Научная статья на тему 'Финансовая аналитика как методическая основа формирования контроллинга в кредитных организациях'

Финансовая аналитика как методическая основа формирования контроллинга в кредитных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / КОНТРОЛЛИНГ / ФИНАНСОВЫЙ / АНАЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева И. В.

В статье исследованы вопросы построения системы информационно-аналитического обеспечения деятельности банка. Показана связь контроллинга и финансовой аналитики и их роль в управлении банком. Сформулирована сущность финансовой аналитики, рассмотрены ее основные элементы и структура. Предложена концепция управления требованиями к системе управленческой отчетности кредитной организации, основанная на систематическом анализе и идентификации экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на ее финансово-экономические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая аналитика как методическая основа формирования контроллинга в кредитных организациях»

12 (36) - 2010

Банковские технологии

финансовая аналитика как методическая основа формирования контроллинга в кредитных организациях

и. в. киреева,

соискатель кафедры корпоративного управления и электронного бизнеса, начальник отдела подготовки управленческой отчетности ОАО «Россельхозбанк», г. Москва Е-mail: [email protected] Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье исследованы вопросы построения системы информационно-аналитического обеспечения деятельности банка. Показана связь контроллинга и финансовой аналитики и их роль в управлении банком. Сформулирована сущность финансовой аналитики, рассмотрены ее основные элементы и структура. Предложена концепция управления требованиями к системе управленческой отчетности кредитной организации, основанная на систематическом анализе и идентификации экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на ее финансово-экономические отношения.

Ключевые слова: банк, контроллинг, финансовый, аналитика, информационно-аналитический, технология, управленческий, отчетность.

Для руководства кредитной организации важно не только вовремя обнаружить проблемы и узкие места в деятельности банка, но и исследовать глубинные причины их появления, а еще лучше — заблаговременно предотвратить их возникновение, что является более сложной задачей, решение которой возможно только с применением в банке соответствующих технологий управления.

Самоорганизация банка — это принцип работы, основанный на способности принимать управ-

ленческие решения, результатом которых является уменьшение рассогласования банка с внешней средой, что повышает уровень конкурентоспособности и защищенности кредитной организации.

Очевидно, что принятие максимально верных решений в каждой конкретной ситуации связано со своевременным предоставлением нужных знаний тем, кому они необходимы. Для решения этой задачи была создана концепция контроллинга — неразрывной интеграции целеполагания, планирования и мониторинга деятельности организации.

При построении системы контроллинга особое значение имеет организация системы финансового мониторинга, так как эти составляющие содержательно зависят друг от друга. «По своей сути финансовый мониторинг в кредитных организациях представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему, реализующую кибернетические принципы и позволяющую кредитным организациям эффективно организовывать внутренние технологические процессы, обеспечивая высокие показатели рентабельности и финансовой устойчивости» [6, с. 56].

Финансовым мониторингом в том или ином объеме занимается каждая кредитная организация, однако выход управления на стратегический уровень

субъект

банковский аналитик

объект

финансовая аналитика

рис. 1. сущность финансовой (банковской) аналитики кредитной организации

создание

функции

свойства

уровень логической организации процессы структура

разработка (выбор; моделей и методов анализа методология управления знанием мотивированное суждение как информационно аналитическая технология преобразование данных -формирезние корпоративного хранилища данных аналитическая база данных

подготовка доказательной базы анализа методология построения доказательной базы управление требованиями к системе управленческой отчетности кредитной организации отчетность

анализ и выработка рекомендаций для управления методы формирования деловой статистики процесс формирования деловой статистики деловая статистика -структура и состав показателей кредитной организации

достигается только при условии, что финансовый мониторинг в банке является целостной системой. «Изменчивые условия, в которых работают банки, открывают для них множество возможностей, но одновременно подвергают сложным и многообразным рискам, бросающим вызов традиционным подходам к банковскому менеджменту» [3, с. 14].

Одним из таких рисков является риск недостаточной прозрачности собственной структуры банка для органов его управления. Непосредственным следствием реализации данного риска является риск более высокого порядка — риск недостаточной организационной гибкости, который снижает финансовую жизнеспособность банка. А ведь гибкость, то есть адаптация деловой активности банка к рискам и возможностям финансовой и правовой среды функционирования, является одним из принципов эффективной работы банка.

С учетом изложенного можно сказать: стержнем контроллинга призваны стать гибкий механизм сбора полной и своевременной информации, относящейся к управлению банком, а также обеспечение адекватных способов ее хранения и обработки. Этот механизм должен охватывать все бизнес-процессы банка, а также отслеживать макроэкономические и рыночные изменения, влияющие на управление кредитной организацией.

Построение такого механизма является непростой методологической задачей, и во многом по этой причине практическая реализация концепции контроллинга в современных российских банках не получила масштабного распространения.

По мнению автора, решением проблемы может быть использование в качестве аналитической и технологической платформы контроллинга финансовой (банковской) аналитики, но при этом необходимо конкретизировать ее сущность и исследовать вопросы информационно-аналитического обеспечения процессов банка.

Сущность финансовой (банковской) аналитики заключается в том, что она является целостной совокупностью методик, процессов и структурных элементов, которая позволяет исследовать финансово-экономические отношения, состояние и деятельность анализируемой кредитной организации для принятия оптимальных управленческих решений (рис. 1).

Уровень логической организации финансовой аналитики определяется:

— методологией управления знанием, которая рассматривает мотивированное суждение как информационно-аналитическую технологию;

— методологией построения доказательной базы, на которой основываются рассуждения о состоянии объектов управления кредитной организации;

— методами формирования деловой статистики. Финансовая аналитика существует в каждой

кредитной организации, различие заключается в ее уровне, и он задается существующими в банке методологиями. Наличие отдельных форм управленческой отчетности, слабо коррелированных между собой по содержанию и технологиям формирования, является индикатором имеющегося в банке только

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

нижнего уровня методологий — разрозненных методов формирования деловой статистики.

Система взаимосвязанных отчетных форм с не противоречащими друг другу показателями, согласованно описывающими объекты управления, указывает на то, что в банке существуют методологии построения доказательной базы. И, наконец, способность формировать финансовую аналитику, которая может быть использована для создания конкурентного преимущества, связана с наличием в банке методологий управления знанием.

Сутью информационно-аналитических технологий являются качество обработки информации, системный подход к формированию аналитических процедур, следствием которых являются принимаемые решения, а их конечной целью — обоснованность принимаемых решений. С этой точки зрения финансовая аналитика — это информационно-аналитическая технология, следование которой позволяет выработать мотивированное суждение, то есть придать выводам анализа доказательный характер. Мотивированное суждение — одно из основных понятий в мировой практике использования и контроля за финансовой отчетностью банка.

Мнения о том, как должно выглядеть мотивированное суждение кредитной организации, лежат в широком диапазоне. Предельно формализованный подход говорит о том, что надзорным органам, естественно, было бы проще рассматривать мотивированное суждение в виде документа, заверенного подписями и печатью. Противоположный (неформализованный) подход предлагает не подменять суждение очередной формальной таблицей, а оставить его на усмотрение профессионалов банковского дела.

Очевидно, что споры о форме мотивированного суждения являются индикатором серьезной озабоченности, всегда ли достаточно прочен тот фундамент, на котором основывается содержание мотивированного суждения.

На взгляд автора, мотивированное суждение — это профессиональная оценка, которая основана на доказательной базе, правила построения которой должны обладать чувствительностью по отношению к объекту анализа. Методология построения доказательной базы финансовой аналитики должна состоять из совокупности взаимосвязанных методов, рассматривающих объективные финансово-экономические отношения объекта (банка) как платформу для извлечения и формализации знаний об объекте.

К методам формирования деловой статистики кредитной организации относятся приемы, которые

преобразуют сведения о структуре финансово-экономических отношений кредитной организации в учетные данные и в знания о состоянии учреждения. При этом под деловой статистикой кредитной организации автор понимает структуру и состав показателей деятельности кредитной организации.

Методы (приемы) формирования деловой статистики банка делятся на две основные группы: технологии учета (фиксация финансово-экономических отношений в учетных данных) и технологии формирования показателей (от учетных данных к показателям). Факторами, оказывающими наибольшее влияние на технологии учета банка, являются:

— учетные методики;

— учетная дисциплина;

— способы консолидации технологий различных

видов учета (бухгалтерского, налогового и управленческого);

— особенности банковской информационной

системы.

Очевидно, что процессы разработки учетных методик взаимосвязаны с процессами построения доказательной базы. Степень возможной автоматизации интерпретации учетных данных (а следовательно, и подготовки отчетности) зависит от учетной дисциплины и технологических особенностей банковской информационной системы (от той степени, в которой она может гарантировать соблюдение учетных схем при вводе данных в систему).

Технологии формирования показателей, как правило, являются основной точкой приложения усилий банков в процессе повышения качества всех видов банковской отчетности. Улучшение часто приравнивается к покупке интегрированных информационных систем, и это значительные затраты, так как «такие системы могут быть исключительно дорогостоящими, поскольку требуют не только существенных вложений в аппаратные средства и программное обеспечение, но и затрат на внешних консультантов, обладающих опытом адаптации («кастомизации») программного обеспечения к потребностям отдельных компаний. Системы также требуют, чтобы компания формализовала правила принятия решений и бизнес-процессы, которые раньше выполнялись мимоходом и неформально» [1, с. 30].

И в этой точке может наступить момент, когда эффект от произведенных затрат не может быть получен без целого комплекса дополнительных принципиальных преобразований в области учета деятельности бизнес-единиц банка. В этой ситуации становится очевидным, что при совершенс-

твовании методов формирования деловой статистики необходимым условием и приоритетным направлением является постоянная модернизация технологий учета (что в свою очередь предполагает работу над методологиями учета, доказательной базой и организацией циркуляции знания в банке). В противном случае нельзя гарантировать, что затраты на модернизацию технологий формирования показателей окажутся не напрасными.

С точки зрения входящих в нее процессов финансовая аналитика кредитной организации делится на:

— процесс преобразования данных и извлечения знания, результатом которого является формирование корпоративного хранилища данных;

— процесс управления требованиями к системе управленческой отчетности;

— процесс формирования деловой статистики кредитной организации.

Когда все данные содержатся в одном месте, изучение и анализ связей между отдельными элементами может быть более плодотворным. Поэтому естественным инструментарием методологии управления знаниями стали хранилища данных, которые работают по принципу корпоративного накопителя информации.

Жизненный цикл процесса формирования корпоративного хранилища данных банка не тождественен жизненному циклу процесса исполнения договора со специализированной компанией на покупку программного обеспечения, проектирования и развертывания хранилища данных и первоначального наполнения его данными. Второй процесс (внедрение хранилища) рано или поздно заканчивается, первый (формирование хранилища) имеет постоянный характер, его непрерывность обусловлена как появлением у банка новых задач, так и изменениями внутри банка.

В определенном смысле хранилище данных нельзя купить, хранилище данных — это вещественное проявление концепции управления кредитной организацией. В основе процесса формирования хранилища данных лежит индивидуальный набор аналитических объектов (измерений) кредитной организации, который оказывает влияние на все аспекты создания и функционирования хранилища.

В связи с одновременной необходимостью накопления в хранилище больших массивов данных и обеспечения минимального времени доступа большого числа пользователей, с системно-архитектурной точки зрения хранилища данных обычно

делятся на две области: главное хранилище (фактографическая база) и витрины данных.

Витрина данных — относительно небольшая совокупность данных, содержащая набор тематически ориентированных данных, над которыми можно выполнять различные математические и логические операции, позволяющие рассматривать однородную информацию под различными углами зрения.

Главное хранилище предназначено для хранения больших объемов информации, поступающей из различных внутренних систем обработки данных, а также из внешних источников (результаты биржевых торгов, официальные отчеты банков и предприятий и т. п.).

Исходные информационные потоки не могут рассматриваться как информационная база анализа. Только после проверки и систематизации совокупность учетных, нормативно-правовых, учетно-аналитических материалов становится информационной базой для проведения системного анализа и принятия решений.

При загрузке выполняются проверки целостности, сопоставимости и полноты загружаемых данных и проводятся их верификации и консолидация. Аналитические и контрольные алгоритмы неразрывно связаны, так как «в процессе анализа осуществляется контроль за самой информацией, которая, в свою очередь, служит исходной базой для проведения анализа» [7, с. 71].

Так как важным аспектом качества хранилища данных является производительность загрузки, индивидуальные для каждой кредитной организации алгоритмы проверки данных оказывают влияние как на процессы загрузки информации в хранилище, так и на состав таблиц главного хранилища и витрин данных.

Последние разрешают наиболее существенный конфликт при проектировании хранилищ данных — между производительностью и гибкостью. При этом выбор инструментов для запросов может быть достаточно широким и отражать предпочтения и опыт пользователей.

Создание витрин данных ориентируется на решение аналитических задач в конкретной области (нескольких смежных областях) деятельности конкретного банка, поэтому система (состав таблиц) витрин данных является уникальной для каждой кредитной организации. Даже если хранилища данных двух кредитных организаций могут иметь одинаковый (или очень близкий) состав таблиц главного хранилища, таблицы витрин данных и потоки загрузки информации неизбежно будут

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

существенно различаться. Это означает, что построение хранилища данных может стать одним из конкурентных преимуществ банка.

Процесс формирования корпоративного хранилища данных кредитной организации состоит из двух направлений: поддержка функционирования хранилища и его развитие. Первый аспект заключается в разграничении доступов, обслуживании корректной циркуляции потоков данных и программной реализации (перевод на языки программирования) решений по их изменению. Чтобы развитие хранилища (совершенствование модели баз данных) двигалось в правильном направлении, оно должно быть основано на модели учетных объектов, которая связана с построением доказательной базы.

Ядром методологии построения доказательной базы кредитной организации должна являться концепция управления требованиями к системе управленческой отчетности, определяющая, что механизм управления требованиями основан на следующих принципах:

1) источником требований к системе управленческой отчетности являются финансово-экономические отношения банка, на основе исследования которых формируется объективное знание об объекте управления;

2) рыночная среда носит изменчивый характер, и основой эволюции экономики являются адаптационные механизмы экономических субъектов. Управление требованиями к системе управленческой отчетности, которое является частью финансовой аналитики, — это основа адаптационного механизма банка;

3) целью управления требованиями к системе управленческой отчетности кредитной организации является обеспечение формирования адекватных текущей ситуации доказательной базы и мотивированного суждения;

4) финансовая аналитика это адаптер, который на основе коррекции сигнала обратной связи управления (система управленческой отчетности) делает возможной организационную эволюцию банка, то есть адаптацию управленческой деятельности к изменениям внешней среды;

5) основными процессами управления требованиями к системе управленческой отчетности являются: процесс определения состава требований к системе управленческой отчетности, процесс формирования моделей объектов управления, процесс формирования системы показателей и аналитическая деятельность (рис. 2);

6) требования к системе управленческой отчетности не являются требованиями к какому-либо программному продукту или их совокупности, это более широкое понятие, для которого информационно-техническое обеспечение (автоматизация) является лишь одним из многих компонентов. В современной трактовке управление требованиями интерпретируется как систематический подход к сбору, анализу, документированию, проверке и отслеживанию изменений требований пользователей при разработке информационных систем, где под требованием понимается возможность, которой должна располагать система.

Целями управления требованиями являются, во-первых, обеспечение разработки программного продукта в точном соответствии с требованиями заказчика и, во-вторых, поддержание на протяжении всего жизненного цикла проекта соответствия выполняемых работ действующим требованиям к разрабатываемой системе.

Основная идея управления требованиями состоит в том, чтобы отслеживать изменения требований, анализировать причины и следствия этих изменений.

Концепция управления требованиями возникла в результате желания компаний, работающих в области информационных технологий, защитить себя, зафиксировав рамки проектов разработки информационных систем. Об этом говорят основные принципы концепции: обязательное документирование требований к разрабатываемому программному обеспечению, утверждение заказчиком документа, содержащего требования к продукту, начало разработки программного обеспечения только после утверждения требований заказчиком, прием заказчиком всех рисков проекта, связанных с формулировкой требований, на этапе после утверждения требований.

Все это служит индикатором основной проблемы, которая состоит в неполноте определения требований и в обычных рамках понятия «управление требованиями» не решается, т. к. в ней систематизация и консолидация требований пользователей основана на субъективном знании предметной области конкретными людьми, а не на объективном формировании и передаче знания, формализованного в соответствии с определенными структурными правилами. По мнению автора, подобный подход является сдерживающим фактором при создании информационно-аналитических сервисов банка.

Этапы

формирование доказательной базы

формирование деловой статистики

формирование мотивированного суждения

Основные процессы управления требованиями к системе управленческой отчетности

определение

состава требований к системе управленческой отчетности

формирование моделей объектов управления

формирование системы показателей

аналитическая

деятельность

)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подпроцессы

анализ финансово-экономических отношений банка с гос. участием

идентификация эндогенных и экзогенных фактороЕ изменений финансовых отношений банка

анализ целей банка с гос. участием и задач управления

анализ 1-апраЕлении деятельности банка

определение качественных характеристик банка

создание структуры аналитических сущностей (измерений) банка

типология банковской деятельности

формализация требований к системе управленческой отчетности банка

выборнапраЕгения анализа

Еыбор хронологии анализа

Еысср моделей анализ

выбор мегодоЕ формирования делоЕсй статистики

Еыбор мегодоЕ оценки показателе!" (виды анализа)

формирование мотиепроЕанного суждения - оценка

I нового знания

доведение результатов до субъекта управления

Адаптивность

изменение состава адаптация моделей изменение системы

требований объе ктов уп ра вл е н ия показателей

анализ адекватности НА обеспечения процессов банка

рис. 2. управление требованиями к системе управленческой отчетности кредитной организации

Информационно-аналитические сервисы банка — это совокупность средств и методов информационно-аналитической поддержки банковских процессов. Они являются воплощением не информационных, а аналитических технологий, которые, опираясь на информационные технологии, на более высоком уровне занимаются извлечением нового знания.

Разработка информационно-аналитических сервисов банка является затратным процессом. Главные риски его связаны с неполнотой определения требований и своевременным отслеживанием их изменений.

Суть управления требованиями при создании информационно-аналитических сервисов банка состоит в уменьшении неопределенности за счет выявления новых характеристик объекта управления (банка), проектирование и совершенствование информационной модели объекта и наполнение этой модели качественными аналитическими данными. Результат взаимодействия пользователей с

информационно-аналитическими сервисами — это формы отображения информации в финансовой аналитике, в совокупности образующие систему управленческой отчетности банка.

Таким образом, термин «управление требованиями к системе управленческой отчетности» по своему наполнению оказывается близким к термину «управление рисками», которое обычно определяют как «непрерывный процесс, базирующийся на идентификации рисков, их оценке, принятии решения и мониторинге» [2, с. 181]. Управление требованиями к системе управленческой отчетности — это непрерывный процесс идентификации, оценки, принятии и мониторинга требований, который реализует объективный, системный подход на всех этапах, начиная с формирования требований.

Процесс управления требованиями к системе управленческой отчетности состоит из трех этапов:

— формирование доказательной базы;

— формирование деловой статистики;

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

— формирование мотивированного суждения.

Этап формирования доказательной базы включает два процесса: определение состава требований к системе управленческой отчетности и формирование моделей объектов управления. Данный этап отвечает за формирование системы аналитических сущностей (измерений) банка. Целью определения состава требований к системе управленческой отчетности является исследование генезиса финансово-экономических отношений банка и выявление факторов изменения их состава и содержания.

Финансово-экономические отношения банка изменяются под воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

Экзогенные факторы возникают в области институциональных и клиентских финансово-экономических отношений банка. К основным группам экзогенных факторов относятся политические и социальные изменения, изменения в государственной модели развития экономики, конкуренция и изменения внешних стандартов деятельности банков. Банк действует в изменчивой внешней среде, обладающей комплексным набором характеристик, и, чтобы интерпретировать показатели его деятельности, выявить проблемы и сформировать достоверный прогноз, необходимо оценивать систему «банк» в рамках внешней системы, т. е. с учетом комбинации воздействий на него рынка и регулирования.

Эндогенные факторы возникают в области внутрибанковских финансово-экономических отношений кредитной организации. К ним относятся целесообразность (самоорганизация, а также внутрибанковские инновации и изобретения) и изменение корпоративных стандартов деятельности банка, то есть процессы трансформации корпоративного опыта в совершенствование управляемости своего бизнеса.

Целью формирования моделей объектов управления является выделение качественных характеристик банка, создание структуры аналитических сущностей банка и построение матрицы требований к системе управленческой отчетности банка. «В экономике выбор субъекта затрудняется не только, и, может быть, даже не столько недостатком, сколько избытком потенциально доступной информации» [5, с. 3]. Поэтому в процессе анализа своих финансово-экономических отношений банк должен выработать систему показателей, настолько полно характеризующих его состояние и деятельность, что на основе этой информации менеджмент может принимать эффективные решения.

Помимо внутренних структур аналитических сущностей банка, сознанных его специалистами, банку необходимо поддерживать несколько внешних, имеющих своим источником внешние требования к обязательной отчетности. Банку необходимо не несколько раз в год (на так называемые отчетные даты), а постоянно контролировать, как он выглядит в глазах окружающих. Это может стать еще одним из направлений самоконтроля банка и поможет своевременно выявлять необходимость объяснения тех решений и операций, которые могут показаться сомнительными регулятору, партнерам или клиентам.

Создание структуры аналитических сущностей (согласованного набора структур аналитических сущностей) банка является необходимым условием адекватного описания банка и управления им. По мнению автора, аналитические сущности объектов управления банка являются базисом учета.

Вещественным выражением формализации объектов управления банка и связей между ними, которая основана на структуре аналитических сущностей банка и на топологии банковской деятельности, является матрица требований к системе управленческой отчетности банка. При фиксации аналитиками какого-либо изменения финансово-экономических отношений процесс должен быть классифицирован согласно типологии банковской деятельности. Он должен также войти в структуру аналитических сущностей банка, занять свою клетку в матрице требований к системе управленческой отчетности, а затем как входное условие войти в процесс формирования системы показателей.

Целью этого процесса является выбор методов и моделей анализа и определение соответствующих им алгоритмов расчета показателей. Информационные технологии в данном случае являются неким средством, строительным материалом, из которого поставщик программной платформы и банк лепят конкретную систему индикаторов для конкретного банка.

Два вида учета (управленческий и финансовый) кредитной организации должны рассматриваться как направления единого учетного процесса. А различные виды внешней и внутренней отчетности, используемые для управления, рассматриваются как части единой системы управленческой отчетности банка. При следовании подобному подходу происходит формирование единого информационного пространства, вещественным проявлением которого является сводный реестр управленческой отчетности — утвержденный документ, содержащий полный перечень отчетных форм банка.

Целью процесса «аналитическая деятельность» является создание сигнала обратной связи в системе финансового мониторинга банка. Развитие информационных технологий радикально трансформировало анализ и его роль в повседневной работе кредитного учреждения. То, что раньше требовало многодневных расчетов, теперь может занять несколько минут (или, в крайнем случае, часов). То, что раньше было интуитивной оценкой, теперь стало рациональным сравнением альтернатив. Созданная посредством процесса управления требованиями к системе управленческой отчетности финансовая аналитика (в ее вещественном проявлении — отчетность, деловая статистика и аналитическая база данных) позволяет проводить анализ и оценку состояния и деятельности банка с формированием мотивированного суждения.

Одна из современных концепций управления объясняет многие проблемы компаний устаревшей моделью управления («управляемая корпорация») и предлагает для предотвращения корпоративных кризисов переходить к новой модели («направляемая корпорация») — модели, базирующейся на оптимизации процесса принятия решений, основной принцип которой гласит: «Суть корпоративного управления — не во власти, а в обеспечении эффективного процесса принятия решений» [4, с. 86].

По мнению автора, аналогичные проблемы управления характерны и для многих российских компаний и банков, с той разницей, что они концентрируются не на самом верхнем уровне управления, а равномерно распределены по всему управленческому контуру. И одной из главных причин этого является отсутствие необходимой доказательной базы для выстраивания системы обоснования управленческих решений. Формирование финансовой аналитики является необходимым условием построения в банке эффективного процесса принятия решений.

Адаптивная функция управления требованиями к системе управленческой отчетности реализуется путем регулярной оценки степени соответствия реестра управленческой отчетности матрице требований к системе управленческой отчетности, что позволяет сделать выводы о том, является ли информационно-аналитическое обеспечение процессов кредитной организации адекватным.

Процесс управления требованиями к системе управленческой отчетности банка основан на изучении финансово-экономических отношений кредитной организации, а также на упорядоченном описании объектов управления, исходя из построения типологии банковских процессов. Требования

к системе управленческой отчетности разворачиваются в требования к учетным технологиям, а также в требования к технологиям формирования отчетности. Таким образом, процесс управления требованиями к системе управленческой отчетности влияет на процессы формирования хранилища данных и формирования деловой статистики. Подводя итоги, можно сделать выводы. Задача развития кредитной организации не сводится к разработкам в области банковских продуктов и услуг. Чтобы угнаться за изменениями в технологиях и адекватно соответствовать конкурентной среде, кредитная организация должна разрабатывать финансовую аналитику — аналитическую и организационную технологию, позволяющую создать постоянно обновляющий себя банк.

Контроллинг является концепцией управления кредитной организацией, обеспечивающей ее эволюцию и долгосрочное существование, а адекватный инструментарий контроллинга — это финансовая аналитика.

Последняя является целостной совокупностью методик, процессов и структурных элементов. Применение финансовой аналитики не ограничивается каким-либо бизнес-направлением, ее использование определяется необходимостью охвата всех аспектов деятельности кредитной организации.

Финансовая аналитика — это информационно-аналитическая технология, средство добывания знаний, способ оптимизации и структурирования познавательного процесса, который гарантирует извлечение и применение новых знаний.

Список литературы

1. Аткинсон Энтони А., Банкер Раджив Д., Каплан Роберт С., Янг Марк С. Управленческий учет: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007.

2. Банковские риски: учеб. пособие под ред. О. И. Лав-рушина, Н. И. Валенцевой. М.: КноРус, 2008.

3. Грюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004.

4. ПаундД. Будущая модель корпоративного управления: сб. «Корпоративное управление» (серия «Классика Harvard Business Review»). М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Поспелов И. Г. Моделирование экономических структур. М.: ФАЗИС, 2003.

6. Потёмкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях. М.: КноРус, 2010.

7. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.