УДК 378:54
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В ВУЗЕ
© Ю. Н. Широбокова
соискатель каф. химии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Данная статья посвящена разработке теоретических основ социальноэкологического подхода к обучению химии. В рамках подхода обоснованы принципы, критериальное поле, функции, педагогические условия, определены специальные компетенции, соответствующие показателям качества образования.
Ключевые слова: социально-экологический подход, обучение химии,
педагогические условия социально-экологического подхода, социально-экологическая компетенция, принцип социально-экологической зрелости.
На современном этапе развития образования пришло время синтеза социального и природного начал на основе глубокого понимания природы. В связи с этим необходимо разработать такой подход к обучению, который охватывал бы те стороны мышления и деятельности субъектов обучения, которые соотносятся как с социальной, так и с природной средой. На наш взгляд, такой подход необходимо разрабатывать в рамках социально-экологического образования, которое не есть новое направление в развитии образовательных систем, - это новый смысл и цель образовательного процесса [Шилова 1999].
Неотъемлемой частью такого образования является социально-экологический подход к обучению, основы которого выражены в трактовке экологии и социологии: как знания и познания, как мыслительной реалии, как явления личного и индивидуального, как когнитивной организации концептов материальных и социальных явлений, как суммированного знания, необходимого для адекватного участия студентов в социальной жизни общества.
Существующая практика обучения направлена в большей степени на формирование когнитивного компонента содержания образования и характеризуется недостаточной реализацией ценностного компонента. Мы считаем, что социальноэкологический подход в образовании может выступить новым направлением, целью которого является формирование социальной и экологической культуры личности.
Социально-экологический подход в обучении химии как специальности объединяет черты когнитивного и деятельностного подходов, позволяет сочетать социальные, экологические, психологические и педагогические идеи. Он дает возможность рассмотреть обучение химии в различных видах учебно-познавательной деятельности, где экология и химия выступают инструментом и средством осуществления других видов деятельности, связанных с социальной средой. При этом разрабатываемый подход способен обеспечить не просто репродуктивное усвоение знаний студентами, а реальное формирование у них в процессе обучения практической готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе экологически направленной системы мировоззренческих представлений и ценностей.
В современных условиях изменяются сущность, цели и функции предметного обучения. Каждая химическая дисциплина становится средством формирования
социальной ответственности личности. Целью предметного обучения при этом становится не только обогащение личности студента минимумом целостных и мобильных знаний, умений и навыков, но и создание необходимых условий для перехода их в определенные компетенции, направленные на самореализацию и саморазвитие личности студента.
Реализация социально-экологического подхода позволяет выделить следующие функции современного обучения химии.
1. Социально-ориентационная функция. Приводит к пониманию общественной потребности в развитии химии и формированию отношения к ней как к возможной области собственной практической деятельности. Данная функция позволяет осуществлять профессиональную ориентацию в области химических специальностей, наиболее востребованных в данное время.
2. Адаптационная функция. Рассматривает адаптацию к жизни в неблагоприятных экологических условиях и способы существования в них, разумное применение многочисленных веществ и материалов. В результате адаптационного процесса четко выстраивается отношение к природной и социальной среде, возможное изменение ее в направлении, которое кажется субъекту приемлемым.
3. Мотивационно-развивающая функция. Раскрывает значение химии в жизни человека, применение веществ в повседневной жизни, опыт общения и взаимодействие с веществами и материалами. Кроме того, данная функция ориентирует социальноэкологический подход на развитие таких свойств личности, как активное восприятие воздействия извне, умение оценивать ситуацию и перерабатывать информацию, ответственность, профессионализм, то есть раскрывает важность познания самого себя в условиях необходимости решения экологических проблем.
4. Гносеолого-образовательная функция. Подразумевает овладение особенностями химического познания и результатами, направленными на анализ и устранение социально-экологических проблем. Эта функция содействует самовыражению личности через расширение кругозора и выработку умения находить решение в нестандартных условиях.
5. Культурологическая функция. Раскрывает многообразные аспекты развития экологической и валеологической культуры: осознание и оценка взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой; бережное отношение к культурному наследию прошлого и нравственная забота о будущих поколениях; умение подчинять деятельность правовым нормам общества; забота о сохранении благоприятной социоприродной среды.
6. Аксиологическая функция. Рассматривает ценности, формируемые в обучении химии, как явление социальное. Такое видение необходимо в преподавании химических дисциплин, при изучении которых важно не только изложение основ самой науки химии, но и их преломление через сознание будущих специалистов для формирования социально активной личности с набором социальных ценностей. В их число входят и химические знания, представление об их использовании на основе норм общества с учетом установок и запретов с целью сохранения здоровья человека и природы, обеспечения здорового образа жизни и т. д.
Для рациональной организации образовательного процесса в предметном обучении следует опираться на определенные принципы как необходимую теоретическую базу. Принципы обучения отражают объективные закономерности образовательного процесса, они являются выражением учебно-воспитательных задач, определяют главные требования и общую направленность как всего педагогического процесса в целом, так и его компонентов - содержания, методов, форм организации обучения - и реализуются в деятельности субъектов обучения. Для построения
образовательного процесса используется совокупность принципов, имеющих разное назначение [Гвоздева 2006].
Рассматривая дидактические принципы в контексте социально-экологического подхода к обучению, мы выделяем следующие общедидактические принципы: принцип связи педагогического процесса с жизнью; принцип единства познания - переживания
- действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального,
национального и краеведческого подхода к анализу социоэкологических проблем и путей их решения; принцип системности, научности, наглядности и доступности; принцип всеобщей связи; принцип интегративности. Но при этом необходимо отметить, что в разрабатываемой нами педагогической концепции обучения не только изменяется приоритет вышеперечисленных принципов дидактики, но и расширяется их понимание.
Для более полной и целостной характеристики концепции социальноэкологического подхода нами были разработаны принципы социально-экологического подхода, под которыми понимаем целенаправленную интеграцию достижений всех современных отраслей предметных, педагогических, психологических,
социологических знаний, причастных к выработке модели социально-экологического обучения.
1. Принцип междисциплинарной взаимосвязи - это принцип соответствия содержания профессионального химического вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки, направленным на социоэкологические проблемы, опирающийся на современные результаты химических, психологических, социальных исследований в области экологии.
2. Принцип динамического единства социальной и экологической направленности базового образования. Данный принцип предусматривает тесную взаимосвязь двух неразрывных основ социально-экологического подхода с учетом их переменного доминирования в зависимости от поставленных образовательных задач.
3. Принцип экстернальности подразумевает формирование способности будущего специалиста определять социально-экологические последствия деятельности химических промышленных предприятий и носит чаще всего пропедевтический, упреждающий характер.
4. Принцип социально-экологической зрелости отражает возможность обучения вскрывать, прогнозировать и разрешать экологические проблемы через призму социальных возможностей. Социально-экологический подход имеет ярко выраженную гуманитарную направленность образования, позволяя субъектам обучения решать социальные задачи через устранение экологических проблем. Особая важность этого принципа заключается в способности студентов видеть региональные экологические проблемы, потребности их разрешать и принимать активное участие в информировании государственных структур города, области и населения о них. Это действенный принцип, его активное начало отражает четкую гражданскую позицию студентов. Принцип социально-экологической зрелости заключается в обязательности учета соотношения и взаимосвязи глобальных и локальных социально-экологических проблем. Данный принцип является моделирующим, так как позволяет студенту ощутить себя человеком Мира, не только обсуждать ситуации на местном уровне, но и видеть их в мировом пространстве. Внедрение данного принципа будет способствовать более широкому пониманию студентами экологических проблем и процессов в социальной среде, что позволит экстраполировать это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в своем регионе. С введением данного принципа в обучение исчезает формализм знаний, так как студенты смогут конкретизировать
глобальные экологические проблемы, равно как и обобщать конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем.
Степень реализации принципов ограничивается критериальным полем, в котором в качестве наиболее важных выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностно-практический, ситуативный, теоретический критерии.
Внедрение социально-экологического подхода при обучении химии в вузе обусловливается многими обстоятельствами, среди которых важное место занимают педагогические условия:
- специально организованный процесс обучения химии, необходимость
предварительной мотивации обучаемых за счет связи изучаемого материала с жизнью и введения личностно значимых компонентов содержания;
- диалектическое мышление педагога как организатора информационной
деятельности. Личность преподавателя, стиль его мышления, разносторонние знания являются основой для формирования личности студента, способного к самостоятельной информационной деятельности. Личностные качества преподавателя и выбранные методы взаимодействия со студентами направлены на выработку
активной познавательной деятельности их по переработке получаемой информации и способности использовать ее в реальных условиях;
- организация познавательной, когнитивной деятельности при условиях
акцентирования социально-экологической составляющей в образовании; применения активных методов обучения, в которых реализуется социальное поведение к экологическим проблемам; ориентирования студентов на социально значимые экологические проблемы; использования аутентичного материала;
- разработка модельных ситуаций социально-экологических проблем на занятиях по химии, в результате чего происходит создание эмоциональных, визуальных образов, позволяющих мотивировать ассоциативное, образное мышление при анализе региональных экологических проблем;
- осуществление личностно ориентированного социально-экологического подхода к обучению студентов, позволяющего соблюдать принципы самоактуализации и саморегуляции личности. Этот подход соответствует новым требованиям к качеству образования - его ориентации на гибкость, самостоятельность, инициативность, инновационность и новым показателям качества образования - приобретение знаний, навыков и выработка компетенций. В ходе реализации социально-экологического подхода мы выделяем следующие компетенции:
• химическая компетенция, включающая предметные знания, практическое применение знаний к конкретным ситуациям состояния вещества, протекания химических процессов, их изучения, применения и практического использования, ценностное и ответственное отношение в социальном, нравственном и экологическом контекстах. Химическая компетенция выражает, что именно студент должен знать, понимать, способен делать после завершения обучения химическим дисциплинам предметной подготовки;
• экологическая компетенция, отражающая способность студента самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные задания, сформированные в разных учебных предметах, в учебно-модельных социально-проблемных экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей их решения, включая личное участие [Захлебный, Дзятковская 2008]. С психолого-педагогической точки зрения, экологическая компетенция является необходимым звеном в ряду требований к результатам образования: грамотность - образованность - компетентность - культура;
• социальная компетенция, способствующая расширению и углублению знаний студентов об окружающей действительности и о себе, стимулирующая приобретение и развитие социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, становиться конкурентоспособными специалистами, обладать необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда, адекватно реагировать на воздействия социальной среды и тем самым повышать защищенность от ее агрессивных и других негативных воздействий;
• социально-экологическая компетенция, представляющая собой совокупность ряда параметров: способность применять химические знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, то есть пониманию гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; способность студентов применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов;
• - прагматическая компетенция, способствующая пониманию практической значимости социально-экологических действий, взаимосвязи экологических и социальных факторов, умению спрогнозировать результат решения экологических проблем;
• - профессиональная компетенция, заключающаяся в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональная компетенция рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду; способность к сложным культуросообразным видам действий; интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности, основанный на знаниях.
Перечисленные выше теоретические основы определяют важнейшие требования
к содержанию, методам, средствам, организационным формам учебной работы, что позволяет соблюдать в рамках четко спроектированного социально-экологического подхода целостность и динамику образовательного процесса, рационально и гибко управлять его качеством.
Библиографический список
Гвоздева А.В. Принципы интегративно-дифференцированного обучения // Объединенный научный журнал. М., 2006. №19 (179). С. 31-33.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. М.: Русский журнал, 2008. №2. С. 11-15.
Шилова В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 1999. 417 с.