Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЧЕБОКСАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЧЕБОКСАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / WELL-FORMEDNESS OF COMPETENCIES / ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / SPECIALTY PROFILE / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICAL TRAINING / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова З. В., Васина И. А.

Освещены вопросы организации учебной и производственной практики в Чебоксарском медицинском колледже, а также условия формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND EXECUTION OF THE PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS

The paper describes the organization of internship and practical training, as well as conditions for formation of core and professional competencies in students.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЧЕБОКСАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

© З.В. Петрова, И.А. Васина, 2015

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЧЕБОКСАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

З.В. Петрова, И.А. Васина

Чебоксарский медицинский колледж E-mail: Zoiapetrova@yandex.ru

Освещены вопросы организации учебной и производственной практики в Чебоксарском медицинском колледже, а также условия формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: сформированность компетенций, профиль специальности, практическое обучение, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

В современных условиях требования к выпускникам как к молодым специалистам несколько изменились. Они должны владеть не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и сформированными общими компетенциями. Сегодняшний выпускник - это хорошо подготовленный специалист, умеющий работать в команде, способный быстро адаптироваться к новым технологиям, готовый принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Все эти качества выпускники приобретают в процессе обучения в колледже, особенно в период прохождения практики в медицинских организациях и фармацевтических учреждениях. Практическое обучение студентов в колледже организовано в соответствии с программами подготовки специалистов среднего звена, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки и согласованными с работодателями. Чебоксарский медицинский колледж обучает студентов по основным медицинским специальностям: сестринскому делу, акушерскому делу, лечебному делу, фармации, лабораторной диагностике, стоматологии ортопедической.

Учебный процесс характеризуется тесным взаимодействием теоретического и практического обучения. Основная роль отводится аудиторным практическим занятиям и различным видам практики. Практические занятия проводятся в группах студентов по 8-10 человек. Уровень освоения материала отражают в пу-

тевках практических занятий. Для контроля и оценки освоения общих и профессиональных компетенций используются разные методы контроля: наблюдение за работой обучаемого; анализ результатов наблюдения; экспертная оценка отчетов и индивидуальных заданий по практике; самооценка деятельности и др.

Все практическое обучение студентов в нашем колледже проводится в несколько этапов. 1-й этап - занятия в кабинетах доклинической практики или учебных кабинетах на базах практики. В зависимости от содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов используются разные методы обучения - моделируются ситуации профессиональной деятельности, выполняются манипуляции согласно алгоритму действия; наряду с традиционными методами широко используются активные и интерактивные методы.

Следующий этап практического обучения -учебная практика, во время которой формируются профессиональные умения. Студенты приобретают первоначальные практические навыки, отрабатывая манипуляции на фантомах, муляжах, тренажерах. Эти занятия проходят в кабинетах доклинической практики либо на базах практики. Занятия проводят штатные преподаватели колледжа и совместители из числа квалифицированных медицинских работников разных лечебных учреждений.

Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности и практику преддипломную. Цель производственной практики по профилю специальности - формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Она проводится в отделениях и лабораториях стационаров и поликлиник, а также в аптеках.

Во время учебной и производственной практики студенты собирают материал для выполнения курсовых работ, анализируют свою деятельность, используют собственные наблюдения, получают навыки общения с пациентами разных возрастных групп. В курс профессионального мо-

|щ Д 1 11 п 111X1 1 © Б Р А!@ВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

( И II 1 1

Производственная практика в колледже

дуля «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными»» для студентов I курса входит посещение отделения паллиативной помощи, где они ухаживают за тяжелобольными пациентами. В процессе общения с ними у студентов формируются чувства ответственности, милосердия, понимание значимости будущей профессии, и ни один обучающийся не остается равнодушным к больным.

Производственная практика завершается аттестацией, в ходе которой определяется уровень освоения общих и профессиональных компетенций.

Преддипломная практика представляет собой своеобразную проверку знаний и умения применять их на деле. В ходе прохождения практики выпускники отрабатывают навыки оказания медицинской помощи, используют и развивают навыки общения с пациентами и клиентами. Под контролем врачей, главных и старших медсестер, преподавателей они применяют полученные умения и знания в профессиональной среде, де-

монстрируют свою компетентность. Акушерки участвуют в родовспоможении, ухаживают за родильницами в послеродовом периоде и новорожденными, работают в женской консультации. Будущие фельдшеры работают на станции скорой медицинской помощи и непосредственно участвуют в мероприятиях по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе под руководством опытных врачей и фельдшеров. Выпускники по специальности «Фармация» закрепляют навыки работы с учетной документацией, участвуют в отпуске медикаментов и предметов ухода за больными, получают навыки общения с клиентами. Лабораторные техники закрепляют полученные знания и умения при самостоятельной работе в лабораториях разных профилей, а зубные техники изготовляют протезы в зуботехнических лабораториях Городской стоматологической поликлиники Минздрав-соцразвития Чувашии.

Во время практики хорошо видны освоенные студентами профессиональные компетенции

38

№ 6 2015

¡аыАшюишнма—ыоаш

и можно судить об их готовности к самостоятельной трудовой деятельности. В процессе преддипломной практики выпускник готовится к выполнению выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика завершается аттестацией на рабочем месте в форме дифференцированного зачета.

Базы практической подготовки студентов определяет администрация колледжа, исходя из приказа Минздравсоцразвития Чувашской Республики, договоров с медицинскими организациями и фармацевтическими учреждениями города и Республики. В настоящее время для прохождения практики утвержден список из 47 медицинских организаций и фармацевтических учреждений.

Организацию практического обучения студентов и контроль за ним осуществляют начальник отдела по практическому обучению и заведующая практическим обучением колледжа.

Взаимодействие колледжа с медицинскими организациями и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии в области подготовки специалистов сформировало систему социального партнерства. Главные врачи и главные медсестры входят в государственные аттестационные комиссии и участвуют в оценке качества подготовки выпускников. При таком сотрудничестве колледжа с работодателями выигрывают обе стороны. Медицинские организации получают специалистов, соответствующих их требованиям, быстро адаптирующихся в профессиональной среде. Наше учебное заведение имеет возможность привлекать высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе, благодаря чему мы можем корректировать образовательный процесс в соответствии с требованиями к будущим медицинским работникам, оценивать качество профессио-

нальной подготовки и конкурентоспособность выпускников. Многие выпускники получают приглашения на работу в организации, где они проходили практику.

Представители учреждений здравоохранения встречаются с выпускниками, предлагают вакантные места, знакомят их с условиями трудоустройства. Ежегодно представители Городской клинической больницы №1 Минздравсоцразвития Чувашии проводят анкетирование выпускников, чтобы помочь им выбрать будущее место работы.

Ежегодный анализ практического обучения студентов в Чебоксарском медицинском колледже позволяет ориентироваться на основные требования работодателей и совершенствовать систему практической подготовки выпускников.

Рекомендуемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям, 2014 г.

Макаусова Г.В. Организация практического обучения как основа подготовки специалистов. econf.rae. ru pdf/2012/12/1786.pdf.

Акользина Е.Ю. Организация практического обучения студентов колледжа. sibac.info 12203.

Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании. Учебное пособие. - Красноярск, 2007.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Учебное пособие, 2-е изд. - М., 2001.

ORGANIZATION AND EXECUTION OF THE PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS Z.V. Petrova; I.V. Vasina Cheboksary Medical College

The paper describes the organization of internship and practical training, as well as conditions for formation of core and professional competencies in students.

Key words: well-formedness of competencies; specialty profile; practical training; Federal state educational standards for secondary professional education.

Журнал «Врач»

ежемесячное издание, поддерживающее живую связь между

медицинской наукой, практикой и образованием.

Его читатели - практические врачи, научные работники,

преподаватели.

Подписка на электронную версию журнала

на сайте www.rusvrach.ru

Подписаться можно с любого месяца

Подписной индекс по каталогу «Роспечать» — 71425

N

ИЗДАТЕЛЬСКИМ ДОМ «РУССКИЙ ВРАЧ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.