Научная статья на тему 'Формирование системы непрерывного профессионального образования'

Формирование системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
2416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / A HIGHLY QUALIFIED EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Е. В.

В статье предлагается концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как механизму обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proposes a conceptual approach to continuing professional education as a mechanism to ensure the training of qualified personnel.

Текст научной работы на тему «Формирование системы непрерывного профессионального образования»

Территория науки. 2015. № 1

6. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

7. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.

Карпова Е. В.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: профессиональное образование, непрерывное образование, высококвалифицированный специалист.

Keywords: vocational education, continuing education, a highly qualified expert.

Аннотация: в статье предлагается концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как механизму обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.

Abstract: The paper proposes a conceptual approach to continuing professional education as a mechanism to ensure the training of qualified personnel.

В условиях нарастающей нестабильности внешней среды неуклонно повышается значение системы непрерывного профессионального развития. В современных условиях выигрывает тот, кто быстро адаптируется к требованиям быстро меняющегося мира, в котором систематически обновляются технологии, где идет с большой скоростью освоение инноваций и возникают глобальные рынки трудовых ресурсов.

Еще в 1956г. были сформулированы цели непрерывного образования: распространение культуры; подготовка гражданина к меняющимся условиям развития общества; дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка, повышение квалификации.

Это означает, что непрерывное образование должно обеспечить гибкую, изменяющуюся систему переподготовки кадров в разных направлениях образования, должно развивать человеческую личность, повышая ее культурный уровень.

Сегодня, идея непрерывного образования является одной из приоритетных в сфере образования большинства капиталистических

29

Территория науки. 2015. № 1

стран. С ним связывают задачи эффективного удовлетворения образовательных потребностей отдельно взятой личности и всего общества в целом:

-непрерывное образование, которое характерно для образованного человека, который хочет получать образование и самообразовываться в образовательных учреждениях;

-профессиональное непрерывное, обязательное образование, необходимое для становления специалиста в любой сфере деятельности, согласно законодательству в области образования.

В первом случае - это различные программы обучения, с дошкольного возраста и до самой старости, как говорят американцы: "Образование через всю жизнь".

Во втором случае - это различные образовательные системы, важной, среди которых является система повышения квалификации, которая проходит на всем пути становления специалиста в его профессиональной деятельности.

Сегодня, система непрерывного профессионального образования -это главное условие реформирования и развития образования в России. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровень компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения этого вопроса, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт в образовательной политике, опыт известных ученых-педагогов, а также имеется развитая система и структура образования.

Европа, уже сегодня вступила в ту эру общества, которая основана на знаниях, с учетом концепции обучения непрерывного образования в течение жизни. Также эта концепция, нашла отражение в документах Совета Европы, ООН, Организации экономического сотрудничества и развития. Идея этих документов - создание стратегий для обеспечения образования всех людей в течение всей их жизни, с целью повышения уровня их знаний, навыков и профессиональных компетенций.

Непрерывное развитие очень важно, так как предприятиям важно уметь встраиваться в меняющийся глобальный рынок, имея в наличии персонал с актуальным набором компетенций, умений, навыков, знаний, отвечающих требованиям современного рынка труда. А работнику, важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни.

Этапы стратегии непрерывного профессионального развития можно представить как:

• необходимость профессионального образования для получения нужных навыков;

30

Территория науки. 2015. № 1

• постоянное обновление имеющихся знаний, умений, навыков;

• также, возможно обучение жизненно важным, нужным и интересным для человека компетенциям.

Экономический рост в России, дает возникновение проблем рынка труда - возникает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы: те, кто хотят трудоустроиться, не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.

Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.

В последние годы Правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям свободнее распоряжаться имеющейся рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но, к сожалению, не все работодатели сегодня обеспечивают достойную заработную плату своим работникам.

Поэтому возникают проблемы, связанные с совершенствованием процесса подготовки кадров, способных решать современные инновационные задачи, которые сегодня становятся особенно острыми и актуальными.

Быстрое развитие современного рынка труда требует от работника нового типа (высококвалифицированных специалистов) активной жизненной позиции, разносторонних знаний, специальной подготовки, умения адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям. Также важны знания современных информационных технологий, иностранных языков, готовность развиваться, пополнять багаж знаний и адаптировать их согласно условиям - это говорит о том, что сегодняшнее образование должно быть ориентировано на опережающее обучение новых специалистов, ориентировано на постоянное образование, широкие знания. Главное - осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь.

Непрерывное образование можно представить следующим образом:

1 этап - дошкольное образование;

2 этап - основное общее среднее, среднее (полное) общее образование;

31

Территория науки. 2015. № 1

3 этап - начальное профессиональное, среднее профессиональное образование;

4 этап - высшее образование (бакалавриат, магистратура);

5 этап - повышение квалификации (переподготовка, стажировка, тренинги), аспирантура, докторантура;

6 этап - второе высшее образование;

7 этап - дополнительное образование (возможно на шести первых этапах).

Из выше сказанного видим, что непрерывное профессиональное образование - направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям быстро меняющегося мира.

Требования, предъявляемые сформированным

высококвалифицированным специалистам: грамотный специалист-исполнитель, самостоятельный, наличие высшего образования, высокая культура общения, творческие способности, практические навыки, инициативность, умение аналитически мыслить, опыт работы, активность, логика мышления, гибкость ума, знания в смежных профессиональных областях, креативность в мышлении, стремление обогащать свои знания, самовоспитание, высокий интеллект, способный к непрерывному самообразованию, критично и мобильно мыслящий, умеющей ориентироваться в потоке информации, менталитет.

Специалист, получивший знания и желающий стать высококвалифицированным специалистом, должен самостоятельно научиться применять, использовать, повышать имеющиеся знания, проявлять творчество в своей профессиональной деятельности, принимать научно обоснованные решения в быстро меняющейся жизни.

В настоящее время полученная квалификация - это не только способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также переходить к исполнению видоизмененных и более сложных поставленных задач, проблем, которые соответствуют более высоким требованиям к персоналу, его подготовке. Самостоятельно большинство людей в своей массе не способны выработать в себе такие качества, способности и умения. В этих целях в стране должна

32

Территория науки. 2015. № 1

функционировать национальная, в масштабах всего государства, система непрерывного профессионального образования, так как она является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, умений, навыков реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.

Список литературы

1. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Формирование механизма интеграции образовательных структур на основе кластерного подхода// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 11. С. 5-10.

2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: Монография / В.П. Чеглов. - М.: ИД ФОРУМ,

2013. - 208 с.

4. Карпова Е.В. Непрерывное профессиональное образование-ключ к высококвалифицированному специалисту // Территория науки.

2014. № 2. С. 12-17.

5. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.

Назарова Г.Н.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Key words: Formation technologies, sets methods

Ключевые слова: Образовательные технологии, система обучения.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы внедрения

современных образовательных технологий в целях формирования инновационной системы обучения.

Abstract: This article discusses the introduction of modern educational technologies in order to create innovative training system.

Руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы, можно дать определение системе обучения. Система обучения - это комплекс

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.