Научная статья на тему 'Коммуникативные практики студенческой молодежи в сети интернет'

Коммуникативные практики студенческой молодежи в сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
564
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATIONS / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / COMMUNICATIVE PRACTICES / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / STUDENTS' ENVIRONMENT / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / ФОРМИРОВАНИЕ СОЛИДАРНЫХ ГРУПП И ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ / FORMATION OF SOLIDARITY GROUPS / ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ / МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / METHOD OF INCOMPLETE SENTENCES / INCREASE OF PUBLIC ACTIVITY OF STUDENTS / THE SEMI-FORMALIZED INTERVIEW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Елена Николаевна, Захарова Светлана Арменовна

В статье выяснялись мотивы интернет-коммуникаций и наиболее распространенные коммуникативные практики в студенческой среде. В основе анализа лежат данные социологического исследования «Интернет в жизни студентов», предпринятого авторами в сентябре-ноябре 2015 года. В нем приняли участие молодые люди, обучающиеся в гуманитарных ВУЗах столицы. Исследование показало, что в той или иной мере, интернет активно используют все участники опроса. Они рассматривают его как необходимый жизненный ресурс, который можно использовать во многих сферах деятельности: в общении, учебе, при получении новой информации, практической деятельности и т.п. В этом пространстве молодые люди, взросление которых происходило вместе с интернетом, имеют существенные преимущества перед старшим поколением. Они прекрасно в нем ориентируются: знают его возможности и опасности. Новые каналы коммуникации в сети интернет не только создают благоприятную информационную среду, но постоянно развиваясь, выводят межличностное общение на новый уровень, способствуя формированию солидарных групп и повышению общественной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юдина Елена Николаевна, Захарова Светлана Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PRACTICES OF STUDENTS IN THE INTERNET

He article investigates Internet communications and the most widespread communicative practices in the students environment. It represents the data of the sociological researchThe Internet in Life of Students” undertaken by authors in September-November, 2015. The young people, students of humanities in Moscow, took part in the survey. The research revealed that all the respondents actively use Internet. Young people, who’s growing up occurred together with the Internet, have essential advantages before the senior generation. They orient themselves perfectly in it: they are aware of its opportunities and dangers. New channels of communication in the Internet not only create favorable information environment, but constantly developing, bring interpersonal communication to new levels, promoting formation of solidarity groups and increasing public activity of students

Текст научной работы на тему «Коммуникативные практики студенческой молодежи в сети интернет»

■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Авторы: ЮДИНА Е.Н., ЗАХАРОВА С.А.

ЮДИНА Елена Николаевна, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующей кафедры теоретической и специальной социологии по науке, Московский педагогический государственный университет. Адрес: 119435, Москва, Малая Пироговская, д.1. E-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru.

ЗАХАРОВА Светлана Арменовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, д. 84. E-mail: sa.zakharova@migsu.ru.

Аннотация. В статье выяснялись мотивы интернет-коммуникаций и наиболее распространенные коммуникативные практики в студенческой среде. В основе анализа лежат данные социологического исследования «Интернет в жизни студентов», предпринятого авторами в сентябре-ноябре 2015 года. В нем приняли участие молодые люди, обучающиеся в гуманитарных ВУЗах столицы. Исследование показало, что в той или иной мере, интернет активно используют все участники опроса. Они рассматривают его как необходимый жизненный ресурс, который можно использовать во многих сферах деятельности: в общении, учебе, при получении новой информации, практической деятельности и т.п. В этом пространстве молодые люди, взросление которых происходило вместе с интернетом, имеют существенные преимущества перед старшим поколением. Они прекрасно в нем ориентируются: знают его возможности и опасности. Новые каналы коммуникации в сети интернет не только создают благоприятную информационную среду, но постоянно развиваясь, выводят межличностное общение на новый уровень, способствуя формированию солидарных групп и повышению общественной активности студентов.

Ключевые слова: сеть интернет, интернет-коммуникации, коммуникативные практики, студенческая молодежь, студенческая среда, межличностное общение, формирование солидарных групп и повышение общественной активности студентов, полуформализованное интервью, метод незаконченных предложений, межличностное общение.

Интернет для молодежи это поле новых возможностей

Последнее десятилетие характеризуется возрастанием научного интереса к проблемам влияния интернета на различные стороны жизни. По мнению Ф.И. Шаркова, четвертая информационно-коммуникационная волна (интернет) не просто захлестнула информационное поле планеты, но и создала совершенно нового типа киберпространство, функци-

онирующее в виртуальном мире. Теперь из этого мира не только «черпают» безграничную информацию, в нем уже живут, перенося в него свои ощущения, восприятия, чувства, переживания. Для фанатичного участника этого сообщества мир уже не существует без Интернета [1].

В 2015 году авторами было предпринято социологическое исследование «Интернет в жизни студентов». В нем приняли участие молодые люди, обучающиеся в гуманитарных вузах Москвы. В исследовании были использованы количественные методы сбора информации: анкетный опрос 314 человек (квотная выборка по полу и возрасту). Они были дополнены качественными методами: полуформализованным интервью и методом незаконченных предложений.

В пространстве интернета молодые люди, взросление которых происходило вместе с его развитием, имеют существенные преимущества перед старшим поколением. Они прекрасно в нем ориентируются: знают его опасности и возможности. Приведем высказывание студентки, иллюстрирующее эту мысль.

— Интернет, как и «ящик Пандоры». Там и добро и зло. Порнография, наркотики, все это может развратить. Или быть обманутыми или униженными. Так же существует и Интернет-насилие, типа издевок от сверстников, из-за чего люди могут замкнуться в себе и даже самоубийство совершить. Многие зависят от мнения о себе в интернете. В интернете люди не боятся наказания за свои слова (Мария 20, лет).

В той или иной мере Интернет активно используют все опрошенные. рассматривая его как необходимый жизненный ресурс (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Мнение студентов: мотивы интернет-коммуникаций.

Мотивы интернет-коммуникаций и наиболее распространенные коммуникативные практики.

В исследовании выяснялись мотивы интернет-коммуникаций и наиболее распространенные коммуникативные практики. На первом месте оказался мотив общения. На него указали 88% участников опроса. Для студентов характерно стремление к формированию доверительного круга общения. В социальных сетях они в основном общаются со своими друзьями и близкими. На это указали 89% опрошенных. К расширению круга знакомств стремятся только 7% опрошенных студентов, еще столько же стремятся к обмену мнениями на форумах по поводу событий университетской и общественной жизни. Однако нельзя недооценивать стремление найти людей близких по духу и расширить круг общения. Субъективно этот фактор является довольно значимым для отдельных респондентов. Это показали полуформализованные интервью. Приведем один характерный пример.

— Познакомились в 2011 году с девушкой, она из Питера. Мы долго общались, потом увиделись. Девушка стала очень близкой подругой, потом приезжали друг к другу в гости. (Марина, 19 лет).

Большинство опрошенных студентов достаточно отчетливо ощущают отличие интернет-взаимодействий от общения в реальной жизни. Но оценивают разницу двойственно. Приведем высказывание, которое показывает, что виртуальное общение содержит в себе определенный элемент неопределенности и дискомфорта.

— В реальной жизни ты видишь собеседника, видишь его глаза, видишь его реакцию, его мимику, жесты. В реальной жизни ты можешь объяснить человеку, что ты имел в виду, так чтобы он тебя правильно понял. В интернете, к сожалению, такого не бывает, здесь ты не видишь глаз собеседника, и это вызывает определенный дискомфорт в общении (Антон, 20 лет).

Но другие участники общения в интернете не только не испытывают трудностей, но даже видят некоторые преимущества в увеличении дистанции взаимодействия. Приведем в качестве примера следующее высказывание.

— Можно доверить человеку при общении в интернете гораздо больше, чем при общении в реальной жизни. Но всё, опять же, зависит от человека. Может это кажется немного странным, но просто, есть такие вещи, которые сложно сказать человеку в глаза: боишься увидеть отрицательную реакцию, а в интернете можешь что-то написать, и если реакция будет отрицательной, то ты, хотя бы, не увидишь этого. Но естественно, есть люди, которым наоборот лучше выговаривать все вживую (Иван, 19 лет).

Нередко мотив общения пересекается с мотивом поиска взаимовыгодных обменов. Студентки находят в социальных сетях заработок по

продаже косметики, товаров и услуг, добавляя всех потенциальных покупателей в друзья.

— Поскольку я продаю косметику, мои друзья так же составляют мою клиентскую базу. Выгоду получают обе стороны. И мне удобно и им приятно (Жанна , 20 лет).

Активно представлены в социальных сетях молодые мамы, которые в силу занятости ребенком ограничены во времени и пространстве, но, тем не менее, находят возможность пообщаться с теми, кто разделяет их интересы. А также разместить на продажу детские вещи, которые сохранились в хорошем состоянии и могут за небольшую плату послужить другим.

Большое количество женских сообществ в социальных сетях показывает на то, что общение в сетях нередко выполняет психотерапевтическую функцию. Нередко лучшее средство утешения для девушки - быть понятой в блоге или другом микросообществе. Веселый и добродушный пользователь легко обретает широкий круг знакомств. Но такие люди не обделены общением и в реальной действительности. Сложнее людям застенчивым, с плохими навыками общения. Контакты в сети установить проще, поэтому такие люди в сетях активно включаются в процесс взаимодействия. Виртуальное общение может помочь члену сети в определенной степени преодолеть внутренние и внешние конфликты, возникающие в семье или отношениях со сверстниками. При этом индивид может найти в сети поддержку и понимание, которое не дает почему-либо дать ему близкое окружение. Как высказалась одна из опрошенных:

— Интернет-это место, где одиноким людям не так одиноко (Ксения, 19 лет).

Доверие к собеседникам в интернете

Проблема доверия или недоверия к собеседнику в социальных сетях даже более актуальна, чем при непосредственном общении лицом к лицу.

— Обычно я доверяю своим собеседникам в интернете. Многие из них такие же люди, как и я, которые хотят пообщаться на какие-либо темы, получить совет или какую-нибудь простую информацию. Естественно, пароли от кредиток и аккаунтов в соцсетях я бы им не доверил, даже если бы это были друзья, но общую и, возможно, личную информацию (при увеличении степени доверия к человеку после более продолжительных отношений), не вызывающую подозрений в корыстной заинтересованности, доверить можно (Иван, 20 лет).

При общей атмосфере настороженности по отношению к интернет взаимодействиям личная информация никогда не была такой доступной, как сейчас.

— Я не доверяю свои секреты в сети никому, даже близким подругам или друзьям, так как считаю, что лучше позвонить, или рассказать

при личной встрече. Факты из личной жизни доверить могу, и свой досуг тоже, например, могу сказать друзьям, куда я пошла гулять, куда уехала и с кем (Анна,19 лет).

Познавательный мотив в обращении к интернету также достаточно выражен. В интервью многие опрошенные затруднялись с ответом: что для них важнее - поиск информации или общение. Этот мотив связан с получением новых знаний: чтение книг 19%; просмотр фильмов 48%; просмотр новостей 9%. В итоге 76% опрошенных студентов ориентированы на получение новой информации. Кроме того, предметом познавательного интереса в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы. Возможно ли заменить интернет как источник получаемой информации и средство общения на альтернативный при сложившихся условиях жизни? Большинство опрошенных (89%) дают отрицательный ответ из-за удобства, быстроты и доступности интернета.

Возможность быстро связаться с друзьями создало особый тип поведения, при котором человеку просто необходимо постоянно просматривать сообщения социальных сетей.

— Последние 2-3 года интернет у меня открыт фоном. Думаю, что 9-10 часов я там не провожу. Занимаюсь делами, а соцсети висят открытыми, как придут сообщения - посмотрю, отвечаю. Но смотрю и отвечаю постоянно (Ольга 19 лет).

Причем такой тип поведения очень распространен и близок к психологической зависимости: человек чувствует себя несчастным при отсутствии эмоциональной подпитки из социальных сетей. По-видимому. для многих участников сетевого общения складывающийся круг знакомств является платформой социальной поддержки, без которой они чувствуют себя в повседневной жизни не слишком уверенно.

Следующий по значимости мотив обращения к интернету — помощь в учебе. Студенты активно используют сетевые ресурсы в учебной деятельности, 64% участников опроса подтвердили, что они применяют знания, полученные из интернета при подготовке к семинарам, используют при написании рефератов и курсовых работ.

— У меня чаще всего нет времени ходить в библиотеку. В интернете огромный доступ ко всему. В интернете быстрый доступ. Он органичный. Просмотр материалов онлайн помогает не засорять память (Людмила, 19 лет).

Даже любители библиотек не могут устоять перед удобством получения знаний из интернета.

— Тут другого ответа даже и быть не может. Я люблю библиотеки. Я постоянно в них хожу. Каждую неделю пару раз забегаю в Ленинку, не считая еще многих других библиотек. Но по тому, какой спектр инфор-

мации я получаю в интернете... точно ничего не может быть похожим. Даже чуть-чуть (Ксения, 20 лет).

Использование интернета в практических целях

В опросе исследовалось использование интернета в повседневных практических целях (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Использование интернета в практических целях (оплата счетов, интернет-магазины и т.п.)

Активно включены в практическую деятельность только 41% участников опроса. Они ответили, что используют интернет постоянно или часто. Большинство (48%) используют интернет изредка. Интервью позволяют разобраться в причинах нечастого использования интернета в практических целях. Прежде всего, это недоверие к коммерческой деятельности в интернете.

— Я не доверяю собеседникам в интернете в случае, если меня начинают просить поучаствовать в каких-либо акциях, конкурсах, розыгрышах каких-либо смартфонов, телевизоров и т.д. В интернете есть много мошенников, жертвами которых мы можем стать (Антон, 20 лет).

Случаи обмана при покупках в интернете — не редкость. Либо сами респонденты, либо их друзья с этим сталкивались. Это заставляет их с подозрением относиться к рекламным акциям в интернете.

— Мой знакомый попался на удочку мошенникам. Ему предложили купить купон, на скидку 50% при покупке IPhone 6. Он купил этот купон, по интернету. Когда он пришёл в магазин, этот купон оказался поддельным.

Для многих студентов Интернет дает возможность заработать средства для жизни. Это могут быть продажи, поиск конкретной информа-

ции, контакты и взаимодействия с определенными людьми, организация работы и т.п. Причем этот заработок не считается у студентов легким.

— Как я отношусь к интернет-заработку? Для того, чтобы хорошо зарабатывать, надо вкалывать много. Это реально, но очень сложно, выходит как такая же полноценная работа, что и в офисе (Иван, 20 лет).

Мотив самореализации и развития личности оказался не слишком распространенным в количественном опросе. На него указали только 16% респондентов. Но в тоже время не так много людей в повседневной жизни ставят во главу угла развитие своих творческих способностей.

— Совсем недавно я выложила в одной популярной группе свое стихотворение. Оно писалось от самого сердца и было хорошо оценено местными критиками. Несколько месяцев спустя мне предложили опубликовать его в сборнике. И скоро я получу свою первую публикацию. Я этому очень рада. Но это самый яркий пример. А вообще, благодаря Интернету я взрослею и развиваюсь каждый день. Это уже куда более понятно и ощутимо мною (Алина, 19 лет).

Интернет, соглашаются многие опрошенные, позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных пользователей.

Интернет по своей природе может быть использован для формирования солидарных групп, в том числе в студенческой среде. По мнению авторов, складывающаяся в интернет коммуникациях сетевая структура - это особая социальная общность, действующая без формального контроля. Это сообщество характеризуется многочисленными горизонтальными связями, предполагающими взаимозависимость и обмен ресурсами и основывающих свою деятельность на взаимной поддержке, взаимной выгоде, общих для всех участников сети социальных нормах и ценностях [2].

Интернет и формирование солидарных групп

Ориентация студентов на сотрудничество (а не просто на общение) с другими людьми особенно заметна в общественной работе и волонтерском движении. Значительная часть студентов вовлечена в такую деятельность.

Обратимся к конкретным примерам из Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Студентка Воробьёва Д.А. так описывает роль интернета в студенческой жизни [3] .

— В 2012-2013 учебном году появился информационный блог студ-совета, в котором освещались все мероприятия нашего факультета. В нем оповещается, например, о субботниках и спортивных и культурных мероприятиях. Так же все важные события, проводимые на факультете, отражены на официальном сайте МПГУ. На нем можно найти информацию о том, что в течение года студенты принимают участие в спор-

тивных состязаниях, в КВНе, занимаются научной работой, идет активное взаимодействие с ветеранами. Кроме того, там можно найти масштабные проекты всего вуза, которые отражены в интернете, например, «Смелые проекты МПГУ» и «Люди МПГУ», в них участвуют многие студенты нашего факультета.

Студенты широко используют социальные сети для информирования о повседневных учебных делах. Существует общая группа для всех студентов факультета на сайте «ВКонтакте». Так же у всех групп студентов есть своя страница, где студенты обмениваются важной информацией. К примеру, группа социологов магистрантов 1 курса, группа специалистов социологов 5 курса и таких страниц множество. Общение с преподавателями также вышло на новый уровень. Для упрощения совместной работы у каждой группы уже есть общая электронная почта, на которую присылаются задания, и с помощью которой всегда можно поддерживать контакт с преподавателем.

Таким образом, новые каналы коммуникации в интернете не только создают благоприятную информационную среду, но, постоянно развиваясь, выводят межличностное общение на новый уровень. Используя социальные сети, студенты нашли еще один способ для выражения своей гражданской активности и участия в общественной деятельности. Другими словами можно говорить о возникновении новых солидарных групп, существование которых было бы невозможным без социальных сетей интернета.

Список литературы

1. ШарковФ.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): Учебное пособие. 2-е изд. М., 2010. 260 с.

2. Юдина Е.Н., Захарова С.А. Социальные сети в свете научных парадигм // Труд и социальные отношения. 2015. №3. С. 22-34.

3. ВоробьеваД.А. Гражданская активность и блогосфера, их взаимодействие в жизни студентов// Материалы X Всероссийской научной конференции по теоретической и специальной социологии. - М., 2013. 132 с.

■ ■ ■ COMMUNICATIVE PRACTICES OF STUDENTS IN THE INTERNET

Authors: YUDINA E.N., ZAKHAROVA S.A.

YUDINA Elena Nikolaevna, Doctor of Social Sciences, Professor, Deputy head of Department of theoretical and special sociology, Moscow Pedagogical State University.

Address: 1, Malaya Pirogovskaya, 119435, Moscow, Russia. Tel.: +7(926)406-72-18. E-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

kommyhmkoflornq - communicology

ZAKHAROVA Svetlana Armenovna, PhD in Social Sciences, Department of regional studies, Institute of State Service and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84, Prospekt Vernadskogo, 119571, Moscow, Russia.

Abstract. The article investigates Internet communications and the most widespread communicative practices in the students environment. It represents the data of the sociological research "The Internet in Life of Students" undertaken by authors in September-November, 2015. The young people, students of humanities in Moscow, took part in the survey. The research revealed that all the respondents actively use Internet. Young people, who's growing up occurred together with the Internet, have essential advantages before the senior generation. They orient themselves perfectly in it: they are aware of its opportunities and dangers. New channels of communication in the Internet not only create favorable information environment, but constantly developing, bring interpersonal communication to new levels, promoting formation of solidarity groups and increasing public activity of students.

Keywords: the Internet, Internet communications, communicative practices, students, the students' environment, interpersonal communication, formation of solidarity groups, increase of public activity of students, the semi-formalized interview, a method of incomplete sentences.

References

1. SharkovF.I. Interaktivnye elektronnye kommunikatsii (vozniknovenie "Chenvertoy volny"): uchebnoe posobie. 2-e izdanie. M., 2010.260 s. [Sharkov F.I. (2010) Interactive electronic communications (emergence of "the Forth wave"). Study aid. Moscow. 260 p.].

2. Yudina E.N., Zakharova S.A. Sotsialnye seti v svete nauchnykh paradigm. // Trud I sotsialnye otnosheniya. 2015.No. 3. S. 22-34. [Yudina E.N., Zakharova S.A. Social networks in light of scientific paradigms. // Trud I sotsialnye otnosheniya. 2015.No. 3. P. 22-34].

3. Vorob'eva D.A. Grazhdanskaya aktivnost I blogosfera, ikh vzaimodeistvie v zhizni studentov. // Materialy X Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii po teoreticheskoi I spetsialnoi sotsiologii. M., 2013. 132 s. [Vorob'eva D.A. Civil activity and blogosphere, their interaction in life of students. // Materials of X All-Russian conference on theoretical and special sociology. Moscow. 2013. 132 p.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.