Научная статья на тему 'Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъектамельник Маргарита Викторовна'

Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъектамельник Маргарита Викторовна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / CONTENT OF INDICATORS / ПИРАМИДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / THE PYRAMID OF ECONOMIC INDICATORS / СООТВЕТСТВИЕ ДЕРЕВУ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ / COMPLIANCE WITH THE ORGANIZATION'S OBJECTIVES TREE / СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ANALYTICAL SUPPORT SYSTEM OF MANAGEMENT / КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / CLASSIFICATION AND DIFFERENTIATION OF INDICATORS / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INTEGRAL INDICATORS / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СИСТЕМЫ / BALANCED SYSTEM / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ESTIMATION METHODS OF INDICATORS / ESTIMATION APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник Маргарита Викторовна

В статье рассмотрена роль экономического анализа как основного метода обоснования и контроля за реализацией управленческих решений. Показаны основные уровни аналитической работы: формирование и дифференциация показателей, характеризующих разные направления хозяйственной деятельности организации; построение пирамиды показателей, позволяющих выделить их группы, адекватные компетенциям разных уровней управления, и преобразовать частные показатели, содержащиеся в первичных документах, в комплексные показатели, характеризующие результативность и эффективность деятельности отдельных подразделений и субъекта хозяйствования в целом; согласование пирамиды показателей с деревом целей развития организации; обоснованы направления классификации и уровни дифференциации показателей; дана оценка разных подходов к формированию интегральных показателей выделение итогового комплексного экономического показателя и рейтинговая оценка деятельности подразделений и организации в целом.Опираясь на опыт формирования системы аналитического обеспечения в российской школе анализа и управления, проведена оценка ее соответствия сбалансированной системе показателей, предложенной Д. Нортоном и Р. Капланом и широко используемой современными организациями в России и других странах. Подчеркивая единство методологии формирования системы показателей в комплексном экономическом анализе и сбалансированной системе, обоснованы направления их адаптации к рыночной экономике, включая необходимость расширения показателей, характеризующих окружающую деловую среду, влияние на результаты деятельности экономического субъекта, состояние рынков товаров, капитала, труда и интеллектуальных разработок, в частности инновационных (патентов, изобретений и т.д.). Это предполагает формирование показателей, характеризующих внешние связи организации с разными группами стейкхолдеров. Важно четко раскрыть показатели развития организации, связанные с оценкой факторов успеха, изменением ключевых показателей эффективности. Сформулированы рекомендации по формированию системы показателей, адекватных современным системам управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A BALANCED SCORECARD FOR SUSTAINABLE BUSINESS MANAGEMENT

The article describes the role of economic analysis as a main approach of justification and monitor for managerial decisions implementation. Basic levels of analytical operation have been shown: indicators formation and differentiation characterizing the different areas of economic activities of the organization; creation of a indicators pyramid to identify their group, adequate competences of different levels of management, and to convert special indicators contained in the primary documents into complex indicators characterizing the effectiveness and efficiency of the individual units and a business entity in general; matching the indicators pyramid with the development goals tree of organization; directions of classifi ation and levels of differentiation indicators have been justifi evaluation of different approaches to the formation of integral indicators have been given emphasizing of the final comprehensive economic indicator and rating estimation of activity of divisions and organization in general.Based on the experience of formation of the system of analytical support in Russian school of analysis and management, the evaluation conformity with balanced scoreboard, which is proposed by the Nortan and Kaplan widely used by modern organizations in Russia and other countries, has been made. Emphasizing the unity of the methodology of forming a system of indicators in the complex economic analysis and balanced system the directions of their adaptation to a market economy, including the necessity to expand indicators characterizing the business environment, the impact on the performance of the economic entity, the state of markets of goods, capital, labor and intellectual developments, especially innovative developments (patents, inventions, etc.) have been justified. This involves the formation of indicators characterizing the external communications in the organization with different stakeholder groups. Recommendations for the formation of a system of indicators, adequate to modern management systems have been formulated.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъектамельник Маргарита Викторовна»

УДК 336.717

Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъекта

МЕЛЬНИК МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА,

доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: aik@fa.ru

аннотация

В статье рассмотрена роль экономического анализа как основного метода обоснования и контроля за реализацией управленческих решений. Показаны основные уровни аналитической работы: формирование и дифференциация показателей, характеризующих разные направления хозяйственной деятельности организации; построение пирамиды показателей, позволяющих выделить их группы, адекватные компетенциям разных уровней управления, и преобразовать частные показатели, содержащиеся в первичных документах, в комплексные показатели, характеризующие результативность и эффективность деятельности отдельных подразделений и субъекта хозяйствования в целом; согласование пирамиды показателей с деревом целей развития организации; обоснованы направления классификации и уровни дифференциации показателей; дана оценка разных подходов к формированию интегральных показателей - выделение итогового комплексного экономического показателя и рейтинговая оценка деятельности подразделений и организации в целом. Опираясь на опыт формирования системы аналитического обеспечения в российской школе анализа и управления, проведена оценка ее соответствия сбалансированной системе показателей, предложенной Д. Нортоном и Р. Кап-ланом и широко используемой современными организациями в России и других странах. Подчеркивая единство методологии формирования системы показателей в комплексном экономическом анализе и сбалансированной системе, обоснованы направления их адаптации к рыночной экономике, включая необходимость расширения показателей, характеризующих окружающую деловую среду, влияние на результаты деятельности экономического субъекта, состояние рынков товаров, капитала, труда и интеллектуальных разработок, в частности инновационных (патентов, изобретений и т.д.). Это предполагает формирование показателей, характеризующих внешние связи организации с разными группами стейкхолдеров. Важно четко раскрыть показатели развития организации, связанные с оценкой факторов успеха, изменением ключевых показателей эффективности. Сформулированы рекомендации по формированию системы показателей, адекватных современным системам управления. Ключевые слова: содержание показателей; пирамида экономических показателей; соответствие дереву целей организации; система аналитического обеспечения управления; классификация и дифференциация показателей; частные, сводные, интегральные показатели; сбалансированность системы; методы оценки показателей.

Development of a Balanced scorecard for sustainable business Management

MARGARITA V. MELNIK,

PhD (Economics), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: aik@fa.ru

abstract

The article describes the role of economic analysis as a main approach of justification and monitor for managerial decisions implementation. Basic levels of analytical operation have been shown: indicators formation and differentiation characterizing the different areas of economic activities of the organization; creation of a indicators pyramid to identify their group, adequate competences of different levels of management, and to convert special indicators contained in the primary documents into complex indicators characterizing the effectiveness and efficiency of the individual units and a business entity in general; matching the indicators pyramid with the development goals tree of organization; directions of classification and levels of differentiation indicators have been justified; evaluation of different approaches to the formation of integral indicators have been given - emphasizing of the final comprehensive economic indicator and rating estimation of activity of divisions and organization in general.

Based on the experience of formation of the system of analytical support in Russian school of analysis and management, the evaluation conformity with balanced scoreboard, which is proposed by the Nortan and Kaplan widely used by modern organizations in Russia and other countries, has been made. Emphasizing the unity of the methodology of forming a system of indicators in the complex economic analysis and balanced system the directions of their adaptation to a market economy, including the necessity to expand indicators characterizing the business environment, the impact on the performance of the economic entity, the state of markets of goods, capital, labor and intellectual developments, especially innovative developments (patents, inventions, etc.) have been justified. This involves the formation of indicators characterizing the external communications in the organization with different stakeholder groups. Recommendations for the formation of a system of indicators, adequate to modern management systems have been formulated. Keywords: content of indicators; the pyramid of economic indicators; compliance with the organization's objectives tree; analytical support system of management; classification and differentiation of indicators; private, aggregated, integral indicators; balanced system; scoreboard, estimation approaches; estimation methods of indicators.

В условиях институциональных реформ, которые проводятся в экономике России при расширении хозяйственных связей внутри страны и активной интеграции российской экономики в мировое сообщество, все большее внимание уделяется вопросам информационного обеспечения систем управления всех уровней. Они находят отражение в работах многих специалистов по совершенствованию учетно-аналитических систем управления. Это характерно и для научной школы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (исследования докторов экономических наук, профессоров В.И. Бариленко, О.В. Ефимовой, Р.П. Булыги, М.В. Мельник, кандидата экономических наук, профессора Г.В. Сергеевой и кандидата экономических наук, доцента В.В. Бердникова). Однако основная направленность этих исследований, как правило, связана с привязкой информационного обеспечения к решению конкретных задач, методам обоснования управленческих решений. При этом авторы ориентируются прежде всего на анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности и в меньшей мере используют показатели технико-экономического анализа, оперативного учета, статистики.

Одновременно следует отметить, что в аналитических исследованиях 50-70-х гг. прошлого века

большое внимание уделялось оценке достаточности информационного обеспечения и формированию показателей (характеристик) деятельности организации, которые наиболее полно удовлетворяют требованиям всех уровней управления (менеджеров). Актуальность этой проблемы усугубляется в настоящее время, когда для принятия управленческих решений данные бухгалтерской отчетности используются большим числом юридических лиц, сотрудничающих друг с другом, когда принимаются решения по выбору форм сотрудничества [1, 2].

Именно поэтому в работах об информационном обеспечении необходимо более полно показать и рассмотреть вопросы формирования системы показателей, выделяя те, которые должны содержаться в разных документах организации, и восполнить недостаток тех показателей, которые не отражены в отчетности. Это хотя и тесно связанные, но самостоятельные аспекты исследования информационной системы.

Следует отметить, что в последние годы проведена серьезная работа в части развития учетной информации, что обусловлено расширением требований, которые предъявляются к отчетности отдельных субъектов хозяйствования. При этом данный процесс связан с несколькими

направлениями изменения деятельности субъекта хозяйствования. Во-первых, на содержание отчетности влияют вопросы усиления социальной и экологической ответственности бизнеса, что связано с теорией устойчивого развития предприятия и расширением состава принимаемых решений. Во-вторых, речь идет о формировании интегрированной отчетности, в которой в большей мере, чем в какой-либо другой, представлены характеристики определения роли конкретного субъекта хозяйствования на локальном, национальном и мировых рынках.

Необходимо подчеркнуть еще один важный момент, который требует изменения отчетности как важнейшего источника информации для управления организациями. Он связан с самостоятельным принятием решений о выборе основных факторов роста предприятия, возможности лучшего использования имеющихся ресурсов и наиболее рационального размещения средств, направленных на капитализацию, между инвестиционными проектами, определенными подразделениями организации. Учитывая, что интеграционные связи внутри одного субъекта хозяйствования существенно расширяются и усложняются, приходится рассматривать не только производственно-технические взаимоотношения отдельных подразделений производства, но и их экономическое взаимодействие. И это прежде всего относится к корпоративным структурам, в которых функционируют предприятия с разной степенью юридической самостоятельности и зависимости от того предприятия, где выпускается финальный продукт. При этом каждое из них несет самостоятельную ответственность за результаты своей деятельности. Вместе с тем, учитывая тесный характер взаимосвязей внутри одного воспроизводственного процесса, стремление увидеть и обосновать наиболее полно все факты хозяйственной жизни своих партнеров по бизнесу является вполне естественным.

В то же время, как уже было отмечено, этот процесс базируется прежде всего на совершенствовании информационной системы отдельных субъектов хозяйствования в части учетной информации и обоснования потребности в информации, формирующейся в рамках отдельных рынков: рынка труда, материальных ресурсов, капитала. В настоящее время особое значение имеет рынок интеллектуальных продуктов, и именно он является базой для инновационного развития во

многих секторах экономики. Но в последние годы в существенно меньшем количестве работ рассматриваются вопросы формирования показателей внешней информации, которые должны быть не только сформированы, но и представлены для использования субъектам хозяйствования.

В первые годы рыночной экономики немало сил было отдано созданию специализированных организаций, которые формировали такую информацию. Они выполняли функцию консультационного обслуживания бизнеса, и естественно, что взаимоотношения с ними осуществлялись на платной основе, т.е. по соответствующим договорам возмездного оказания услуг. Однако, как показала жизнь, этого недостаточно, и необходимо иметь широкий массив информации о развитии регионов, отдельных видов деятельности и зарубежных стран. Кроме того, все большее внимание организации уделяют научно-технической информации, получение которой тоже является в достаточной мере затруднительным, учитывая, что большинство научно-исследовательских организаций работают на коммерческой основе и, следовательно, передача этой информации также осуществляется на возмездной основе. Вместе с тем следует иметь в виду, что многие предприятия, особенно среднего и малого бизнеса, не представляют, к кому можно обратиться за оказанием услуг в части поиска путей эффективного развития, привлечения новых технологий, изучения методов организации производства, которые сложились на передовых предприятиях и являются результатом интеллектуальной деятельности организаций, выпускающих аналогичную продукцию и использующих аналогичные технологические процессы. Если в централизованной экономике такие материалы в большей мере издавались под эгидой государства и обеспечение научно-технической информацией было поставлено на очень хорошей основе, то в настоящее время этот вопрос до конца не решен. Это, во-первых, вызывает замедление темпов обновления производственных процессов, а, во-вторых, достаточно часто приводит к параллельной разработке одних и тех же проблем во многих организациях. Безусловно, такая ситуация является следствием расширения конкурентности в хозяйственной деятельности. Вместе с тем, учитывая интеграционный характер многих процессов, когда разные части воспроизводственного цикла осуществляются самостоятельными предприятиями, несостыковка

в уровне развития различных технологических процессов и даже качественных параметров отдельных элементов, которые могут быть использованы при производстве разных видов продукции, встречается все чаще. Именно вследствие противодействия такой разрозненной работе создаются технологические цепочки субъектов хозяйствования, которые на договорной основе, или на основе консолидации капитала и выпуска продукции, достигают соглашения в части единства решения тех или других проблем развития производства.

Естественно, что в таких условиях новые требования предъявляются к информационной системе и прежде всего к экономическому анализу как важнейшему направлению подготовки информации к использованию при принятии решений разного уровня и направленности. В этой связи проблемы информационного обеспечения рассматриваются более широко. Они связаны не только с обоснованием состава информации, которая должна быть получена из определенных источников, и обеспечением сопоставимости информации в динамике и в пространстве, но и вопросами внутреннего построения информационной системы, адекватной целям реализации стратегических задач, что требует соответствующей классификации и преобразования первичной информации, субординации информации разного уровня. И в этой связи одной из узловых задач становится формирование системы показателей, которые используются в документах, представляемых и позиционируемых любым экономическим субъектом для внешнего пользования: для своих партнеров, конкурентов, клиентов, государственных органов управления.

Именно поэтому должна быть рассмотрена проблема информационного обеспечения с позиций экономической безопасности страны, региона, отдельного субъекта хозяйствования. Это должна быть не только надежная и полная информация. Она должна иметь целевую направленность на разных ее пользователей, т.е. с учетом стейкхолдеровской теории информация, которую готовит любой субъект хозяйствования, должна быть целенаправлена на удовлетворение потребностей разных групп стейкхолдеров с позиций установления наиболее рациональных хозяйственных связей между экономическими субъектами и наибольшей согласованности работы, позволяющей реализовать глобальные цели развития

экономики крупных хозяйственных систем и согласовать интересы всех участников бизнеса.

В этой связи необходимо поставить вопрос об упорядочности системы показателей по различным классификационным признакам, оптимизации количества показателей, используемых для обоснования управленческих решений разного горизонта и направленности. При этом чрезвычайно важным становится вопрос преобразования первичных показателей в производные, т.е. работа с данными, содержащимися в отчетных документах, которые являются открытыми и обязательны для представления в соответствующие организации и службы для презентации любого субъекта хозяйствования и тех показателей, которые используются для внутреннего управления предприятием. Следует отметить, что первостепенной задачей в этом плане становится определенная стандартизация и алгоритмизация показателей, с тем чтобы не было разночтения различных показателей в разных объектах и на разном уровне управления. Для этого должна быть изучена экономическая природа, обеспечено единство принципов образования и использования разных показателей, характеризующих явления и процессы, происходящие на отдельных предприятиях.

По глубине раскрытия содержания любого процесса и явления можно выделить три типа систем показателей: простую, которая характеризует внешнее описание; системно изучающую внутренние связи предприятия; сводную систему показателей, всесторонне анализирующую все возможные связи и взаимосвязи внутри предприятия и между партнерами. При этом следует иметь в виду, что наиболее рационально для выявления такого соответствия разных систем показателей определить взаимоотношения стоимостных показателей, которые наиболее полно представлены в отчетности предприятия (стоимостные абсолютные показатели), с относительными показателями, которые, как правило, достаточно хорошо представлены при коэффициентном анализе деятельности любого предприятия. Раскрытие при помощи факторного анализа взаимосвязей отдельных показателей с постепенным подключением детализации факторов происходит путем последовательного перехода от абсолютных к относительным показателям.

Для этой цели может быть рекомендовано построение так называемой пирамиды показателей,

основной смысл которой состоит в дифференциации показателей по уровню управления, и последовательный переход от более общих показателей к частным по принципу «сверху вниз» или по принципу «снизу вверх» [3]. При этом должны быть соблюдены, безусловно, следующие принципы: установлено наличие тесноты связей между обобщающими показателями и частными; обозначены типичные связи всех показателей в системе; установлены общие агрегированные показатели по мере повышения уровня иерархии управления, т.е. степень агрегированности должна полностью соответствовать уровню принимаемых решений. Такая многоступенчатая система показателей должна быть подчинена целям различных уровней управления предприятием при общей их согласованности. Другими словами, можно считать, что пирамида показателей накладывается на «дерево целей», реализуемых в рамках определенной стратегии, определенного инвестиционного проекта, периода развития предприятия. Структурно в систему показателей входят показатели, характеризующие основные факты хозяйственной деятельности предприятия и их результаты, но также включается большое количество показателей из нормативных и плановых документов. В вершине пирамиды стоят показатели системы в целом, затем — отдельных микросистем. Такая пирамида показателей наиболее тесно корреспондирует с составом бюджетов, которые составляются на каждом субъекте хозяйствования. Но при этом учитываются и особенности характера показателей, т.е. качественные и количественные показатели, сочетание частных и общих показателей, первичные и производные показатели, выделяются главные и вторичные, используются показатели с различными измерителями: не только стоимостные, но и натуральные и условно-натуральные.

Кроме того, очень большое значение имеет правильное расположение в пирамиде показателей, выделенных по производственным принципам, или непосредственно по связи с производственным процессом, которые зависят или не зависят от предприятия, для того чтобы можно было, с одной стороны, оценить качество конечных целевых показателей, а с другой — видеть те факторы и методы, используя которые, можно добиться желаемого уровня конкретных показателей. Весьма важна широкая характеристика показателей, позволяющих оценить экстенсивные и интенсивные методы использования

ресурсов предприятия, включая предметы труда, средства труда, использование рабочего времени, а как следствие, — зарплатоемкости продукции. Результативные показатели характеризуют отдельные направления деятельности предприятия, но одновременно и общие итоговые показатели эффективности производства. При этом чрезвычайно важно выделить показатели, характеризующие размещение производительных сил и особенности влияния природных ресурсов, транспортного месторасположения, общих социально-экономических показателей окружающей среды на результаты деятельности предприятия. Этой группе показателей следует уделить особое внимание, ибо они должны быть рассмотрены особенно скептически и тщательно, для того чтобы обеспечить объективность оценки деятельности предприятия [4, 5].

Что касается источников получения информации, они, безусловно, связаны прежде всего с четкой организацией бухгалтерского и оперативного управленческого учета, статистического и налогового учета, причем сюда же надо отнести и проблему постановки социального учета, так как в условиях составления отчетности, ориентированной на устойчивое развитие, социальный учет приобретает все большее значение. Это также усугубляется повышением значимости учета результатов интеллектуальной деятельности предприятия, т.е. речь идет о всех тех проблемах, которые связаны с учетом интеллектуального капитала.

Естественно, что для грамотного использования и построения информационной системы необходимо четко определить периодичность обновления показателей каждой группы, одновременно выделить те нормативные уровни показателей, которые отражены в стандартах, внутренних и внешних нормативах организации. Это связано с требованиями к качеству продукции и организации деятельности предприятия, показателям внешней среды и другим группам внеу-четных показателей, которые характеризуют рынок товаров, капитала, фондовый рынок.

Стандартизация систем показателей должна осуществляться с учетом основных признаков их классификации в аналитических задачах. В соответствии с направлением использования можно выделить группы оперативных показателей, которые широко используются при оперативном анализе и регулировании производства: текущих, которые связаны с оценкой деятельности

предприятия и его подразделений в отдельный период; прогностических, при анализе на длительные сроки.

Все те проблемы, которые до сих пор были изложены, в большой мере ориентированы на исследования, проводившиеся российскими учеными в период централизованной экономики и при переходе на рыночную экономику [2, 4, 6, 7]. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что они в решающей мере подготовили возможность реального использования предложений, сделанных по формированию сбалансированной системы показателей, которая очень широко применяется за рубежом. Используя основные блоки информационного обеспечения, включающие целевые показатели, характеристику внешнего окружения, внутренние факторы и условия для развития предприятия, можно ответить на вопросы, которые стоят перед любым экономическим субъектом и показывают, в каких направлениях необходимо усилить использование материально-технической базы, какие нужны изменения для того, чтобы обеспечить более высокие целевые показатели, финансовые результаты деятельности, что надо делать и с кем работать в этом направлении, какие есть внутренние факторы роста целевых показателей, как на них влияет окружающая среда, какие целевые направления развития можно выделить в качестве инвестиционной и финансовой политики и совершенствования внешнехо-зяйственных связей.

При этом, рассматривая комплекс деятельности экономического субъекта, совершенно четко видно, как складываются взаимоотношения экономического субъекта и основных участников бизнес-процессов, как на внутреннее управление предприятия влияют поставщики, основные партнеры, т.е. ближайшая среда делового окружения, общая структура управления национальным хозяйством и социально-экономические факторы развития.

Сопоставляя традиционный подход к формированию системы показателей и требования к формированию сбалансированной системы показателей, необходимо отметить прежде всего постоянный баланс между факторами формирования итоговых комплексных показателей с внутренними факторами роста, реальными материально-вещественными изменениями, которые происходят в организации, и оценкой деятельности субъекта хозяйствования со стороны

фондового рынка. В этом плане в качестве целевых показателей финансовых результатов деятельности, как правило, выделяются показатели, характеризующие общий объем выручки, т.е. объем продаж, что, безусловно, напрямую связано с развитием рынка товаров (работ, услуг), динамикой цен на отдельные виды продукции (работ, услуг), дефицитом определенных видов выполняемых работ и другими факторами, формирующимися на товарном рынке, за изменением которых должны активно следить менеджеры организации. С этой целью выстраивается новая группа показателей, которые базируются на материалах марке -тинговых исследований, проведенных как в целом по региону, по определенной группе производств, так и непосредственно проводимых самим предприятием при установлении прямых контактов с будущими клиентами.

Оценивая показатели прибыли и возможности регулирования текущей доходности капитала предприятия, в частности выплаты дивидендов, что в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность оргазации, необходимо учитывать те изменения, которые происходят в рамках рынка капитала. Фондовый рынок оказывает самое серьезное влияние на формирование долгосрочного показателя финансовых результатов, связанных с динамикой стоимости компании, ибо она в большей мере зависит не только от тех реальных изменений, которые происходят на предприятии, но и от состояния фондового рынка, имея в виду отклонения цен фондового рынка от балансовой стоимости компаний в результате их деловой репутации (гудвилла), и возможности увеличения стоимости акций при их движении. Отсюда можно видеть взаимосвязь этой группы финансовых показателей не только с приращением объема продаж, но и с изменением структуры и масштабов производства, т.е. с направлениями использования нераспределенной прибыли по направлениям капитализации. Кроме того, необходимо выявить рост эффективности собственного капитала и его приращение за счет наиболее рациональной структуры финансовых ресурсов, имея в виду соотношение собственного и заемного капитала (эффект финансового рычага).

Вместе с тем в условиях парадигмы устойчивого развития предприятия к целевым показателям необходимо отнести и понимание экологично-сти производства и социальной ответственности

бизнеса, по которым также в большой мере оценивается работа предприятия, и в частности рост стоимости компании на фондовом рынке с учетом ее инвестиционной привлекательности, т.е. можно считать, что эти рыночные категории напрямую связаны с экологической составляющей и социальной ответственностью бизнеса.

Особое место в системе показателей должны занять характеристики создания интеллектуального капитала организации, включая такие, как кадровый состав, уровень его квалификации, управление карьерным ростом и лояльность к задачам, решаемым организацией, и условиям своего труда. В этой части информационное обеспечение экономического субъекта должно включать ряд показателей из статистического учета и отчетности, а также из специальных исследований по изменениям рынка труда.

Характеристика интеллектуального капитала организации связана с развитием организационной структуры научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и эффективностью бизнес-процессов. Эта часть информации включает показатели о самостоятельно разработанных и приобретенных патентах, изобретениях, ноу-хау, результатах интеллектуальной деятельности и т.д. В этом же блоке информации необходимо дать показатели организационной структуры производства и его корпоративной культуры (уровень централизации и децентрализации производства, полноты производственной структуры, уровня концентрации бизнес-процессов и т.д.). Такие показатели включены в научно-техническую информацию, получение которой в настоящее время полностью не отработано. Именно это является узким звеном в обоснованном выборе направлений развития организации (четвертый блок в системе сбалансированных показателей).

Весьма серьезная работа проводится в части совершенствования системы показателей о бизнес-процессах. Следует иметь в виду, что особое внимание уделяется тем процессам, которые касаются непосредственно производства. К ним напрямую примыкают и существенно влияют на экономическую эффективность деятельности предприятия процессы закупки и реализации продукции, которые в большой мере обусловлены изменением факторов, не связанных непосредственно с деятельностью самого предприятия, однако имеющих значительное влияние на

его результаты. Это прежде всего динамика цен на потребляемые товары, материалы, полуфабрикаты, а также на конечную продукцию. При этом возможности регулирования уровня цен и системы взаиморасчетов могут очень серьезно повлиять на итоговые финансовые показатели. Вышесказанное имеет большое значение для формирования самой системы показателей, касающихся вмененных факторов, формирующих эффективность деятельности предприятия.

Что касается внутрипроизводственной информации, здесь также необходимо рассматривать все те позиции, которые касаются непосредственно организации операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, при этом учитываются не только материально-вещественные процессы, но и взаимодействие и взаимная заинтересованность всех участников бизнеса, включая все те социальные процессы, которые формируются в рамках бизнеса. Так, заметное влияние на характеристику бизнес-процессов оказывает корпоративная культура, в которой определяется отношение каждого работника к реализации поставленных задач, тех стратегических позиций, которые приняты на предприятии.

Вместе с тем, даже когда речь идет о непосредственно операционной деятельности и формировании эффективной организации бизнес-процессов, необходимо иметь в виду, что в последние годы существенно меньше внимания уделяется тем показателям, которые касаются выбора рациональной структуры производства, в частности учета эффекта масштаба производства при выборе производственных мощностей, рациональной специализации в рамках установившейся ассортиментной цепочки, тех вопросов, которые связаны с рациональным кооперированием и комбинированием производства, что в большой мере определяет сроки выполнения необходимых заданий и рационального использования материальных ресурсов [3, 4, 8]. Вместе с тем, когда речь идет о кооперации, встает новый вопрос наряду с теми традиционными разработками российских ученых, которые были сделаны уже в период рыночной экономики, — непосредственно выделение ряда процессов на аутсорсинг и выполнение их силами самостоятельных предприятий, которые на определенных условиях устанавливают устойчивые хозяйственные связи. Это может быть как на основе договорной системы, когда возникает технологическая цепочка организаций, или

на основе консолидации как по выпуску, так и по капиталу, когда внутри этой технологической цепочки единого производственного цикла возникают особые отношения на основе консолидации капитала, т.е. финансовой и инвестиционной деятельности.

В то же время, когда речь идет об использовании имеющихся ресурсов, большое значение для рационального, интенсивного и экстенсивного их использования имеет гармонизация различных видов ресурсов, в частности обеспечение соответствия оборудования и материальных ресурсов той ассортиментной гамме, которая выпускается в данном производстве и, наконец, соответствия квалификации работников той работе, которую они выполняют. Эти вопросы интенсивного и экстенсивного использования относятся, как правило, к показателям второго и третьего уровня, вскрывающим факторы, влияющие на результаты деятельности организации.

Что касается временной организации бизнес-процессов, к ним прежде всего нужно отнести четкие классические характеристики организации производственного цикла, к которым относятся показатели ритмичности и пропорциональности производства, а также обоснование рациональной партии запуска/выпуска, которые, с одной стороны, связаны со специализацией производства, а с другой — должны быть ориентированы на состав тех договоров, которые заключены с ведущими клиентами организации, а также учитывать масштабы отдельных поставок по основным материалам. Только при такой постановке и всестороннем учете показателей бизнес-процессов может быть обеспечена достаточная и достоверная информация как по внутренним, так и по внешним связям субъектов хозяйствования [8, 9].

Как уже было отмечено, особое внимание уделяется оценке делового окружения экономического субъекта, его влиянию на результаты деятельности, устойчивость его развития. В этом плане к деловому окружению относятся характеристики клиентов предприятия, что является прямым условием формирования оптимального ассортимента продукции, и управление ассортиментом продукции идет на основе изучения клиентов, на потребности которых ориентирован соответствующий субъект хозяйствования. Среди клиентов, безусловно, необходимо выделить ведущих, понимая, что, с одной стороны, наличие крупного клиента, ограниченного количества клиентов,

обеспечивающих рост объема продаж, связано с повышенным риском, ибо их неплатежеспособность может привести к сложностям платежеспособности и финансовой устойчивости субъекта хозяйствования. С другой стороны, сокращение количества клиентов, как правило, обеспечивает существенную экономию за счет снижения трансакционных расходов. Поэтому, когда даются характеристики клиентов, необходимо, кроме акцентирования внимания на основных, ведущих клиентах, которое традиционно проводится на любом субъекте хозяйствования, выделить порядок работы на свободном рынке.

Проведение работ по повышению доли государственного заказа имеет значение для финансовой устойчивости предприятия, так как государственный заказ в определенной мере гарантирован оплатой. Отмечается также группа корпоративного рынка, который имеет очень большое значение с двух позиций. С одной стороны, это устойчивые связи, определяющие достаточно четкие гарантии платежеспособности. В этом случае, как правило, можно получить авансы и, зная своих корпоративных клиентов, иметь больше уверенности в их финансовой устойчивости, соответственно в гарантии оплаты своих работ и услуг. Однако свободный рынок тоже имеет самостоятельное значение, прежде всего как пилотный, когда видно, какие происходят изменения в спросе и какие дополнительные требования предъявляются к продукции. С другой стороны, свободный рынок — это поиск наиболее устойчивых и выгодных клиентов. Формирование показателя соотношения этих групп рынков имеет чрезвычайно важное значение для того, чтобы сделать четкий вывод о финансовой устойчивости предприятия. Такое же значение имеет формирование информации о бизнес-партнерах, при этом среди них, как правило, выделяются те устойчивые бизнес-партнеры, экономическое состояние которых и финансовая устойчивость достаточно хорошо известны, а также новые партнеры, за взаимоотношениями с которыми должен быть установлен наиболее четкий контроль. В этом же плане рассматривается состав основных подрядчиков, поставщиков, 1Т-партнеров, консультантов, всех тех, кто принимает непосредственное участие в бизнес-процессе.

Оценивая инвестиционную привлекательность и формирование инвестиционной политики, естественно, необходимо опираться на информацию

о кредиторах и инвесторах, услугами которых мы можем воспользоваться, и ориентироваться на показатели рынка капитала и фондового рынка. Кроме того, большое значение имеет рынок труда, потому что подготовка и повышение квалификации работников, формирование тех работников потенциальной специализации и уровня, которые будут необходимы для реализации стратегических процессов на предприятии, поиск грамотных и квалифицированных организаторов бизнеса становятся важнейшими условиями развития организации. Учитывая рост доли интеллектуальных видов деятельности, формирование интеллектуального капитала предполагает обращение не только к рынку труда, но и к рынку образовательных услуг, которые сумеют сформировать необходимую квалификацию и компетенцию работников, и, кроме того, дадут возможность создать такие команды работников, которые обеспечат наиболее четкую и эффективную реализацию поставленных перед ними задач. К тому же экономические субъекты постоянно сотрудничают с властными структурами региона и страны. Органы власти, с одной стороны, предполагают определенную поддержку экономическим субъектам в форме государственной поддержки, определенных субсидий и государственной помощи, регулируя налоговые отношения и формируя налоговые кредиты, предоставляя налоговые льготы и реструктурируя налоговые долги. С другой стороны, органы власти предъявляют все большие требования к экологической и социальной ответственности бизнеса, что предполагает дополнительные затраты со стороны экономических субъектов. Такое взаимодействие с государственными органами позволяет установить межрегиональные и внутрирегиональные внешние связи субъекта хозяйствования. Они непосредственно сопряжены с возможностями и компетенциями субъектов Федерации и федеральных ведомств. Однако, так или иначе, такая координация с партнерами связана не только с производством и финансовой деятельностью, но в большой мере с развитием интеллектуального капитала, социальным обслуживанием, т.е. формированием соответствующего стандарта уровня жизни, с экологической ответственностью и с институциональными возможностями экономического субъекта.

Рассматривая блок показателей о развитии экономического субъекта, можно органично их связать с характеристикой факторов успеха

развития любой организации: с развитием производства, повышением инвестиционной привлекательности, обеспечением финансовой устойчивости производства, ориентированной прежде всего на увеличение доли рынка. Все это достигается за счет тех постоянных изменений, которые обусловлены использованием инновационных решений как в части изменения состава продукта (работ, услуг), выпускаемого конкретной организацией, так и теми изменениями технологии, организации производства, методов управления, которые обеспечивают наиболее результативную, экономичную и эффективную деятельность организации. Характеристика развития напрямую связана со стратегией, выбранной конкретным предприятием, и в то же время базируется на тех инвестиционных проектах, которые реализуются, причем они могут иметь разный уровень инновационно-сти и касаться разных сторон деятельности предприятия.

Но, так или иначе, когда дается характеристика развития, важно видеть глубину инновационных изменений, которые происходят в организации, ибо организационно-управленческие инновации, которые осваиваются на любом предприятии, в большой мере имеют краткосрочный характер и связаны, как правило, с текущими проблемами производства. Они происходят непрерывно, что определяется теорией изменений, на которой базируется сейчас организация управления любого субъекта хозяйствования. В то же время глубокие инновационные изменения, прежде всего связанные с изменениями производимого продукта, принципиальными изменениями технологической схемы производства, реализуются в более длительном периоде времени и в большей мере сопряжены с реализацией крупных инвестиционных программ, которые осуществляются в течение продолжительного периода времени и взаимосвязаны друг с другом. Здесь проблемы очередности, выделения базовых капитальных вложений, сопутствующих вложений, которые требуют развития инфраструктуры для реализации базового инвестиционного проекта, очень важны, и поэтому они прежде всего будут связаны с той инвестиционной деятельностью и грамотностью составления инвестиционных программ, успешностью управления отдельными инвестиционными проектами, которые также рассматриваются в разделе развития. При этом в развитии мы должны в первую очередь опираться на гармонизацию всех

элементов производства, непосредственно производственного, промышленного и интеллектуального капитала, который связан с человеческим фактором и базируется на изменении структуры производства, системы связей, которые возникают в организации воспроизводственного процесса в целом.

Следовательно, когда речь идет об организации системы развития, гармонично должно рассматриваться развитие всех элементов производства, их тесные взаимосвязи. Принципиальнейшим фактором успеха становится их рациональное сочетание по элементам в пространстве и во времени. В этом случае проблемы организации бизнес-процессов последовательно переходят в оценку факторов развития предприятия, определяя взаимодействие производственных, инвестиционных и финансовых бизнес-процессов, протекающих в организации и ее деловом окружении. Такой подход является основным фактором успеха развития предприятия.

Таким образом, когда речь идет об информационном обеспечении современной системы управления, можно выделить несколько блоков исследований, которые становятся наиболее актуальными. Прежде всего необходимо опять возвращаться к традиционной характеристике системы показателей, которые используются в управлении производством, включая анализ как важнейшую составляющую часть развития управления, как метод обоснования и принятия управленческих решений. При этом, рассматривая проблематику системы показателей как основу формирования информационного обеспечения, наряду с производственными, финансовыми и инвестиционными бизнес-процессами необходимо выделить самостоятельный блок организации управленческих бизнес-процессов, т.е. процессов внутри системы управления по формированию целенаправленной, адресно ориентированной системы показателей, помогающей непосредственно менеджеру предвидеть те результаты, которые могут быть получены при различных изменениях производства. Тем самым создается база для принятия альтернативных решений и выбора тех, которые, с одной стороны, являются реализуемыми, а с другой — дают наибольший эффект от их реализации. В то же время при формировании информационной системы очень важно сочетать пирамиду показателей и всю систему аналитического обеспечения управления с общей системой целей,

которые ставятся при реализации стратегии развития организации. Следовательно, в современных условиях важно использовать весь потенциал, накопленный в аналитической и управленческой деятельности российских предприятий, аккумулируя все то полезное, что было в централизованном управлении, и обогащая эти идеи теми новыми требованиями, которые предъявляют глобализация экономики, открытость рынка и новые экономические отношения между субъектами хозяйствования и отношения субъектов хозяйствования с органами государственной власти.

Особое место в системе показателей занимают интегральные показатели, т.е. показатели высшего уровня, когда при использовании ограниченного количества показателей необходимо оценить деятельность, определить направления развития отдельных подразделений или отдельных этапов управления производством. Рассматривая интегральные показатели, необходимо вспомнить два подхода к их формированию. С одной стороны, это выбор такого комплексного показателя, детализация которого через частные и производные показатели дает возможность перейти от итоговой характеристики к параметрам использования конкретных ресурсов производства и определить те рычаги, при помощи которых такие интегральные показатели могут быть изменены. В этом плане, безусловно, классическим примером является характеристика такого итогового показателя, как эффективность собственного капитала, когда, дифференцируя комплексный показатель, можно раскрыть механизм его формирования (комплексный показатель раскрывается через частные, затем частные детализируются на факторные показатели второго и следующих порядков, обеспечивая трансформацию показателей до тех, которые формируются в первичных документах).

Другой подход к формированию интегральных показателей связан с экспертной оценкой, определением рейтинга каждого частного показателя. В этом случае самым принципиальным становится соотношение количественных и качественных характеристик изменения каждого показателя. Например, когда речь идет об оценке предприятия по массе полученной прибыли или достигнутому уровню рентабельности, продаж, активов предприятия или собственного капитала, необходимо прежде всего понимать значимость тех факторов, в результате которых были достигнуты

соответствующие изменения показателя. В этом плане развитие рейтинговых методов, базирующихся на экспертной оценке отдельных показателей, формирующих итоговый интегральный показатель, тоже может иметь очень большое значение, поскольку в этом случае возникают субъективные составляющие, которые могут более широко представить истинную экономическую ситуацию и финансовую устойчивость предприятия.

Таким образом, одним из самостоятельных направлений исследования в области информационного обеспечения становится проблема формирования системы экономических показателей, включая формирование ее состава, методов измерения и порядок включения в общую информационно-аналитическую систему, что в значительной мере определяет дальнейшее развитие методологии экономического анализа.

Литература

1. Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйственных субъектов: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Вилкас Э.Й., МайминасЕ.З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981.

3. Палий В. Ф. Бухгалтерский учет в системе экономической информации. М.: Финансы, 1975.

4. Жеребин В.М. Проектирование экономических информационных систем. М.: Наука, 1983.

5. Карминский А.М. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, 1986.

7. Волкова В. Н., Денисов А. А., Темников Ф. Е. Методы формализованного представления систем: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.

8. Балашов В.Г. Модели и метолы принятия выгодных финансовых решений. М.: Изд-во физ. — мат. лит-ры, 2003.

9. Бочаров Е.П., Колдина А.И. Интегрированные корпоративные информационные системы: принципы построения: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.

References

1. Barngol'ts S.B. Metodologiia ekonomichesko-go analiza deiatel'nosti khoziaistvennykh sub»ektov: ucheb. posobie [The methodology of economic analysis of economic entities: a tutorial]. Moscow: Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2003. (In Russ.).

2. Vilkas E.I., Maiminas E.Z. Resheniia: teoriia, informatsiia, modelirovanie [Decision theory, information, modeling]. Moscow: Radio i sviaz» — Radio and Communications, 1981. (In Russ.).

3. Palii V.F. Bukhgalterskii uchet v sisteme eko-nomicheskoi informatsii [Accounting in the system of economic information]. Moscow: Fi-nansy — Finance, 1975. (In Russ.).

4. Zherebin V.M. Proektirovanie ekonomicheskikh informatsionnykh sistem [Design of economic information systems]. Moscow, Nauka — Science, 1983. (In Russ.).

5. Karminskii A.M. Informatsionno-analitich-eskaia sostavliaiushchaia biznesa: metodologi-ia i praktika [Information-analytical component of business: methodology and practice]. Moscow: Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2007. (In Russ.).

6. Barngol'ts S.B. Ekonomicheskii analiz kho-ziaistvennoi deiatel'nosti na sovremennom etape razvitiia [Economic analysis of economic activity at the present stage of development]. Moscow: Finansy i statistika — Finance and Statistics, 1986. (In Russ.).

7. Volkova V.N., Denisov A.A., Temnikov F.E. Me-tody formalizovannogo predstavleniia sistem: ucheb. posobie [Methods of formalized representation systems: a tutorial]. St. Petersburg: Izd-vo SPbGTU — SPbGTU Publ., 1993. (In Russ.).

8. Balashov V. G. Modeli i metoly priniatiia vy-godnykh finansovykh reshenii [Models and Metolit making profitable financial decisions]. Moscow: Izd-vo fiz. — mat. lit-ry — Publishing House of physical and mathematical literature, 2003. (In Russ.).

9. Bocharov E.P., Koldina A.I. Integrirovan-nye korporativnye informatsionnye sistemy: printsipy postroeniia: ucheb. posobie [Integrated corporate information systems: Principles of construction: a tutorial]. Moscow: Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2005. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.