Научная статья на тему 'Формирование системы раннего предупреждения финансово-экономических кризисов'

Формирование системы раннего предупреждения финансово-экономических кризисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жмачинский В. И., Жмачинская И. В.

Выполнен анализ существующих систем раннего предупреждения финансового кризиса на предприятиях и систематизированы основные меры, используемые для раннего предупреждения кризисов, а также определена структура системы раннего предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early warning system shaping of financial and economic crises

The analysis of existing early warning systems of financial crisis at the enterprises is made and the basic measures used for the early warning of crises are systematized, and also the early warning system structure is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование системы раннего предупреждения финансово-экономических кризисов»

Перечень факторов, тянущих вверх общий уровень цен, можно было бы продолжить (ценообразование, налогообложение и т. д.), но ясно, что инфляция - явление многогранное, и регулировать её можно не с помощью какой-либо панацеи, а посредством системы мер, способствующих росту производства, регулированию деятельности монополий, созданию условий для развития конкуренции на внутренних рынках и оздоровлению всей экономики.

DIAGNOSTICS OF INFLATIONARY PROCESSES AT REGIONAL LEVEL /. V. Zhmachinskaja

In the article the problem analysis of the inflation dynamics at the federal and regional level is given in the article, and also the factors influencing the inflationary process are studied.

УДК 338.24

В. И. Жмачинский, д. э. н., профессор, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

И. В. Жмачинская, к. э. н„ ведущий специалист, Главное управление ЦБ РФ по Нижегородской области.

603008, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Выполнен анализ существующих систем раннего предупреждения финансового кризиса на предприятиях и систематизированы основные меры, используемые для раннего предупреждения кризисов, а также определена структура системы раннего предупреждения.

Система раннего предупреждения финансового кризиса предприятия - это процесс мониторинга финансово-экономической информации о возможности возникновения риска и передачи этой информации тем, кто должен принимать решения об антикризисных мерах.

Основной целью антикризисного управления, как было показано выше, является не столько преодоление кризиса, сколько его предупреждение. С этой точки зрения систему раннего предупреждения кризисов (СРПК) следует рассматривать как составную, изначальную часть процесса антикризисного управления, которая представляет собой реактивное управление процессом от возникновения кризисов до выходы из кризиса (см. рис. 1).

Кризис сам по себе является сложным явлением, но кризис на финансовом рынке - это особый, многофакторный, сложно формализуемый процесс. В этой связи выявление закономерностей формирования, развития и выхода из кризиса в финансовой сфере, необходимо основывать на системном исследовании, одной из важных частей которого является системный подход.

В основе такого подхода лежит принцип системности, отражающий всеобщность взгляда на объекты, явления и процессы, как на систему с присущими ей закономерностями функционирования и развития.

Этапы развития кризиса

I П Ш IV V VI VII

--►

Рис. 1. Этапы развития кризиса

Использование системного подхода позволяет:

- проанализировать взаимодействие и влияние негативных процессов в экономике, финансовой, денежной и банковской системе, внешнеэкономической деятельности предприятия на развитие кризиса;

- рассматривать финансовый кризис, как сложный социально-экономический процесс, имеющий прямую и обратную связи с его объективной основой - общественным воспроизводством;

- изучить особенности проявления кризисов и закономерности их развития.

Расчленение кризисного процесса на сущность, формы проявления, факторы, механизм развития, социально-экономические последствия дает возможность всесторонне выявить его причинно-следственные связи, разработать систему предупреждения кризисов, способствующую устойчивому экономическому развитию предприятия.

Сегодня многие говорят о внезапности наступления кризиса, первого экономического кризиса в новом столетии.

Примером может служить «мексиканский» кризис в 1994 году, «азиатский» - в 1997 г., которые стали следствием неготовности корпораций, непринятием мер к нарастающим диспропорциям в экономике, к появлению совершенно неожиданной цепной реакции распространения кризиса.

В мире накоплен достаточно большой опыт использования систем раннего предупреждения катастроф и природных кризисов (военных конфликтов, гидрометеорологических, геологических).

Разработка системы раннего предупреждения кризисов на финансовом рынке началась с середины 90-х гг. прошлого века. Обеспокоенная цепной реакцией кризисов, прокатившихся по Латинской Америке, группа семи ведущих стран на встрече в Галифаксе в 1995 г. дала рекомендации Международному валютному фонду разработать систему раннего предупреждения валютных кризисов. Можно выделить два этапа развития СРП кризисов на финансовом рынке. На первом этапе была разработана модель раннего предупреждения валютных кризисов.

Второй этап связан с совершенствованием первой модели, распространением ее на разные сегменты финансового рынка - на долговой, кредитный, фондовый.

На первом этапе для решения системной задачи по предотвращению валютных кризисов система раннего предупреждения МВФ включала лишь численную модель прогнозирования времени возникновения кризиса на валютном рынке вне всякой связи с другими сегментами финансового рынка и принципиально рассматривалась в узком понимании.

Более того, в 1997 году разразился кризис в Юго-Восточной Азии, хотя аналитики МВФ прогнозировали «спокойную ситуацию».

Масштабная критика в адрес Фонда привела к отказу от модели «Вашингтонского консенсуса», основанной на монетаристском подходе к регулированию экономики и ускоренной либерализации международного движения капитала. На этом этапе были критически осмыслены подходы к использованию статистических моделей прогнозирования кризисов и выделены следующие их недостатки:

- узкий подход к предупреждению кризисов, основанный только на анализе количественных данных;

- невозможность прогнозирования времени наступления кризиса;

- недостаточная доступность и точность различных показателей;

- сложность учета территориальной специфики различных финансовых кризисов;

- невозможность прогнозирования характера реакции инвесторов на информацию о вероятности кризиса и ее влияния на стабилизацию или дестабилизацию обстановки;

- субъективность настройки моделей, определённый тип кризисов, невозможность прогнозирования неожиданных событий;

- несовершенство методик обработки «слабых» сигналов раннего предупреждения, приводящее квозникновению большого количества ложных сигналов.

В связи с этим, по заказу Фонда были разработаны две модели Б и К группами специалистов под руководством Берга и Камински. Параллельно МВФ использовал модели, предложенные тремя банками: Голдмэн-Сакс (вЭ), Кре-ди Свисс Ферст Бостон (СБРВ) и Дойче Банк (БВ). Основные характеристики указанных моделей приведены в табл. 1.

Модели Берга и Камински используют ежемесячные данные для выбора переменных, влияющих на развитие кризиса. Вероятность кризиса оценивается на основании регрессионной модели. Этот подход даёт два преимущества: 1) модель позволяет легко определить статистическую значимость каждой переменной и 2) объединяет кризисные индикаторы в обобщенный показатель вероятности возникновения валютного кризиса. Модели имеют одинаковое определение кризиса и горизонт прогнозирования. Их параметры обусловлены основной задачей Фонда, заключающейся в поддержании стабильности мировой валютной системы. Принципы построения регрессионной модели для раннего обнаружения валютного кризиса разработаны Бергом.

Анализируя данные, приведенные в таблице 1, можно отметить, что существенно отличаются определения кризисов, которые использованы в моделях инвестиционных банков, что обусловлено различием их целей. Главная цель частных банков - получение прибыли. Банки управляют собственными активами и инвестиционными портфелями клиентов и имеют фиксированный уровень допустимых потерь, задаваемый лимитной политикой, предельными уровнями падения цен и объемом активов, определяющими скорость их продажи в случае кризиса. Этот уровень потерь и собственные представления о механизме развития кризиса обусловливают те определения кризиса и ключевые показатели изменения валютного курса и резервов, которые приняты в моделях. В данных моделях дополнительно использованы переменные из групп показателей реального сектора, институциональных, рыночных кризисов и кризисов, связанных с распространением цепной реакции. В модели С8РВ делается попытка прогнозировать только успешные спекулятивные атаки. В ней кризис определяется как значительное обесцене-

ние валюты курса в течение короткого периода времени. Модель настроена на минимизацию доли пропущенных сигналов, что приводит к росту доли ложных сигналов.

Таблица I

Основные характеристики моделей раннего предупреждения валютных кризисов МВФ

Параметры Модели

Б к СБИВ ОВ

Определение Средневзвешенные ежемесяч- Средневзвешенные Обесценение Обесценение

кризиса ные изменения валютного одномесячные изме- валюты более чем валюты более

курса и официальных резервов. нения валютного на $ % и как чем на 10 %

превышающие трехкратное курса и официаль- минимум в два Рост процентной

стандартное отклонение ных резервов, пре- раза превышаю- ставки более чем

вышающие опреде- щее данные пре- на 25 %

ленные уровни дыдущего месяца

Горизонт прогно- 2 года 3 месяца 1 месяц 1 месяц

зирования

Метод прогнози- Регрессионная Взвешенное Переменные прини- Регрессионная Система двух

рования модель среднее мают значение 0 или модель регрессионных

индикаторов. 1 в зависимости от Переменные уравнений для

которые их уровня, который представлены в курса и про-

принимают определяется по логарифмиче- центной ставки

значение 0 авторегрессионной ском виде

или 1 в зави- модели Определение

симости от отклонения от

порога, уста- среднего значе-

навливаемого ния и приведение

с целью к стандартному

снижения виду

отношения

сигнал/шум

Изменение Изменение Изменение курса Изменение курса Изменение курса

курса валюты курса валюты валюты валюты валюты

>1 . •. Состояние Состояние Рост экспорта Отношение Выпуск про-

платежного платежного Уровень отношения внешнего долга к мышленной

баланса баланса резервов кМ2 экспорту продукции

Снижение Снижение ' Рост потребности в Рост кредитова- Рост внутренне-

официальных резервов кредитах ния частного го кредита

резервов Изменение Рынок акций сектора Состояние

" .-1' ' , 1 Изменение товарного Политические собы- Уровень отно- рынка

товарного экспорта тия шения резер- Цепная реакция

экспорта Уровень Международная вы/импорт распространения

Отношение резервов валютная ликвид- Уровень цен на валютных н

краткосрочно- Изменение ность нефть финансовых

го внешнего отношения Цепная реакция Рост курса акций кризисов

долга к офи- реэервовкМ2 распространения Рост ВВП Изменение

циальным Рост внут- кризисов Региональная региональных

резервам реннего кредитования Изменение денежного мультипликатора Реальная процентная ставка Повышением) цепная реакция распространения кризиса условий Изменение процентных ставок

Историки. Berg A., Borensztein Е., Pattillo С. Assessing Early Warning Systems. How Have They Worked in Practice?//IMF Working Paper WP/04/52 IMF. 2004 - P. 6.

Модели раннего предупреждения кризиса, используемые МВФ и банком Гол-дмэн-Сакс, прогнозируют как успешные, так и неудачные спекулятивные атаки, рассчитывая индекс давления на валюту, включающий изменения валютного курса и резервов. В моделях МВФ кризис возникает, когда индекс давления на валютный курс

становится очень высоким по сравнению со средним значением. В модели ОБ кризис также определяется как значение индекса, значительно превышающее специфический порог. Во многих моделях раннего предупреждения для развивающихся стран отсутствует показатель процентной ставки в определении кризиса из-за недоступности статистических данных, что ухудшает прогнозные свойства моделей.

При настройке моделей доля правильно спрогнозированных кризисных событий составила около 60 % для моделей МВФ и около 65 % - для моделей банков; вероятность пропуска кризисов - около 10 % для моделей МВФ и 2 и 8 % - соответственно для двух моделей банков - вБ и ОБРВ.

При прогнозировании доля правильно спрогнозированных кризисных событий составила 31 и 58 % для двух моделей МВФ и 54 и 27 % - для моделей банков; вероятность пропуска кризисов - 14 и 9 % - для двух моделей МВФ и 12 и 2 % - соответственно для двух моделей банков - ОБ и вБЕВ.

Результаты оценки прогностической способности моделей признаны удовлетворительными для финансовых систем на макроуровне, но недостаточными для самостоятельного использования указанных моделей в качестве инструмента прогнозирования кризисов для предприятий и корпораций.

Необходимость управления риском возникновения финансовых кризисов на уровне хозяйствующих субъектов, обуславливает разработку и создание специальной системы предупреждения кризисов.

Главным принципом такой системы, по нашему мнению, должна быть нацеленность на широкий учет и оценку возможных угроз и рисков, а также выявление факторов, способных привести к кризисам. На основе анализа опыта применения методов и моделей предупреждения кризисов на макроуровне можно выделить принципы построения системы, нацеленной на предупреждение кризисов и рамках отдельных предприятий и организаций. Предлагаемые принципы не являются исчерпывающими. Их выделение преследует цель выстроить структуру и функции системы предупреждения кризисов на микроуровне. В работе предлагается выделить семь основных принципов (см. табл. 2).

Приняв за основу этапность развития кризисного процесса (рис. 1) и принципы разработки системы раннего предупреждения кризисов в работе предложена структурно-функциональная модель системы раннего предупреждения кризиса (см. рис. 2).

Дестабилизация ситуации

Признаки нарушения устойчивости

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

РИСКИ

Аналитический центр раннего пре- ♦ -дулреждеиия кризиса

Оценка последствий принятых мер

Прогнозирование возможных сценариев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка и реализация мер по предупреждению кризиса

Принятие решений о предупреждении

Передача информации (сигнала)об опасности

Рис. 2. Структурно-функциональная модель предупреждения экономического кризиса предприятия

Таблица 2

Принципы системы предупреждения кризиса на микроуровне и их характеристика

№ п/п Принципы Характеристика принципов

1 Установочный - Определяет место и роль предприятия (организации) на региональном (федеральном) рынке, его цели и задачи; - Выявляет возможные угрозы и связанные с ними риски; - Устанавливает сферы сбора информации и ассортимент информационных потоков.

2 Оценочный - Осуществляет постоянный мониторинг событий и сбор информации, оценивает качество информации; - Оценивает количественные параметры рисков; - Выстраивает модели прогнозирования и раннего предупреждения возможности возникновения кризисов; - Определяет вероятность, частоту и иные параметры факторов рисков; - Формирует раннее предупреждение вероятности возникновении кризисных явлений.

3 Аналитический - Предусматривает расчёты показателей и параметров рисков; - Ранжирует обработанные данные и выстраивает их рейтинги; - Оценивает качественные параметры рисков; - Устанавливает вероятные сценарии реализации рисков; - Проводит тестирование; - Определяет величины возможных потерь от наступления писков.

4 Организационный - Определяет обязанности, полномочия и ответственность структурных подразделений и должностных лиц при формировании системы предупреждения кризисов; - Выстраивает организационные структуры и системы, организует обучение персонала и пользователей; - Обеспечивает адекватные взаимосвязи внутри системы и взаимодействие системы предупреждения кризисов со специализированными функциональными структурами.

5 Технологический - Обеспечивает готовность к реагированию в случае реализации рисков; - Разрабатывает антикризисные меры, нацеленные на снижение риска и возможных потерь; - Вырабатывает методы минимизации, нейтрализации, компенсации рисков; - Вырабатывает альтернативные варианты достижения целей системы.

6 Операционный - Вырабатывает и принимает управленческие решения по предупреждению кризисов и осуществлению необходимых корректирующих воздействий. - Вырабатывает рекомендации по корректировке целей и стратегии экономического развития предприятия; - Обеспечивает гибкость работы системы предупреждения и адаптивность к меняющимся угрозам и рискам; - Оценивает эффективность работы всей системы и её составляющих; - Производит сравнительный анализ и оценку потерь.

7 Информационный - Включает подготовку, реализацию и корректировку информационных потоков; - Информирует ответственных лиц, заинтересованные органы управления о вероятности возникновения кризисных явлений и принимаемых решениях на всех этапах; - Обеспечивает прозрачность работы системы предупреждения кризисов; - Оценивает информационные воздействия.

Подходы к построению модели связаны с управлением рисками и ранним предупреждением кризиса, что позволяет выявить на стадии анализа факторы риска, произвести их оценку, обеспечить сбор и обработку информации с помощью мониторинга, а также своевременно разработать и осуществить комплекс мер по предупреждению кризиса.

В отличие от рисков на финансовом рынке, которые реализуются во внешней среде и трудно предсказуемы, экономические риски предприятий (корпоративные риски) зарождаются и реализуются внутри хозяйствующих субъектов. Таким образом, существует определённая возможность управления рисками на уровне предприятия. Это обстоятельство обусловливает предмет исследования, делает значимым и важным раннее предупреждение кризисов с целью предотвращения: роста кризиса, распродажи активов, «набегов» на банки, распространение «цепной реакции» кризиса и др.

Структурно-функциональная модель построена на взаимосвязи пяти укрупненных функциях, позволяющих в полной мере обеспечить выполнение задачи раннего предупреждения кризисов:

- информационно-аналитической;

- функции раннего предупреждения кризиса;

- вероятностной оценки рисков;

- прогнозно-сценарной;

- стратегического риск-менеджмента:

Информационно-аналитическая функция заключается в сборе и обработке информации, оценки уроков прошлого и их территориально-временной характеристики, анализе входящих количественных статданных. Наилучшей формой реализации данной функции, как показывает практика, является мониторинг входящей информации.

Функция раннего предупреждения состоит в анализе внешней среды и точном определении характера и времени надвигающейся угрозы, её специфических признаков и силы проявления.

Функция раннего предупреждения должна охватывать весь спектр угроз. Если особое внимание уделяется определению и прогнозированию только быстроразви-вающихся опасностей и игнорируются часто возникающие мелкомасштабные угрозы, то информация предупреждения может увести в сторону от доминирующего фактора возникновения кризиса, характерного для предприятия. Функция предупреждения должна быть как целое динамичное звено, способное анализировать сигналы других систем раннего предупреждения и прогнозировать новые опасности в быстро меняющейся экономической среде.

Функция вероятностной оценки рисков используется как научно-практический метод, основанный на предсказании, моделировании и оценки вероятности возникновения кризиса. Определение вероятности рисков позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее критических направлениях. Стремительно меняющиеся социально-экономические, условия порождают новые риски, отличающиеся возрастающей силой, скоростью распространения и внезапного проявления.

В практике оценки уровня риска обычно используются количественные измерители в натуральном и относительном выражении. В натуральном или стоимостном выражении определяется величина потерь ресурсов или недополучение прогнозируемого параметра по сравнению с ожидаемым значением. Относительный измеритель представляет собой отношение величины потерь к какой-либо базе (общие затраты, средний доход, объём продаж и т. д.). При оценке рисков в антикризисном управлении чаще всего используются методы экспертных оценок.

Прогнозно-сценарная функция. Основная цель данной функции заключается в прогнозной оценке параметров риса и в разработке сценариев их реализации. Подго-

товка риск-сценариев, как правило, должна осуществляться на основе прогнозирования как масштабных событий (мировые цены, вступление в ВТО, курс валюты и др.), так и незначительных. Как правило, возможности предприятий в оценке рисков весьма ограничены. В основном они связаны с производственно-сбытовыми угрозами и значительно реже с социальными, культурными, институциональными аспектами.

Функция стратегического риск-менеджмента осуществляется на заключительной стадии процесса предупреждения кризисов и обеспечивает разработку бизнес-планов, комплекса мер, направленных на снижение уровня риска и возможных потерь в случае реализации того или иного сценария.

Функция стратегического риск-менеджмента должна стать составной частью функции стратегического планирования предприятия. Выработка сценариев развития, прогнозные оценки меняющейся среды сделают процесс выбора и реализации стратегии развития предприятия более реальным, отвечающим жизненным интересам коллектива предприятия.

Чтобы процесс стратегического управления предприятия позволял достичь поставленных целей, его следует объединить с процессом предупреждения кризисов. Такой подход позволит топ-менеджменту предприятия постоянно отслеживать внешнюю обстановку, выбирать наиболее эффективные сценарии и применять корректирующие меры с целью избежать кризисов и достичь устойчивого развития. На рис. 3 приведена циклическая модель управления системой раннего предупреждения кризисов.

Система раннего предупреждения кризиса

Оценка угроз кризиса и выбор стратегии его предупреждения в настоящее время осуществляется на основе опыта и интуиции руководителей предприятия. Некоторые исследователи (к примеру, А. Роу, Д. Акер, К. Шах, С. Хоч и др.) предлагают систематизированные приёмы решения подобных задач. Однако, как показала практика, указанные подходы не являются универсальными и общепризнанными. Поэтому» сегодня можно говорить лишь о некоторых методологических принципах, которые характеризуют общий подход к вероятностной оценке угрозы кризиса. К таким принципам, по нашему мнению, следует отнести:

1. Рассмотрение процесса нарастания угроз, как процесса» формализование которого в целом не представляется возможным. В связи с этим предлагается вычленять конкретные уфозы отдельно по каждому фактору внешней среды предприятия (зоны прямого и косвенного воздействия). Особое внимание должно быть уделено изменению потоков капитала, состоянию финансового рынка, банковского сектора экономики, государственной политике, конкуренции и другим факторам. При этом важно оценить их взаимозависимость и возникающий при этом некоторый системный эффект.

2. Определение силы (мощности) влияния конкретной угрозы на предприятие. Под силой влияния следует понимать степень, возможного воздействия угрозы на снижение эффективности функционирования предприятия. При этом сила угроз должна нести некоторую количественную оценку. В качестве оценочной базы можно использовать аналитические обзоры, экспертные оценки, сценарии, расчёты по экономико-математическим методам. Наиболее простыми в использовании и оперативными в получении результата являются методы экспертных оценок. Обработку оценок многочисленных экспертов (от 2 до 10) предлагается выполнять с помощью известных формул (1,2). Можно согласиться с Г. Гринли, который предлагает в качестве количественного критерия использовать шкалу от 0 до 10 баллов. При этом оценка «ноль» означает, что для предприятия данная угроза ничтожно мала, а «десятка» -максимально сильное воздействие, которое требует пристального внимания.

эо> _ ЭО^п + 4ЭОие + ЭОпес (1) б

или

Э0^ЗЭ0~;2Э0- <2)

где ЭОгож, Э02ож - ожидаемая экспертная оценка при 3-х или 2-х оценках;

ЭОипт - оптимистическая оценка;

ЭОпе1: - пессимистическая оценка;

ЭОИ„ - наиболее вероятная оценка.

3. Оценка вероятности возникновения угрозы. Неопределенность внешней среды приводит к тому, что наступление угрозы для предприятия не может быть однозначно. Поэтому необходимо оценить вероятность возникновения угрозы кризиса. В качестве информационной базы могут быть использованы оценки экспертов или те же источники, которые определили силу воздействия угрозы. Инструментом расчёта могут быть вероятностные методы. К примеру:

- экспертные оценки вероятности возникновения угрозы (см. формулы 1, 2)

- дисперсия как мера абсолютного отклонения (разброса) параметра вероятности от его среднего значения;

Д = ±{Э01-Э0ож)2-Р1 (3)

/=1

где п - число экспертных оценок (экспертов);

Р, - показатель вероятности ¿-ой оценки.

- среднеквадратичное отклонение определяет интервал, в котором находится величина оценки.

п

8 = ±12(30,-эо„у.р,

(4)

V /=1

- уровень вероятности возникновения угрозы кризиса.

(5)

Таким образом, вероятность угрозы находится в интервале:

эа -8<эа <эо+б

ож

ож

ож

(6)

4. Определение степени риска в зависимости от уровня вероятности наступления угрозы. В теории и практике используются следующая классификация степени риска:

- минимальный риск - уровень до 30 %;

- допустимый риск - уровень от 31% до 50 %;

- критический риск - уровень от 51 % до 80 %;

- катастрофический риск - уровень более 81 %.

Минимальный риск характеризуется недополучением (потерей) части прибыли.

Допустимый риск связан с угрозой потери всей прибыли (ситуация без-прибыльности).

Критический риск предполагает возможность потерь в пределах расчётной выручки от реализации продукции.

Катастрофический риск характеризуется потерями своей выручки и даже части имущества (собственного капитала).

5. Выбор стратегии раннего предупреждения кризиса целесообразно осуществлять с помощью двухмерной матрицы «Антикризис». В качестве критериев выбора (признаков) предлагается использовать силу (мощность) и вероятность возникновения угрозы (см. рис. 4)

Угрозы, сосредоточенные в квадрате I, обладают большой силой, воздействия, но имеют низкую вероятность появления. В этом случае целесообразна стратегия «запасного полка», т. е. создать достаточный «запас прочности» для обеспечения компенсационных мер в случае необходимости.

Квадрат III характеризуется неопасными угрозами для предприятия, т.к. вероятность их наступления велика, но сила их воздействия слабая. Однако, угрозы этого квадрата достаточно сложны и ошибка в оценке их силы может быть опасной. Поэтому наиболее эффективная стратегия в этих условиях наблюдение «скрытой камерой».

Угрозы квадрата IV отличаются малой силой воздействия и низкой вероятностью наступления. С изменением окружающей среды угрозы могут измениться в опасную для предприятия сторону.

Подобная ситуация неопределённости требует осуществления стратегии «постоянного мониторинга».

Таким образом, на основе анализа мирового опыта в работе систематизированы следующие основные меры, используемые для раннего предупреждения кризисов:

- информационный анализ, исследования и прогнозы;

- представление и распространение стандартизованной информации о состоянии экономики и финансов предприятий и других экономических субъектов;

- анализ и оценка рисков, применение рейтинговых оценок;

- стресс-тестирование и сценарное планирование;

- применение моделей систем раннего предупреждения кризисов для прогнозирования критических ситуаций;

Баллы

Вероятность наступления угроз

10

I : • 1 Стратегий «запасногр полка» ! 1 1 1 1 1 -п- п ; 1 1 Стратегия «контрудара» 1 1 » 1 « 1 1 1 1 1 1

ш : 1 1 1 Стратеги^ «постоянного мониторинга» § 1 1 • 1 1 * 1 IV !• I 1 I Стратегия «скрытой! камеры» | 1 1 1 1 1 1 1

100%

+1+

Зона минимального риска

Зона допустимого риска

Зона критического риска

Зона катастрофического риска

Рис. 4. Вероятность возникновения угроз

- мониторинг финансовых показателей и их соответствие стандартам и нормам.

- обеспечение готовности предприятия к реагированию на кризисные явления и принятия необходимых мер по управлению риском.

Кроме того, определена основная структура системы раннего предупреждения, включающая подсистемы раннего предупреждения, оценки рисков, обеспечения готовности и связи.

С позиций институционального подхода определено место системы предупреждения в процессе стратегического планирования устойчивого развития предприятия.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Антикризисное управление: учебник / под ред. Э. М. Кочеткова - 2-е изд. - М: Инфра-М. 2005.

[2] Ковалёв В. В. Технология раннего предупреждения кризисов. -М.: Финансы и статистика, 2005.

[3] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л. Н. Красавина. - 3-е издание, перераб. и дополн. - М.: Финансы и статистика, 2005.

[4] Пикфорд Дж. Управление рисками: пер. с англ. О.Н. Матвеевой. — М.: ООО «Вершина», 2004.

[5] Ступаков В. С., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

EARLY WARNING SYSTEM SHAPING OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISES

V. I. Zhmachinsky, I. V. Zhmachinskaja

The analysis of existing early warning systems of financial crisis at the enterprises is made and the basic measures used for the early warning of crises are systematized, and also the early warning system structure is defined.

УДК 629.12:624.02/.09

В. И. Жмачинский, д. э. н., профессор, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

Д. Н. Гурьянов, начальник отдела маркетинга, ф-л ОАО «Мобильные ТелеСистемы

«Макро-регион «Поволжье-СЗ».

603093, Нижний Новгород, ул. Белинского, 32, офис 204.

О ПРОЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СКВОЗНОГО СУДОХОДСТВА ПО ВОЛЖСКОЙ РЕЧНОЙ МАГИСТРАЛИ

Статья посвящена проблеме улучшения условий судоходства по Волге. Рассматриваются два проекта: поднятие уровня Чебоксарского водохранилища и строительство низконапорной плотины с мостовым переходом в районе г. Городца (Нижегородская область).

До последнего времени не утихают острые споры по проблеме судоходства на Волге. Столкнулись два взаимоисключающих мнения специалистов.

Первое выдвинуто энергетиками, которые предлагают за счет достройки Чебоксарской ГЭС поднять уровень водохранилища до отметки 68 м (в настоящее время - 63 м).

Второе выдвинуто транспортниками, которые считают более целесообразным проект строительства низконапорной плотины с мостовым переходом через р. Волгу в районе Городца.

Каждый из проектов имеет как достоинства так и недостатки. В связи с этим есть необходимость более детального рассмотрения обоих проектов:

- Проект поднятия уровня Чебоксарского водохранилища (автор - проектный институт ОАО «Волгаэнергопроекг - Самара», РАО «ЕЭС России»);

- Проект строительства низконапорной плотины с мостовым переходом и двумя шлюзовыми нитками (автор - «Гипроречтранс» совместно с Волжской государственной академией водного транспорта (ВГАВТ)).

Рассмотрим оба проекта с конкурентных позиций и оценим с помощью ^ОТ-анализа. Таким образом, SWOT-aнaлиз конкурентоспособности показал преимущество второго проекта. Сравнительно высокий уровень конкурентоспособности проекта строительства низконапорной плотины в районе г. Городца связан с конкурентными преимуществами за счет:

- решения проблемы судоходства и обеспечения гарантированных глубин;

- реализации целевой программы по созданию международного транспортного коридора «Север - Юг»;

- роста объемов перевозок, в том числе судами загранплавания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.