Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИРЕЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОДНО-ЗЕЛЕНОГО КАРКАСА ГОРОДА ПЕРМЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИРЕЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОДНО-ЗЕЛЕНОГО КАРКАСА ГОРОДА ПЕРМЬ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
382
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНО-ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС / ВОДНЫЕ АРТЕРИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / НАБЕРЕЖНАЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Грибанова Н.В., Школьникова И.Г.

В статье раскрываются понятия в области экологических каркасов с точки зрения различных авторов. Раскрываются проблемы формирования единой системы общественных пространств как водно-зеленого каркаса, основанного на природных меридианах, пронизывающих городскую ткань. На примере Перми, где прослеживается недостаточная обеспеченность территории озелененными рекреационными пространствами, а также игнорируется особенность природной подосновы города в территориальном планировании, автором статьи предлагаются методы по преобразованию главных водных артерий в единый водно-зеленый ландшафтно-рекреационный каркас, с целью улучшения качества среды. Приводятся концептуальные предложения по развитию территорий вдоль долины малых рек (Егошихи и Данилихи) с учетом наиболее перспективных участков, а также главной водной артерии города - набережной реки Камы. Концепция основана на создании взаимосвязанной системы общественных пространств, как инструмента развития водно-зеленого городского каркаса. Предложения учитывают ранее созданные проекты - стратегический мастерплан «Преобразование города», Градостроительную концепцию «Пермь. 300 лет на Каме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Грибанова Н.В., Школьникова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF PUBLIC RIVER SPACES AS A TOOL OF DEVELOPMENT OF THE WATER-GREEN FRAMEWORK OF THE CITY OF PERM

The article reveals concepts in the field of environmental frameworks from the point of view of various authors. The problems of forming a single system of public spaces as a water-green framework based on natural meridians penetrating the urban fabric are revealed. On the example of Perm, where the insufficient provision of the territory with green recreational spaces is traced, and the peculiarity of the natural background of the city in territorial planning is ignored, the author of the article proposes methods for transforming the main water arteries into a single water-green landscape and recreational framework in order to improve the quality of the environment. Conceptual proposals for the development of territories along the valley of small rivers (Egoshikha and Danilikha) are given, taking into account the most promising areas, as well as the main water artery of the city - the embankment of the Kama River. The concept is based on the creation of an interconnected system of public spaces as a tool for the development of a water-green urban framework. The proposals take into account previously created projects - the strategic masterplan "Transformation of the city," Urban planning concept "Perm. 300 years on Kama".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИРЕЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОДНО-ЗЕЛЕНОГО КАРКАСА ГОРОДА ПЕРМЬ»

Формирование системы общественных приречных пространств как инструмент развития водно-зеленого каркаса города Пермь

Грибанова Наталья Валерьевна

магистрант кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, natasha1a0@mail.ru

Школьникова Ирина Григорьевна

доцент кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, beckerira@mail.ru

В статье раскрываются понятия в области экологических каркасов с точки зрения различных авторов. Раскрываются проблемы формирования единой системы общественных пространств как водно-зеленого каркаса, основанного на природных меридианах, пронизывающих городскую ткань. На примере Перми, где прослеживается недостаточная обеспеченность территории озелененными рекреационными пространствами, а также игнорируется особенность природной подосновы города в территориальном планировании, автором статьи предлагаются методы по преобразованию главных водных артерий в единый водно-зеленый ландшафтно-рекреационный каркас, с целью улучшения качества среды. Приводятся концептуальные предложения по развитию территорий вдоль долины малых рек (Егошихи и Данилихи) с учетом наиболее перспективных участков, а также главной водной артерии города - набережной реки Камы. Концепция основана на создании взаимосвязанной системы общественных пространств, как инструмента развития водно-зеленого городского каркаса. Предложения учитывают ранее созданные проекты - стратегический ма-стерплан «Преобразование города», Градостроительную концепцию «Пермь. 300 лет на Каме».

Ключевые слова: водно-зеленый каркас, водные артерии, городская среда, набережная.

Введение

Приречные территории — сложные объекты, включающие географическую, экологическую, экономическую и социальную системы. С целью улучшения состояния экологической среды необходимо провести комплексное изучение природных комплексов береговых территорий для снижения антропогенной нагрузки и воссоздания природного потенциала [1].

Водные ресурсы были исторически важны для городов как носители градообразующей, хозяйственной и транспортной функций. Кроме того, река носила важную общественную функцию. Весенний разлив являлся главным аттракционом для жителей города. Здесь же люди активно взаимодействовали с водой: парусный спорт, купание, ловля рыбы. Водные ресурсы выполняли не только социальную роль, но также являлись осью, структурирующей формирование системы пространства города. На процесс размещения концентрации городского населения через определенное расстояние напрямую влияло положение и масштаб рек.

Изученность вопроса

Нынешняя роль прибрежных зон в городском планировании, что раньше служили транспортными артериями и коммерческими портами, заключается в притяжении глобальных архитектурных изменений. Однако в процесс необходимых преобразований, связанных с пониманием приречных территорий как самых востребованных объектов в городе, которые используются не только в качестве рекреационных зон, но также под коммерческую и жилую застройку, включаются не все города. Так главные архитектурные и градостроительные идеи XX века почти не используют потенциал прибрежных территорий. В «Практике городского планирования» Рэймонд Энвин повествуя о планировании Нюрнберга не счел нужным остановиться на анализе роли реки Пегниц, что протекает через старый центр. Ле Корбюзье в «Современном городе на три миллиона жителей» сравнивает реку с «жидкой железной дорогой» и намеренно располагает центр города вдали от нее.

Тем не менее активно используемые приречные зоны становятся отличительной чертой многих городов. Развитие прибрежных зон городской среды в большинстве случаев основано на урбанизированном подходе, что позволяет сформировать архитектурно-художественный облик берегов, но не восстанавливает водные объекты, как важную часть жизни людей. Берега, оформленные в бетонные блоки, не обеспечивают контакт пользователей с водой.

В настоящее время осознание того, что людям нравится проводить время у воды, а также необходимость

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

воссоздания водно-зеленого потенциала городов запускает процесс формирования открытых общественных пространств, выстраивающихся в единый экологический каркас. Общественные пространства выполняют несколько функций. К основным можно отнести такие, как микроклиматические, хозяйственные, планировочные, эстетические, рекреационные [2].

Значение водно-зеленого или экологического каркаса раскрывает П. Каваляускас, по мнению которого это пространство «особой экологической ответственности», затрагивающая основные в геодинамическом понимании ареалы [3]. В «Экологическом каркасе-стратегии степного природопользования» А.В. Елизаров [4] вкладывает в понятие экологического каркаса систему природных зон, которые выстраиваются в единую организованную систему, обеспечивающую биоразноообразие и сохранение экологического равновесия территории в целом. Цель такого каркаса прежде всего направлена на общество, а именно заложение прочной основы для его экономического и социального развития. Также автор рассматривает условия и механизмы с помощью которых система функционирует. По мнению автора правовые и экономические механизмы, помогающие экологическому каркасу успешно вживаться в городскую систему, должны соответствовать инфраструктуре и непосредственным запросам общества. Н.Ф. Рей-мерс приводит следующую формулировку понятия природного каркаса: это ранжированная по степени экологического значения система участков природы, неразрывная взаимосвязь которых создает предпосылки для формирования естественного экологического равновесия, способного противостоять антропогенным воздействиям [5]. Н.А. Нарбут рассматривает экологический каркас городской территории как совокупность экосистем с урегулированием отношений человек-природа, которые прежде всего формируются для развития города с целью формирования качественной среды для его жителей [6,7]. Также к проблемам отсутствия комплексного формирования приречных зон в своих работах обращаются Н.В. Лазарева и Т.И. За-дворянская. Авторы рассматривают каркас как основной несущий скелет территории, под которым воспринимается система основных линий и зон города с важной природной составляющей с обязательным включением околоводных пространств. При создании модели экологического каркаса авторы считают необходимым выполнение эколого-функ-ционального зонирования земель для определения основных природных и природно-антропогенных комплексов [8,9].

Одним из первых удачных примеров реализации формулы городского благоустройства в XX веке становится площадь Жирарделли в Сан-Франциско. Проект был основан на комплексном подходе к реализации потенциала бывших промышленных территорий в береговой зоне: реконструкция прибрежных зданий + коммерция + туризм + активация жизни городского центра.

«Александр Гарвин отмечает в данном проекте удачную интеграцию новых торговых площадок в «ностальгию по старому Сан-Франциско» [10]. Проекты подобные площади Жирарделли пользуются большой привлекательностью, а также являются основой для будущих преобразований территорий города.

Исследуемая территория

В случае, когда на территории города водных объектов несколько и они занимают особое место в архитектурно-планировочной структуре и системе озеленения в

целом, как в пределах административного центра Пермского края - города Пермь, где водно-зеленые радиусы (река Кама и система долин малых рек) пронизывают город в разных направлениях, можно говорить о принципах непрерывности озеленения и его связи с различными по уровню открытыми пространствами, на которых должны основываться подобные системы. В предложениях градостроительных концепций особое внимание должно уделяться интеграции территорий на стыке различных ландшафтов или функциональных зон, которые образуют «серые пятна» в городской территории, за счет маргинальности и отсутствия инфраструктуры, что влечет за собой отсутствие интереса со стороны потенциальных пользователей.

На примере города Пермь можно выделить основные проблемы приречных городов, потерявших связь с водно-зелеными меридианами. Индустриальная составляющая городской ткани изничтожила часть «зеленых» коридоров, соединяющих и обеспечивающих выход к околоводным пространствам, что создавали единый природный каркас города. В настоящее время внимание направлено не столько на развитие зеленой инфраструктуры города, сколько на экологическое состояние малых рек, которых на территории города протекает около 300, большинство снабжают регион водой. Уплотнение застройки, организация транспортных узлов и изменение функционального наполнения прибрежных зон резко сократили часть «зеленых коридоров». Большинство из этих водных источников по классификации относятся к «грязным, загрязненным и очень грязным».

По последним данным к «зеленой» площади города относятся 45 390,41 га территорий, что составляет 56,7 %, в том числе: 37 972 га - площадь городских лесов; 7 418,41 га - площадь городских зеленых насаждений [11].

В данной статье более подробно изучается экологическое состояние большой реки Камы и двух малых рек - Егошихи и Данилихи города Перми. Градация водных ресурсов определяется их длиной (Ц км) - малые - 0100; средние - 101-500; большие - 501-1000; очень большие - более 1001 [12].

Размеры речного русла реки Егошихи непостоянны. Ее исток берет начало в лесном массиве около микрорайонов Липовая Гора и Владимирский. Берега реки по большей части служат концентрацией многочисленных садовых участков. С долиной реки Егошиха граничат такие специальные территории как Южное и Егошихин-ское (старое) кладбища. Приток водного ресурса города впадает в Каму в районе железнодорожного вокзала «Пермь-1». Некоторые участки Егошихи испытали особенно неблагоприятное влияние человека. Они были заключены в железобетонные трубы, что существенно нарушило состояние склонов, сократило биоразнообразие и уменьшило природные территории. Эти участки преимущественно находятся на пересечениях с автодорогами, районах специальных сооружений, устье под железнодорожными путями [13]. По результатам исследования качества воды, река, имеющая в контрольной фоновой точке самую благополучную характеристику, среди всех малых рек, подвергается наиболее сильной техногенной нагрузке.

Верхнее течение реки Данилихи берет начало в болотистой местности, который территориально можно отнести к Свердловскому району. Далее река протекает через центр города и также впадает в Каму. Природные компоненты реки существенно преобразованы и нару-

шены людьми. Часть реки помещена в подземный коллектор. На всем протяжении экосистема долины реки, протекающей через весь город, граничит с урбанизированной или преобразованной средой. Долина малой реки ранее отличалась высоким ландшафтным и биологическим разнообразием, теперь она вовлечена в хозяйственную деятельность: занята индивидуальными жилыми постройками, свалками и гаражами. Естественное состояние берегов нарушено. Баланс состояния экосистемы долины реки ухудшается в виду того, что территория претерпевает постоянное антропогенное воздействие автотрасс и близкого расположения Транссибирской магистрали [13]. Качество воды немного улучшилось в устье реки и резко ухудшилось в фоновом створе, что указывает на снижении антропогенной нагрузки на Данилиху.

Исследование состояния приречных зон, как неблагоустроенных и загрязненных, создает предпосылки для развития городского водно-зеленого каркаса. Малые реки пронизывают городскую структуру в различных направлениях, поэтому их расположение позволит связать районы в единое целое. В виду того, что в городе наблюдается дефицит озелененных пространств, их раздробленность и разобщенность, а также большое количество протяженных прибрежных территорий, им должно отводиться особое внимание при создании единого водно-зеленого каркаса. При этом интенсивное взаимодействие центра города и его окраин повысит уровень экономической привлекательности периферийных районов и должно стать своего рода основой для развития всего города в целом [14].

На основе проведенного исследования можно выделить основные проблемы среды приречных частей города Пермь:

- отрицание историко-культурных исследований, комплексной оценки территории, итогов систематизации и анализа исходных данных в документах регионального планирования;

- отсутствие целостной системы взаимосвязанных территорий природного каркаса, прилегающих к водным зонам;

- малое количество пешеходных связей и низкое качество благоустройства;

- маргинальные территории в зоне расположения бывших промышленных зон;

- преобладание автотранспорта над пешеходными путями;

-воздействие действующих урбанизированных территорий на экологическое состояние водных ресурсов;

- утрата истории места;

- игнорирование природного потенциала территорий;

- отсутствие функционального наполнения и всесе-зонного использования.

Принципы формирования общественных приречных пространств

В ходе исследования на основании вышеперечисленных проблем и экологических показателей были выделены основные принципы к системному подходу организации приречных территорий, которые легли в основу предложенной концепции по формированию системы общественных пространств.

Экологичность

Сохранение природного потенциала ценных для города и экосистемы водных ресурсов позволит вернуть

реку городу. Исследования, направленные на общую характеристику природной среды, позволят сохранить наиболее ценные объекты, а также восстановить природный потенциал.

Идентичность

Большинство российских городов имеют исторические и культурные паттерны, сформированные на протяжении долгого периода. Основная концепция должна сохранять историю города, его идентичность, а также природное наследие. Современные решения должны бережно интегрироваться в сложившийся облик города.

Комфорт

Грамотно организованные современные общественные пространства смогут связать городскую ткань в единое целое. Этот принцип напрямую влияет на востребованность нового пространства.

Разнообразие

Разнообразие среды выстраивается на основе развитой инфраструктуры с созданием точек притяжения. Наполнение территории должно прежде всего базироваться на запросах потенциальных пользователей. Основные функциональные зоны должны связывать приватные пространства и комфортные маршруты для всех групп пользователей.

Безопасность

Улучшение состояния общественных пространств прежде всего должно быть основано на данном принципе. Буферные зоны и другие приемы организации среды позволят разграничивать различные по скорости движения маршруты с целью обеспечения чувства комфорта и безопасности всех пользователей территории.

Сегодня, как никогда актуальным вопросом остается формирование качественной городской среды, как места, где жители города проводят большую часть свободного времени, и которая оказывает серьезное влияние на их здоровье и жизненную активность [15]. Набережные являются важным элементом этой среды, поэтому выполнена классификация, а также выявлены факторы, влияющие на формирование поперечного и продольного профилей прибрежных зон (рис. 1).

С целью качественного формирования проектных предложений касающихся приречных общественных пространств, была изучена основная группа пользователей, время посещения и сезонная востребованность (рис.2).

На основе полученных данных от различных типов пользователей были сформированы методы развития приречных пространств, в которых учитывалась востребованность территории в разное время года.

Методы развития приречных пространств

1. Внедрение ландшафтной архитектуры в участки прибрежных зон, подверженных антропогенному воздействию.

2. Бережное сохранение природных зон со сложившейся экосистемой с необходимым включением элементов ландшафтной архитектуры.

3. Создание различной по функциональному наполнению инфраструктуры

4. Ревитализация и развития существующих точек притяжения

5. Улучшение транспортной и пешеходной доступности с абсолютным приоритетом природной составляющей среды.

6. Восстановление «зеленых коридоров», соединяющих районы города в единое целое.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

по географическому положению

по градостроительному положению

по водному режиму

по виду использования

по количеству уровней

по планировочной схеме

А

ЗАТОПЛЯЕМАЯ

-

ПЕШЕХОДНАЯ

С

МНОГОУРОВНЕВАЯ

СВОБОДНАЯ

ПРУДОВАЯ

ПЕРИФЕРИЙНАЯ

НЕЗАТОПЛЯЕМАЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ЛШ ЖШ

КОМБИНИРОВАННАЯ

2-УРОВНЕВАЯ

О о

АССИМЕТРИЧНАЯ

ПАРКОВАЯ

^ • • • • А

ТРАНСПОРТНАЯ

1-УРОВНЕВАЯ

О о

СИММЕТРИЧНАЯ

ОКЕАНСКАЯ

Рис. 1 Типы набережных. Авт. Н.В. Гоибанова

МОЛОДЕЖЬ

СРЕДНИМ ВОЗРАСТ

-ЗИМА

ВЕСНА ЛЕТО

-ОСЕНЬ

УТРО

-ВЕЧЕР

НОЧЬ

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА

1 042 763 человек

МУЖЧИНЫ

46%

ЖЕНЩИНЫ

54%

Рис. 2 Анализ потенциальных пользователей. Авт. Н.В. Грибанова

см см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

Проектные предложения по формированию системы приречных общественных пространств

На основе вышеперечисленного были сформированы стратегии развития проектные предложения по трем основным участкам: верхняя часть набережная реки Кама, приоритетные участки развития на малых реках - Егошихи и Данилихи.

Участок 1. Верхняя часть набережной реки Кама: от заводов Дзержинского до железнодорожной станции Пермь-1.

Благоустройство нижней части набережной реки Кама, которая протянулась на 3,8 км [16], будет закончено в 2022 году. Однако сейчас попасть к ней можно лишь по трем спускам:

- у Речного вокзала в самом начале;

- у Картинной галереи (Соборной площади) в центре;

- у Коммунального моста в конце [17].

Тип набережной в городской среде

По географическому положению: речная

По градостроительному положению: периферийная / портовая

По водному режиму: незатопляемая

По виду использования: комбинированная

По количеству уровней: 2х-уровневая По планировочной схеме: ассиметричная Нижняя часть набережной с искусственной береговой линией - подпорные стенки из железобетонных плит. Верхняя часть набережной не оформлена. Потенциал

связность территории с организованными пешеходными путями и комфортными спусками к нижней части набережной;

всесезонное использование

создание развитой инфраструктуры и дополнительного озеленения

раскрытие главной набережной города

Основные решения:

Создание культурного маршрута с включением существующих точек притяжения, а также организация дополнительных объектов развитой инфраструктуры - театр «У Моста», театр оперы и балета, музей малых рек, музей граффити. Для удобства использования территории по основным осям предлагается добавить вертикальные спуски, а также создать визуальные точки восприятия со смотровыми площадками (рис. 3).

Рис. 3 Концептуальный план развития. Река Кама. Авт. Н.В. Грибанова

Л*

ш

ГОРОДСКИЕ УСАДЬБЫ

СЕЗОННАЯ ЯРМАРКА

и

I] 11 и ° Зн

Гг, ГОРОДСКОЙ ОГОРОД I

1 1

"-ЗУ

Рис. 4 Концептуальный план развития. Река Егошиха. Авт. Н.В. Гоибанова

Участок 2. Река Егошиха.

Тип набережной в городской среде

По географическому положению: речная По градостроительному положению: центральная По водному режиму: незатопляемая По виду использования: пешеходная По количеству уровней: 1-уровневая По планировочной схеме: свободная

всесезонное использование

создание развитой инфраструктуры и дополнительного озеленения

улучшение качества городской среды Основные решения:

Предложение создания городского сада-огорода связано с тем, что сейчас в этой зоне реки Егошихи преобладает индивидуальная жилая застройка. Сеть дере-

Набережная с естественной береговой линией. вянных настилов с небольшими площадками для от-Часть реки заключена в коллекторы и железобетонные дыха образуют эко-маршруты среди функционального

трубы.

Потенциал

разнообразия территории (рис. 4). Главными объектами станут городские усадьбы, где посетители территории

создание основного зеленого коридора и связности смогут остановиться и провести время в природной

территории города в единое целое

среде в самом центре города [18].

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м м

Участок 3. Река Данилиха.

Тип набережной в городской среде

По географическому положению: речная По градостроительному положению: центральная По водному режиму: незатопляемая По виду использования: пешеходная По количеству уровней: 1-уровневая По планировочной схеме: свободная Набережная с естественной береговой линией. Часть реки заключена в коллекторы и железобетонные трубы.

Потенциал

создание основного зеленого коридора и связности территории города в единое целое всесезонное использование

создание развитой инфраструктуры и дополнительного озеленения

улучшение качества городской среды сохранение уникальной флоры и фауны

Основные решения:

Концепция основана на ревитализации долины Се-ребрянского парка. Такое название получил участок реки Данилихи, который стал одной из зон внимания Пермского краевого отделения «Всероссийского общества охраны природы» (рис. 5). Парк находится на месте бывшего питомника, основателем которого являлся известный пермский озеленитель Валентин Миндовский. Парк включает в себя уникальную флору и фауну, а именно около 60 видов птиц, а также редкие виды озеленения [18,19].

СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ

см см о см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

МОСТ 1000 СТУПЕНЕЙ

АИОСТ УТИНЫЙ

МОСТ СТАХАНОВСКИ Й

сю1рпяыг площадки -ф- поденные етямцт и причалы

■ ГКЖО»«*«! сжали

#Й]«ссдмм набере»«*!» событийная набережная жишиола | ||жряЙр№1ЕжиЙ пар» -1 городе пая набережная -г

ПЛАН ПАРКА

" ^ "С^

о С^ГГ—-,

/7

СР

и

СМОТРОВАЯ БАШНЯ ^

ЛОДОЧНАЯ СТАНЦИЯ

^ГпШ /Ф

— ^ г7 причал & \\

ё а 0 М£Ш \а <Л

/ЙЙшааЯлй о

ж. % %

Рис. 5 Концептуальный план развития. Река Данилиха. Авт. Н.В. Гоибанова

Заключение

Водно-зеленый каркас города оставался и остается значимой частью его жизни. «Зеленая» инфраструктура определяет здоровье и самоощущение жителей. Речной фасад является основой восприятия города, сохраняет его историю, традиции, определяет формирование участков социально-экономических пространств [20].

Пермский экологический каркас может представлять собой новый тип градостроительного ансамбля больших масштабов, построенного на основе господствующих в

ландшафте природных доминантах - прибрежной территории реки Камы и долин малых рек. Формирование водно-зеленого городского каркаса с включением системы общественных пространств, как инструмента развития приречных территорий, позволит улучшить качество городской среды и здоровье горожан, повысит связность территорий, восполнит рекреационный дефицит города. Важно, чтобы процесс развития города, который оказался разрушительным для естественной природы, в случае Перми, не стал процессом необратимым.

Литература

1. Кропинова, Е.Г. Устойчивое развитие прибрежных территории как основа комплексного управления прибрежными зонами [Электронный ресурс] / Э.П. Афанасьева, Е.Г. Кропинова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 1. -С.140-147. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-pribrezhnyh-territoriy-kak-osnova-koiTipleksnogo-upravleniya-pribrezhnymi-zonami/viewer

2. Иодо И.А., Потаев Г.А. Градостроительство и градостроительное планирование: Учебное пособие / И.А. Иодо, Г.А. Потаев - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 285 с.

3. Каваляускас П. Геосистемная концепция планировочного природного каркаса // Теоретические и прикладные проблемы ландшафтоведения: Тез. XIII Все-союз. совещ. по ландшафтоведению. - Л.: ГО АН СССР, 1988. - С. 102-104.

4. Елизаров А.В. Экологический каркас - стратегия степного природопользования/ Елизаров А.В. - Степной бюллетень, 1998. - Вып. 2-4. - С. 76-91.

5. Пономарев А.А., Байбаков Э.И., Рубцов В.А. Экологический каркас: анализ понятий / А.А. Пономарев, Э.И. Байбаков, В.А. Рубцов - // Ученые записки Казанского Университета. Естественные науки - 2012. - том 154, кн. 3.

6. Нарбут, Н.А. К вопросу об экологическом планировании городской территории. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности (Социальная и экономическая география). - 2008 - № 4 - С. 29 - 34.

7. Нарбут, Н.А. К вопросу о методологических и методических аспектах формирования экологического каркаса территории // Вестник ДвО РАН. - 2008. - № 1. - С. 69-73.

8. Задворянская, Т.И. Ландшафтно-градострои-тельная организация рекреационных зон в структуре прибрежных территорий крупных городов. / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. арх. - Воронеж, 2009.

9. Лазарева, Н.В. Архитектурно-ландшафтная организация долин малых рек в городах. / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. арх. - М., 1990.

10. Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города / В. Рыбчинский - М: Strelka Press, 2015. - 220 с.

11. Зеленый фонд // Муниципальное образование город Пермь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gorodperm.ru/actions/ecology/citynature/green fund/

12. Двинских С.А., Китаев А.Б. Экологическое состояние малых рек города Перми / С.А. Двинских, А.Б. Китаев // Географический вестник: Гидрология. - 2011. - N 2 (17). - C. 1-10.

13. Теличенко В.И. «Парк Яуза». Инвестиции в развитие прибрежных территорий» Вестник МГСУ Том 14 Выпуск 9. 2019. 1095-1095.

14. Река Кама - Зеленое кольцо Перми, 2022 [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80ajabgzkffl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-kama/

15. Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки / по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - М., 2016 . - 564 с.

16. Центральная набережная Перми (р. Кама) -Парки, сады и скверы России, 2022 [Электронный ресурс] - URL: https://topparki.ru/centralnaja-naberezhnaja-permi-r-kama/

17. Река Егошиха - Зеленое кольцо Перми, 2022 [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80ajabgzkftl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-egoshiha/

18. Река Данилиха - Зеленое кольцо Перми, 2022 [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80ajabgzkftl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-daniliha/

19. Серебрянский парк - ВООП, 2019 [Электронный ресурс] - URL: https://vooppk.org/news/serebryanskij-park.html

20. Водно-зеленый каркас Перми - что нужно знать? - Пермская гражданская палата, 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://pgpalata.ru/2020/03/23/vodno-zelyonyj-karkas-permi-chto-nuzhno-znat/

Formation of the system of public river spaces as a tool of development

of the water-green framework of the city of Perm Gribanova N.V., Schkolnikova I.G.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

The article reveals concepts in the field of environmental frameworks from the point of view of various authors. The problems of forming a single system of public spaces as a water-green framework based on natural meridians penetrating the urban fabric are revealed. On the example of Perm, where the insufficient provision of the territory with green recreational spaces is traced, and the peculiarity of the natural background of the city in territorial planning is ignored, the author of the article proposes methods for transforming the main water arteries into a single water-green landscape and recreational framework in order to improve the quality of the environment. Conceptual proposals for the development of territories along the valley of small rivers (Egoshikha and Danilikha) are given, taking into account the most promising areas, as well as the main water artery of the city - the embankment of the Kama River. The concept is based on the creation of an interconnected system of public spaces as a tool for the development of a water-green urban framework. The proposals take into account previously created projects - the strategic masterplan "Transformation of the city," Urban planning concept "Perm. 300 years on Kama". Keywords: water-green frame, water arteries, urban environment,

embankment References

1. Kropinova, E.G., Afanaseva, E.P. (2014) Sustainable Development of Waterfront Areas as a Basis for Complex Management of Waterfront Zones [Online]. Bulletin of the I.Kant Baltic Federal University, Issue 1, p. 140-147. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n7ustoychivoe-razvitie-pribrezhnyh-territoriy-kak-osnova-kompleksnogo-upravleniya-pribrezhnymi-zonami/viewer (in Russian)

2. lodo I.A., Potaev G.A. (2008) Urban planning and planning; Tutorial. Rostov-na-Donu: Feniks (in Russian).

3. Kovaliauskas P. (1988) Geosystemic concept of planning natural frame // Theoretical and applied problems of landscape science: Proceedings. XIII All-Union. meeting in landscape science. Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, pp. 102-104 (in Russian).

4. Elizarov A.V. (1998) Ecological framework - strategy of steppe nature management. Steppe Bulletin, (2-4), pp. 76-91 (in Russian).

5. Ponomarev A.A., Baibakov E.I., Rubtsov V.A. (2012) Ecological framework: analysis of concepts. Scientific notes of Kazan University. Natural Sciences, (154), pp. 228 - 236 (in Russian).

6. Narbut, N.A. (2008) On the issue of environmental planning of urban areas. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia, (4), pp. 29 - 34 (in Russian).

7. Narbut, N.A. (2008) On the issue of methodological and methodological aspects of the formation of the ecological frame of the territory. Vestnik FEB RAS, (1), pp. 69 - 73 (in Russian).

8. Zadvoryanskaya, T.I. (2009) Landscape and town-planning organization of recreational zones in the structure of coastal territories of large cities. Voronezh (in Russian).

9. Lazareva, N.V. (1990) Architectural and landscape organization of small river valleys in cities. Moscow (in Russian).

10. Rybchinsky W. (2015) City constructor. Ideas and cities. Moscow: Strelka Press (in Russian).

11. Green fund of Perm, Russia [Online]. Available from: www.gorodperm.ru/actions/ecology/citynature/greenfund/

12. Dvinskikh S.A., Kitaev A.B. (2011) The ecological state of small rivers in the city of Perm. Geographic Bulletin: Hydrology, (2), pp. 1-10 (in Russian).

13. Telichenko V.I. (2019) Yauza Park. Investments in the development of coastal territories. Bulletin of MGSU, (9) (in Russian).

14. Kama River - Green Ring of Perm [Online]. Available from: https://xn--80ajabgzkftl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-kama/

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м м

15. Commissioned by the Committee for Architecture and Urban Planning of the city of Moscow (2016) album of standard solutions for the integrated improvement of the embankments of the Moscow River. Moscow: State Unitary Enterprise "GlavAPU" (in Russian).

16. Central embankment of Perm (Kama River) - Parks, gardens and squares of Russia [Online]. Available from: https://topparki.ru/centralnaja-naberezhnaja-permi-r-kama/

17. Yegoshikha River - Green Ring of Perm [Online]. Available from: https://xn--80ajabgzkftl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-egoshiha/

18. Danilikha River - Green Ring of Perm [Online]. Available from: https://xn--80ajabgzkftl7k5a.xn--p1ai/blagoustrojstvo/reka-daniliha/

19. Serebryansky Park [Online]. Available from: https://vooppk.org/news/serebryanskij-park.html

20. Water-green frame of Perm - what you need to know? - Perm Civil Chamber [Online]. Available from: https://pgpalata.ru/2020/03/23/vodno-zelyonyj-karkas-permi-chto-nuzhno-znat/

CS CS

o

CS

cn

o

HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.