© З.В. Петрова, И.А. Васина, 2015
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЧЕБОКСАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
З.В. Петрова, И.А. Васина
Чебоксарский медицинский колледж E-mail: Zoiapetrova@yandex.ru
Освещены вопросы организации учебной и производственной практики в Чебоксарском медицинском колледже, а также условия формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: сформированность компетенций, профиль специальности, практическое обучение, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
В современных условиях требования к выпускникам как к молодым специалистам несколько изменились. Они должны владеть не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и сформированными общими компетенциями. Сегодняшний выпускник - это хорошо подготовленный специалист, умеющий работать в команде, способный быстро адаптироваться к новым технологиям, готовый принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Все эти качества выпускники приобретают в процессе обучения в колледже, особенно в период прохождения практики в медицинских организациях и фармацевтических учреждениях. Практическое обучение студентов в колледже организовано в соответствии с программами подготовки специалистов среднего звена, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки и согласованными с работодателями. Чебоксарский медицинский колледж обучает студентов по основным медицинским специальностям: сестринскому делу, акушерскому делу, лечебному делу, фармации, лабораторной диагностике, стоматологии ортопедической.
Учебный процесс характеризуется тесным взаимодействием теоретического и практического обучения. Основная роль отводится аудиторным практическим занятиям и различным видам практики. Практические занятия проводятся в группах студентов по 8-10 человек. Уровень освоения материала отражают в пу-
тевках практических занятий. Для контроля и оценки освоения общих и профессиональных компетенций используются разные методы контроля: наблюдение за работой обучаемого; анализ результатов наблюдения; экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий по практике; самооценка деятельности и др.
Все практическое обучение студентов в нашем колледже проводится в несколько этапов. 1-й этап - занятия в кабинетах доклинической практики или учебных кабинетах на базах практики. В зависимости от содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов используются разные методы обучения - моделируются ситуации профессиональной деятельности, выполняются манипуляции согласно алгоритму действия; наряду с традиционными методами широко используются активные и интерактивные методы.
Следующий этап практического обучения -учебная практика, во время которой формируются профессиональные умения. Студенты приобретают первоначальные практические навыки, отрабатывая манипуляции на фантомах, муляжах, тренажерах. Эти занятия проходят в кабинетах доклинической практики либо на базах практики. Занятия проводят штатные преподаватели колледжа и совместители из числа квалифицированных медицинских работников разных лечебных учреждений.
Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности и практику преддипломную. Цель производственной практики по профилю специальности - формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Она проводится в отделениях и лабораториях стационаров и поликлиник, а также в аптеках.
Во время учебной и производственной практики студенты собирают материал для выполнения курсовых работ, анализируют свою деятельность, используют собственные наблюдения, получают навыки общения с пациентами разных возрастных групп. В курс профессионального мо-
|щ Д 1 11 п 111X1 1 © Б Р А!@ВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
( И II 1 1
Производственная практика в колледже
дуля «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными»» для студентов I курса входит посещение отделения паллиативной помощи, где они ухаживают за тяжелобольными пациентами. В процессе общения с ними у студентов формируются чувства ответственности, милосердия, понимание значимости будущей профессии, и ни один обучающийся не остается равнодушным к больным.
Производственная практика завершается аттестацией, в ходе которой определяется уровень освоения общих и профессиональных компетенций.
Преддипломная практика представляет собой своеобразную проверку знаний и умения применять их на деле. В ходе прохождения практики выпускники отрабатывают навыки оказания медицинской помощи, используют и развивают навыки общения с пациентами и клиентами. Под контролем врачей, главных и старших медсестер, преподавателей они применяют полученные умения и знания в профессиональной среде, де-
монстрируют свою компетентность. Акушерки участвуют в родовспоможении, ухаживают за родильницами в послеродовом периоде и новорожденными, работают в женской консультации. Будущие фельдшеры работают на станции скорой медицинской помощи и непосредственно участвуют в мероприятиях по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе под руководством опытных врачей и фельдшеров. Выпускники по специальности «Фармация» закрепляют навыки работы с учетной документацией, участвуют в отпуске медикаментов и предметов ухода за больными, получают навыки общения с клиентами. Лабораторные техники закрепляют полученные знания и умения при самостоятельной работе в лабораториях разных профилей, а зубные техники изготовляют протезы в зуботехнических лабораториях Городской стоматологической поликлиники Минздрав-соцразвития Чувашии.
Во время практики хорошо видны освоенные студентами профессиональные компетенции
38
№ 6 2015
¡аыАшюишнма—ыоаш
и можно судить об их готовности к самостоятельной трудовой деятельности. В процессе преддипломной практики выпускник готовится к выполнению выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика завершается аттестацией на рабочем месте в форме дифференцированного зачета.
Базы практической подготовки студентов определяет администрация колледжа, исходя из приказа Минздравсоцразвития Чувашской Республики, договоров с медицинскими организациями и фармацевтическими учреждениями города и Республики. В настоящее время для прохождения практики утвержден список из 47 медицинских организаций и фармацевтических учреждений.
Организацию практического обучения студентов и контроль за ним осуществляют начальник отдела по практическому обучению и заведующая практическим обучением колледжа.
Взаимодействие колледжа с медицинскими организациями и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии в области подготовки специалистов сформировало систему социального партнерства. Главные врачи и главные медсестры входят в государственные аттестационные комиссии и участвуют в оценке качества подготовки выпускников. При таком сотрудничестве колледжа с работодателями выигрывают обе стороны. Медицинские организации получают специалистов, соответствующих их требованиям, быстро адаптирующихся в профессиональной среде. Наше учебное заведение имеет возможность привлекать высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе, благодаря чему мы можем корректировать образовательный процесс в соответствии с требованиями к будущим медицинским работникам, оценивать качество профессио-
нальной подготовки и конкурентоспособность выпускников. Многие выпускники получают приглашения на работу в организации, где они проходили практику.
Представители учреждений здравоохранения встречаются с выпускниками, предлагают вакантные места, знакомят их с условиями трудоустройства. Ежегодно представители Городской клинической больницы №1 Минздравсоцразвития Чувашии проводят анкетирование выпускников, чтобы помочь им выбрать будущее место работы.
Ежегодный анализ практического обучения студентов в Чебоксарском медицинском колледже позволяет ориентироваться на основные требования работодателей и совершенствовать систему практической подготовки выпускников.
Рекомендуемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям, 2014 г.
Макаусова Г.В. Организация практического обучения как основа подготовки специалистов. econf.rae. ru pdf/2012/12/1786.pdf.
Акользина Е.Ю. Организация практического обучения студентов колледжа. sibac.info 12203.
Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании. Учебное пособие. - Красноярск, 2007.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Учебное пособие, 2-е изд. - М., 2001.
ORGANIZATION AND EXECUTION OF THE PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS Z.V. Petrova; I.V. Vasina Cheboksary Medical College
The paper describes the organization of internship and practical training, as well as conditions for formation of core and professional competencies in students.
Key words: well-formedness of competencies; specialty profile; practical training; Federal state educational standards for secondary professional education.
Журнал «Врач»
ежемесячное издание, поддерживающее живую связь между
медицинской наукой, практикой и образованием.
Его читатели - практические врачи, научные работники,
преподаватели.
Подписка на электронную версию журнала
на сайте www.rusvrach.ru
Подписаться можно с любого месяца
Подписной индекс по каталогу «Роспечать» — 71425
N
ИЗДАТЕЛЬСКИМ ДОМ «РУССКИЙ ВРАЧ»