Научная статья на тему 'Формирование системы целевого регулирования финансово-инвестиционного комплекса макрорегиона'

Формирование системы целевого регулирования финансово-инвестиционного комплекса макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / РИСКОВЫЕ ТРЕНДЫ / МАКРОРЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридов О. Ю.

В статье рассматриваются вопросы проектирования системы целевого регулирования финансово-инвестиционного комплекса Южного федерального округа в условиях реализации системныз рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы целевого регулирования финансово-инвестиционного комплекса макрорегиона»

п л

Эффективность региональной экономики, в том числе и малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает практика, в конкурентной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Малые предприятия должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать их рыночную и структурную гибкость, инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничество позволяет более эффективно выстраивать ресурсную политику, реализацию новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций.

Таким образом, увеличение экономического и ресурсного потенциала региона может быть достигнуто за счет возможности вхождения предприятия в конкурентоспособный кластер, т.е. группу территориально соседствующих производств, взаимосвязанных фирм и институтов, позволяющих им использовать местоположение в качестве уникального агломерационного фактора, повышающего как конкурентоспособность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгопятова Т.Г. Российская промышленность: институциональное развитие. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

2. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионов // Проблемы теории и практики управления: 2003, №1.

3. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес: экономический анализ и моделирование. М.: ЦЭМИ РАН, 1997.

Ь 4. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и экономичес-^ кие интересы. М., 2005.

X 5. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных структур М.: Наука, 2004.

6. Паппэ Я.Ш. Новая субъектность российского крупного бизнеса (2002-2003 г.г.) // Доклад в Московском центре Карнеги 28 мая 2003 г. с.3.; Галухина Я., Ивантер А. // Проблемы прогнозирования 2005, №12.

7. Радаев В.В. Некоторые институциональные условия функционирования российских рынков. М.: ГУВШЭ, 2002.

8. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. М.: Ь ИНФРА, 2004.

00 9. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. / Пад ред. Г.Б.Клейнера. М.: □ ИЭМИ, 2002. ¡^ 10. Финансы 2005,№33.

ф 11. «Южный репортер», 17-23 сентября 2007 г.

0 12. Яковлев А. Российские корпорации и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция //

Ф Вопросы экономики, 2007,№1.

ё о а

| ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО> ИНВЕСТИЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МАКРОРЕГИОНА о

0 СВИРИДОВ О.Ю.

1

ш _

со

г

ш

^

о

о

ЮФУ доцент каф. «Финансы и кредит» докторант СКНИИЭ и СП.

а 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького 88. к. 103

I

О

О В статье рассматриваются вопросы проектирования системы целевого регулирования финансово-ин-

О вестиционного комплекса Южного федерального округа в условиях реализации системныз рисков.

■_

О

О Ключевые слова: глобализация финансовых отношений; финансово-инвестиционный комплекс; риско-

§ вые тренды; макрорегион; инвестиционная привлекательность финансового сектора нО

0 Коды классификатора JEL Э11, 018, R38

1 Финансовые отношения преобразуют все фазы воспроизводства капитала и создают особую надстройку, о господствующую над прежним базисом хозяйственного процесса. Рынки валютных, фондовых, страховых и т иных финансовых инструментов демонстрируют опережающий рост, обеспечивая вместе с тем эффективный

контроль над остальными секторами хозяйственного пространства.

о Усиление рисковых трендов на финансовом рынке определяет необходимость транспарентности приме-

^ няемых финансовыми организациями инструментов и технологий управления риском, при этом компании,

Ц нацеленные на рост стоимости бизнеса, стремятся найти новые инструменты, нацеленные на формирование

о стабильных взаимоотношений с заинтересованными сторонами.

о Современным финансовым компаниям приходится сталкиваться с рисками, возникающими в результа-

(Т) те развития бизнеса, - это увеличение горизонтов планирования, возрастание непредсказуемости внешней

среды, рост конкуренции. Комплексная система управления рисками компании является одним из эффективных способов преодоления этих трудностей.

Инвестиционная привлекательность финансового сектора национальной экономики, традиционно оценивая по показателю рентабельности капитала, значительно снизилась вследствие глобального кризиса ликвидности. Несмотря на то, что динамика показателей прибыли субъектов национального рынка финансовых услуг, в целом свидетельствует о повышении эффективности принимаемых экономическими агентами управленческих решений, оборотной стороной повышений доходности и рентабельности финансовой деятельности является риск. Риск - категория вероятностная, поэтому, в процессе оценки неопределенности и количественного определения риска используют вероятностные задачи, характеризуемые тем, что эффективность принимаемых решений зависит не только от детерминированных факторов, но и от вероятностей.

Интеграционные процессы, обусловленные глобализацией, формируют новую структуру финансового рынка Южного федерального округа макрорегионального финансово-инвестиционного комплекса.

Устойчивость функционирования финансово-инвестиционного комплекса макрорегиона зависит от уровня развития финансовых институтов, а также от уровня локализации и качества системы институционального взаимодействия экономических агентов. Финансово-инвестиционные связи экономических агентов структурно и функционально координируются и субординируются, образуя базовые и промежуточные (мезо-) уровни вертикальных и горизонтальных взаимодействий.

Глобализация отличается рядом негативных проблем и рисков, главными из которых выступают:

- растущая открытость процессов воспроизводства отдельных стран негативным внешним воздействиям, быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира;

- негативное воздействие на мировую экономику и финансы трансграничных переливов краткосрочных капиталов, финансовых спекулянтов; П

- трудности в приспособлении к глобализации для развивающихся стран и стран с переходной экономи- ^ кой из-за отсутствия у них необходимых средств, неподготовленности институциональных экономи- о ческих систем.

С одной стороны, глобализация финансового сектора это объективный процесс углубления интернаци- ^ онализации хозяйственной жизни на базе интенсификации процессов транснационализации производства финансовых услуг, развития информационно-финансовых технологий расширения бизнеса, формирования

И

О

сетей глобальных финансовых компаний. ^

С другой стороны, под глобализацией понимают процессы либерализации финансовых отношений, «вскрытие» и завоевание национальных финансовых рынков, перераспределение финансовых активов, изменение роли и влияния финансовых институтов. Глобальные финансовые технологии стимулируют про- □ изводство новых финансово-информационных продуктов, выступающих финансовыми инновациями на ло- □ кальных рынках. ^

Глобализация предстает как мирохозяйственный процесс, формирующий новое качество развития эко- ^ номических субъектов и финансовых явлений. В подсистеме глобальных финансовых отношений в конце XX 0 века сформировался и получил интенсивное развитие финансовый рынок, развивающийся как финансово- £ инвестиционный комплекс. ё

Как пишет М. Блауг, «экономическая теория создается для того, чтобы пролить свет на актуальное поведение экономической системы» [1, 4]. Именно законы поведения системы и представляют наибольший ® интерес, поскольку их понимание позволяет эффективно управлять развитием.

Й.А. Шумпетер отмечает, что «экономическая наука основана на наблюдении и интерпретации», и «раз- ^ ница точек зрения может уменьшиться, но уж никак не исчезнуть» [2, 153]. Происходящие процессы и «глобальное распространение рыночных принципов экономического развития объективно формируют общетеоретические подходы к анализу как мирохозяйственных, так и национальных экономических процессов» [3, ш 6], разные подходы к пониманию причин и последствий трансформационных изменений.

По определению С.Ю. Витте, «политическая экономия основывается на философии, политике и истории»

[4, 148]. В данном контексте рассматриваются исторические особенности формирования хозяйства и фило- ^

софия принятия хозяйственных решений, принципы размещения производительных сил и формирование о

конкурентных преимуществ. 2

Как пишет профессор В.В. Куликов, «задача политической экономии состоит в исследовании обществен- 2

ных форм движения производительных сил, законов их функционирования и развития... Как и всякая наука, ^

политическая экономия выполняет прежде всего познавательную, гносеологическую функцию. Выявляя за- ^

коны хозяйствования, политическая экономия в любом обществе выполняет вместе с тем практическую фун- ^

кцию» [5, 6-7]. Обоснованная теория помогает в хозяйственной практике, предостерегая от ошибок. о

Р. Гильфердинг определяет обмен в качестве предмета теоретико-экономического анализа как «посредс- ^

твующее звено общественных связей», отмечая, что «задача теоретической экономии заключается в том, что- 1

бы найти закон обмена. Из этого закона должно вытекать регулирование производства в обществе товаро- о

производителей.» [6, 4-5]. т

В экономической литературе встречаются различные трактовки места и роли финансово-инвестиционного комплекса в хозяйственной системе, что обусловлено спецификой исходных методологических принци- о пов и теоретических концепций, сложившихся на разных платформах экономической науки. ^

Согласно фундаментальным положениям неоклассического направления, построенным на принципах | минимизации государственного вмешательства в экономические процессы и обеспечения максимальной свободы сил рыночного саморегулирования, указанный подход вытекает из теоретических представлений о полной и автоматической трансформации сбережений в инвестиции, достижения макроэкономического рав-

новесия и экономического оптимума - оптимальности распределения финансовых ресурсов в экономике.

Эволюция неоклассической теории финансовых рынков связана с концепцией асимметрии информации (Дж. Стиглиц, Э. Вайсе, Дж. Гринвуд, Б. Йованович и др.), появление которой позволило по-новому представить сущность финансового рынка и его роль в хозяйственной системе.

В измененном контексте финансовый рынок трактуется как совокупность институтов, способных концентрировать и транслировать информацию, уменьшать информационную асимметрию, и вследствие этого минимизировать трансакционные издержки. Данная концепция исходит из того, что информация об эффективности использования ресурсов, распыленная между экономическими агентами, консолидируется финансовым рынком, при этом, чем больший объем ресурсов вовлечен в рыночный обмен и опосредован обращением финансовых инструментов, тем выше интенсивность протекания хозяйственных процессов.

Воздействие на процесс инвестирования оказывает и такой психологический фактор, как предпочтение ликвидности - склонность хозяйствующих субъектов хранить часть своих средств в ликвидной форме. Указанное предпочтение, согласно концепции Дж Кейнса, образуется в результате воздействия мотива предосторожности и спекулятивного мотива и находится в зависимости от величины нормы процента.

Финансовый рынок способен воздействовать на определение итоговой ставки процента, учитываемой экономическими агентами при определении цен на капитальные активы и объемов инвестирования путем механизма учета рисков заемщика (предпринимателя) и риска заимодавца. Риск заемщика вытекает из неопределенности последствий инвестиционных решений, риск заимодавца - из неуверенности в способности заемщика выполнить свои обязательства.

Последователи Дж. Кейнса, следуя его логике, исследуют динамику экономического развития процесса как функцию взаимного согласования решений субъектов реального сектора и финансовых институтов от-^ носительно перспективной эффективности инвестиций. Выделим особо ветвь финансового кейнсианства (X. Ь Мински, Л. Рэй, С Фаццари и др.), для которой характерна трактовка финансового рынка в качестве ключевого ^ фактора хозяйственной системы, детерминирующего ее эволюцию.

X Финансовый рынок макрорегиона представляет собой совокупность взаимосвязей между объективно обусловленными перспективными целями его развития и имеющимися инструментами реализации указанных целей. Миссия финансового рынка макрорегиона состоит в финансово-инвестиционном обеспечении развития социально-экономической подсистемы данного интеграционного образования, адекватного общему процессу развития глобальной хозяйственной системы. Поле развития финансового рынка макрорегиона задано векторами реализуемых и потенциальных базовых стратегий экономических агентов финансово-ин-Р вестиционного комплекса.

00 Сегодня под пристальным вниманием государств, располагающих мощными финансовыми ресурсами и О наднациональных финансовых институтов, особенно в периоды кризисов, находятся мировая система фи-¡=у нансово-кредитных отношений, рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг; не обходится без регуля-ф ционного внимания и собственно государственное финансовое хозяйство.

0 Финансовое управление - это регулирование происходящих в экономике процессов через финансовую, ф денежно-кредитную сферу. В глобальной экономике трудно различить, какая регуляционная акция предна-ё значена для внутренней финансовой системы, а какая для внешней, например, управление, направленное на о. снижение дефицита государственного бюджета, влияет на капиталосбережения, капиталообразование, на ЕЕ покупательную способность населения, на экономическую активность.

х В практике государственного хозяйствования выделяется такой феномен - инфляционное финансиро-ф вание (закупок, заказов, инвестиций). За ним скрывается в той или иной форме денежная интервенция го-о сударства посредством прямого выпуска дополнительных бумажных денег, а также посредством активного кредитования с последующим выпуском бумажных денег под данный кредит, либо через государственные займы с последующим их инфляционным погашениям. о Такая интервенция сопровождается ростом цен, обесценением валюты, но она способна при известных з обстоятельствах оживить деловую активность, вызвать рост производства, что может компенсировать отри-^ цательные последствия первичного инфляционного финансирования.

0 Воздействуя на обязательные банковские резервы, норму ссудного процента или непосредственно на ^ виды и условия кредитования, государство не только организует по-своему финансово-кредитные институ-^ ты, но и влияет на активность экономических агентов и развитие экономики в целом.

^ Целевое финансовое регулирование направлено на стимулирование экономической активности наци-§ ональных компаний. Цели финансового регулирования выходят за пределы собственно финансовой сферы, £ они касаются и нефинансовой сферы, поэтому целевое финансовое регулирование необходимо рассматри-£ вать как сложную систему финансово-информационного управления. Сегодня государство располагает до-^ статочными возможностями для того, чтобы управлять процесс формирования капитала. С одной стороны,

1 государство именно влияет на образование и поведение капитала, проводя различную стимулирующую либо о ограничительную политику, с другой - само является крупным капиталообразованием.

ш Государственный капитал функционирует в рамках значительных государственных секторов; государство инвестирует в производство, транспорт и связь, инфраструктуру, жилье, социальную сферу огромные о средства. Для обеспечения конкурентоспособности современное государство, стимулирует инвестиционную ■т активность экономических агентов, участвует в смешанных проектах, когда инвестирование осуществляет! ся государством совместно с фирмами, банками, инвестиционными компаниями. Проектируя направления ° и объем собственных капиталовложений, государство оказывает влияние на инвестиционную активность 9 экономических агентов, на общую экономическую конъюнктуру, на развитие экономики, обновление ее маО териально-технического потенциала, структурные изменения.

И Ш

О

В условиях глобальной конкуренции за ресурсы государство должно создавать режимы наибольшего благоприятствования для привлечения иностранного капитала, разработке рациональных схем его инвестирования посредством снижения налогов с инвестиционных сумм, финансовых операций или с ожидаемой продукции, создания инфраструктуры для привлекаемых капиталов, выступая финансовым гарантом инвестиций.

Система целевого регулирования инвестиционно-финансовой активности макрорегиона включает инструменты, содействующие концентрации капитала созданию крупных финансовых корпораций и финансовых групп. Областью конкурентного взаимодействия финансовых организаций макрорегиона выступает не только хозяйственная сфера, а информационно-финансовое пространство, превращаемое в рынок прав, компетенций и инструментов управления рисками. Особенностью развития финансово-инвестиционного комплекса макрорегиона в условиях реализации глобальных рисков является расширение «диапазона вероятностей», определяющее новые «правила игры». Финансово-информационное пространство макрорегиона в условиях развития финансовых инструментов и проникновения на рынок глобального финансового капитала превратилось в мир финансовой игры, формирующей новые правила и технологии управления на основе информационных, финансовых, сетевых инструментов.

Причиной возникновения системных рисков на финансовом рынке макрорегиона можно считать широкое использование технологий копирования форм и инструментов взаимодействия глобальных финансовых операторов, тем более, что сам факт такого копирования приветствовался и «навязывался» глобальными финансовыми институтами. Профессиональные знания, четко структурированные формы взаимодействия и инновационные финансовые продукты, а не только инвестиции в финансовые активы могли бы привести в действие и поддерживать институциональный механизм развития финансового рынка.

Сегодня проблемы эффективного развития банковской системы России активно обсуждаются в научной литературе. Однако для большинства дискуссий характерна односторонность: обсуждение ведется на эм- П пирическом уровне и часто ограничивается рассмотрением прикладных концепций развития банковского ^ дела. Полезность как самих концепций, так и профессионального их обсуждения не вызывает сомнений, но о высказываемые предложения имеют один общий недостаток - слабая обоснованность основных теоретико-методологических вопросов данной проблемы; практически неразработанными остаются методы анализа ^ развития банковского сектора макро- и микроуровня с позиции системного подхода. Одной из важных социально-экономических проблем современной России является ярко выраженная региональная асимметрия,

И

проявляющаяся в диспропорциях развития различных территориальных образований. Это обусловливает ^ особую значимость эффективной региональной политики, важным инструментом которой в рыночной экономике выступает региональный банковский сектор. Между тем современные аналитические работы и практические разработки, посвященные вопросам развития национальной банковской системы, практически не □ исследуют региональные особенности банковского сектора. □

Сегодня не выработан единый подход к анализу уровня развития региональных банковских систем, от- ^ сутствует методология выделения индикаторов, способных диагностировать и охарактеризовать уровень развития региональных банковских систем, определить их место в национальной банковской системе, проводить сравнительный анализ банковских секторов разных регионов. Недостаточная разработанность теоретических и методических основ исследования региональной банковской системы, недооценка ее значимости для российской банковской системы, экономического развития региона и национальной экономики обусловили актуальность данного исследования. В современных российских условиях получила развитие двухуровневая ® банковская система рыночного типа, которая представлена, прежде всего, Банком России и совокупностью кре- =§ дитных организаций. Они практически бесперебойно обеспечивают расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяют временно свободные денежные средства, выполняют другие банковские функции, постоянно и тесно взаимодействуют на рынке между собой и с внешней средой. Перечисленные компоненты образуют систему, объединенную общими функциями и целями (обслуживание денежно-кредитного обращения) сово- ф купность. Кроме того, наличие общей правовой основы - банковского законодательства, регламентирующего правовой статус отдельных элементов банковской системы, способы их взаимодействия между собой, а также ^ закрепляющего различные типы связей между элементами, - свидетельствуют о том, что совокупность назван- ^ ных выше элементов образует систему. о

Развитие структуры банковской сети Южного федерального округа (ЮФО) сопровождается расширени- 2 ем спектра предоставляемых банковских услуг, улучшением качества обслуживания клиентов. В финансо- 2 во-инвестиционном комплексе развиваются услуги, предоставляемые физическим лицам: потребительское ^ и автокредитование, жилищное, в том числе, ипотечное кредитование, программы кредитных карт. Возрас- ^ тание конкуренции со стороны кредитных организаций других макрорегионов, предъявляют повышенные ^ требования к размеру банковского капитала региональных кредитных организаций. Для ЮФО, где свыше 60% о кредитных организаций имеют уставный капитал меньше 60,0 млн руб., проблема капитализации банковского ^ сектора особенно актуальна (в среднем по России доля таких банков лишь немногим больше 30%). Наиболее 1 разветвленной филиальной сетью в округе отличается банковский сектор Краснодарского края, Ростовской о области и Республики Дагестан. Кредитные организации макрорегиона имеют филиалы и за пределами своих регионов. Всего за пределами макрорегиона банками ЮФО открыто 36 филиалов, из которых 12 - филиалы региональных банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О о

I—

ф

ф

ЛИТЕРАТУРА §

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. о

2. Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики. 1992. № 2. о

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.