Научная статья на тему 'Формирование системы региональных туристских структур в Вяземском районе Смоленской области'

Формирование системы региональных туристских структур в Вяземском районе Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
278
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКИЙ ПРОЕКТ / ОБЪЕМ КУЛЬТУРНОГО НА СЛЕДИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГ / TOURISM / TOURIST CLUSTER / TOURIST PROJECT / VOLUME OF CULTURAL HERITAGE / TOURISM INFRASTRUCTURE / TOURISM SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ким М. Ш.

Статья посвящена вопросам становления Восточного туристского кластера Смолен ской области. Рассмотрены аспекты, связанные с влиянием регионального туризма на социально-культурную и экономическую среду региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the system of regional tour structures in the Vyazemskiy area of Smolensk region

This article views the problematic of development of Eastern tour cluster in Smolensk region. The author researches how regional tourism corresponds with social, cultural and economical environment of the regio

Текст научной работы на тему «Формирование системы региональных туристских структур в Вяземском районе Смоленской области»

УДК 338.485

М.Ш. КИМ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ СТРУКТУР В ВЯЗЕМСКОМ РАЙОНЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена вопросам становления Восточного туристского кластера Смоленской области. Рассмотрены аспекты, связанные с влиянием регионального туризма на социально-культурную и экономическую среду региона.

Ключевые слова: туризм, туристский кластер, туристский проект, объем культурного наследия, инфраструктура туризма, туристские услуги.

This article views the problematic of development of Eastern tour cluster in Smolensk region. The author researches how regional tourism corresponds with social, cultural and economical environment of the region.

Key words: tourism, tourist cluster, tourist project, volume of cultural heritage, tourism infrastructure, tourism services.

Одним из теоретических вопросов, рассматриваемых наукой о туризме, является определение роли путешествий и туризма как формы межкультурных коммуникаций.

Туризм представляет собой мощное средство социальной интеграции, содействуя контактам с другими культурами, странами, обычаями и народами. Культурный обмен в такой форме представляет собой важное средство развития личности как для туристов, особенно молодежи, так и для населения принимающих регионов. Богатый мировой опыт в сфере туризма показывает ориентацию массового туризма на национальные ресурсы, при этом формирование и развитие туристской отрасли является «государствообразую-щим» видом деятельности.

Актуальной остается задача формирования и развития системы регио-

© Ким М.А., 2014

нальных туристских структур, а это является перспективным направлением не только социально-культурного, но и экономического взаимодействия [4].

В ведомственной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» дана характеристика Вяземского района Смоленской области как региона, обладающего огромным туристским потенциалом для формирования и развития разных видов туризма. Этому способствует богатство региона на исторические события, что создает необыкновенную базу для создания туристских продуктов по различным тематическим направлениям. Наличие уникальных памятников культурного наследия делает нас причастными к истории России [2].

Основной проблемой проводимого исследования является создание условий развития туристской инфраструктуры и формирования рынка туристских услуг Восточного туристско-

го кластера Смоленской области. Объект изучения - туристский потенциал восточных районов Смоленской области. В ходе проведенного исследования выявлены предпосылки для вхождения Восточного туристского кластера Смоленской области на всероссийский и международный туристские рынки, проведен анализ результатов реализации государственных программ в сфере культуры и туризма в регионе, а также выполнен расчет показателей въездного турпотока в регионе, обоснована социальная и экономическая эффективность вложений в предприятия сферы туризма.

Мероприятия, выполненные в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2010-2012 гг., сумели привлечь внимание внутренних российских туроператоров к Вяземскому району, для этого были созданы условия для становления туристской инфраструктуры в Вяземском районе и формирования рынка туристских услуг: появились и успешно развиваются предприятия размещения и питания, турагентства; шесть сельских усадеб и хозяйств дали согласие принимать любителей сельского туризма; разработано более 10 туристских маршрутов по городу Вязьма и Вяземскому району. Город Вязьма и Вяземский район были широко представлены на различных выставках, конференциях и конкурсах. Туристский проект Фестиваль геокешинга «Навигатор» в Вязьме победил в региональном конкурсе в номинации «Столица молодежного туризма». Проект «Праздник Вяземского пряника» стал победителем всероссийского конкурса в области событийного туризма в номинации «Инновационный событийный проект», МО

«Вяземский район» было присвоено звание «Столицы событийного туризма», а в номинации «Бизнес-проекты» второе место занял проект «Вязьма открывает двери». Маршрут «В Вязьму за пряниками» занял второе место во всероссийском конкурсе «Маршрут года» в номинации «Лучший туристский маршрут выходного дня».

В 2012 г. на территории Вяземского района произошло объединение исторически завязанных транспортными путями восточных районов Смоленщины - Угранского, Гагаринского, Ново-дугинского, Дорогобужского, Тёмкин-ского - в так называемый Восточный туристский кластер Смоленской области. Главной целью создания кластера является объединение исторических, духовных и культурных объектов всех этих районов, представляющих интерес для гостей области. Это позволит охватить одной экскурсией множество интересных мест, разнообразить тур, показать всю многогранность Смоленской земли. Центром данного кластера стал Вяземский район, в котором сконцентрировано самое большое в области количество объектов культурного наследия. В 2014 г. к созданному кластеру присоединился еще Сычевский район Смоленской области.

Немаловажным фактором в развитии внутреннего туризма является поддержание исторической, культурной и социальной самобытности регионов, что требует немалых усилий в сохранении объектов культурного наследия, возрождения традиций и воспитания их продолжателей, создания уникального имиджа региона.

Одним из приоритетных направлений политики государства в области культуры сегодня является увеличение объема инвестиций в реставраци-

онную среду объектов культурного наследия, что дает возможность сохранения целостных историко-культурных территорий, отражающих разнообразие, полноту и самобытность культурного наследия. Однако необходимо отметить, что в малых районных центрах нашей страны остается проблема федерального финансирования программ по сохранению объектов культурного наследия, поскольку бюджеты районов не могут позволить себе такие расходы. Это привело к тому, что до 80% общего числа объектов культурного наследия, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области, находятся в плохом техническом состоянии, что представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия области и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению. На территории Вяземского района ранее было 46 дворянских усадеб, на сегодняшний момент восстановлена только одна - это музей-заповедник им. А.С. Грибоедова «Хмелита», от остальных усадеб остались лишь развалины и остатки парковой зоны, но и их состояние ухудшается из года в год, что вызывает озабоченность общественности. Значительная часть объектов культурного наследия оказалась бесхозной или используется не в ненадлежайшей мере, что приводит к их частичной либо полной физической утрате. Серьезной проблемой в регионе является сохранение объектов археологического наследия, которые подвергаются разрушению при проведении несанкционированного строительства, земляных и иных видов работ [1].

В связи с сокращением объемов финансирования из средств областного бюджета не были реализованы ме-

роприятия в рамках долгосрочной областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2011-2012 гг.».

Большая часть объектов культурного наследия не имеет утвержденных границ территории и зон охраны. Исторические центры городов и поселений Смоленской области утрачивают своеобразие историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта, так как происходит интенсивное хозяйственное освоение их территорий. В связи с этими проблемами была разработана Концепция долгосрочной областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области, на 20132015 гг.» [1].

Развитие туризма внутри региона отвечает интересам как предприятий, задействованных в сфере туризма, так и местного населения, стремящегося к более высокому уровню жизни. Важно, чтобы жители региона участвовали в принятии решений по вопросам планирования, развития и управления туризмом. Чем больше выгод будут иметь местные жители и предприниматели от развития новых видов туризма, тем больше у них будет оснований обеспечивать защиту окружающей среды и культурного наследия, оказывать поддержку туристской деятельности.

Создание новой уникальной туристской территории поможет одновременно решать вопросы охраны и рационального использования памятников истории, культуры и природы. Та-

кая территория может быть определена как целостный пространственный объект, где расположены природные и историко-культурные объекты исключительной значимости, многие из которых находятся в активной хозяйственной среде.

Развитие туризма на региональном уровне необходимо расценивать как эффективное средство, позволяющее обеспечить развитие отсталых в экономическом отношении стран без создания промышленных отраслей или сельскохозяйственной деятельности.

Сегодня в России все еще уделяется недостаточное внимание регионально-

му туризму. Проблема отсутствия понимания истинной роли туризма в развитии социально-культурной и экономической сферы четко проецируется на большинство регионов Российской Федерации.

Туризм - не мертвый балласт и не тяжелая ноша на плечах регионального бюджета, а настоящее золотое дно духовного, физического, психологического и, безусловно, экономического развития [3]. Именно специфика регионального туризма имеет огромный потенциал выступать в качестве мощного фактора подъема местной экономики и социально-культурной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомственная программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области, на 2013-2015 годы».

2. Ведомственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2010-2012 годы.

3. Ключникова Е.В. Роль туризма в социально-экономическом развитии Региона

и проблемы развития регионального туризма // Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. С. 166-168. (Научный альманах. Вып. 5.)

4. Пугиев В.Г. Туризм как показатель качества жизни нации // Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. С. 23-30. (Научный альманах. Вып. 5.)

5. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент / под ред. проф. Б.Л. Еремина; пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.384 с.

УДК 65

О.В. ЧАБАНЮК, К.Ю. БОРЗЫХ

АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматривается модель определения оптимальной стратегии поведения предприятия; на основе выбранных локальных критериев предлагается интегральный показатель комплексной оценки эффективности соответствующей стратегии.

Ключевые слова: управление предприятием, стратегия поведения предприятия, аналитические методы исследования, модели поведения предприятия, внешние и внутренние факторы конкурентоспособности, комплексная оценка эффективности стратегии.

This article views the determination model of the optimal enterprise behavior strategy and offers integral indicator of complex efficiency value of the chosen strategy and chosen local criteria.

Key words: enterprise management, strategic management, analytical research, behavior models, inner and outer competition factors, complex indicator of strategy efficiency.

Широкое применение аналитических методов в планировании поведения предприятия в нынешний кризисный период связано с выбором производств, наиболее выгодных в краткосрочном периоде, и распределением ресурсов в заданный промежуток времени.

Почему мы уделяем внимание краткосрочному периоду? Потому что в долгосрочном периоде происходит обесценивание денежных средств с учетом существующей ныне инфляции, которая, по предварительным данным ЦБ, в 2014 г. составила 9,5-9,8%. В частности, в [2] указывается, что как в условиях сильной конкуренции, так и в условиях инфляции выгоднее было бы ускорять оборачиваемость оборотных средств, чем делать упор на максимизацию прибыли на каждую единицу реализуемого товара. Другим направлением может быть политика, направленная на максимизацию издержек, т.е. «нужно быть в состоянии организовывать с меньшими затратами и

© Чабанюк О.В., Борзых К.Ю., 2014

в более короткие сроки полный цикл операций с товаром от его проектирования до продажи конечному потребителю» [2, с. 74].

Важным инструментом анализа поведения предприятия является сформированная и в дальнейшем формализованная модель или комплекс моделей, описывающих соответствующие экономические процессы и явления. Модель дает возможность получить четкое представление об исследуемых объектах, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Поведение предприятия в нынешних экономических условиях имеет достаточно сложную структуру, поэтому возникает необходимость упрощения изучаемых объектов, исключение некоторых из второстепенных особенностей с тем, чтобы подвести упрощенную структуру под вид уже известных структур, поддающихся математическому описанию и анализу. При этом степень упрощения должна быть такой, чтобы все существенные для данного объекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.