Научная статья на тему 'Формирование системы управленческой отчетности в кредитных организациях'

Формирование системы управленческой отчетности в кредитных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
кредитная организация / Система управленческой отчетности / Автоматизация банковских процессов / lending enterprise / Account management system / Banking processes automation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потёмкин Сергей Анатольевич

Автор статьи рассматривает вопросы построения системы управленческой отчетности в рамках концепции единого информационно-аналитического пространства кредитной организации. В статье рассмотрены требования к системе управленческой отчетности, приведен анализ существующих проблем ее разработки и внедрения, а также сформулированы рекомендации по их преодолению в целях повышения конкурентоспособности кредитной организации за счет увеличения степени автоматизации банковских процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of lending enterprise informational and analytical environment is used to account management system development. The system requirements and the most significant implementation problems are analyzed following by considerations of possible solutions which assume banking processes automation level improvement.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управленческой отчетности в кредитных организациях»

№5(23)2009

С. А. Потёмкин

Формирование системы управленческой отчетности в кредитных организациях

Конкурентным преимуществом кредитной организации являются именно те банковские технологии, автоматизация которых позволяет наилучшим способом преобразовать информацию и использовать ее в управлении. Рассматриваемая автором концепция построения системы управленческой отчетности обеспечивает формирование единого информационно-аналитического пространства банка.

Система управленческой отчетности (СУО) — это комплекс взаимосвязанных компонентов и процессов формирования отчетности, обеспечивающий информационное наполнение бизнес-модели кредитной организации, характеризующий состояние ее бизнес-процессов и финансово-экономическое положение.

Построение СУО в кредитной организации является сложной задачей, решение которой требует от руководства и специалистов банка целенаправленной работы. Следует отметить, что создание СУО в кредитных организациях обусловлено объективно существующей в кредитно-финансовой сфере реальной необходимостью получения аналитических данных о стратегическом потенциале кредитной организации для руководства, потенциальных инвесторов, вкладчиков. Проблема удовлетворения требований потенциальных инвесторов в раскрытии информации о стратегическом потенциале кредитной организации должна быть решена и на теоретическом (развитие теории оценки деятельности кредитных организаций), и на практическом (создание в кредитных организациях интегрированной СУО) уровнях.

СУО должна отвечать следующим требованиям:

• обеспечение полноты управленческой информации, отвечающей конкретным запросам менеджмента для принятия решений руководством кредитной организации, а также принципам достаточности, непротиворечивости, своевременности;

• обеспечение адекватности управленческой отчетности, соответствующей реальным бизнес-процессам;

• обеспечение прозрачности и аудируе-мости процессов подготовки управленческой отчетности;

• построение с учетом необходимости раскрытия информации в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО); необходимости выполнения требований соглашений (стандартов) «Базель I» и «Базель II» Базельского комитета по банковскому надзору; специфики требований оперативного и стратегического управления кредитной организацией.

СУО предназначена для достижения следующих целей:

• создание единого информационного пространства для обеспечения процессов принятия управленческих решений;

• обеспечение объективного, целостного представления о состоянии бизнес-процессов;

• получение единой непротиворечивой модели оценки финансово-экономической деятельности;

• получение актуальной оперативной управленческой отчетности.

На практике разработке и внедрению СУО в кредитных организациях мешает отсутствие формализации банковских технологий, отсутствие комплексного подхода к развитию методологии банковского учета, несовершенство информационно-технологического обеспече-

27

№5(23)2009

Таблица

Анализ существующих проблем состояния и развития СУО в кредитных организациях

1 г

з §

■о

I

ш &

«о а

5

0 %

1 »

1

>а §

»

I

1

2 I

5 55

ш

а §

«о

о §■

€ §■

О

Особенность Причина Проблема Решение

Фрагментарность СУО в различных структурных подразделениях Дублирование потоков учетных данных; дублирование функций Противоречивость отчетности, утрата информации из-за ненадлежащего хранения; недоступность отчетности внутри структурных подразделений, высокая трудоемкость процессов формирования отчетности Консолидация учетных данных в едином корпоративном хранилище данных (КХД); формирование реестра форм управленческой отчетности, централизация функций формирования и поддержки СУО

Фрагментарность управленческого учета в различных подразделениях Отсутствие взаимосвязей между фрагментами управленческого учета; отсутствие методик формирования банковских отчетов Угроза неверной интерпретации информации, представленной в банковских отчетах Формирование технологических карт банковских отчетов

Неопределенность процесса формирования СУО Отсутствие контроля и регулирования процесса формирования и поддержки СУО; Неустойчивость процесса формирования банковской отчетности Совершенствование процесса формирования и поддержки СУО с применением методологии процессорного подхода (ДШБ)

Обеспечение непрерывности процесса подготовки управленческой отчетности Рост объемов учетной информации; рост потребностей в ин- формационно-аналити- ческих сервисах Снижение производительности существующих информационно-технологических решений подготовки управленческой отчетности; отсутствие технологической платформы Оптимизация существующих баз данных; внедрение В1-платформы

ния банковских процессов. Анализ существующих проблем состояния и развития СУО в кредитных организациях (см. табл.) говорит о низкой эффективности и надежности процессов формирования управленческой отчетности.

СУО имеет два аспекта: СУО как организационная система и СУО как технологическая система. Исходя из представления о банке как о совокупности систем и технологий, СУО является подсистемой информационно-аналитической системы и относится к технологии

управления кредитной организации, поэтому должна быть интегрирована в банковские процессы.

Устранение проблем развития СУО в кредитных организациях должно осуществляться на основе нормативно закрепленных концепций построения системы планирования и стратегии технологического развития.

Без соответствующей нормативно-методической базы процесс развития СУО будет осложнен противоречиями, возникающими

28

№5(23)2009

в результате конфликта интересов структурных подразделений кредитной организации. Поэтому процесс централизованного управления СУО необходимо начать с формирования синергетической функции подготовки банковской отчетности, которая по сути должна представлять собой свод задач структурных подразделений с указанием их роли в управлении и производимых ими продуктов. Банковские процессы и задачи подразделений по подготовке отчетности необходимо объединить в топологическую матрицу для установления структурных связей с целью определения уровня необходимого информационно-технологического обеспечения.

Состав отчетности и показатели деятельности кредитной организации следует свести в единый реестр управленческой отчетности, который позволит обеспечить управление ресурсами, выделяемыми на подготовку отчетности, планирование этих ресурсов, гармонизацию показателей СУО.

Одним из критериев оценки конкурентоспособности кредитной организации принято считать степень автоматизации банковских процессов. Использование банком инструментов автоматизации компаний — лидеров мирового рынка в области информационных технологий является косвенным признаком его транспарентности. Приобретение программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, систем управления базами данных и вычислительных платформ у хорошо зарекомендовавших себя производителей программно-технических средств связано с желанием банка определенным образом позиционировать себя, повысить степень доверия к себе как клиентов, так и инвесторов и таким образом получить ощутимые преимущества. При этом банк может инвестировать значительные средства в покупку и внедрение указанных систем, однако в конечном счете не получить ожидаемый результат, так как автоматизация сама по себе не является гарантией повышения уровня конкурентоспособности банка, улучшения качества предоставляемых клиентам банковских услуг, повышения управляемости банка.

В действительности реальные конкурентные преимущества кредитным организациям в различных областях их деятельности обеспечивают современные банковские технологии. Автоматизация банковских технологий, являясь одним из средств повышения их эффективности, направлена на освобождение банковских сотрудников от рутинного участия в процессе сбора, обработки и хранения информации. В целом применение программно-технических средств в кредитных организациях непосредственно связано с преобразованием информации о заключенных и предстоящих сделках.

Таким образом, конкурентным преимуществом кредитной организации являются именно те банковские технологии, автоматизация которых позволяет наилучшим способом преобразовать информацию и использовать ее в управлении. Другими словами, интеграция технологии подготовки управленческой отчетности в банковские процессы имеет большое значение с точки зрения эффективности управления кредитной организацией, так как внедрение СУО обеспечивает формирование единого информационно-аналитического пространства банка, являясь наиболее важным его компонентом (см. рис. (с. 30)).

Под единым информационно-аналитическим пространством банка понимается совокупность (массив) аналитических данных об объектах управления, между которыми установлены связи экономического, финансового и правового характера, существующие на всем протяжении развития кредитной организации. Образом единого информационно-аналитического пространства банка является информационно-аналитическая система (ИАС), реализованная на базе технологии хранилища данных.

Толчком для развития концепции единого информационно-аналитического пространства банка стали серьезные преобразования в российской банковской системе. С одной стороны, эти изменения затронули пруденциальный надзор — переход на новые стандарты и принципы управления рисками согласно новому соглашению по капиталу (Базель II), переход на международные стандарты финан-

45

Л

29

№5(23)2009

1 г

з §

■о

I

ш &

«о а

0

>а §

»

1 I

I £

ш

а §

«о

о §■

€ §■

О

Компоненты информационно-аналитического пространства

совой отчетности (МСФО), а также усиление требований по раскрытию информации и уровню корпоративного управления в банках. С другой стороны, это динамичное развитие отечественной банковской системы — расширение масштабов деятельности и перечня оказываемых услуг при условии повышения качества и снижения издержек обслуживания клиентов.

Концепция единого информационно-аналитического пространства заключается в фор-

мировании и распределении знаний (аналитических данных) о предметной области деятельности банка, необходимых для его надежного функционирования, повышения управляемости и принятия решений на различных уровнях иерархии управления.

Процесс принятия управленческих решений в банке имеет комплексный характер и включает в себя взаимосвязанные компоненты — анализ, планирование, контроль и ре-

30

№5(23)2009

гулирование. При этом для принятия адекватных управленческих решений на всех этапах необходима качественная информация, удовлетворяющая требованиям полноты, своевременности и достоверности.

В процессе управления банком непрерывно осуществляется текущая консолидация большого объема разнородных по составу, структуре и форме представления сведений из различных источников. Первичные данные после соответствующей проверки сохраняются в форме, обеспечивающей надежное хранение и удобство дальнейшего использования.

На основании собранной информации регулярно формируется комплект стандартных отчетных форм (управленческая отчетность), а также по мере необходимости в рабочем порядке подготавливаются и исполняются индивидуальные нерегламентированные запросы.

Вместе с тем значительный круг задач, связанных непосредственно с оперативным управлением бизнеса банка и комплексной оценкой текущих результатов, планирования и прогнозирования его деятельности (управление активами и пассивами; анализ, мониторинг и контроль финансовых рисков; бизнес-планирование, налоговое планирование и контроль за выполнением утвержденных планов; управление структурой и качеством кредитного портфеля и др.), может быть реализован в требуемых объемах только при условии применения в банке технологий формирования управленческой отчетности, ориентированных на использование возможностей информационно-аналитической системы.

Оптимизацию СУО необходимо осуществлять по нескольким направлениям одновременно. Автоматизация процессов подготовки отчетности должна обязательно сопровождаться методическим обеспечением, закрепленным в нормативно-методической базе кредитной организации в виде методик, инструкций, положений, описаний банковских процессов, приказов и распоряжений. Критерием оптимальности при этом должны быть качественные и количественные характеристики СУО, такие как: компактность органов управления СУО, уровень наукоемкости технологии формирования отчетности, соотно-

шение затрат на персонал, информационно-технологическое обеспечение и объемов обрабатываемой информации, выполнение требований к управленческой отчетности и другие.

Приведение СУО кредитной организации в наилучшее состояние — процесс, требующий четкого организационного обеспечения, высокой квалификации персонала и систематического поиска инновационных решений в развитии банковских технологий (см. рис.).

Решение по организационному обеспечению СУО должно быть основано на использовании ролевой модели обеспечения процесса формирования управленческой отчетности. В состав ролевой модели входят:

• методологи;

• технологи;

• разработчики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• технический персонал;

• пользователи.

Методологи представляют собой организованную группу сотрудников, ответственных за разработку, предоставление и контроль соблюдения методического обеспечения деятельности кредитной организации. К их основным функциям относятся: систематическое наблюдение, описание, реорганизация, оптимизация и развитие банковских процессов; разработка моделей банковской деятельности; создание информационных моделей объектов управления; выработка требований к информационно-технологическому обеспечению банковских процессов; подготовка нормативно-методических документов; контроль за соблюдением принципов построения СУО и другие.

Технологи представляют собой организационную группу сотрудников, ответственных за развитие и поддержку технологии формирования управленческой отчетности. Технологи разрабатывают план мероприятий и обеспечивают контроль выполнения нормативно-методического обеспечения работы программно-технических средств СУО. К их основным функциям относятся: разработка нормативно-методической документации применения программно-технических средств (ПТС); контроль соответствия технологического процесса функ-

45

Л

31

№5(23)2009

1 г

з §

■о

I

ш &

«о а

0

>а §

»

3

1

I £

ш

а §

«о

о §■

€ §■

О

ционирования ПТС нормативно-методической базе; разработка постановок задач, направленных на совершенствование ПТС; оптимизация технологического процесса функционирования ПТС СУО; управление развитием ПТС СУО.

К категории разработчиков относятся сотрудники кредитной организации, в компетенцию которых входит внесение изменений в компоненты ПТС на основе указаний и документов, поступающих от группы технологов. Разработчики обеспечивают возможность развития и модернизации ПТС СУО в рамках существующих проектно-архитектурных решений в связи с возможными текущими изменениями в нормативно-методической базе кредитной организации в целях удовлетворения заявок и предложений пользователей.

К основным функциям разработчиков относятся: управление моделями информационных баз данных; разработка процедур извлечения, преобразования, контроля, очистки и загрузки данных в информационные базы данных; разработка процедур генерации отчетов; тестирование информационно-аналитических сервисов; разработка форм ввода; разработка шаблонов форм отчетности; совершенствование компонент ПТС СУО и другие.

Общая численность подразделения, обеспечивающего функционирование СУО, для крупной кредитной организации, имеющей развитую систему доставки банковских услуг федерального значения, не должна превышать 40-50 человек.

Необходимо отметить, что успех формирования СУО в большой степени зависит от умения руководства кредитной организации управлять требованиями к СУО. Требования к СУО формируются в результате идентификации и систематического анализа экзогенных и эндогенных факторов развития деятельности кредитной организации. Понятие «управление требованиями к СУО» шире устоявшегося понятия управления требованиями, используемого при применении проектно-ори-ентированного подхода, и ближе по уровню синергии к понятию управления рисками кредитной организации.

Немаловажным аспектом формирования СУО является ее представление как элемента финансовой аналитики кредитной организации.

Финансовая аналитика базируется на осуществлении типологии банковской деятельности, детерминации и классификации банковских процессов и представляет собой:

• методологию построения доказательной базы, на которой основываются рассуждения о состоянии объектов управления кредитной организации;

• процесс определения причинно-следственных связей возникновения событий, составляющих и характеризующих финансово-экономические отношения кредитной организации;

• процесс формирования мотивированных суждений, совокупность которых позволяет дать комплексную характеристику деятельности кредитной организации (ее стратегическому потенциалу);

• методы формирования деловой статистики;

• форму представления — управленческую отчетность, процесс формирования которой является объектом оптимизации.

Формирование и развитие СУО в кредитной организации позволит обеспечить развитие современных методов управления — финансового мониторинга и контроллинга, актуальность которых в период экономических кризисов особенно возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ширинская Е. Б., Пономарева Н. А., Купчин-ский В. А. Финансово-аналитическая служба в банке. М.: ФБК-Пресс, 1998.

2. Потёмкин С. А, Брусанов В. В. Методические вопросы построения системы управленческой отчетности в банках / Деньги и кредит: [журнал]. 2004. № 7.

3. Потёмкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях. М.: КНОРУС, 2010.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.