем образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.;

• своевременное информирование населения о действиях власти и бизнеса, о мерах, принимаемых на конкретных территориях по поддержке населения и т.д.

В качестве примера социально-экономического взаимодействия здесь можно привести решение проблем, связанных с обеспечением населения жильем. Так, органы государственной власти должны пересмотреть и усовершенствовать региональные нормативы обеспеченности населения жилой площадью в квадратных метрах, приходящейся на одного человека, так как в

настоящее время они существенно устарели. Предприятия в свою очередь должны иметь возможность самостоятельно строить жилье для своих работников, например, посредством реализации корпоративных программ жилищного строительства и льготного кредитования для этих целей. При этом органы государственной власти должны создать институциональные условия, стимулирующие такую деятельность промышленных предприятий. В настоящее время попытки такого взаимодействия в российской практике хозяйствования зафиксированы. По статистике в среднем промышленные предприятия строят 0,05 м2 жилья на одного работника, однако это является недостаточным действом (необходимо минимум 0,5 м2) для удержания и привлечения высококвалифицированных кадров на отечественные предприятия. Также предприятия должны обеспечить достойный уровень заработной платы, позволяющей самостоятельно или прибегая к услугам банка (ипотека, кредиты) приобретать себе новое жилье или улучшать жилищные условия.

Другим примером социально-экономического партнерства власти и бизнеса является совместное решение экологических проблем. Здесь основная задача органов власти - создать институциональные условия, стимулирующие природоохранную деятельность промышленных предприятий и разработать региональную модель, которая бы, к примеру, создавала конкуренцию за приобретение прав и разрешений на загрязнение, минимизировала единоличную роль государства в решении задач сохранения здоровья настоящего и будущих поколений, а также формировала бы различные фонды поддержки экологического саморазвития хозяйствующих субъектов. Тогда роль промышленных предприятий будет безальтернативно сведена к реализации мер по охране окружающей среды, включая рациональное природопользование.

В то же время реализация социально-экономического партнерства власти и предприятий будет невозможной при слабой институционализации социальной ответственности промышленного бизнеса. Можно утверждать, что и становление социально ответственного бизнеса также является одной из задач интегративного взаимодействия власти и бизнеса. Органы законодательной и исполнительной власти федерального и субфедерального уровня должны узаконить и контролировать исполнение «правил игры», упорядочивающих и структурирующих человеческую деятельность. Именно поэтому власть должна: создать политическую и правовую основу социально ответственного хозяйствования, т.е. сформулировать и претворять в жизнь политику приоритетности «общественных благ» (занятость, здравоохранение, образование и т.п.); перманентно совершенствовать «правовое поле» в части налогового и инвестиционного стимулирования благотворительной деятельности; организовать подготовку кадров, способных решать хозяйственные задачи не только на основе корпоративных и финансово-коммерческих интересов, но и с учетом морально-этических, социально ответственных подходов.

Не менее актуальным аспектом государственного вектора институцио-нализации социальной ответственности бизнеса является организация социально-экономического мониторинга, методологическим стержнем которого служит система работы с местным сообществом с целью получения достоверной и репрезентативной информации, с одной стороны, и создания условий для позитивного восприятия населением бизнеса, с другой. При этом необходимо учитывать, что в России большинство людей традиционно слабо информированы о намерениях власти и бизнеса, не отличаются активной гражданской позицией, а это может привести к возникновению политических исков промышленного развития.

Еще одним важным аспектом государственного вектора институциона-лизации социальной ответственности бизнеса является борьба с коррумпированностью государственного аппарата на федеральном и субфедеральном уровнях, а также противодействие развитию теневой экономики, являющейся основным препятствием социального партнерства [16]. Неизбежным следствием недопустимого ее «разрастания» (по данным МВД России она достигает 40-50 %) будет являться стабильное сокращение доходной части бюджета, «позорно» низкий уровень минимального размера оплаты труда врачей, учителей, научных работников и других категорий трудящихся, финансируемых из бюджета. Таким образом, ущерб, наносимый теневой экономикой, очевиден. При этом понятно, что если проблема, требующая согласования интересов решается одной из заинтересованных сторон с помощью подкупа чиновников, то ни о каком социально-экономическом партнерстве не может быть и речи.

3. Механизмы формирования нового индустриального общества в процессе промышленного развития (механизм развития участников). Впервые проблемы формирования нового индустриального общества были исследованы Дж. Гэлбрейтом [17]. Он изучал, как влияют тенденции развития техники и уровни технологического развития (уклады) на личный (человеческий) фактор производства, на регулируемость экономических процессов и социально-классовые преобразования. Им, как и рядом других авторов, среди которых можно выделить С. Глазьева, С. Губанова, было установлено, что изменение в технике влияет на содержание трудовых функций, которые в свою очередь обусловливают формирование новых экономических отношений, а технологические «революционные» преобразования стимулируют возникновение новых стилей жизни [5, 18]. Получается, что для формирования нового индустриального общества необходимо, чтобы большая часть граждан являлась работниками промышленных предприятий, которые, технически обновляясь, будут непосредственно стимулировать развитие нового общества. Тогда одним из механизмов формирования нового индустриального общества станет механизм сохранения кадров и привлечения молодых специалистов.

Необходимость функционирования данного механизма обусловлена следующей ситуацией на промышленных производствах. Во-первых, на промышленных предприятиях стабилен минимальный приток молодежи, что обусловлено низким уровнем заработной платы начинающих специалистов, а также общей демографической ситуацией, для которой характерно старение населения. Во-вторых, наблюдается интенсивный выход на пенсию работников старших поколений, которые зачастую, имея богатый опыт и высочайшую квалификацию, вынуждены покинуть работу в связи с пенсионным возрастом или сокращениями. В-третьих, на индустриальных старопромышленных территориях происходит перераспределение трудовых ресурсов не в пользу промышленности, так как происходит изменение традиций и культуры предпринимательства, трансформируются цели, растет амбициозность экономически активного населения. Жажда быстрой «наживы» и поиска зарабатывания «легких» денег стимулирует уход кадров из промышленных отраслей в сферу торговли или незаконной деятельности. В-четвертых, в настоящее время миграционные потоки практически не поддаются управлению и контролю.

Перечисленные выше факторы обусловливают следующую методологическую основу функционирования механизма сохранения кадров и привлечения молодых специалистов:

1) необходимо координировать цели и инструменты реализации федеральной, общерегиональной и специализированной местной политики занятости населения;

2) необходимо организовать регулирование процесса приспособления рынка труда к структурным изменениям;

3) финансирование целевых программ содействия занятости в процессе промышленного развития должно иметь долгосрочный характер.

Кроме сохранения кадров и привлечения молодых специалистов необходим механизм, обеспечивающий сохранение и наращивание трудового капитала Здесь мы не будем останавливаться на существующих определениях трудового капитала, их огромное количество, уточним лишь, что употребляя данную дефиницию, мы понимаем совокупность свойств и качеств трудового коллектива, от использования которых зависят общие экономические показатели деятельности промышленного предприятия. Прежде всего, это здоровье и образование населения. Тогда получается, что параллельно с промышленным развитием должна идти концентрация решений федеральных и региональных органов власти на организации механизмов повышения качества предоставляемых медицинских и образовательных услуг.

Механизм повышения качества медицинских услуг должен обеспечить население (занятое на промышленном производстве) качественной помощью для восстановления и поддержания здоровья в краткосрочном периоде, увеличить объем мероприятий по медицинской профилактике работников вредных производств; повысить эффективность использования медицинской тех-

ники; повысить уровень квалификации медицинских работников на базе совершенствования системы подготовки, переподготовки, сертификации и т.д. Особое внимание должно быть уделено комплексу мер по обеспечению психического здоровья населения, дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи [14, 19, 20].

Непосредственное улучшение качества медицинских услуг может достигаться за счет:

• организации межотраслевого взаимодействия в целях сохранения и укрепления здоровья населения;

• регулирования финансовых потоков и потоков пациентов;

• сокращения времени получения результата диагностических исследований;

• предупреждения возникновения случаев с летальным исходом;

• оптимизации соотношений загрузки медицинского оборудования и фактических нагрузок.

Механизм повышения качества образовательных услуг должен обеспечить способность у граждан результативно использовать знания в повседневной и профессиональной деятельности, понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований и создавать приверженность идеалам, принципам и этике инновационного развития. Именно поэтому уровень образования населения и гарантированные возможности его получения признаны мировым сообществом базовыми показателями развития не только человеческого, но и промышленного потенциала. Именно благодаря образованию происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, которые впоследствии создают условия для смены технологических укладов и перехода к более сложным технологиям и цепочкам производства. Поэтому должны быть сохранены общедоступность и бесплатность полного общего и начального профессионального образования, бесплатность среднего и высшего образования на конкурсной основе. Что касается образовательно-профессиональных программ, то они должны быть разнообразными по формам и методам, учитывающим региональные и национальные традиции жизнедеятельности, а также отраслевую специфику территории, чтобы максимально обеспечить сохранение трудового и кадрового потенциала территории. Кроме того, необходима реструктуризация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, а также система взаимодействия вузов и промышленных предприятий, которая будет обеспечивать эту реструктуризацию.

Однако не только содержание механизмов повышения качества медицинских и образовательных услуг требует совершенствования. Также необходимы новые формы их организации, одной из которых могут быть «социально ориентированные» кластеры. Кроме того, считаем, что они должны создаваться интегративно с инновационно-техническими кластерами.

Итак, мы рассмотрели основные социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики индустриальных территорий. В заключение хотим отметить: для того чтобы они были реализованными и результативными, необходимо обеспечить трансформацию экономических и ценностных ориентиров индустриализации регионов в социальные путем формирования соответствующего организационно-экономического механизма.

Список литературы

1. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 158 с.

2. Штейн Л. фон. История социального движения Франции с 1789 года до наших дней. - СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1872. - Т. 1. - 109 с.

3. Милль Дж.С. Основы политической экономии. - М., 1980. - Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Webb S., Webb B. A constitution for the Socialist commonwealth for Great Britain. - London, 1920.

5. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010. - 255 с.

6. Афтахова У.В. Авиадвигателестроение: формирование кооперации на межрегиональном уровне // Российское предпринимательство. - 2013. -№ 5 (227). - С. 60-68.

7. Афтахова У.В. Формирование социально ориентированного механизма промышленного развития экономики индустриального региона // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9 (255). - С. 75-81.

8. Рябченюк Ю.В. Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов // Рынок ценных бумаг. - 2007. - № 3. - С. 46-48.

9. Афтахова У.В. Предложения по формированию эффективной пространственной организации отечественного авиадвигателестроения // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 10 (14). - С. 31-39.

10. Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность - новый фактор взаимодействия бизнеса и общества: сб. статей, лекций и выступлений / под ред. Л.Г. Лаптева. - М.: Деловой экспресс, 2004. - 320 с.

11. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса / Ассоциация менеджеров России. - М., 2002. - 120 с.

12. Туркин С.В. Зачем бизнесу социальная ответственность? // Управление компанией. - 2004. - № 7. - С. 50-51.

13. Управление социальными программами компании / под ред. С.Е. Ли-товченко / Ассоциация менеджеров России. - М., 2003. - 152 с.

14. Юхолин Э. Ради бизнеса или ради блага всех? Финский подход к корпоративной социальной ответственности // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - Т. 3, № 3. - С. 379-396.

15. Carnegie А. The Gospel of Wealth. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1962.

16. Куклин А.А., Агарков Г.А., Зыкова Е.А. Теневая экономика и хозяйственный комплекс региона / Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2005. - 132 с.

17. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969. - 480 с.

18. Губанов С.С. Системный выбор России и уровень жизни // Экономист. - 2011. - № 11. - С. 3-55.

19. Трагаскес Э., Лессоф С. Системы здравоохранения: время перемен: пер. с англ. / Европ. обсерватория по системам здравоохранения и Европ. регион. бюро. - Копенгаген, 2003. - 196 с.

20. Щепин О.П., Белов В.Б. Роль здравоохранения в формировании общественного здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2007. - № 3. - С. 3-5.

Получено 01.06.2014

U.V. Aftakhova

SOCIAL-ORIENTED MECHANISMS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF ECONOMY OF INDUSTRIALIZED REGIONS

Social-oriented mechanisms of regional industrial development management as a complex of social industrialization measures are shown in this paper. Social industrialization is aimed at achieving human well-being and ensuring economic effectiveness of industrial modernization by the individual balanced development. Examples of the mechanisms and their effectiveness are described. Methodological features that distinguish these mechanisms from innovative-technological mechanisms of industrial development are also presented.

Keywords: welfare state, socially responsible business, industrial region, industrial development, mechanism.

Aftakhova Uliana Vladimirovna - Assistant Lecturer, Dept. of Economics and Industrial Engineering, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.