Научная статья на тему 'Формирование системы судов административной юстиции Франции'

Формирование системы судов административной юстиции Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / COURT / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ / ADMINISTRATIVE JUSTICE / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ФРАНЦИЯ / FRANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов М.В., Мышко Ф.Г.

Исследуются системы судов административной юстиции Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF THE COURTS OF ADMINISTRATIVE JUSTICE OF FRANCE

In this article we explore the system of the courts of administrative justice of France. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Текст научной работы на тему «Формирование системы судов административной юстиции Франции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ ФРАНЦИИ

М.В. САУДАХАНОВ

кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: marat.sv@mail.ru

Ф.г. мышко

доктор юридических наук

Аннотация. Исследуются системы судов административной юстиции Франции. Ключевые слова: суд, административная юстиция, административное право, Франция.

FORMATION OF THE SYSTEM OF THE COURTS OF ADMINISTRATIVE JUSTICE OF FRANCE

m. v. saudakhanoy

candidate of jurisprudence F.G. MYSHKO

doctor of jurisprudence

Annotation. In this article we explore the system of the courts of administrative justice of France. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Key words: court, administrative justice, administrative law, France.

Юридический контроль предполагает существование судей, которые следят за соблюдением закона со стороны административных органов.

Во Франции юридический контроль над административными органами доверен специальным корпорациям судей, которые заседают в особых судах. Эти суды сейчас формируют трехуровневую иерархическую систему, возглавляемую Государственным Советом в Париже. На более низком уровне расположены семь региональных административных апелляционных судов и 27 судов системы административной юстиции на континентальной части французской территории. Также есть 4 суда системы административной юстиции в заморских департаментах: Antilles, Reunion, Noumea и Papeete. В дополнение к этим административным судам общей юрисдикции, существует ряд органов выполняющих юридические функции в определенных сферах. Административные суды особой юрисдикции находятся под контролем не обычных гражданских судов, а под контролем Государственного Совета.

Эта сложная система формировалась последние два столетия, в течение которых важность и значение этой ветви французской судебной системы существенно выросли.

Оценка исторической основы необходима для понимания нынешней структуры судов и распределения задач между ними.

Современная Франция образовалась после Революции 1789 г.. Однако, большое количество нововведений, так или иначе, существовали при Старом Режиме. Примером этому может служить Государственный Совет.

В дореволюционной Франции Королевский Совет давал советы королю по административным и судебным вопросам. Королевский Совет не рассматривал жалобы на законность декретов и постановлений, которые были изданы им самим или на назначения в королевские службы. Более того, Ришелье посылал интендантов от Совета для того, чтобы выслушать жалобы на налогообложение или на общественные работы. Апелляции, которые могли подавать данные чиновники, рассматривались Ко-

Актуальные проблемы конституционного права

ролевским Советом. Парламент же хотел сохранить монополию на все юридические процессы. В 1641 г. эдикт Сент-Жермен запретил Парламенту рассмотрение любых дел, касающихся государства, административных органов и оставил рассмотрение подобных дел только для Короля и для назначенных им лиц. Данный конфликт продолжился и после Революции.

Хотя Государственный Совет в чем-то и напоминает Королевский Совет, между ними не существует прямой связи1. Революция привела к прерыванию традиции административного правосудия.

Первым шагом, который предприняли революционеры, заключался в ограничении власти Парламента. Это было сделано при помощи знаменитого закона от 16—24 августа 1790 г., который был частично навеян теорией Монтескье о разделении властей, но также во многом связан с эдиктом Сент-Жермен 1641 г.. Ст. 13 Закона, действующая и по сей день, гласит:

«Судебные функции четко определены и всегда должны быть отделены от административных функций. Вмешательство судей судов общей юрисдикции в дела административных органов является преступлением. Они также не должны оказывать влияние на административные органы при помощи своего положения»2.

Эта статья была одобрена декретом в 1795 г..

Запрещается принятие под свою подсудность судами любых административных дел вне зависимости от их характера.

Эти положения дали полную свободу административным органам. Власти Короля больше не существовало, Королевский Совет был аннулирован и больше не было ни одного органа, в который гражданин мог обратиться за защитой от произвола административных органов. Наполеон, придя к власти, озаботился проведением административной реформы, особенно в области рассмотрения жалоб от граждан. Также он хотел получать профессиональные советы по проектам законов и постановлений. В своей Конституции 1799 г. он создал Государственный Совет, который должен был действовать под руководством трех Консулов, но отдельно от них. Совет был создан в 1799 г. в Рождество. Он был разделен на 5 отделов под председательством главы государства (сначала Первого консула, а потом и Императора). Первоначально работа всех пяти сек-

ций (каждая из которых специализировалась на своей области административных отношений)3 заключалась в рассмотрении черновых вариантов законов и постановлений, что более важно в «разрешении возможных сложностей при деятельности административных органов». Именно эта фраза Конституции и послужила фундаментом для последующего роста судебной активности Государственного Совета. Декрет этого же года еще больше увеличил полномочия Совета, предоставив ему возможность давать рекомендации главе государства по отмене неправомерных актов административных органов и по разрешению юрисдикционных конфликтов между административными органами и гражданскими судами и между различными министерствами.

Согласно новому законодательству 1799 г. гражданин, недовольный действиями административных органов, был вправе сначала подать жалобу в соответствующее министерство и в случае отказа имел право обратиться в Государственный Совет.

Государственный Совет, тем не менее, должен был закрепить собственную независимость. Это означало уничтожение двух доктрин: «la justice retenue» и «ministere-juge».

Первоначально, хотя и реагируя на апелляции по поводу действий министра, Государственный Совет не имел полномочий на вынесение судебного решения. Его деятельность заключалась в даче рекомендаций главе государства, как начальнику министра в административной иерархии. На практике, однако, подобные советы всегда выполнялись, хотя Наполеон несколько раз и отправлял некоторые дела обратно на повторное рассмотрение в Государственный Совет. Особенно важным было официальное наделение решений Государственного Совета судебной силой, которое было осуществлено законом от 24 мая 1872 г.. Тем не менее, только с началом Третьей Республики (1870—1940) Государственный Совет получил полномочия суда, который мог выносить судебные решения не от имени главы государства, но (как и суды общей юрисдикции) от имени французского народа. В французской речи это означало переход от доктрины «la justice retenue» к «la justice deleguee».

С другой стороны, мнение о том, что ни один административный орган не должен находиться под контролем судов существовало в доктрине

Актуальные проблемы конституционного права

«mmistere-juge». Жалобы сначала подавались в соответствующее министерство и только в случае отказа могли быть направлены гражданином в Государственный Совет. В результате, жалобы, затрагивающие чиновников высокого ранга, просто не принимались к рассмотрению в министерствах и, соответственно, не доходили до Государственного Совета4.

Из-за этого, в 1889 г. после громкого дела CADOT (СЕ 13 декабря 1889) Совет прекратил подобную практику. Таким образом, у гражданина появилась возможность непосредственно обращаться с жалобой в Государственный Совет, минуя уровень министерства.

Более того, произошли определенные изменения в организации Совета также важные для его развития как суда административной юрисдикции. В 1806 г. внутри Совета был создан особый орган — комиссия по судебному разрешению споров. В 1849 г. Комиссия была переименована в Секцию по судебному разрешению споров. это название сохранилось и до сегодняшнего дня.

Другой важной датой является 1831 г., когда Комиссия получила право проводить слушания по делу при присутствии публики. В этом же году в процедурную работу Комиссии был введен правительственный комиссар, который изначально должен был представлять точку зрения правительства,

но со временем стал отстаивать и общественный интерес.

Отделение Комиссии по судебному разрешению споров от Совета произошло в 1849 г., когда решения Комиссии перестали нуждаться в одобрении Генеральной Ассамблеи Совета для получения ими юридической силы. другим важным изменением был Декрет от 2 ноября 1964 г., который освобождал тяжбу, путем административного акта, от судебных издержек и от необходимости законного представительства, тем самым, способствуя ее применению.

В результате, к концу 19 в. Государственный Совет стал судом последней инстанции, имевшим общую юрисдикцию по жалобам или искам в отношении административных органов.

Именно в этом суде, происходящем из административной системы и состоящем из высокопоставленных госслужащих, осуществлялся судебный контроль за административными органами в конце 19 столетия. Такой контроль ознаменовал собой переход от либерализма позапрошлого века к плановой экономике века 20-го.

1 J.L. Mestre, Introduction historique au droit administrative français. Paris, 1985.

2 An Englisch Readers Guide to the French Legal System Oxford, 1991. 141.

3 Le Conseil d"Etat 1799—1974. ch. 2.

4 E. Poitou, la liberte et le pouvoir administrative. Paris, 1869. ch. 9.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОРЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В.Е. ХАЗОВА

кандидат юридически наук, преподаватель Московского университета МВД России

Д.Е. БАРИКАЕВА слушатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: x.victoria@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы морально-патриотического воспитания и правовой культуры несовершеннолетних, конституционно-правовой статус, основные нормативно правовые акты и международные процедуры. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус и его элементы, правовая культура, морально-патриотическое воспитание, права и свободы несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.