Научная статья на тему 'Формирование солидарных групп в сети Интернет'

Формирование солидарных групп в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДОВЕРИЕ / КРУГ ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЛИДАРНОСТЬ / SOCIAL NETWORKS / TRUST / SOCIAL CIRCLE / STUDENTS / VIRTUAL COMMUNICATION / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Елена Николаевна

В предлагаемой статье рассматриваются проблемы формирования виртуальных сообществ в сети Интернет. Изучается роль доверия в формировании солидарных групп Интернета. В ней также анализируются результаты авторского социологического исследования «Влияние Интернета на жизнь студентов». В работе делается вывод, что в нестабильной ситуации современности молодые люди стараются создать круг общения из тех людей, которым они могут доверять и с которыми имеют общие интересы. Такой круг общения помогают формировать социальные сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of solidarity groups in the Internet

This article deals with the problems of formation of virtual communities in the Internet. The author studies the role of trust in the formation of solidarity groups in the Internet. The paper analyzes the results of the author's case study "Impact of the Internet on the lives of students" and concludes that in precarious situation of today young people are trying to create a social circle of those people whom they can trust and with whom they share common interests. This circle of friends helps form social networks.

Текст научной работы на тему «Формирование солидарных групп в сети Интернет»

E.H. Юдина

Формирование солидарных групп в сети Интернет

В предлагаемой статье рассматриваются проблемы формирования виртуальных сообществ в сети Интернет. Изучается роль доверия в формировании солидарных групп Интернета. В ней также анализируются результаты авторского социологического исследования «Влияние Интернета на жизнь студентов». В работе делается вывод, что в нестабильной ситуации современности молодые люди стараются создать круг общения из тех людей, которым они могут доверять и с которыми имеют общие интересы. Такой круг общения помогают формировать социальные сети.

Ключевые слова: социальные сети, доверие, круг общения, студенты, виртуальное общение, солидарность.

Введенное американским социологом Г. Рейнгольдом в начале 1990-х гг. понятие «виртуальное сообщество» получило достаточно широкое распространение в научном дискурсе. Ученый определил такой вид сообщества как объединение людей, которое складывается в Сети, когда какая-либо группа обсуждает свои проблемы «достаточно долго и человечно», для того, чтобы сформировать сеть личных неформальных отношений [1, с. 112].

Неудивительно, что с освоением виртуального пространства начали возникать новые формы солидарности. Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) включает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети. Они пользуются его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная [Там же]. Современные молодые люди просто не могут обходиться без Интернета. Стремление заработать достойные деньги, получить высокий статус заставляет молодого человека среднего класса отдавать много времени работе и учебе. День практически разбит поминутно, сложно встретиться с друзьями. Интернет - очень удобное средство связи в такой ситуации. Глобальная сеть предоставляет широкие возможности для тех, кому не хватает общения в реальной жизни, для тех, кто хочет завести друзей или просто пообщаться с единомышленниками, для тех, кто хочет хорошо провести время при помощи онлайн-игр.

Существует множество примеров групповой солидарности: это и партии, и общественные организации, которые представляют интересы различных слоев общества, и фанклубы, спортивные объединения и т.д.

С

101

аЗ

гз -о -о

с

ГЗ гз

О о

Доверие является необходимой основой для формирования солидарных групп. Виртуальные сообщества имеют свои особенности, которые требуют дополнительного изучения.

Во-первых, эти сообщества в сети возникают не сразу. Сначала на сетевой ресурс, благодаря формированию программной оболочки, позволяющей осуществлять коммуникацию, приходят пользователи. Со временем в результате взаимодействия постоянных пользователей образуется ядро отношений или особая социальная структура, а затем этот социальный конструкт трансформируется в социальную группу. Во-вторых, цель объединения может быть самой разнообразной: сбросить лишний вес, пробежать марафон, научиться хорошо готовить или беречь деньги и т.д.

В современной жизни большинство людей находятся в ситуации неполного знания, в котором присутствует высокая доля неопределенности. Поэтому они вынуждены в оказании доверия опираться на существующие в обществе правила, на рациональный расчет и интуицию, технологии, гарантирующие успешность или же снижающие риски будущих отношений. Можно утверждать, что в современных деловых и личностных практиках преобладает «разумное» доверие, когда партнеры по общению определяют рамки, в которых они могут верить друг другу. Доверие является безусловной социальной ценностью. В наше время, когда в обществе наблюдается определенный кризис в вертикальных и горизонтальных общественных отношениях, люди стараются создать доверительные отношения на микроуровне, определяя для себя круг людей, которым они могут верить, и сферу общих интересов, в рамках которых может быть оказано доверие [2, с. 243]. Дополнительные возможности для формирования солидарных групп дают социальные сети Интернета.

В сентябре-ноябре 2015 г. нами было проведено социологическое исследование студентов гуманитарных московских вузов «Влияние Интернета на жизнь студентов». Использовались различные методы сбора информации: полуструктурированное интервью (по квотной выборке 314 человек) было дополнено проективными методиками (методом незаконченных предложений).

Особенность нашего объекта исследования заключалась в том, что нынешние студенты являются непосредственными свидетелями и участниками развития Интернета и увеличения его возможностей. Можно сказать, что они взрослели вместе с Интернетом. Поэтому их отношение к нему другое, нежели у старшего поколения, для которого Интернет -явление новое, вошедшее в их жизнь сравнительно недавно, когда формирование личности уже практически завершено. Для современного поколения студентов Интернет - совершенно обычная и необходимая информационная среда, которая непосредственно связана с повседневной

г

4 С

социальной и бытовой жизнью. Они прекрасно осведомлены о возмож- 103 носгях и опасностях своей «среды обитания». Приведем два наиболее характерных высказывания: Когда я была в возрасте 11 лет, я доверилась какой-то рекламе и что-то заказала по сети. Но, естественно, ничего мне не пришло, это был «развод». Мне было обидно. Но зато я получила опыт (Ксения, 19 лег); Раньше (когда мне было 11 лет) было очень популярно иметь сотни «друзей» ВКонтакте. У меня такого не было, но с большинством я старался поддерживать общение. У меня было около 200-300 друзей, но большинство я знал, видел. Я не добавлял их ради количества и «рейтинга» (Николай, 19 лег).

Из приведенных высказываний видно, чго Интернет как коллективный актор был важным фактором социализации подростков. К 19-20 годам большинство респондентов уже имело многолетний стаж использования этого информационного ресурса. Причем практически все опрошенные (96%) состоят в социальных сетях.

Наши исследования показали, что наиболее популярна социальная сеть ВКонтакте. Почти 93% опрошенных общаются в этой сети. С большим отрывом, но тоже достаточно популярны Instagram (ей пользуется 61% опрошенных) и FaceBook (45%). Социальная сети Twitter и Одноклассники заметно отстают от лидеров. Указали, что состоят в этих сетях соответственно 21% и 15% опрошенных.

Увеличение времени, проводимого в Интернете, как показало исследование, произошло вместе с началом студенческой жизни, т.к. добавились новые информационные и социальные потребности: поиск материалов по учебе, общение, работа и отслеживание новостей. В методике преподавания сейчас большое внимание уделяется самостоятельной работе студента и качественному выполнению домашних заданий в виде разработки проектов, презентаций и докладов, что позволяет повысить качество обучения. Без Интернета, по мнению студентов, соответствовать всем предъявляемым требованиям совершенно невозможно. Интернет предоставляет разнообразные учебные материалы, научную специализированную литературу и помощь в обучении посредством видеокурсов.

Нередко у родителей, людей старшего поколения, существует мнение, что студенты проводят слишком много времени в сети и зачастую делают это бездумно. У них сложился негативный образ молодежи, которая бесцельно расходует время, а ответственность за негативное влияние на молодежь возлагается, в основном, на Интернет. Результаты проведенного исследования показывают, что подобная точка зрения -слишком большая крайность. Как показало исследование, в среднем студенты проводят в интернете 4-5 часов ежедневно. На это указали 96% опрошенных. По их мнению, это время соответствует реальным потребностям. Время расходуется на учебу, работу, просмотр новостей, развлечение и общение. Конечно, есть студенты, которые проводят

гз -о -о

с

ГЗ гз

О о

по 7-8 часов в Интернете ежедневно и не задумываются над этим. Приведем одно характерное высказывание из формализованного интервью: У меня уходит около 5 часов в день на плодотворную работу в Интернете. Это если исключить еду и прочие отвлечения. А так в течение дня мне приходится постоянно пользоваться Интернетом: проверять комментарии, группу, Instagram, сайт, писать статьи. Отдыха от этого нет (Татьяна, 20 лет).

Студенты замечают, что, когда речь заходит о часах, проведенных в Интернете, большее значение имеет не продолжительность времени, а его качественное наполнение, т.е. насколько ощутима польза от такого вида деятельности. Отметим еще одно высказывание: Когда я стал активным пользователем Интернета, у меня появилось больше времени, как бы это абсурдно не звучало. Я считаю пользу Интернета огромной. Мне не надо обзванивать всех одногруппников, встречаться с ними, чтобы прочесть материал, не надо идти в киоск за газетой и тратиться на несколько, чтобы узнать нужную мне информацию, мне не надо тратить кучу денег на просмотр кино и сериалов. Музыка, которую я могу послушать, включается одним кликом. Моя работа, по сути, живет за счет Интернета (Андрей, 20 лет).

Перечень занятий, связанных с Интернетом, довольно широк (рис. 1). 89% опрошенных пользуются коммуникативными возможностями интернета. Еще 7% респондентов стремятся к общению с новыми людьми. Возможности Интернета достаточно активно используются для культурного развития. Это, прежде всего, просмотр фильмов (48% опрошенных), а также чтение книг (19%). Информационные ресурсы активно используют для учебы (64% респондентов). Просмотру новостей в Интернете уделяют внимание 24% студентов.

Рис. 1. Использование Интернета

Ч С

аз

о о

> _

я

о о.

сц ^

Итак, Интернет используется, прежде всего, для общения в соци- 105 альных сетях. Этот вывод очевиден. Высокая насыщенность современ- оСм ной жизни приводит к тому, что на общение с друзьями человеку ката- £ 2 строфически не хватает временных ресурсов. Многие респонденты отметили, что Интернет не заменяет живое общение. Но преимущество 041 Всемирной Паутины - в простоте и доступности использования, позво- , ляющей поддерживать важные контакты: ... изменилась доступность этого общения. Мне куда проще позвонить моим родителям по скайпу. Еще мне очень удобно общаться со своим молодым человеком. Мы можем быть постоянно на связи. Общения вживую меньше из-за Интернета точно не стало. Я же сама выбираю, с кем и сколько мне общаться. И если я не хочу общаться с этим человеком вживую, то и по Интернету наш диалог будет очень коротким. В основном, я общаюсь только с самыми дорогими для меня людьми. Не вижу смысла тратить себя на бесполезных людей или людей, с которыми мне некомфортно (Марина, 20 лет).

Проблема доверия в общении в социальных сетях актуальна практически для всех опрошенных. Каждый для себя определяет, кому, насколько и какую информацию можно доверять. Опрошенные хорошо понимают разницу между виртуальным общением в сети и в реальной жизни: Существует большая разница при общении «лицом к лицу» и в Интернете. В реальной жизни можно предугадать и понять реакцию человека, в то время как в интернете есть время пораздумать над сообщением и написать неправду. В реальном общении уровень доверия существенно выше (Анна, 20 лет).

По данным количественного опроса, 7% опрошенных целью своего общения имеют знакомство с новыми людьми. Реперной точкой, в которой нередко высоко взаимное недоверие, как показали глубинные интервью, является начало общения с незнакомым человеком. На вопрос, доверяете ли вы своим собеседникам в социальной сети, большинство опрошенных ответили, что доверяют лишь тем, кого хорошо знают. Приведем наиболее характерное высказывание: Всё зависит от того, насколько хорошо я знаком с этим человеком. Если я общаюсь с ним впервые, то, естественно, доверия он вызывать у меня не будет. В интернете большое количество мошенником, кидал и т.п. (Антон, 22 года).

Иными словами, фон, на котором происходит начало общения в сети, является достаточно напряженным, негативным, не располагающим к взаимному доверию, «за красивыми словами могут крыться корысть и предательство». По мнению опрошенных, иногда надо сомневаться даже в близких людях, поскольку их данными могут воспользоваться криминальные элементы: Доверяю только тем, которых знаю лично, но иногда и в них можно начать сомневаться. Однажды мне написала знакомая, попросила помочь. Она сказала, что ее друг

гз -О -О Q.t" "

с

ГЗ гз s S

О о

остался в Египте без денег, его обокрали, и он, чтобы прилететь домой, продает свой дорогой смартфон по цене билета на самолет. Я позвонил своей знакомой, и оказалось, что она ничего не отправляла. ... ее взломали. Вот так я чуть не стал жертвой мошенников (Иван, 19 лет).

Что же помогает преодолеть взаимное недоверие и выстроить позитивное, взаимно обогащающее, общение? Для простого легкого вхождения в доверительный круг нужны «проводники»: К доверительному общению меня может подтолкнуть то, что у нас с этим человеком есть общие знакомые, общие интересы, увлечения и темы (Ирина, 19 лет).

Когда таких проводников нет, то огромное значение приобретают факторы, формирующие «разумное» доверие. Кто-то опирается на свою интуицию, «внутреннее ощущение, что этому человеку можно доверять», потому что он «такой же, как я». Многие выработали для себя набор критериев, на которые они опираются, принимая решение, доверять собеседнику или нет: В сети это аватар (фотография профиля), или стена в контакте, или даже просто ник (имя в социальных сетях), может, пост в какой-то группе. Вот такие параметры, а качества личности выясняются уже при более глубоком общении (Иван, 20 лет).

Многолетний личный опыт участников опроса позволяет найти показатели, по которым можно достаточно уверенно судить о человеке: Я больше доверяю человеку при наличии фотографий, причем не на BMW с Rolex на руках, а нормальных, с грамотно поставленной речью и ясностью изложения мысли. Если человек предлагает гарантии в поддержку своим словам, приводит подробное описание по интересующим деталям, не настаивает на своем (Татьяна, 19 лет).

Но даже при наличии располагающих личных качеств, таких как чувство юмора, дружелюбие, искренность и т.п., необходимо достаточно долгое время, чтобы новый знакомый перешел в разряд «хороших друзей»: Чтобы получить мое доверие в интернете, требуется очень много времени. Чтобы я могла доверять человеку по ту сторону экрана, я должна прежде с ним побольше пообщаться, поглубже узнать человека, его интересы и тому подобное (Ольга, 19 лет).

Одним из главных факторов, помогающих в формировании доверия, может быть личное общение, встреча в реальной жизни. С этим согласны большинство опрошенных: При живом общении вы обмениваетесь эмоциями с собеседником и поэтому уровень доверия возрастает гораздо быстрее и намного меньше сомнений в честности того, с кем ты общаешься (Иван, 20 лет).

Практически все участники опроса в той или иной степени задумываются о том, как защитить себя от тех собеседников, которые могут нарушить их доверие. Отдельные респонденты сталкивались с неоправданным расположением к человеку. Как пример, приведем такое

г

Ч С

аз

высказывание: Я рассказываю что-то из своей жизни, а в ответ 107 «круто», «норм» и подобное. Хочется взаимного интереса собеседника (Антон, 22 года).

Однако отсутствие интереса к собеседнику далеко не самое плохое, с чем можно столкнуться в виртуальном общении. Случаются и более серьезные ситуации: Как известно, в интернете есть «тролли», которые стараются дезинформировать и унизить человека. При общении с такими людьми я просто прерываю беседу и отправляю их в черный список социальной сети (Татьяна, 19 лет).

Поэтому практически каждый участник виртуального общения выработал для себя собственные правила сетевого поведения, которые защищают их от нарушения норм доверия в интернете: Обычно, когда я общаюсь в сети, то опираюсь на обыкновенную логику. Когда ясно, что это выгодно обеим сторонам, то задумываюсь над тем, чтобы принять предложение. Так, предложение не должно быть слишком дешевое, акции не слишком сказочные. Должны быть отзывы других пользователей. Причем не только положительные. Смотрю, какая страница у того, кто предлагает товары или услуги. Но это относится к коммерческим предложениям. А в целом, доверие лишь в процессе общения может и появиться. Всегда чувствуется, искренние у человека намерения или нет (Антон, 22 года).

Приведем еще одно высказывание, связанное с определенными правилами и нормами сетевого общения. Их нарушение нередко нарушает расположение к собеседнику. Общение прекращается, благо виртуальное общение позволяет легко это сделать: Я отказывалась от общения, когда человек откровенно грубил мне, либо говорил гадости, или пытался оскорбить меня и моих друзей. Я не люблю, чтобы лезли в мое личное пространство и пытались его осквернить. В таких случаях в ВКонтакте я добавляла таких людей в черный список (есть такая функция, которая запрещает собеседникам отправлять личные сообщения и вообще просматривать информацию обо мне, просматривать моих друзей) (Татьяна, 19 лет).

Подведем некоторые итоги. В нестабильной ситуации современности молодые люди стараются сформировать круг общения из тех людей, которым они могут доверять и с которыми имеют общие интересы. Так возникают солидарные группы. Доверительный круг общения помогают сформировать социальные сети. Подавляющее большинство молодых людей, которые приняли участие в исследовании, состоят в одной или нескольких социальных сетях и имеют достаточно большой круг общения. Солидарная сетевая структура представляет собой особую социальную общность, которая сложилась естественным путем в процессе достижения ее членами своих жизненных целей и действует без формального контроля [3, с. 26].

ГЗ -о -D Q.t" "

с

ГЗ гз s S

О о

Проведенное автором исследование показало, что Интернет как коллективный актор был важным фактором социализации современных студентов. К 19-20 годам большинство респондентов имело многолетний стаж использования этого информационного ресурса. Студенты сформировали для себя определенные правила и нормы сетевого общения, которые на основе «разумного доверия» помогают строить отношения в социальных сетях. Нарушение таких «неписанных правил» нередко подрывает доверие к собеседнику и ведет к прекращению общения.

Библиографический список

1. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М., 2006.

2. Штомпка П. Доверие - основа жизни общества. М., 2012.

3. Юдина Е.Н., Захарова С.А. Социальные сети в свете научных парадигм // Труд и социальные отношения. 2015. № 3. С. 22-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.