Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PRACTICAL HEALTHCARE / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахомов О.Н., Потапова Ю.И., Семенюк Е.И.

Описано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на медицинском отделении колледжа. Представлены направления сотрудничества колледжа с практическим здравоохранением, в частности - внеурочные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONTENT OF AN EDUCATIONAL PROCESS AND ITS TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT

The paper describes the training and methodological support of an educational process at the Department of Medicine of the College and gives the areas of its collaboration with practical healthcare. The important area of the collaboration (off-hour measures) is noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

© Коллектив авторов, 2014

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

О.Н. Пахомов, Ю.И. Потапова, Е.И. Семенюк

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Валуйский колледж», г. Валуйки Белгородской обл.

E-mail: valpu@mail.ru

Описано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на медицинском отделении колледжа. Представлены направления сотрудничества колледжа с практическим здравоохранением, в частности - внеурочные мероприятия.

Ключевые слова: колледж, модернизация, практическое здравоохранение, сотрудничество.

Социально-экономические преобразования, быстрое обновление информации и рост ее объема, модернизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и внедрение высоких технологий в практическое здравоохранение делают необходимым перевод процесса подготовки средних медицинских работников на качественно новый уровень.

Работая по предыдущим стандартам, основой которых было модульное обучение, педагогический коллектив много сделал для оснащения учебного процесса и его методического обеспечения современными технологиями и методами. Однако переход на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) III поколения потребовал коренной перестройки учебного процесса, учебно-методического обеспечения, улучшения оснащения учебных кабинетов и лабораторий. Работа

педагогического коллектива была переориентирована на выработку у студентов общих и профессиональных компетенций, на динамическое усвоение знаний, умений, навыков, приобретение личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда, умеющим принимать самостоятельные решения не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Достижение данной цели невозможно без тесного взаимодействия учебного заведения с работодателем.

На медицинском отделении колледжа сложилась система партнерства с Валуйской центральной районной больницей, что дает нам дополнительные возможности. Планы приема абитуриентов составляются, исходя из потребностей практического здравоохранения. Новые программы и учебные материалы разрабатывают с учетом требований работодателей к содержанию подготовки специалистов. Улучшились условия проведения практики и стажировки. В условиях ЛПУ быстрее формируются профессиональные качества будущих специалистов. Сотрудничество с ЛПУ облегчает решение вопросов трудоустройства выпускников.

Успешное функционирование системы партнерства возможно лишь при условии полного взаимопонимания и взаимной ответственности за качество подготовки средних медицинских работников. Сотрудничество с ЛПУ развивается по следующим направлениям:

• разработка нормативных актов, планирование учебного процесса, подготовка учебно-методического обеспечения занятий;

• улучшение материального обеспечения;

• организация практического обучения, стажировки, дуального образования студентов*;

• проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации как педагогов, так и врачей;

*Дуальное образование - сочетание теоретического обучения в колледже или ВУЗе с практическим обучением на рабочем месте.

АЗОВА1

ПЛШИЛИ

• привлечение студентов к профилактике заболеваний, повышению санитарной культуры населения;

• мониторинг качества подготовки, трудоустройства и профессионального роста выпускников.

Приведенная модель сотрудничества с ЛПУ реализуется следующим образом: работодатели участвуют в разработке учебных программ; при формировании профессиональных и общих компетенций по конкретным дисциплинам и модулям учитываются должностные обязанности средних медицинских работников, утвержденные приказами Минздрава РФ и приказами по ЛПУ. Заместитель главного врача, заведующие отделениями, врачи высшей категории рецензируют методические разработки лекций, се-минарско-практических занятий, учебно-методические пособия для студентов, экзаменационные материалы, материалы итоговой государственной аттестации, участвуют в разработке контрольно-оценочных средств, согласовывают стандарты выполнения манипуляций, формы и виды самостоятельной работы студентов и др.

Основное условие реализации практико-ориен-тированной направленности обучения, формирования профессиональных компетенций выпускников - обновление материально-технической базы. Благодаря усилиям администрации учебные кабинеты пополнились современным медицинским оборудованием. В этом учебном году открыт новый тренажерный кабинет, оснащенный высококачественными муляжами, что позволяет студентам отрабатывать навыки оказания неотложной помощи на доклиническом этапе. Но для организации учебного процесса этого недостаточно. Активное участие в улучшении материальной базы принимает больница. Часть медицинской аппаратуры выделена подразделениями ЛПУ. Заведующие отделениями, врачи помогают в создании кейсов, обеспечивая каждую ситуацию рентгенограммами, электрокардиограммами, результатами УЗИ, анализами, медицинской документацией. И, главное: должным образом оборудованные учебные кабинеты, имеющиеся в больнице, помогают студентам на семинарско-практических занятиях максимально погрузиться в профессиональную деятельность. Однако подготовить медицинского работника в кабинетных условиях невозможно. В России всегда главной считалась учеба «у постели больного». Отработка практических навыков - не менее сложная задача, чем полноценная теоретическая подготовка. 50% учебного времени, выделенного на семинарско-практические занятия, студенты работают в процедурном и диагностических кабинетах, на постах, в палатах. Они осваивают основные виды профессиональной деятельности,

сталкиваются с разными медицинскими и социальными ситуациями и способами их решения, учатся нести ответственность за качество медицинских услуг, принимать решения, быть коммуникабельными, позитивно-эмоциональными. А курс обучения на муляжах - подготовительный.

Ответственность за качество подготовки выпускников мы делим с практическим здравоохранением. Опытные врачи совмещают лечебную работу с преподаванием ряда дисциплин. Наряду со штатными преподавателями они разрабатывают и внедряют в процесс обучения активные методы - кейс-метод, проектный, ситуационные задачи, деловые игры, помогают студентам формировать порт-фолио, проводить исследования по актуальным вопросам медицины.

Важное место в подготовке средних медицинских работников занимает учебная и производственная практика по специальности, на которую в учебном плане отводится более 6 мес за период обучения. Практика проводится в отделениях ЛПУ по согласованным с администрацией графикам и программам. Являясь составной и необходимой частью образовательного процесса, учебная и производственная практика обеспечивает практико-ориентированный характер обучения будущих фельдшеров и медсестер, целенаправленное и осознанное овладение ими базовыми общепрофессиональными и специальными компетенциями, приобретение позитивного профессионального опыта и завершение подготовки к самостоятельной работе.

Руководителями практики (общими и непосредственными) являются врачи и медсестры высокой квалификации с большим опытом работы. Они обеспечивают студентам безопасные условия труда, контролируют их рациональное использование в соответствии с программой практики, проводят тематические консультации, клинические разборы больных, контролируют ведение медицинской и учетно-отчетной документации. Представители ЛПУ возглавляют экзаменационные комиссии при проведении дифференцированного зачета по итогам практики.

Для стажировки выпускников направляют на место их будущей работы, что помогает им быстрее адаптироваться. В комиссию по итоговой государственной аттестации включают ведущих специалистов ЛПУ.

Важное направление сотрудничества - проведение внеурочных мероприятий:

• научно-практических конференций по актуальным проблемам (борьба с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, опухолями, роль здорового образа жизни в профилактике заболеваний и др.);

¡аыАшюишнма—ыоаш

участие студентов в работе школ здоровья (Астма-школа, школы больных сахарным диабетом, больных гипертонией); они проводят беседы с пациентами, обучают простым манипуляциям: измерению артериального давления, подсчету пульса, частоты дыхания, пользованию карманным ингалятором, глюкометром; выпускают для больных листовки, буклеты; со специалистами больниц выезжают в сельскую местность с целью пропаганды здорового образа жизни; программы работы школ здоровья и графики выездов в села разрабатываются администрацией больницы при участии преподавателей колледжа;

представители больниц присутствуют при проведении профессиональных конкурсов, на защите курсовых работ.

Общение с врачами, участие в работе врачебных конференций, медицинских советов положительно сказывается и на профессионализме преподавателей.

Благодаря сотрудничеству с ЛПУ в колледже успешно реализуются ФГОС III поколения, активно внедряются элементы дуального образования.

FORMATION OF THE CONTENT OF AN EDUCATIONAL PROCESS AND ITS TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT

O.N. Pakhomov, Yu.I. Potapova, E.I. Semenyuk

Valuiki College, Belgorod Region

The paper describes the training and methodological support of an educational process at the Department of Medicine of the College and gives the areas of its collaboration with practical healthcare. The important area of the collaboration (off-hour measures) is noted.

Key words: college, modernization, practical healthcare,

ХРОНИКА

Медицинская помощь больным сахарным диабетом и их социальная поддержка

14 ноября во всем мире отмечается дата, особенно важная для более чем 300 млн человек, а это - почти 6% взрослого населения планеты - больных сахарным диабетом (СД). СД занимает 4-е место в структуре наиболее частых причин смерти в индустриально развитых странах. Он приводит к серьезным осложнениям и ин-валидизации, поскольку поражает сосуды сердца, мозга, конечностей, почек, сетчатки глаз, в результате чего развиваются инфаркт миокарда, инсульт, гангрена, слепота, почечная недостаточность. Смертность от болезней сердца и инсульта у больных СД выше в 2-3 раза, чем среди населения в целом, а слепота у них отмечается чаще в 10 раз, нефропатия в 12-15 раз, гангрена нижних конечностей почти в 20 раз.

В России, по данным Государственного регистра на 1 января 2013 г., было зарегистрировано 3 млн 779 тыс. больных СД, и этот показатель продолжает расти. При этом реальная цифра значительно выше - только по неофициальным оценкам больных СД более 9 млн.

Несмотря на меры, принимаемые государством и экспертным сообществом, существует множество нерешенных проблем в сфере медицинской и социальной помощи пациентам с СД, в том числе - низкий уровень диагностики.

На пресс-конференции, состоявшейся 14 ноября с.г. в Совете Федерации (СФ), на вопросы журналистов отвечали представители Сф РФ, Министерства здравоохранения, руководители лечебных и научных организаций, представители ВОЗ и Международной диабетической федерации.

Заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Л. Козлова рассказала о запуске федеральной программы по сахарному диабету и создании соответствующих региональных программ. Эта работа должна вестись в соответствии с реализацией государственной политики в области медико-социальной защиты больных СД, она должна быть важнейшей областью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, экспертного сообщества. Подобные федеральные программы могли бы быть созданы в целях

улучшения положения дел с лечением и других социально опасных заболеваний.

Председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета СФ по социальной политике В. Омельяновский подчеркнул необходимость борьбы с таким серьезным социально-опасным заболеванием, как СД, особо указав на обязательность включения СД в индикаторы качества медицинской помощи населению РФ, что позволит независимо контролировать ее.

Директор Института диабета М. Шестакова считает, что борьба с СД в России должна быть стать национальным приоритетом. В результате этой деятельности должны существенно повыситься продолжительность и качество жизни пациентов.

Заместитель директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью В. Бузин обратился к основным положениям национальной стратегии в области профилактики и лечения СД, направленной на сохранение и качественное улучшение здоровья российских граждан, страдающих СД, защиту их прав, созданию условий для их полноценной жизни в обществе.

Специально уполномоченный посол по правам и обязанностям пациентов с СД Международной диабетической федерации В. Вим подробно остановился на правах и обязанностях пациентов с СД. Их знание, а главное -неукоснительное соблюдение является очень важным фактором улучшения положения больных.

Председатель Комитета по здравоохранению франко-российской торгово-промышленной палаты К. Кузнецов особо отметил, что в современных условиях значительно возросли роль и востребованность проектов государственно-частного партнерства. У французских компаний есть большая и успешная практика такого партнерства, и они готовы поделиться многолетним опытом взаимодействия с государством в разработке и реализации совместных программ в области здравоохранения, в частности - проектов в области борьбы с СД.

Были обсуждены роль общественных организаций в повышении качества жизни больных СД и участие социально-ответственного бизнеса в их поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.