УДК 378:504
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2013 Л. А. Гвоздева1, Ю. Н. Широкобокова2
1 канд. пед. наук, профессор каф. химии e-mail: lilya_gvozdeva@mail. ru 2аспирант каф. химии e-mail: juliashir@mail. ru
Курский государственный университет
Данная статья посвящена вопросу формирования социально-экологической компетентности студентов: выделены уровни социально-экологического сознания, принципы социально-экологического подхода, педагогические условия, критерии социально-экологической компетентности.
Ключевые слова: социально-экологическая компетентность, социально-экологическое сознание, социально-экологический подход, принцип социально-экологической зрелости.
Несмотря на то что в последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности к проблемам экологического образования и воспитания, выпускники, особенно естественно-научного профиля, обладая определенным объемом знаний и суммой практических умений, оказываются не способными реализовывать идеи экосообразной деятельности человека. Поэтому важнейшим показателем качества профессиональной подготовки специалиста естественно-научного образования является социально-экологическая компетентность.
Социально-экологическая компетентность определяется как способность применять знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, то есть пониманию гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; способность студентов и молодых специалистов применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов [Чеканушкина 2009]. Необходимо подчеркнуть, что формирование социально-экологической компетенции строится на развитии умений будущих специалистов не только применять готовые и сформированные в различных образовательных областях предметные знания и общеучебные умения, но и способность использовать их в разных сочетаниях, изменять, комбинировать в новой сложившейся, тесно переплетаемой и взаимозависимой экологической и социальной проблемной ситуации.
Социально и экологически ориентированная личность, обладающая вышеуказанной компетентностью, способна к усвоению экологических знаний наряду со сложной самооценкой своей деятельности, что требует с психологической точки зрения сложной рефлексии. Главной спецификой такой личности является умение выбора варианта действия, его оценка, принятие решения, а также готовность нести ответственность за это решение.
Для формирования социально-экологической компетентности необходима «устойчивая платформа» - интегральное, качественно новое проявление личности, являющееся одним из важнейших показателей общественной жизни, определяющее мотив социального взаимодействия и формирующее культуру общества - социально-экологическое сознание.
Под социально-экологическим сознанием мы понимаем осознание человеком своей социальной природы и места в социуме, своих возможностей целенаправленного воздействия на природу, оценку вариантов предполагаемого поведения в среде.
В структуре социально-экологического сознания нами выделены следующие уровни.
1. Эмпирический уровень. В его основе лежат чувственные формы. Он связан с эмпирическими знаниями о взаимосвязи в природе и ограничен рамками повседневного опыта, закреплен в нравах, обычаях, традициях. В результате получения информации из различных источников разнообразными познавательными путями происходит включение в проблемы экологии, с последующей потребностью в развитии полученных знаний.
2. Методологический уровень. Связан с проявлением рациональных форм мировоззренческой ориентации и выражен в принципах, законах и категориях; включает в себя философский, социальный, экологический, психологический и дисциплинарный аспекты. Представляет собой весь объем научной информации о сущности окружающего материального мира, позволяющий использовать ее в интересах человека, раскрывающий возможности природы как отправного элемента для деятельности и ее пределы. Методологический уровень предполагает формирование социально-экологических представлений, позволяющих человеку осознать, что происходит между ним и природой и как необходимо поступить с точки зрения экологической целесообразности.
На методологическом уровне идет формирование таких структурных компонентов социально-экологического сознания, как социоэкологическое внимание и социоэкологическая память. Социоэкологическое внимание - это отражение не только определенных природных объектов или явлений, но и социальных процессов, той среды, в которой находится данный субъект. Социоэкологическая память -запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение в нужный момент образов природных и социальных объектов или явлений, связанных с жизнедеятельностью человека.
3. Комплицитный уровень. Это уровень сознательного использования информации, на основе полученных знаний для формирования основы принятия решений, направленности поступков, отдельных действий и деятельности в целом, то есть выстраивание социально-экологически направленной модели поведения, осознание своей ответственности за реальную экологическую ситуацию, вызванное особым пониманием функционирования людей и природы по принципу взаимной полезности [Скребець 1998]. Комплицитный уровень предполагает формирование отношения к природе, так как само по себе наличие социально-экологических знаний не обеспечивает целесообразное поведение человека. Именно через отношение в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойствен социально-экологической личности.
На комплицитном уровне формируются следующие структурные компоненты социально-экологического сознания:
- социоэкологическая перцепция - ощущение, восприятие сознанием субъекта сигналов, исходящих от природных объектов и явлений (животный и растительный
мир, атмосферные осадки), а также социальных (сам субъект и окружающие, группы разного типа, социальные явления);
- социоэкологический аффект - положительное или отрицательное восприятие, состояние удовольствия или неудовольствия, связанные с эмоциями и чувствами, вызванными природными и социальными объектами (явлениями);
- социоэкологическое мышление - мышление, направленное на поиск единственно правильного или большего числа возможных решений проблемы, возникшей в социоприродной среде, с использованием инновационных направлений;
- социоэкологическая воля - волевые устремления субъекта, направленные на охрану природной среды, активную борьбу за ее сохранение, а также осознанное регулирование субъектом своих поступков и действий, связанных с объектами природы и социума;
- социоэкологическое отношение - результат взаимодействия субъекта с природной и социальной средой, возникающий в процессе отражения объектов (явлений) природы и социума, их свойств и разнообразных характеристик;
- социоэкологическое самосознание - осознание субъектом самого себя, своих собственных качеств, достоинств и недостатков (самооценка), своего места в мире природы и в мире людей, осознание единства с природным целым.
4. Поведенческий уровень. В его основе лежит совокупность правил и требований рационального взаимодействия человека с природным, социальным окружением своего существования, даже в неблагоприятных условиях. Студенты стремятся к самоэкологизации, что говорит о глубоком понимании проблем экологии и готовности к их решению. Они не только осознают социальную и природную среду, но и ощущают намерение принести ощутимую пользу, что проявляется в конкретных внешних действиях, в отношениях с другими и с природой. Поведенческий уровень предполагает формирование системы стратегий и технологий рационального взаимодействия с природой.
На данном уровне формируются следующие структурные компоненты социально-экологического сознания:
- социоэкологическое целеполагание - процесс выбора, принятия и обретения целей, связанных с социальными природными объектами или явлениями;
- социоэкологическое планирование - разработка стратегии, плана, направленного на преобразование природной и социальной среды с учетом экологических норм, социальных условий, и необходимый контроль за его выполнением;
- социоэкологическое прогнозирование - процесс исследования возможных путей развития какого-либо природного или социального явления с использованием различным методик, результатом которого является разработка прогноза дальнейших перспектив;
- социоэкологическая оценка - отношение к природным и социальным явлениям, к человеческой деятельности, связанной с природными и социальными объектами, определяемое уровнем интеллектуального, нравственного, культурного развития человека, социальной позицией и мировоззрением;
- социоэкологический контроль и самоконтроль - осознание, оценка собственных действий, психического состояния, вызванных объектами (явлениями) природной и социальной среды, регулирующими (сдерживающими) факторами которых являются экологические требования, нормы и социальное поведение, правила.
Формирование социально-экологического сознания возможно через разрабатываемый нами социально-экологический подход, являющийся полиподходом, который объединяет черты когнитивного и деятельностного подходов, позволяет
сочетать социальные, экологические, психологические и педагогические идеи. Он дает возможность рассмотреть обучение химии в различных видах учебно-познавательной деятельности, где экология и химия выступают инструментом и средством осуществления других видов деятельности, связанных с социальной средой. При этом социально-экологический подход способен обеспечить не просто репродуктивное усвоение знаний студентами, а реальное формирование у них в процессе обучения практической готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе экологически направленной системы мировоззренческих представлений и ценностей [Широбокова 2010].
Для рациональной организации процесса обучения мы опираемся на разработанные нами специальные принципы социально-экологического подхода: принцип междисциплинарной взаимосвязи, принцип динамического единства социальной и экологической направленности базового образования, принцип соответствия уровня подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются социально-экологической сферой, основополагающими из которых является принцип экстернальности и принцип социально-экологической зрелости [Гвоздева, Широбокова 2011].
Принцип социально-экологической зрелости отражает возможность обучения вскрывать, прогнозировать и разрешать экологические проблемы через призму социальных возможностей. В рамках предметного обучения особо важным представляется способность студентов видеть региональные экологические проблемы, ощущать потребность их разрешать, активно информировать государственные структуры города, области и население о них. Это действенный принцип, его активное начало отражает четкую гражданскую позицию. Принцип социально-экологической зрелости заключается в обязательности учета соотношения и взаимосвязи глобальных и локальных социально-экологических проблем. Данный принцип является моделирующим, так как позволяет студенту ощутить себя человеком, способным не только обсуждать ситуации на местном уровне, но и видеть их в мировом пространстве. Внедрение данного принципа будет способствовать более широкому пониманию студентами экологических проблем и процессов в социальной среде, что позволит экстраполировать это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в своем регионе.
Принцип экстернальности подразумевает формирование способности будущего специалиста определять социально-экологические последствия деятельности химических промышленных предприятий вдоль всей цепочки связанных с его эксплуатацией ресурсных потоков, на которой могут находиться совершенно неочевидные на первый взгляд источники экологических факторов антропогенного характера. Соблюдение данного принципа позволяет учитывать технологические реалии сегодняшнего дня и выявлять источники социально-экологических проблем, не находящиеся на поверхности, а также способствует развитию межрегиональной и межгосударственной кооперации.
Реализация этих принципов невозможна без соблюдения педагогических условий, среди которых мы выделяем три основные группы: содержательные, организационные, личностные, каждая из которых включает в себя целый ряд условий, влияющих на успешность формирования социально-экологической компетентности в рамках социально-экологического подхода к обучению.
Степень сформированности социально-экологической компетентности студента ограничивается критериальным полем, в котором наиболее важными являются: когнитивный критерий, характеризующий сформированность системы химических знаний, имеющих социально-экологическую направленность; деятельностно-
практический критерий, характеризующий сформированность у студента системы умений использовать химические знания, системы творческого опыта; аксиологический критерий, характеризующий уровень сформированности ценностных ориентаций личности; личностный критерий, характеризующий готовность к самостоятельной деятельности, к проявлению активной гражданской позиции, ответственности.
Определяющим фактором формирования социально-экологической компетентности студентов является содержание дидактической базы обучения, в процессе разработки которой необходимо обратить внимание в первую очередь на педагогические технологии, способствующие овладению социально-экологическими знаниями и умениями, позволяющие сформировать целостное представление о взаимосвязи природы и человека, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Среди многообразия педагогических технологий, на наш взгляд, наиболее полно способны обеспечить развитие и формирование у студентов социально-экологической компетентности такие, как проблемное обучение, проектная технология, интерактивные методы обучения, которые могут быть реализованы на теоретических, практических занятиях, а также во внеаудиторной самостоятельной работе студентов в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового, в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.
Сформированность социально-экологической компетентности, выступающая интегративным критерием, позволит сделать вывод об уровне социально-экологической зрелости студентов, обретении им свойств самостоятельности и самодостаточности в решении экологических проблем, а также способности не только осознавать собственные гражданские права и обязанности, но и проявлять гражданскую позицию в решении экологических задач.
Библиографический список
Гвоздева Л. А., Широбокова Ю. Н. Методологические принципы социально-экологического подхода в естественно-научном образовании // Актуальные проблемы химического образования и развития химических наук: материалы 58-й Всерос. науч.-практич. конф. (ВНПК) химиков с междунар. участием; г. Санкт-Петербург, 18-21 мая 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. С. 319-322.
Скребець В. О. Еколопчна психолопя: навч. поабник. К.: МАУП, 1998. 144 с.
Широбокова Ю. Н. Теоретические основы социально-экологического подхода к обучению химии в вузе // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. Курск, 2010. № 2(14). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/014-26.pdf № гос. регистрации 0421000068/0043 (дата обращения: 12.04.2012)
Чеканушкина Е. Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. 4 (30). С. 894-897.