Научная статья на тему 'Теоретические основы социально-экологического подхода к обучению химии в вузе'

Теоретические основы социально-экологического подхода к обучению химии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ / social-ecological approach / chemistry training / pedagogical conditions of social-ecological approach / social-ecological competence / principle of social-ecological maturity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбокова Ю. Н.

Данная статья посвящена разработке теоретических основ социальноэкологического подхода к обучению химии. В рамках подхода обоснованы принципы, критериальное поле, функции, педагогические условия, определены специальные компетенции, соответствующие показателям качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL BASES OF SOCIAL-ECOLOGICAL ACCESS TO CHEMISTRY TRAINING AT INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The given article is devoted to the development of the theoretical bases of the social-ecological approach to chemistry training. Within the limits of the approach we substantiated the principles, the criterial field, the functions, the pedagogical conditions, and determined some special competences, which correspond to the education quality indicators.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социально-экологического подхода к обучению химии в вузе»

УДК 378:54

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В ВУЗЕ

© Ю. Н. Широбокова

соискатель каф. химии e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Данная статья посвящена разработке теоретических основ социальноэкологического подхода к обучению химии. В рамках подхода обоснованы принципы, критериальное поле, функции, педагогические условия, определены специальные компетенции, соответствующие показателям качества образования.

Ключевые слова: социально-экологический подход, обучение химии,

педагогические условия социально-экологического подхода, социально-экологическая компетенция, принцип социально-экологической зрелости.

На современном этапе развития образования пришло время синтеза социального и природного начал на основе глубокого понимания природы. В связи с этим необходимо разработать такой подход к обучению, который охватывал бы те стороны мышления и деятельности субъектов обучения, которые соотносятся как с социальной, так и с природной средой. На наш взгляд, такой подход необходимо разрабатывать в рамках социально-экологического образования, которое не есть новое направление в развитии образовательных систем, - это новый смысл и цель образовательного процесса [Шилова 1999].

Неотъемлемой частью такого образования является социально-экологический подход к обучению, основы которого выражены в трактовке экологии и социологии: как знания и познания, как мыслительной реалии, как явления личного и индивидуального, как когнитивной организации концептов материальных и социальных явлений, как суммированного знания, необходимого для адекватного участия студентов в социальной жизни общества.

Существующая практика обучения направлена в большей степени на формирование когнитивного компонента содержания образования и характеризуется недостаточной реализацией ценностного компонента. Мы считаем, что социальноэкологический подход в образовании может выступить новым направлением, целью которого является формирование социальной и экологической культуры личности.

Социально-экологический подход в обучении химии как специальности объединяет черты когнитивного и деятельностного подходов, позволяет сочетать социальные, экологические, психологические и педагогические идеи. Он дает возможность рассмотреть обучение химии в различных видах учебно-познавательной деятельности, где экология и химия выступают инструментом и средством осуществления других видов деятельности, связанных с социальной средой. При этом разрабатываемый подход способен обеспечить не просто репродуктивное усвоение знаний студентами, а реальное формирование у них в процессе обучения практической готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе экологически направленной системы мировоззренческих представлений и ценностей.

В современных условиях изменяются сущность, цели и функции предметного обучения. Каждая химическая дисциплина становится средством формирования

социальной ответственности личности. Целью предметного обучения при этом становится не только обогащение личности студента минимумом целостных и мобильных знаний, умений и навыков, но и создание необходимых условий для перехода их в определенные компетенции, направленные на самореализацию и саморазвитие личности студента.

Реализация социально-экологического подхода позволяет выделить следующие функции современного обучения химии.

1. Социально-ориентационная функция. Приводит к пониманию общественной потребности в развитии химии и формированию отношения к ней как к возможной области собственной практической деятельности. Данная функция позволяет осуществлять профессиональную ориентацию в области химических специальностей, наиболее востребованных в данное время.

2. Адаптационная функция. Рассматривает адаптацию к жизни в неблагоприятных экологических условиях и способы существования в них, разумное применение многочисленных веществ и материалов. В результате адаптационного процесса четко выстраивается отношение к природной и социальной среде, возможное изменение ее в направлении, которое кажется субъекту приемлемым.

3. Мотивационно-развивающая функция. Раскрывает значение химии в жизни человека, применение веществ в повседневной жизни, опыт общения и взаимодействие с веществами и материалами. Кроме того, данная функция ориентирует социальноэкологический подход на развитие таких свойств личности, как активное восприятие воздействия извне, умение оценивать ситуацию и перерабатывать информацию, ответственность, профессионализм, то есть раскрывает важность познания самого себя в условиях необходимости решения экологических проблем.

4. Гносеолого-образовательная функция. Подразумевает овладение особенностями химического познания и результатами, направленными на анализ и устранение социально-экологических проблем. Эта функция содействует самовыражению личности через расширение кругозора и выработку умения находить решение в нестандартных условиях.

5. Культурологическая функция. Раскрывает многообразные аспекты развития экологической и валеологической культуры: осознание и оценка взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой; бережное отношение к культурному наследию прошлого и нравственная забота о будущих поколениях; умение подчинять деятельность правовым нормам общества; забота о сохранении благоприятной социоприродной среды.

6. Аксиологическая функция. Рассматривает ценности, формируемые в обучении химии, как явление социальное. Такое видение необходимо в преподавании химических дисциплин, при изучении которых важно не только изложение основ самой науки химии, но и их преломление через сознание будущих специалистов для формирования социально активной личности с набором социальных ценностей. В их число входят и химические знания, представление об их использовании на основе норм общества с учетом установок и запретов с целью сохранения здоровья человека и природы, обеспечения здорового образа жизни и т. д.

Для рациональной организации образовательного процесса в предметном обучении следует опираться на определенные принципы как необходимую теоретическую базу. Принципы обучения отражают объективные закономерности образовательного процесса, они являются выражением учебно-воспитательных задач, определяют главные требования и общую направленность как всего педагогического процесса в целом, так и его компонентов - содержания, методов, форм организации обучения - и реализуются в деятельности субъектов обучения. Для построения

образовательного процесса используется совокупность принципов, имеющих разное назначение [Гвоздева 2006].

Рассматривая дидактические принципы в контексте социально-экологического подхода к обучению, мы выделяем следующие общедидактические принципы: принцип связи педагогического процесса с жизнью; принцип единства познания - переживания

- действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального,

национального и краеведческого подхода к анализу социоэкологических проблем и путей их решения; принцип системности, научности, наглядности и доступности; принцип всеобщей связи; принцип интегративности. Но при этом необходимо отметить, что в разрабатываемой нами педагогической концепции обучения не только изменяется приоритет вышеперечисленных принципов дидактики, но и расширяется их понимание.

Для более полной и целостной характеристики концепции социальноэкологического подхода нами были разработаны принципы социально-экологического подхода, под которыми понимаем целенаправленную интеграцию достижений всех современных отраслей предметных, педагогических, психологических,

социологических знаний, причастных к выработке модели социально-экологического обучения.

1. Принцип междисциплинарной взаимосвязи - это принцип соответствия содержания профессионального химического вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки, направленным на социоэкологические проблемы, опирающийся на современные результаты химических, психологических, социальных исследований в области экологии.

2. Принцип динамического единства социальной и экологической направленности базового образования. Данный принцип предусматривает тесную взаимосвязь двух неразрывных основ социально-экологического подхода с учетом их переменного доминирования в зависимости от поставленных образовательных задач.

3. Принцип экстернальности подразумевает формирование способности будущего специалиста определять социально-экологические последствия деятельности химических промышленных предприятий и носит чаще всего пропедевтический, упреждающий характер.

4. Принцип социально-экологической зрелости отражает возможность обучения вскрывать, прогнозировать и разрешать экологические проблемы через призму социальных возможностей. Социально-экологический подход имеет ярко выраженную гуманитарную направленность образования, позволяя субъектам обучения решать социальные задачи через устранение экологических проблем. Особая важность этого принципа заключается в способности студентов видеть региональные экологические проблемы, потребности их разрешать и принимать активное участие в информировании государственных структур города, области и населения о них. Это действенный принцип, его активное начало отражает четкую гражданскую позицию студентов. Принцип социально-экологической зрелости заключается в обязательности учета соотношения и взаимосвязи глобальных и локальных социально-экологических проблем. Данный принцип является моделирующим, так как позволяет студенту ощутить себя человеком Мира, не только обсуждать ситуации на местном уровне, но и видеть их в мировом пространстве. Внедрение данного принципа будет способствовать более широкому пониманию студентами экологических проблем и процессов в социальной среде, что позволит экстраполировать это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в своем регионе. С введением данного принципа в обучение исчезает формализм знаний, так как студенты смогут конкретизировать

глобальные экологические проблемы, равно как и обобщать конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем.

Степень реализации принципов ограничивается критериальным полем, в котором в качестве наиболее важных выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностно-практический, ситуативный, теоретический критерии.

Внедрение социально-экологического подхода при обучении химии в вузе обусловливается многими обстоятельствами, среди которых важное место занимают педагогические условия:

- специально организованный процесс обучения химии, необходимость

предварительной мотивации обучаемых за счет связи изучаемого материала с жизнью и введения личностно значимых компонентов содержания;

- диалектическое мышление педагога как организатора информационной

деятельности. Личность преподавателя, стиль его мышления, разносторонние знания являются основой для формирования личности студента, способного к самостоятельной информационной деятельности. Личностные качества преподавателя и выбранные методы взаимодействия со студентами направлены на выработку

активной познавательной деятельности их по переработке получаемой информации и способности использовать ее в реальных условиях;

- организация познавательной, когнитивной деятельности при условиях

акцентирования социально-экологической составляющей в образовании; применения активных методов обучения, в которых реализуется социальное поведение к экологическим проблемам; ориентирования студентов на социально значимые экологические проблемы; использования аутентичного материала;

- разработка модельных ситуаций социально-экологических проблем на занятиях по химии, в результате чего происходит создание эмоциональных, визуальных образов, позволяющих мотивировать ассоциативное, образное мышление при анализе региональных экологических проблем;

- осуществление личностно ориентированного социально-экологического подхода к обучению студентов, позволяющего соблюдать принципы самоактуализации и саморегуляции личности. Этот подход соответствует новым требованиям к качеству образования - его ориентации на гибкость, самостоятельность, инициативность, инновационность и новым показателям качества образования - приобретение знаний, навыков и выработка компетенций. В ходе реализации социально-экологического подхода мы выделяем следующие компетенции:

• химическая компетенция, включающая предметные знания, практическое применение знаний к конкретным ситуациям состояния вещества, протекания химических процессов, их изучения, применения и практического использования, ценностное и ответственное отношение в социальном, нравственном и экологическом контекстах. Химическая компетенция выражает, что именно студент должен знать, понимать, способен делать после завершения обучения химическим дисциплинам предметной подготовки;

• экологическая компетенция, отражающая способность студента самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные задания, сформированные в разных учебных предметах, в учебно-модельных социально-проблемных экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей их решения, включая личное участие [Захлебный, Дзятковская 2008]. С психолого-педагогической точки зрения, экологическая компетенция является необходимым звеном в ряду требований к результатам образования: грамотность - образованность - компетентность - культура;

• социальная компетенция, способствующая расширению и углублению знаний студентов об окружающей действительности и о себе, стимулирующая приобретение и развитие социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, становиться конкурентоспособными специалистами, обладать необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда, адекватно реагировать на воздействия социальной среды и тем самым повышать защищенность от ее агрессивных и других негативных воздействий;

• социально-экологическая компетенция, представляющая собой совокупность ряда параметров: способность применять химические знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, то есть пониманию гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; способность студентов применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов;

• - прагматическая компетенция, способствующая пониманию практической значимости социально-экологических действий, взаимосвязи экологических и социальных факторов, умению спрогнозировать результат решения экологических проблем;

• - профессиональная компетенция, заключающаяся в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональная компетенция рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду; способность к сложным культуросообразным видам действий; интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности, основанный на знаниях.

Перечисленные выше теоретические основы определяют важнейшие требования

к содержанию, методам, средствам, организационным формам учебной работы, что позволяет соблюдать в рамках четко спроектированного социально-экологического подхода целостность и динамику образовательного процесса, рационально и гибко управлять его качеством.

Библиографический список

Гвоздева А.В. Принципы интегративно-дифференцированного обучения // Объединенный научный журнал. М., 2006. №19 (179). С. 31-33.

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. М.: Русский журнал, 2008. №2. С. 11-15.

Шилова В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 1999. 417 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.