Научная статья на тему 'Формирование системы рационального землепользования с учетом экологических ограничений'

Формирование системы рационального землепользования с учетом экологических ограничений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
951
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ECOLOGY / ECONOMY / RATIONAL LAND TENURE / REGULATION OF LAND TENURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Н. Г., Беляков Э. В.

В статье рассмотрено формирование системы рационального землепользования с учетом экологических ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of system of rational land tenure in view of ecological restrictions

In clause formation of system of rational land tenure in view of ecological restrictions is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование системы рационального землепользования с учетом экологических ограничений»

ÔIDIÈDIÂAÎÈÂ NÈNOÂ1ÛDAÜÈJÎAËÜÎIÂI ÇÂIËÂÏIËÜÇIÂAÎÈ6N O-ÂOII ŸÊIËIÂÈxÂNÊÈO lÂDAFÈxÂfÈÉ

ОВЧИННИКОВА Н.Г.,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный строительный университет,

e-mail: kafkadastra@yandex.ru;

БЕЛЯКОВ Э.В.,

соискатель,

Ростовский государственный строительный университет,

e-mail: kafkadastra@yandex.ru

В статье рассмотрено формирование системы рационального землепользования с учетом экологических ограничений.

Ключевые слова: экология; экономика; рациональное землепользование; регулирование землепользования.

In clause formation of system of rational land tenure in view of ecological restrictions is considered.

Keywords: ecology; economy; rational land tenure; regulation of land tenure.

Коды классификатора JEL: Q15, Q57.

Рациональное землепользование представляет собой процесс, посредством которого земельные ресурсы приносят наибольшую пользу как их собственнику, так и пользователю. Иными словами, это процесс, при котором происходит минимизация затрат и максимизация выгод от использования земли всеми категориями землепользователей, собственников земли и иными субъектами земельных отношений.

Основными результатами реализации такой политики должны стать вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение защиты прав на недвижимость и баланса интересов субъектов правоотношений; привлечение инвестиций под обеспечение землей; обеспечение роста налоговых поступлений; функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости.

В этой связи немаловажным обстоятельством в развитии процесса регулирования землепользования является реализация органами местного самоуправления специальных программ, основными направлениями которых должны стать: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения природного, социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор влияния на изменение отраслевой структуры экономики.

© Н.Г. Овчинникова, Э.В. Беляков, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

При этом в соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ [4] использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В этой связи, как отмечает А.В. Дегтев, вопреки сложившимся представлениям об экономическом значении земли как об основном, определяющем ее ценность, главным все же является ее экологическое значение [3]. Например, земельные участки будут представлять интерес как недвижимость, объект права собственности и иных прав только до той поры, пока земля будет выполнять свои естественные природные функции. Если же они будут утрачены, то соответствующие земельные участки утратят и экономическую ценность как недвижимость и привлекательность как объекты юридических прав.

Наиболее сложная проблема земельной политики — регулирование землепользования с учетом интересов всех участников земельных отношений, и при этом обеспечение комплексного развития территории, учитывающего многочисленные экологические параметры.

Регулирование землепользования представляет собой сложную систему организационных, правовых, экономических и административных рычагов, прямо или косвенно воздействующих на земельные отношения, формирующих, развивающих и направляющих эти отношения в сторону правильного сочетания реализации интересов к земле частных лиц, предприятий и в целом муниципального сообщества с учетом экологических ограничений.

В свою очередь, С.Л. Липски полагает, что в сфере землепользования правомерно говорить о трех видах управления: о социально-политическом, управлении духовной сферой и экономическом. То есть обладание землей и воздействие на процесс землепользования — это функция власти и одновременно способ укрепления власти; с землей, формами ее использования связаны различные традиции и обычаи, жизненный уклад разных общественных групп; наконец, без использования земли невозможно никакое производство [5].

Безусловно, все вышеперечисленные методы должны применяться органами местного самоуправления в совокупности, лишь тогда можно будет утверждать о реальном социально-экономическом развитии муниципалитетов.

Для достижения цели рационального землепользования управленческая политика властей должна быть сфокусирована на следующих основных направлениях [6]:

■ реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость (разгосударствление земли, обеспечение правовой защиты собственников и владельцев недвижимости);

■ стимулирование эффективного использования, создания объектов недвижимости и их гражданского оборота;

■ институциональное обеспечение управленческой политики в сфере землепользования.

Стимулирование рационального землепользования должно осуществляться в интересах граждан, организаций, муниципальных образований и государства. Такое стимулирование должно предусматривать меры налоговой политики, создающие благоприятный инвестиционный климат для привлечения средств в развитие земельных ресурсов, осуществление правового зонирования и контроля за соблюдением установленных ограничений, распространение сферы действия местных программ приватизации на приватизацию земли. Все эти действия повлекут повышение ликвидности земли.

Дифференцируя землеустроительные мероприятия на территориальное и внутрихозяйственное, федеральное законодательство устанавливает требования к их задачам и целям, исходя из спецификации соответствующих работ. При этом именно

территориальное обустройство является основным процессуальным механизмом формирования новых и упорядочения существующих земельных участков, установления (восстановления) их границ на местности, в том числе путем межевания. Значимость территориального обустройства подчеркивается его задачами, осуществляемыми в целях управления земельными ресурсами, определения кадастровой стоимости земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, процессуального обеспечения рассмотрения земельных судебных споров и т. д. При этом необходимо помнить об общих принципах осуществления обустройства территории, к которым относятся: принцип научности и обоснованности, т.е. необходимость опираться на достижения смежных отраслей наук; принцип достоверности, неразрывно связанный с принципом ответственности лиц, выполняющих землеустройство; принцип единства системы и технологии, устанавливающий единообразие требований к порядку проведения организации территории, следования единой государственной системе координат; принцип эффективности, ориентированный на наилучшую планировку и организацию землевладений с учетом компактности их размещения с экологической и экономической точек зрения, повышение эффективности производства земель; принцип устойчивости землепользования, предполагающий территориальную определенность, установление границ и их неизменность, создание условий для наилучшего функционирования землепользовании; принцип законности, т. е. проведение землеустройства в порядке, установленном законодательством [2].

Говоря о принципах территориального обустройства, отметим, что их концептуальные положения в первую очередь связаны с организацией рационального использования земель и их охраны в целях создания благоприятных экологических, территориальных и экономически целесообразных условий для обеспечения существования объектов землеустройства.

При этом организация территории является тем образующим механизмом, посредством которого согласно установленным нормативным пределам проводится установление границ земельных участков на местности в целях принятия решений об их предоставлении.

В землеустроительной литературе территориальное обустройство рассматривается более широко. Так, в частности, предлагается следующее определение территориального обустройства — комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности) [1].

Какой бы ни была структура системы обустройства территории, главной ее функцией является создание и обеспечение функционирования свободного рынка для купли и продажи земли и имущества.

Система территориального обустройства и планирования вместе с системой предоставления разрешений на разделение и застройку являются основой эффективного управления землепользованием. Сочетание успешно функционирующего рынка земли и эффективного землепользования является основой стабильного развития общества и рыночной экономики, основанной на эффективности, качестве и стабильности.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено образование новых и упорядочение существующих объектов территориального обустройства. Отсутствие сведений о границах источника образования объекта территориального обустройства осложняет выполнение работ, поэтому очевидна необходимость доступности такой информации любому заинтересованному лицу. Публичность сведений обеспечивается: посредством помещения сведений в государственный кадастр недвижимости;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

посредством включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Принцип обеспечения учета законных интересов и прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков реализуется посредством исполнения следующих положений: извещение в письменной форме лиц, права и законные интересы которых затрагиваются проведением территориального обустройства; проведение предварительного межевания по границам земельного участка; возможность выбора заказчиком способа описания границ земельного участка; предоставление права на обжалование результатов территориального обустройства (или действий (бездействия) должностных лиц, их утверждающих) в судебном порядке; осуществление государственных мероприятий в целях проверки законности, качества выполненных работ, соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков.

Территориальное обустройство всегда являлось основным инструментом индивидуализации земельного участка как оборотоспособной недвижимости. В процессе территориального обустройства путем утверждения его проекта (или карты, плана) земельный участок формируется по специфическим, присущим только ему признакам: местоположение, площадь, границы, категория, разрешенное использование, обременения и т.п.

В соответствии с земельным законодательством межевание земельного участка — это мероприятия по определению местоположения земельного участка и его границ на местности. При этом основным назначением межевания земель является подготовка сведений о земельном участке для внесения их в государственный реестр недвижимости.

Особое внимание при межевании следует уделять формированию зон с особым режимом использования земель. Таким образом, до утверждения черты поселений в установленном порядке нельзя говорить об окончательном формировании таких поселений и, следовательно, об отнесении земель и земельных участков, включенных в их административную черту, к категории земель поселений.

Главным принципом землеустройства является учет характеристик земель как основополагающий принцип земельного законодательства, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе. Учет характеристик объектов обустройства территории (площадь, границы, обременения, экономические показатели) осуществляется путем проведения работ как при их формировании (первичный учет), так и в целях последующего уточнения их характеристик (последующий учет) в рамках инвентаризации, обследований, межевания и т. д.

Функциональное зонирование территорий представляет собой наиболее общую форму учета разнообразных требований к рациональному землепользованию, включающую комплекс нормативных параметров (целевое назначение участка, его размеры, коэффициент застроенности участка, доля озелененных и открытых пространств и другие).

В условиях рыночной экономики зонирование земель предопределяет устойчивую форму контроля за использованием территории. Таким образом, сущность функционального зонирования заключается в установлении и выделении на картографическом материале границ территорий, используемых в различных целях. При этом важнейшим элементом в организации системы рационального землепользования должно быть формирование земельных участков с точки зрения реальных объектов гражданского оборота — придание им статуса товара с указанием свойственных земельному участку особенностей.

В свете вышесказанного повышение эффективности управления земельными ресурсами требует решения следующих проблем:

❖ создания рыночной системы (инфраструктуры) оборота земельных участков (прав на земельные участки);

❖ определения порядка ценообразования на земельные участки, передаваемые в гражданский оборот;

❖ установления нормативов землепользования, определения размеров сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и др.;

❖ введения многообразных форм аренды земельных участков — земля в комплексе с другим имуществом (объектами), земля на праве застройки и т. д.

Известно, что земельные ресурсы используются для достижения широкого круга целей, которые взаимодействуют и могут конкурировать друг с другом; и в этой связи желательно планировать и регулировать все виды их использования на комплексной основе. При этом, с одной стороны, следует учитывать все экологические и социально-экономические факторы, а с другой стороны, все компоненты окружающей среды и ресурсов. Комплексное рассмотрение облегчает выбор соответствующих альтернативных вариантов, что на устойчивой основе обеспечивает максимально возможную продуктивность использования земель.

Возможности по выделению земель для различных видов использования возникают в ходе осуществления крупных проектов в области жилищного строительства, или развития, или по мере появления земель на рынке. Это, в свою очередь, создает условия для оказания поддержки традиционных моделей устойчивого землепользования или же для придания охранного статуса консервации биологического разнообразия или оказанию крайне важных экологических услуг.

Можно сочетать ряд методов и процессов для облегчения такого комплексного рассмотрения. Все это является необходимой поддержкой процесса планирования и управления на местном уровне, а также разработки конкретных планов действий. Многие из его элементов уже имеются, но существует необходимость в более широком их применении, дальнейшем развитии и усилении.

В широком плане цель такого рассмотрения заключается в облегчении выделения земли для тех видов использования, которые обеспечивают наиболее устойчивое получение выгод, и в содействии переходу к рациональному и комплексному использованию земельных ресурсов. При этом следует учитывать, как было сказано выше, экологические, социальные и экономические аспекты. Следует также учитывать, в частности, вопросы, касающиеся охраняемых районов, права частной собственности и др.

Экономическая задача управления землепользованием, в первую очередь, заключается в рациональном и наиболее эффективном использовании земельных и иных ресурсов населенного пункта на всех уровнях градостроительного регулирования.

Под социальной задачей понимается обеспечение территории объектами, которые смогли бы удовлетворить основные социальные потребности населения (жилище, образование, обслуживание, отдых, управление и пр.) и способствовали бы созданию психологического комфорта обитания и общения в результате формирования соответствующих пространств, их объединения и разделения.

Эстетическая задача состоит в обеспечении полноценных эстетических качеств окружающей среды. Эстетические качества территории — необходимая составляющая экологических отношений человека с окружающей средой природной и антропогенной. Адаптивно-ландшафтное планирование землепользования как раз нацелено на создание и использование эстетического потенциала ландшафта.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

Наконец, с экологической точки зрения планировочные мероприятия в землепользовании позволяют обеспечивать и контролировать пригодность окружающей среды для проживания, что выражается в ее физических, санитарногигиенических и климатических параметрах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков С.Н. Теоретические основы землеустройства. М.: Колос, 2001. Т. 1. С. 287.

2. ГаврилюкМ.Н. Принципы правового регулирования территориального землеустройства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 7. С. 24.

3. Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. № 8. С. 58.

4. Земельный кодекс РФ.

5. Липски С.А. Управление землепользованием и развитие земельно-информационных систем // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2002. № 6. С. 81100.

6. Модин Н. Муниципальные образования как участники земельных отношений // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.