ББК 65.9 (2) 04
О. В. Конаныхина
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КЛИМАТОМ РЕГИОНА
В настоящее время достаточно очевидным является тот факт, что необходимым условием экономического роста и процветания региона и страны в целом является переход экономики в инновационную фазу развития. На государственном и региональном уровнях предпринимаются шаги по активизации национальных и региональных инновационных систем, формированию условий для привлечения внешних инвестиций, созданию специальных «инновационных кластеров» для стимулирования инноваций.
Основной задачей на нынешнем этапе развития в процессе перехода от сложившегося индустриально-технологического уклада к постиндустриальному, в котором инновации, технологии и знания становятся приоритетным и определяющим фактором экономического роста, на наш взгляд, является наличие эффективно действующей системы управления инновационным климатом региона. Как отмечают Н. М. Лебедев и Е. Г. Ясин, восприимчивость общества и организаций к новизне, инновационным трендам во многом зависит от инновационного климата, в наибольшей степени благоприятствующего инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений [1, с. 20].
Одни ученые под инновационным климатом понимают определенное состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели [2]. Другие инновационный климат рассматривают как своеобразную «питательную среду», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия совокупности таких факторов, как наличие мирового порога знаний, инновационных финансовых ресурсов, инновационных предпринимателей, поля инновационной активности [3]. А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и О. П. Молчанова инновационный климат связывают в основном со структурой, объемом и характером проводимых НИОКР [4]. А. А. Бовин инновационный климат рассматривает в разрезе инновационных условий, включающих в себя целый комплекс таких факторов, как коммуникации; природно-географические условия; технологическая и научно-техническая сфера; экономическая и финансовая сфера; политико-правовая сфера; стратегическая зона хозяйствования; скорость появления инноваций на данном сегменте рынка; рынок трудовых ресурсов [5].
Следовательно, инновационный климат региона является многогранным понятием, рассматриваемым сквозь призму совокупности таких показателей, как структура и объем привлеченных инвестиций, характер и объем НИОКР, уровень инновационной и внешнеэкономической активности хозяйствующих структур. Именно совокупность перечисленных показателей, на наш взгляд, следует рассматривать как системообразующие факторы по созданию «оптимального» инновационного климата.
Под инновационным климатом мы понимаем целенаправленное воздействие региональных органов государственного управления на региональные системообразующие факторы (инвестиционная привлекательность, инновационная и внешнеэкономическая активность, инновационная и институциональная инфраструктура) для усиления инновационной активности региона и его хозяйствующих структур, достижения эффективных, приоритетных, инновационных направлений развития, обеспечивающих качественный экономический рост.
Основу системы управления инновационным климатом, на наш взгляд, должно определять формирование и выработка «оптимального поведения» региональных бизнес-структур по переводу их на инновационный путь и обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития региона. Элементы системы инновационного климата представлены на рис. 1.
Согласно схеме на рис. 1, система управления инновационным климатом региона включает в себя совокупность действий региональных органов государственной власти по реализации стратегической цели микроэкономической политики региона и управлению инновационным развитием региональных бизнес-структур.
Управление инновационным климатом на региональном уровне (цель микроэкономической политики)
1
(
Цель: ориентация на инновационное развитие и эффективное встраивание региональной экономики в мировое хозяйство
11
Задачи: повышение инвестиционной привлекательности региона; усиление инновационной активности региональных хозяйствующих структур; усиление внешнеэкономической активности хозяйствующих структур; формирование эффективных региональных инновационных подсистем
Принципы:
сбалансированность;
комплексность;
согласованность;
единство
8 § и л
2 І а и о о
X
Л X
уЦ
ц
сЗ
к о к
!! и К ^ Й нР §
п 03
а &
К ?у
О и
сЗ
к
о
к
и
а
ё
И
со
сЗ
а
о
и
о
к
к
о
к
сз
и
о
к
к
к
сз
а
о
й
сз
к
к
0^
ч
И
сз
И
Инвестиционный
потенциал.
Инновационная
инфраструктура.
Институциональная
инфраструктура.
Внешнеэкономическая
активность
Жизнеобе спечи -вающ ие факторы
Инновационный
потенциал.
Инновационные
ресурсы.
Инновационная
активность
Сдерживающие —► Инвестиционные
—► факторы риски
Формирование стратегии инновационного развития региона
Реализация стратегии ♦
Сравнение и мониторинг
1"Г і---------
Управление инновационным развитием региональных хозяйствующих структур (микроэкономические решения)
■
п
Разработка региональной стратегии инновационного развития хозяйствующих структур
Формирование целей хозяйствующих бизнес-структур
X
Формирование принципов бизнес-структур
X
Выявление эффектов, отражающих взаимодействие региона и хозяйствующих бизнес-структур
Формирование критериев по отбору инновационных бизнес-структур
«Оптимальное
поведение»
региональных
хозяйствующих
бизнес-структур
и их инновационная
активность
в реализации основных
инновационных
направлений развития
региона
у
Методы, инструменты, механизм по управлению инновационной активностью хозяйствующих бизнес-структур
л
Рис. 1. Система управления региональным инновационным климатом
Роль региональных органов государственной власти заключается в постановке цели, формировании задач и принципов, выступающих непосредственным «каркасом» и обеспечивающих эффективное управление факторами инновационного развития региона. Результатом управления данными элементами системы является формирование стратегии и ее реализация.
Усиление значения роли региональных органов государственной власти в формировании системы управления инновационным климатом обеспечивает:
1. Упрочнение инновационных позиций региона и повышение его восприимчивости к инновациям и технологиям. На наш взгляд, упрочнение инновационных позиций региона, повышение уровня его конкурентоспособности и инновационности возможны за счет:
— создания стартовых условий по развертыванию региональной инновационной деятельности (нормативно-правовое, финансовое, кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры, создание устойчивой системы связей между государством, вузами, НИИ, коммерческими структурами) и повышения ее активности;
— определения приоритетных региональных отраслей для использования на начальном этапе практики «диффузии нововведений» с целью оценки восприимчивости как хозяйствующих бизнес-структур к инновационной деятельности, так и самого региона к инновациям, трансферу технологий;
— формирования межрегиональных и международных связей по содействию развития инновационной деятельности на территории региона.
2. Формирование «оптимального поведения» региональных хозяйствующих структур. В связи с этим мы полагаем, что эффективность в реализации выбранного инновационного курса и достижении поставленных стратегических целей будет тем выше, чем эффективнее выстроена «траектория» взаимодействия бизнес-структур и региональных органов государственной власти. Результатом данного взаимодействия должно стать формирование «оптимального поведения» хозяйствующих бизнес-структур и усиление их инновационной активности.
«Оптимальное поведение» фактически отражает готовность и способность региональных хозяйствующих структур к активной инновационной деятельности, способствуя реальному достижению инновационных целей развития региона. Оно должно строиться на основе взаимодействия интересов хозяйствующих бизнес-структур и региональных органов государственной власти.
На наш взгляд, взаимодействие и сочетание целей и интересов региона и хозяйствующих бизнес-структур можно представить в виде следующей логической последовательности (рис. 2).
Рис. 2. Элементы взаимодействия региона и хозяйствующих бизнес-структур
Далее более подробно исследуем экономическое содержание элементов структуры взаимодействия региона и бизнес-структур. Очевидно, что при всем существующем многообразии целей взаимодействия региона и хозяйствующих бизнес-структур на региональном уровне необходимо выделить следующие направления, достижение целей развития которых подтверждено позитивной экономической практикой:
— активизация вложений инвестиций в перспективные региональные направления развития для создания региональных «инновационных» полюсов роста;
— создание благоприятной региональной среды для реализации интересов как региона в целом, так и хозяйствующих бизнес-структур;
— формирование прогрессивной, инновационной структуры региональной экономики.
Однако, как показывает практика, регионы, как правило, связывают активизацию инвестиций с многообразными формами государственной поддержки, оказываемой бизнес-структурам, в качестве которых обычно выступают налоговые льготы, дотации, субсидии. В этом случае регионы должны учитывать, что активизация инвестиций в таком понимании может стать причиной дисбаланса в развитии их территорий в связи с созданием неравных условий конкуренции за счет наличия более благоприятной среды для «своих» хозяйствующих структур. С другой стороны, государственная поддержка бизнеса, связанная с определенными расходами, зачастую не отвечает перспективным потребностям территории и не обеспечивает реализацию их сравнительных преимуществ. На наш взгляд, указанные минусы такой поддержки свидетельствуют не столько об их отрицательном воздействии на деятельность региональных хозяйствующих структур в регионах, сколько о сложности и необходимости более тщательной проработки и отражения их в региональной стратегии развития региона.
В настоящее время необходимы не «рассеянные» инвестиции, а формирование региональных полюсов роста, которые, согласно эффекту мультипликатора, смогли бы стать локомотивом технологического прогресса региональной экономики.
При реализации второго направления большое значение имеет определение характера интересов, согласованно реализуемых регионом и бизнесом. В качестве основных показателей, характеризующих степень согласованности интересов, могут выступать расширение количества рабочих мест, относительное снижение бремени социальных трансфертов, улучшение состояния окружающей среды и др.
Что же касается направления формирования прогрессивной структуры региональной экономики, то оно должно найти отражение в формировании механизма управления региональной инновационной подсистемой, в стратегиях инновационного развития региона и ее хозяйствующих структур.
Следующим элементом структуры взаимодействия региона и бизнес-структур выступает построение системы принципов их взаимодействия. Мы полагаем, что система принципов должна строиться на следующих положениях:
— преимущественная поддержка хозяйствующих бизнес-структур должна быть сосредоточена на проектах, реализующих конкурентные преимущества, усиливающие инновационные позиции территории и активизирующие инновационную и внешнеэкономическую активность хозяйствующих структур;
— содействие, создание и распространение положительных внешних эффектов хозяйствующих бизнес-структур;
— поддержка перспективных, инновационных видов бизнеса.
Под эффектами, отражающими интересы бизнес-структур и региона, понимается совокупность экономических, научно-технических, инновационных, социальных и экологических показателей деятельности бизнеса. Совокупность возможных эффектов, отражающих интересы региона и хозяйствующих бизнес-структур на региональном уровне, представлена в таблице.
Эффекты, отражающие интересы региона и хозяйствующих бизнес-структур
на региональном уровне
Показатель эффекта Бизнес-структуры Регион
Экономический эффект
Производство высокотехнологичной продукции Получение части мирового дохода. Упрочнение стратегических позиций. Выход на рынок с новейшими товарами. Производство конкурентоспособной, инновационной продукции. Улучшение использования всех видов ресурсов Обеспечение устойчивых, высоких и качественных темпов роста региональной экономики
Научно-технический эффект
Внедрение изобретений, патентов, ноу-хау Увеличение научно-технической активности. Приобретение научно-технических знаний. Модернизация структуры экономики региона
Продолжение табл.
Показатель эффекта Бизнес-структуры Регион
Инновационный эффект
Трансфер инноваций и технологий Эффективное использование имеющихся ресурсов и потенциала за счет внедрения новых инноваций и технологий. Выпуск конкурентоспособной и инновационной продукции, работ, услуг. Повышение уровня знаний и компетенций руководства и персонала организации. Участие в международных производственных, сбытовых цепочках, альянсах. Повышение эффективности и значимости функционирования региональных инновационных систем. Диффузия инноваций в смежных и сопутствующих отраслях. Становление российской экономики, отражающей статус «мировой державы».
Социальный эффект
Развитие производства и создание дополнительных рабочих мест Повышение степени удовлетворенности работников. Повышение степени безопасности и условий труда работников. Повышение квалификации работников Снижение социальной напряженности в регионе
Экологический эффект
Производство
экологически Производство продукции, соответ-
безопасной продукции Снижение количества отходов производства ствующей мировым стандартам,
и поддержание и выбросов вредных веществ и развитие в рамках концепции
уровня экологической «Устойчивое развитие»
безопасности
Всю совокупность критериев выбора участников взаимодействия органов власти и хозяйствующих бизнес-структур на региональном уровне можно подразделить на две группы:
— первая группа - критерии, задающие некие рамочные условия, в которых функционируют хозяйствующие бизнес-структуры, причем состав этих критериев определен самой системой правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Эти условия ориентированы на балансирование интересов региона и хозяйствующих структур в целом;
— вторая группа - критерии, нацеленные на выработку такого экономического поведения бизнес-структур, которое изначально детерминировано интересами региона.
Таким образом, наиболее универсальными критериями при выборе участников хозяйствующих структур на региональном уровне, на наш взгляд, могут выступать совокупность нижеследующих экономических показателей:
— финансовая устойчивость хозяйствующих структур;
— принадлежность бизнес-структур к базовым отраслям, обеспечивающим высокий синергетический эффект и развитие смежных региональных отраслей;
— функционирование бизнес-структур в перспективных, инновационных секторах экономики;
— характеристика хозяйствующих структур как инновационно и внешне активных.
Следовательно, важнейшим стратегическим направлением действий региональных органов власти в направлении улучшения инновационного климата становится создание и поддержание «оптимального» поведения региональных хозяйствующих структур посредством разработки соответствующих механизмов и инструментов воздействия на инновационную активность, поддержание как существующих «инновационных» точек роста, так и диагностика, управление и организационное сопровождение новых.
Только совместные и сбалансированные действия региональных органов власти и хозяйствующих структур позволят не только создать базу для изменения сложившегося профиля специализации региональной и национальной экономики на внешнем рынке, но и получить необходимый синергетический эффект, представляющий собой результат достижения наивысших точек развития региональной экономики и ее хозяйствующих структур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лебедев Н. М., Ясин Е. Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. - 2009. - № 2 (10). -С. 16-26.
2. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
3. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. -1999. - № 2. - С. 71-78.
4. Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 347 с.
5. Бовин А. А. Управление инновациями в организации. - М.: Омега-Л, 2006. - 350 с.
Статья поступила в редакцию 4.10.2010
BUILDING-UP OF AN INNOVATIVE CLIMATE MANAGEMENT SYSTEM IN THE REGION
O. V. Konanykhina
The key elements detecting the building of an innovative climate system in the region is discussed. Innovative climate formation is considered as a complex of actions of regional government authorities to manage the factors of innovative development of the region, as well as to manage the innovative development of regional business structures for the purpose of their "optimal behavior" shaping. "Optimal behavior" actually reflects the willingness and ability of regional business structures for dynamic innovative activity and their innovative goals achievement for region development; it should be built up on the basis of interaction of interests of both business structures and regional authorities.
Key words: innovative climate, factors of innovative development, "optimal behavior" of business structures, principles, effects, measures.