Научная статья на тему 'Формирование системы социальной защиты населения Омской области: развитие социального обслуживания в 1992-2003 гг'

Формирование системы социальной защиты населения Омской области: развитие социального обслуживания в 1992-2003 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
631
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Мартуновна, Щитова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается становление современной системы социальной защиты населения на территории Омской области. Проанализировано одно из основных направлений деятельности в 1992-2003 гг.: развитие социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of social protection system in Omsk region: the development of social services from 1992 to 2003

This article discusses the formation of a modern system of social protection in the territory of the Omsk region. It is analyzed one of the main activities between 1992 to 2003: development of social services.

Текст научной работы на тему «Формирование системы социальной защиты населения Омской области: развитие социального обслуживания в 1992-2003 гг»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

миссии стала отправной точкой для статей Бартлетта и Гордона, опубликованных в 1960-е годы. Они заложили базу для теории социальной работы, основанной на изучении взаимодействия человека с окружающей средой. Целый ряд канадских университетов в 1970-е годы выбрал концепцию, основанную на системном и экологическом подходах, предложенных Гордоном и Бартлеттом. В 1980- 1990-е годы Мейер, Жермен и Життерман сформулировали экосистем-ный подход к социальной работе [1].

Середину 1980-х годов можно считать началом нового этапа в развитии социальной работы Канады. Если ранее теоретические модели и подходы социальной работы в Канаде были главным образом заимствованы из Соединенных Штатов, то в дальнейшем они стали развиваться независимо. Это особенно касается трех подходов к социальной работе (базирующегося на культуре аборигенов, структурного и феминистского), которые соответствуют специфике канадского менталитета. Однако единой универсаль-

ной теории практической социальной работы не существует до сих пор.

Библиографический список.

1. Heinonen, T. Social work practice: Problem Solving and Beyond/ T. Heinonen, L. Spearman. — 2nd ed. — Toronto: Nelson, 2006. - 366 p.

2. Irving, A. Neighbors: Three social settlements in downtown Toronto/ A. Irving, H. Parsons, D. Bellamy. — Toronto: Canadian Scholars-Press, 1995. — 215 p.

3. Wills, G. A marriage of convenience: Business and social work in Toronto 1918-1957/ G. Wills. — Toronto: University of Toronto Press,1995. — 350 p.

СТАНКОВА Марина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 26.05.2009 г.

© М. В. Станкова

уДК 364 Е. М. КУЗНЕЦОВА

Т. В. ЩИТОВА

Омский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В 1992-2003 гг.

В статье рассматривается становление современной системы социальной защиты населения на территории Омской области. Проанализировано одно из основных направлений деятельности в 1992—2003 гг.: развитие социального обслуживания.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальное обслуживание населения.

Социальная сфера, по сравнению с другими сферами функционирования общества, наиболее чувствительна к различным преобразованиям, происходящим в стране, что, в первую очередь, сказывается на уровне и качестве жизни граждан. Кризис политической и экономической сфер российского государства начала 90-х годов ХХ века обусловил кризис и социальной сферы, в частности той части, которая представляет собой систему социальной защиты населения.

Советская система социальной защиты населения, главной задачей которой было социальное обеспечение граждан (что, собственно, и отражалось в названии территориальных органов — собесы), к концу

1991 г. завершила свое существование. С 1992 года началось формирование российской системы социальной защиты населения. В Омской области формировалась региональная подсистема. В соответствии с постановлением главы администрации Омской области от 27 декабря 1991 г. № 66-П «Об организации комитетов, управлений, отделов администрации Омской области», на базе бывшего Управления социального обеспечения было организовано Управление

социальной защиты населения Омской области1. Основными направлениями деятельности Управления являлись: назначение и выплата государственных пенсий и пособий, организация социального обслуживания граждан, проведение медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи и др. [1].

Главной особенностью начального этапа становления современной системы социальной защиты населения стало формирование сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустаци-онарного типов. Следует отметить, что во второй половине 80-х гг. XX в. при Нежинском доме-интернате было создано отделение социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения2. Вместе с тем, как в России, так и в Омской области, масштабное развитие сети нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания началось с 1992 г.

В СССР социальное обслуживание населения осуществлялось в форме стационарного обслуживания, существовала сеть учреждений стационарного типа:

Таблица 1

Динамика численности граждан, проживающих в специальных домах

Год 1992 1995 1998 2001

Численность граждан 12 108 291 439

Таблица 2

Отделения социального обслуживания на дому (по г. Омску и Омской области)

Год 1990 1991 1993 1995 1996 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Число отделений 43 58 121 169 182,5 164 173 173 183 185 213

Численность обслуженных за год 4133 5630 10051 более 12 000 14991 12375 14030 13313 более 13000 14972 17117

дома-интернаты для престарелых и инвалидов, для умственно отсталых детей, психоневрологические и др. По данным за 1991 г. в Омской области функционировало 14 домов-интернатов различной направленности, число фактически развернутых койко-мест составляло 45353.

Кроме того, с 1991 г. в Омской области начала формироваться сеть специальных жилых домов для граждан пожилого возраста и инвалидов. Этому способствовало утверждение Министерством социальной защиты населения и Комитетом по муниципальному хозяйству РФ примерного Положения «О специальном доме для одиноких престарелых». С принятием в 1995 г. Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» количество специальных жилых домов значительно выросло. По состоянию на 1 октября 1999 г. в области функционировал 21 специализированный дом4. Однако численность граждан, нуждающихся в посторонней помощи, значительно превышала возможности существующей системы. Динамика численности граждан, проживающих в специальных домах, представлена в табл. 15.

Необходимость формирования сети учреждений нестационарного социального обслуживания, внедрения новых форм работы была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, вследствие бедности значительной части населения страны существовала высокая потребность граждан в получении социальных услуг. Во-вторых, формировалась нормативноправовая база, регулирующая механизм предоставления социальных услуг населению. В 1993 г. была принята Конституция РФ, закрепившая основные права и свободы граждан, в том числе социальные. В 1995 г. приняты Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Главной задачей указанных законов являлось регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан, установление экономических, социальных и правовых гарантий для граждан.

Создание сети учреждений нестационарного и полустационарного социального обслуживания в регионе осуществлялось по нескольким направлениям: социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная помощь семьям и детям, социальная помощь дезадаптированным гражданам. В работе учреждений применялись разные формы и методы предоставления социальных услуг населению.

С мая 1992 г. служба социальной помощи на дому, функционировавшая на базе Нежинского территориального центра, была передана в районные отделы социальной защиты г. Омска6, что уже в следующем году обусловило значительное увеличение количества отделений и числа обслуживаемых. Тогда же было положено начало развитию служб социальной помощи на дому и в районах области. Как правило, службы социальной помощи на дому функционировали на базе территориальных (районы, город) отделов социальной защиты населения.

Приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области от 21 сентября

1993 г. № 137 было утверждено Положение об отделении социальной помощи на дому. Положением устанавливались максимальные сроки предоставления услуг социально-бытового обслуживания на дому, условия создания указанной специализации, определен перечень социально-бытовых услуг, оказываемых отделениями и условия их предоставления, описан механизм зачисления на социальное обслуживание на дому, установлены нормы по численности обслуживаемых одним социальных работником. Услуги, предоставляемые отделениями, были востребованы населением. Однако во второй половине 1997 г. численность обслуживаемых в отделениях сократилась, что было обусловлено введением оплаты за получение социальных услуг на дому7.

В 1998 г. экономический кризис способствовал дальнейшему снижению численности обслуживаемых и уменьшению количества отделений. В условиях кризиса у региональной власти не хватало средств для финансирования деятельности отделений социальной помощи на дому. В целом динамика числа отделений социального обслуживания на дому и численности обслуживаемых представлена в табл. 28.

Созданию сети учреждений нестационарного социального обслуживания населения способствовало также утверждение в 1993 г. Министерством социальной защиты РФ Примерного положения о центре социального обслуживания, в котором были обозначены основные задачи, направления деятельности центров и их структурных подразделений, штатное расписание. Первоначально в Омском регионе центры были созданы в Куйбышевском, Центральном, Советском округах г. Омска и в Называевском районе области9. Главной причиной, тормозившей открытие центров в сельских районах, являлась нехватка ресурсов (финансовых, материальных и кадровых).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Количество центров социального обслуживания населения (по г. Омску и Омской области)

Год 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Кол-во 1 1 4 9 9 10 12 12 12 14 13 16

Таблица 4

Отделения (службы) срочного социального обслуживания населения (по г. Омску и Омской области)

Год 1992 1993 1996 1998 1999 2000 2001

Число отделений (служб) 1 33 38 37 37 38 37

Численность обслуженных за год 52 6878 21186 49336 72472 62788 94267

Таблица 5

Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (по г. Омску и Омской области)

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Число отделений 12,5 13,5 13 18 27,5 40,5

Численность обслуженных за год 778 917 857 985 1330 2170

В табл. 310 представлена динамика создания центров. В целом она имеет положительную направленность, за исключением 2002 г., когда количество центров уменьшилось по сравнению с 2001 г. и составило 13. Стоит отметить, что к концу исследуемого периода характерной чертой центров стала их многопрофильного — на базе центров предоставлялись разнообразные по видам и формам услуги: организация питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве, правовые услуги и др. В городе и области были созданы комплексные центры, являющиеся наиболее оптимальным видом учреждения социального обслуживания населения нестационарного типа.

С 1992 г. начинает формироваться служба срочной социальной помощи. Приказом Министерства социальной защиты населения РСФСР от 4 февраля

1992 г. № 21 утверждено Положение о территориальной службе срочной социальной помощи. В соответствии с положением и на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения от 25 марта 1992 г. № 34 «Об открытии службы срочной социальной помощи», на базе Нежинского территориального центра была создана городская служба срочной социальной помощи11. Позже службы (отделения) открывались при районных отделах социальной защиты и центрах социального обслуживания. Основными направлениями деятельности служб являлись: предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью, оказание материальной и экстренной психологической помощи и др.

Согласно данным табл. 412, с 1992 по 1999 гг. наблюдался рост численности получателей неотложной помощи разового характера. В 2000 г. тяжелая ситуация, в которой находилась вся система социального обслуживания области (низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата и т.п.), привели к массовому увольнению социальных работников. Во многих районах области в штате отделений был только один работник — заведующий. Вследствие чего отделения

срочного социального обслуживания не выполняли свои функции в полном объеме, не расширялся перечень предоставляемых услуг. Поэтому в 2000 г. численность обслуживаемых была ниже, чем в предыдущий год.

Начало созданию отделений специализированной помощи на дому было положено в 1994 г. Отправной точкой стал приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 27 декабря 1994 г. № 259. В регионе на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения и Примерного положения об отделении специализированной помощи на дому,

утвержденного в 1995 г., стали открываться первые

1?

отделения специализированной помощи на дому13. К задачам отделений были отнесены: оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социальнобытовой и доврачебной медицинской помощи на дому; наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан; оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей; обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Первое отделение было открыто в 1995 году в Куйбышевском районе г. Омска14. Отделения организовывались в центрах социального обслуживания, а при их отсутствии — в районных (городских) отделах социальной защиты населения. Как видно из табл. 515, в конце XX — начале XXI вв. наблюдалась положительная динамика в рассматриваемом направлении: в 2002 — 2003 гг. численность обслуживаемых росла более высокими темпами, чем в 90-е гг., поскольку велась активная работа по созданию подобных отделений в районах области.

Итак, одним из направлений деятельности региональных органов социальной защиты населения в рассматриваемый период являлось создание и развитие сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов. Другим важнейшим направлением, начало которому было положено в 1992 г., являлось создание специализированных учреждений помощи отдельным категориям граждан.

Проводимые в последние десятилетия реформы ударили по институту семьи. Резкая дифференциация

доходов граждан, ухудшение качества жизни привели к тому, что семья оказалась не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях. Плохое выполнение родительских обязанностей нередко создавало условия, опасные для жизни и развития детей. Вполне закономерным в такой ситуации являлся тот факт, что с 1992 года, наряду с формированием сети нестационарных учреждений социального обслуживания, начала проводиться работа по организации деятельности специализированных отделений и учреждений социальной помощи семье и детям.

Действенным фактором в этом направлении стало принятие Указа Президента РФ «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, социальных гостиниц, приютов и др. [2].

Не менее важную роль сыграл и Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [3]. В соответствии с Указом, органам исполнительной власти в 1993—1994 гг. было рекомендовано образовать в структуре органов социальной защиты населения специализированные учреждения (службы) для работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации. В результате в 1993 г. в структуре Управления социальной защиты населения Омской области был образован отдел социальной защиты семьи, материнства и детства и начата работа по созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей [1].

В 1993 г. центры социально-психологической помощи семье и детям были открыты только в Больше-реченском и Москаленском районах16. Сдерживание процесса развития учреждений указанного типа было обусловлено отсутствием помещений и финансовых средств, а также недопониманием роли и значимости

17

таких учреждений17.

1994 год был провозглашен Международным годом семьи. Это дало определенный положительный импульс в работе органов социальной защиты в указанном направлении. Для оказания своевременной квалифицированной психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и других видов помощи социально не защищенным слоям населения в городе Омске в соответствии с постановлением главы администрации Омской области [4] и приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области «О создании областного центра социальной реабилитации несовершеннолетних (с приютом)», был создан областной центр социальной реабилитации несовершеннолетних (с приютом на 50 мест)18; а также в соответствии с постановлением главы администрации Омской области [5] и приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области «О создании областного центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)» создан областной центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей на 25 мест)19.

В 1994 г. начали работу центры социальной помощи семье и детям в Называевском районе области, Куйбышевском и Центральном районах г. Омска20. В целом услуги социального обслуживания семьям и

детям предоставлялись как на базе специализированных учреждений — центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, так и на базе комплексных центров социального обслуживания населения. С 1998 года в структуре системы социальной помощи семье и детям появляется новый тип учреждений — реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1998 г. уделялось значительное внимание организации работы отделов и центров по практической помощи социально незащищенным семьям и детям. Разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1998 — 2000 гг.». В рамках реализации программы в Красноярско-Чернолучинской зоне отдыха был создан областной центр реабилитации, оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможнос-тями21. В 1998 г. совместно с Управлением внутренних дел, Управлением здравоохранения, комитетом труда и занятости администрации Омской области была разработана «Комплексная программа мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Омской области на 1999 — 2000 гг.».

Принцип программно-целевого финансирования и развития социальной сферы применялся в Российской Федерации с середины девяностых годов. В разные годы мероприятия социальных целевых программ были направлены на такие категории граждан, как молодежь, несовершеннолетние и дети, инвалиды, представители старшего поколения, неполные семьи. На конец 2003 г. в Омской области было реализовано более пяти программ по указанным направлениям, приняты целевые программы Омской области «Социальная поддержка инвалидов» на 2004 — 2008 годы, «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2004 — 2006 годы и др.

В 2003 г. в области насчитывалось 20 учреждений, специализировавшихся на предоставлении социальных услуг семьям и детям (центры социальной помощи семье и детям (7), социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (9), социальные приюты (2), реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями (2)), в структуре еще 12 учреждений функционировали отделения по работе с семьей и детьми [6]. Динамика количества учреждений социального обслуживания семьи и детей представлена в табл. 622, динамика численности обслуживаемых — в табл. 723.

В 1992 — 2003 гг. также создавались специализированные учреждения социальной помощи для дезадаптированных граждан (лиц без определенного места жительства и занятий, попавших в экстремальные ситуации, освободившихся из мест лишения свободы и др.). В 1993 г. был организован Центр социальной адаптации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы (на 60 мест)24. В 1994 г. он был реорганизован в областной центр реабилитации дезадаптированных групп населения в соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Омской области от 5 мая 1994 г. № 60 «О создании областного центра реабилитации дезадаптированных групп населения»25.

В 1996 году центр в целях исполнения постановления главы администрации (губернатора) Омской области «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» [7] приказом по Управлению социальной защиты населения от 8 апреля 1996 г. № 334-К получил

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Учреждения (отделения) социального обслуживания семьи и детей (по г. Омску и Омской области)

Год 1994 1995 1996 1999 2000 2001 2002 2003

Число учреждений 6 10 10 14 15 21 28 32

Таблица 7

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей (по г. Омску и Омской области)

Год 1994 1995 1996 1999 2000 2001

Численность обслуженных за год: семей 432 2341 4790 22886 24423 33378

человек (единичных) 737 5768 9949 82254 78883 108290

несовершеннолетних 312 3739 6647 43019 45613 58651

новый статус — стал Областным центром социального обслуживания населения, что значительно расширило его потенциальные возможности. Однако из-за финансовых трудностей в полную силу центр заработал только в 2003 г., когда наряду с отделением срочной социальной помощи (с социальной гостиницей), отделением социальной адаптации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, заработало и отделение ночного пребывания для лиц без определенного места жительства.

Учреждения социального обслуживания нестационарного и полустационарного типов в большинстве своем входили в муниципальную систему социальных служб и имели статус муниципальных учреждений. С вступлением в силу 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (так называемый Закон «О монетизации льгот») муниципальная система социального обслуживания была ликвидирована, начался процесс перевода всех учреждений социального обслуживания в статус государственных учреждений. Закрепление полномочий по организации функционирования системы социального обслуживания за субъектами РФ способствовало развитию сети учреждений социального обслуживания. Пик пришелся на 2005 год, когда учреждения социального обслуживания стали функционировать в каждом районе области и во всех округах г. Омска. Общая численность учреждений социального обслуживания в регионе на начало 2008 года составила 79, в том числе 39 центров социального обслуживания, 17 стационарных учреждений социального обслуживания, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 8 центров социальной помощи семье и детям [8].

Становление региональной системы социальной защиты населения во многом способствовало решению проблем социального характера в регионе. Формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустационар-ного типов в 1992 — 2003 гг. являлось одним из основных направлений социальной защиты населения.

Примечания

1 Государственный архив Омской области (далее ГАОО). Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1290. Л. 1.

2 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1192. Л. 52.

3 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1302. Л. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1565. Л. 109.

5 Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2007 г. : информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2008. — Вып. 6. — С. 66 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

6 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 13.

7 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1530. Л. 19.

8 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1254. Л. 1; Д. 1303. Л. 8; Д. 1396. Л. 1; Д. 1477. Л. 48; Д. 1492. Л. 52; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 48; Д. 1661. Л. 44 б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2004. — Вып. 2. — С. 26. — http: // www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2005. — Вып. 3. — С. 61. — http:// www.omskmintrud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2006. — Вып. 4. — С. 52. — http:// www.omskmintrud.ru

9 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1451. Л. 7.

10 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1348. Л. 39; Д. 1396. Л. 1; Д. 1451. Л. 36; Д. 1477. Л. 2; Д. 1492. Л. 52; Д. 1530 Л. 80; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 48; Д. 1661. Л. 44 б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2006. — Вып. 4. — С. 51 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

"ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1338. Л. 32.

12 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1492. Л. 52; Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д.1614. Л. 49; Д. 1661. Л. 45.

13 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1452. Л. 18.

14 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1451. Л. 189.

15 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1545. Л. 45; Д. 1576. Л. 62; Д. 1614. Л. 49; Д. 1661. Л. 44б; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2005. — Вып. 3. — С. 61. — http:// www.omskmintrud.ru

16 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 25.

17 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 26.

18 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 47.

19 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 49.

20 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1451. Л. 9.

21 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1565. Л. 19.

22 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1436. Л. 3; Д. 1463. Л. 13; Д. 1492. Л. 66; Д. 1576. Л. 36; Д. 1614. Л. 15; Д. 1661, Л. 22; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской об-

ласти за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2004. — Вып. 2. — С. 4. — http: // www.omskmint.rud.ru: Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2004 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2005. — Вып. 3. — С. 27. — http:// www.omskmin-trud.ru; Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2005 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2006. — Вып 4. — С. 29. — http:// www.omsk-mintrud.ru

23 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1: Д. 1436. Л. 3; Д. 1463. Л. 13; Д. 1492. Л. 66; Д. 1576. Л. 37; Д. 1614. Л. 16; Д. 1661, Л. 23.

24 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1425. Л. 26.

25 ГАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 1426. Л. 43.

Библиографический список

1. Постановление Главы администрации Омской области от

6 января 1993 г. N 4-п «О Положении об Управлении социальной защиты населения администрации области» // Справочно-правовая система «Гарант» (далее — СПС «Гарант»).

2. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — 11 июля. — № 23. - Ст. 1276.

3. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» / Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - 13 сентября. - № 37. - Ст. 3449.

4. Постановление главы администрации Омской области от

19 апреля 1994 г. № 173-П «О создании областного центра социальной реабилитации несовершеннолетних» // СПС «Гарант».

5. Постановление главы администрации Омской области от

24 мая 1994 г. № 238-П «О создании областного центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)» // СПС «Гарант».

6. Итоги работы органов социальной защиты населения Омской области за 2003 г.: информационно-аналитический бюллетень. — Омск, 2004. — Вып. 2. — С. 4 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.omskmintrud.ru

7. Постановление главы администрации (Губернатора) Омской области от 22 февраля 1996 г. № 99-П «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» // СПС «Гарант».

8. Времен связующая нить / сост. Н. Булычева. — Тюмень : Сити-пресс, 2008. — С. 43.

КУЗНЕЦОВА Елена Мартуновна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии. ЩИТОВА Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 10.02.2009 г.

© Е. М. Кузнецова, Т. В. Щитова

Книжная полка

Неживых, Н. А. Информационные технологии в социальной сфере [Текст] : конспект лекций / Н. А. Неживых ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 84 с. : табл. — Библиогр.: с. 84. — ISBN 9785-8149-0638-0.

Рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы России и Омской области.

Предназначен для студентов специальности 040101 «Социальная работа» заочной и дистанционной форм обучения.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru

Анурин, В. Ф. 300 тестов по социологии [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Анурин. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 138 с. : табл. — (Учебное пособие). — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-46901536-9.

Предлагаемое учебное пособие содержит контрольные тесты, предназначенные для проверки уровня знаний студентов. Они определяют степень усвоения и понимания учащимися материала таких учебных дисциплин, как общая и прикладная социология. Структурно пособие включает в себя три основных раздела: контрольные вопросы, ключи (указание номеров правильных вариантов ответов на каждый вопрос) и комментарии к ключам.

Пособие адресовано студентам, изучающим социологию, а также преподавателям.

Золотарева, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе [Текст]: учеб.-метод. пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / Т. Ф. Золотарева ; Рос. гос. соц. ун-т. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2008. — 125 с. : табл. — ISBN 978-5-91131-695-2.

В работе обсуждаются основные проблемы подготовки специалистов социальной работы. Приводится авторская программа практики для вузов, рекомендации по ее проведению в процессе обучения студентов в вузах. Для преподавателей социальной работы и социальной педагогики, студентов и аспирантов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (7S) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.