Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальная безопасность / угрозы безопасности / региональная безопасность / блокада / военная агрессия / вооруженный конфликт / миротворчество. / National security / security threats / regional security / blockade / military aggression / armed conflict / peacekeeping.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спринчан А. А., Третьяков А. В.

В статье проведен историографический анализ публикаций по проблеме формирования системы национальной безопасности Приднестровья в условиях статуса непризнанного государства. Авторы выделяют несколько периодов выхода в свет исторических и историко-политических трудов, где исследуются проблемы национальной безопасности в параллели с внутрии внешнеполитическими процессами, а также ключевые проломы в определенный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF PRIDNESTROVIE IN THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES: HISTORIOGRAPHY OF THE ISSUE

The article provides a historiographical analysis of publications on the problem of the formation of the national security system of Pridnestrovie in the conditions of the status of an unrecognized state. The author identifies several periods of publication of historical and historical-political works, where the problems of national security are studied in parallel with domestic and foreign policy processes and highlights the key gaps that the authors pay attention to in a certain historical period.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА»

УДК 930.1

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

© 2024 А. А. Спринчан1, А. В. Третьяков2

Соискатель, кафедра истории России e-mail:nnatali-myas @ rambler. ru 2доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России, профессор e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье проведен историографический анализ публикаций по проблеме формирования системы национальной безопасности Приднестровья в условиях статуса непризнанного государства. Авторы выделяют несколько периодов выхода в свет исторических и историко-политических трудов, где исследуются проблемы национальной безопасности в параллели с внутри- и внешнеполитическими процессами, а также ключевые проломы в определенный исторический период.

Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы безопасности, региональная безопасность, блокада, военная агрессия, вооруженный конфликт, миротворчество.

FORMATION OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM

OF PRIDNESTROVIE IN THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES: HISTORIOGRAPHY OF THE ISSUE

© 2024 A. A. Sprinchan1, A. V. Tretyakov2

Applicant at the Department of Russian History e-mail:nnatali-myas @ rambler. ru 2Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History, Professor e-mail: dr_tretiyakov@ mail. ru

Kursk State University

The article provides a historiographical analysis of publications on the problem of the formation of the national security system of Pridnestrovie in the conditions of the status of an unrecognized state. The author identifies several periods of publication of historical and historical-political works, where the problems of national security are studied in parallel with domestic and foreign policy processes and highlights the key gaps that the authors pay attention to in a certain historical period.

Keywords: national security, security threats, regional security, blockade, military aggression, armed conflict, peacekeeping.

История Приднестровской Молдавской Республики, насчитывающая более 30 лет, - это время борьбы приднестровского народа за собственную безопасность: правовую, военную, культурную, экономическую, информационную. Борьба

за безопасность стимулировала процесс формирования государственности на территории левобережной Молдавии.

С конца 1980-х гг. перед населением Молдавии остро встал вопрос не только защиты культурных и социальных прав, нарушенных националистической политикой прорвавшегося к власти Народного фронта, но и выживания немолдавского населения в стране. Оплот противодействия национализму сформировался на исторически принадлежавшей России территории Приднестровья с центром в г. Тирасполе. Результатом гражданского конфликта и способом защиты прав русскоязычного населения Молдавии стало обособление от молдавских и создание собственных институтов республиканской власти и управления. Созданная 2 сентября 1990 г. в составе СССР, Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика уже имела опыт государственности в формате МАССР 1924-1939 гг. и продолжила его формирование в качестве самостоятельного государства после распада Советского Союза.

Однако ни Республика Молдова, ни Российская Федерация, ни другие государства международного сообщества не признали за Приднестровской Молдавской Республикой статуса самостоятельного и суверенного государства. И если изначально перед приднестровцами стояла проблема защиты культурных и социальных прав, то с 1992 г. на первый план выходит обеспечение других сфер безопасности, гарантирующих «выживаемость» самоопределившегося государства и составляющих основу национальной безопасности.

Статус непризнанности наряду с особенностями политического, экономического, социального и культурного развития государства создает в этих сферах целый комплекс угроз национальной безопасности для Приднестровской Молдавской Республики. Преодоление и нивелирование этих угроз тесно связано с переговорным процессом по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. В силу этого формирование системы национальной безопасности Приднестровья целесообразно рассматривать согласно этапам молдавско-приднестровских отношений и переговорного процесса.

Опираясь на предложенные МИД ПМР этапы переговорного процесса, выделим собственные этапы построения системы национальной безопасности ПМР:

1988-1992 гг. - создание государственности и основ безопасности приднестровцев

1992-2000 гг. - строительство системы национальной безопасности в ПМР;

2001-2011 гг. - формирование системы противостояния угрозам блокад и санкции всестороннего характера в отношении Приднестровья;

2012-2019 гг. - восстановление переговорного процесса и попытки преодоления социально-экономических угроз безопасности;

2020 - по настоящее время - эскалация экономических, политических и военных угроз в отношении Приднестровья.

За время существования республики отечественными и зарубежными авторами написано немало трудов, дающих историческое, политическое и юридическое обоснование формированию государственности Приднестровья и обеспечению его национальной безопасности.

В первый период формирования системы безопасности Приднестровья формируется ее концептуальное обоснование. Оно основывается на принципах защиты многонационального населения Молдавии от националистической угрозы Народного фронта. Передовые лидеры Приднестровья, политические активисты, журналисты выдвигали идеи особой ментальности приднестровского народа, ориентированной на восточно-европейское культурно-историческое пространство, права

на самоопределение и создание собственной государственности, а научное сообщество развивало их в идейных, правовых, политических, социальных и экономических концептах построения Приднестровского государства.

Одним из первых к вопросу правового обоснования создания приднестровской государственности как способа защиты прав приднестровцев на сохранение языка и культурно-исторических ценностей и традиций подошел первый председатель Верховного совета ПМР, профессор Г.С. Маракуца, считавший, что национальный вопрос можно решить путем согласия, а не угрозой военной агрессии. Автор приводит материал о попытках приднестровских властей решать национальные противоречия между Молдовой и Приднестровьем мирным путем[37].

Первый президент ПМР И.Н. Смирнов в своих трудах аргументированно обосновывает право приднестровского народа на самоопределение и создание независимого государства как формы защиты приднестровцев от политики молдавского национализма. Он также предлагает возможные варианты выстраивания справедливых и дружественных отношений с Республикой Молдова [49].

В работе первого ректора Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко В.Н. Яковлева даётся историко-правовое обоснование создания Приднестровской Молдавской Республики как отдельного государства. Он считает, что суверенная государственность Приднестровья становится способом защиты и сохранения молдавской идентичности в условиях жесткой пропаганды румынизма и унионизма [71].

Значительный вклад в разработку проблемы и изучение истории периода создания государственности ПМР внесли приднестровские историки. В этом ряду выделяются труды А.З. Волкова [12] и Б.Г. Бомешко [7] Авторам удалось подробно показать процесс создания государственности в Приднестровье, первые шаги в организации системы органов государственной власти и механизма обеспечения безопасности нового государства.

Интересные суждения и материалы о деятельности советов трудовых коллективов Молдавии по защите своих национальных и культурных прав и права жить на родной земле, общественно-политической деятельности в условиях разгорающегося конфликта и участии в защите Приднестровья от молдавской вооруженной агрессии в конце 1980-х - начале 1990-х гг. содержатся в трудах А.З. Волковой [34], Г.Е. Слободянюк [48] и П.М. Шорникова [66].

Авторы аргументированно показывают, что именно системная борьба приднестровского народа за свои права, защита своей культурной идентичности и самобытности стали основанием создания государственности на территории левобережного Поднестровья. Объединенный Совет трудовых коллективов стал наиболее массовой и влиятельной организацией. Значительный и наиболее полный материал об антинационалистической борьбе и роли ОСТК в создании Приднестровской Республики был представлен исследователями в сборнике научных трудов, выпущенном к десятилетию создания ОСТК [26].

В работах Г.Е. Слободянюк и Н.В. Мясниковой [42; 48] исследователи показывают роль общественных организаций «Интердвижение» и «Женский забастовочный комитет» в общей борьбе приднестровцев за свои права. Ю.Н. Феч [56] раскрывает единство приднестровского народа в борьбе с вооруженной агрессией со стороны Молдовы, работе приднестровцев на линии фронта, в тылу, ополчении, в оказании помощи раненым, сборе средств для фронта, вооружения для защитников государственности. В аналитической работе И. Днестрянского [23] подробно раскрывается «захват» приднестровскими женщинами и казачьими отрядами вооружения у 14-й армии, которая дислоцировалась в Приднестровье.

Непосредственно военные действия 1992 года и политические события, связанные с ними, показаны в работах приднестровских историков Н.В. Бабилунги, Б.Г. Бомешко [2; 6] и российских исследователей Г.П. Волового [13], Е.М. Губогло [21], Н.И. Харитоновой [62]. Все авторы единодушны в том, что причиной конфликта стала вооружённая агрессия со стороны Молдовы. Исследователи отмечают определяющую роль России в завершении данного конфликта. Особое внимание авторы уделяют установлению миротворческой миссии на Днестре.

Интересный материал о роли 14-й армии и миротворчестве в Приднестровье содержится в монографическом исследовании полковника В.Н. Чернобривого [30]. Важно то, что он описывает события вооруженного конфликта и послеконфликтные процессы с позиции офицера российской армии, вынужденной вмешаться в противостояние между Молдовой и Приднестровьем. В совместной монографии с А.В. Козловым В.Н. Чернобривый раскрывает значимость и роль 14-й российской армии и лично генерала А.И. Лебедя в прекращении конфликта между Молдовой и Приднестровьем [33].

Особый интерес представляет аналитическое издание Министерства иностранных дел ПМР «Исторические и политико-правовые основы миротворческой операции на Днестре». Здесь предпринят объективный анализ миротворческой миссии России в Приднестровье, в котором раскрываются исторические предпосылки уникальной трёхсторонней миротворческой миссии в Приднестровье и Молдове, а также отражены ключевые аспекты ее функционирования в современных условиях [28].

В своей работе «Днестровский разлом» [32] Г. Кодряну проанализировал позиции деятельности молдавских, российских и приднестровских спецслужб. Автор объективно раскрывает историю молдавско-приднестровского конфликта и вооруженного противостояния сторон.

Историки отмечают, что наряду с ополчением добровольцев и вооруженными силами на защиту приднестровцев встало российское казачество. С его помощью и по инициативе местного населения в Приднестровье было воссоздано Черноморское казачье войско, которое участвовало в военных действиях 1992 г., а в дальнейшем было включено в систему военной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. О причинах его создания, роли в обеспечении безопасности и общественно-политической жизни Приднестровья пишет в своей монографии «Черноморское казачье войско (1991-2002 годы)» приднестровский историк А.С. Боговид [5]. Деятельность Черноморского казачества по защите государственности Приднестровья достаточно объективно раскрыл в своём исследовании первый атаман Черноморского казачьего войска ПМР С.В. Рябинский [47].

Второй этап формирования и развития системы национальной безопасности ПМР приходится на 1992-2000 гг. В трудах Н.В. Бабилунги, Б.Г. Бомешко, В.Я. Гросула, П.М. Шорникова [3; 55; 20] раскрываются причины образования ПМР, даются характеристики первых лет государственного строительства, обосновывается государственность Республики, исследуется процесс формирования первых органов государственной власти, включая органы безопасности.

Особое значение в ряду исторических работ имеет двухтомная история Приднестровской Молдавской Республики [20]. Уникальность данного издания состоит в том, что авторы подробно описывают исторические процессы и события, происходившие на приднестровской земле с момента появления здесь первых жителей, научно обосновывают понимание причин образования Приднестровской Молдавской Республики, показывают особенности и уникальность приднестровской государственности.

Послевоенная «заморозка» конфликта на территории Приднестровья позволила сформировать здесь полноценную систему государственного управления, способную обеспечить безопасность во всех сферах жизни общества и государства. Данная проблема комплексно исследована в работе историка и начальника государственной архивной службы З.Г. Тодорашко [29].

Стабилизация общественно-политической жизни в государстве, начавшаяся с 2000-х гг. позволила первому президенту республики И.Н. Смирнову [51] показать поступательное развитие государственных и политических институтов, их адаптацию к сложившимся внутри- и внешнеполитическим условиям, а также раскрыть причины централизации и усиления президентской власти как основы безопасности и стабильности государственной системы. Весьма интересной представляется работа В.А. Лицкая. [36] Начальник Республиканского управления внешних связей в 19931995 гг. и министр иностранных дел ПМР в 2000-2008 гг. с позиции внешнеполитических процессов показывает укрепление государственности.

После подписания Стамбульских договоренностей 1999 г. о выводе российских войск с территории Приднестровья начинается новый этап в обеспечении национальной безопасности Приднестровья. С этого времени усиливается давление на республику со стороны не только Молдовы, но и международного сообщества во главе с ЕС и США. С начала 2000-х гг. оно осуществлялось путём всевозможных блокад: информационной, экономической, транспортной, документационной, социальной, связи. Эта деятельность создавала всевозможные угрозы для выживания молодой государственности и стабильности. В ответ на это приднестровское научное сообщество активизировало работу по обсуждению системы проблем государственного строительства ПМР, обоснованию суверенитета и независимости, права приднестровского государства на международное признание. Эти проблемы активно обсуждались на международных конференциях ученых России, Украины, Молдовы, Приднестровья. Полученные результаты представлены в сборниках научных трудов [4; 38; 19].

Особый интерес в обосновании легитимности и состоятельности Приднестровской Молдавской Республики как государства и субъекта международного права представляет работа В.Е. Журавлева [25]. Значительный вклад в обоснование государственности Приднестровья внесли И.Н. Смирнов в фундаментальном монографическом труде «Жить на нашей земле» [49], И.Н. Галинский [18], Н.А. Харитонова [60] и др.

Историографический обзор свидетельствует о том, что центральное место с того времени в историографии Приднестровья стали занимать проблемы безопасности. Исследователи показывают, что если в первое десятилетие XX в. конфликтующие стороны обсуждали возможные варианты создания общего государства, то с начала 2000-х гг. достижение консенсуса отдалялось углублением ментального разлома, разновекторными геополитическими устремлениями сторон и созданием со стороны властей Молдовы все новых препятствий для существования республики, что обостряло угрозы национальной безопасности Приднестровья.

В такой ситуации перед представителями власти и научным сообществом встал вопрос о преодолении угроз, вызванных блокадами республики. Подробный анализ этой проблемы представлен в историко-аналитическом издании МИД ПМР «Блокада Приднестровья: выживание вместо развития» [68].

Интересный материал по истории урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, а также суждения о возможных путях договоренности изложены в научных работах бывшего министра иностранных дел ПМР Н.В. Штански [67] и российского историка Н.А. Харитоновой [57].

Четвёртый этап изучения проблемы исследования начинается с 2012 г. Это было вызвано оживлением переговорного процесса и курсом руководства республики на нивелирование социальных и экономических угроз. В этих условиях стороны конфликта, отложив в сторону политическую часть, стали договариваться по жизненно важным проблемам для жителей обоих берегов Днестра. Они касались работы транспорта, медицинского обслуживания, перемещения товаров, признания документов, решения экологических и других проблем. Данный процесс оказался недолгим и стал угасать с началом военных действий на Украине в 2014 г., а к 2019 г. фактически прекратился.

Усиление давления на Приднестровье, совокупность угроз политического, экономического, военного и иного характера обусловили активизацию внимания научного сообщества к проблематике обеспечения национальной безопасности. В это время выходят работы, в которых авторы сосредоточивают своё внимание на проблемах военно-политической безопасности Приднестровья в условиях конфликта на Украине и курса Молдовы на вступление в ЕС и объединение с Румынией [58; 59; 61].

Украинский кризис как угрозу экономической безопасности республики и способы ее преодоления стали активно обсуждать на научных форумах и конференциях Приднестровья [46; 69]. Проблему обеспечения информационной безопасности и информационной политики в республике подробно исследовала Н.В. Мясникова [43]. Интересными представляются работы, в которых авторы рассматривают проблемы экологической безопасности Приднестровья и соседних стран [1].

В условиях усиления внешнеполитических угроз представители научного сообщества и органов государственной власти стали активнее обращать внимание на формирование политического сознания населения как способа преодоления угроз безопасности и обеспечения общественно-политической стабильности в регионе в условиях непризнанности. В этом плане интересны работы И.Н. Галинского о необходимости политического образования в Приднестровье [17], Л.Е. Петраковой и С.К. Турчак о гражданско-патриотическом воспитании приднестровской молодежи и подрастающего поколения [45; 52]. Представитель Абхазии в Приднестровье А.В. Ватаман во главу обеспечения безопасности поставил вопрос реализации национальных интересов приднестровцев [10; 11].

Во втором десятилетии XXI в. активизирует свое участие в обеспечении социальной, экономической, политической безопасности Приднестровья Российская Федерация. Историография показывает, что обеспечение национальной безопасности Приднестровья в сложившихся в последнее десятилетие условиях было бы невозможным без участия России. Именно благодаря российскому вмешательству была остановлена агрессия со стороны Молдовы в 1992 г., установлен продолжительный мир не только в Приднестровье, но и в регионе. О важности формирования стратегий России в Приднестровье говорили в своих работах А. Улунян [53; 54] и А.В. Девятков [22], об их реализации - профессор И.Н. Галинский [15].

Важность и незаменимость роли России в Приднестровье осознают как сами граждане, так и представители власти. На референдуме 2006 г. приднестровцы абсолютным большинством подтвердили свое желание интеграции с Россией, и эти устремления были аргументированы президентом ПМР в 2011-2016 гг. Е.В. Шевчуком [35], председателем Верховного совета ПМР 2012-2015 гг. М.П. Бурлой [9], политическим экспертом, историком И.П. Шорниковым [64], профессором И.Н. Галинским [14; 16]. Интересный материал по проблеме содержится в вышедшей в 2020 году совместной работе профессора В.П. Степанова и чрезвычайного и полномочного посла РФ в Молдове [40]. Авторы на основе анализа внутренних

и внешних угроз безопасности для Приднестровья показали роль России и российских миротворцев в их преодолении [40; 41].

Пятый этап формирования историографии по обеспечению национальной безопасности Приднестровья начался с усиления давления на Приднестровье в период пандемии коронавируса СОУГО-19 и продолжился с началом СВО на Украине. Комплексных научных работ по этому периоду пока нет, так как дать полновесную оценку и сделать выводы по ситуации угроз пока проблематично.

Несмотря на то что период логически не завершен, уже увидели свет достаточно взвешенные публикации журналистов из Приднестровья и постсоветского пространства. Начиная с 2022 г. все пытаются осмыслить проблему «втягивания» Приднестровья в конфликт на Украине, угрозу складам российского вооружения в с. Колбасном, новой вооруженной агрессии в Приднестровье, провокаций к открытию второго фронта на территории республики. В числе таких публикаций «Приднестровская провокация» [31] С. Князева, «Приднестровье - оценки стратегических перспектив» Ю. Борисова [8], «Переживет ли Приднестровье 2023 год» В. Зотова [27] «Приднестровье: новые тесты на прочность» А. Моспанова [39], «Судьба Приднестровья зависит от Одессы» Е. Остряковой [44] и др.

Вышеизложенный историографический анализ показывает, что освещение процесса формирования национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики тесно связано с внутриполитическим процессом становления государственности на территории левобережного Приднестровья и внешнеполитическим взаимодействием стран Запада, постсоветского пространства и России.

Стратегическое положение республики предопределило ее статус как «горячей точки», «возгорающейся» в период обострения внешнеполитических противоречий в начале 1990-х, 2000-х и 2020-х гг. Эти периоды преобладают в историографии формирования системы национальной безопасности Приднестровья в формате изучения, анализа и предложений по преодолению угрозы военно-политической безопасности ПМР.

Остальные периоды развития историографической базы связаны и с процессом формирования системы национальной безопасности в исследуемый период и в данных условиях построения государственности республики. В послевоенный период - это построение системы национальной безопасности с созданием необходимых органов власти, правоохранительных органов и армии, соответствующей нормативно-правовой базы.

В условиях блокады и давления в первом десятилетии 2000-х гг. исследователи акцентировали внимание на таких аспектах безопасности, как экономика, торговля, выполнение социальных гарантий, формирование патриотических и прогосударственных культурных нарративов, борьба с информационными угрозами.

Нарастание конфликтных противоречий между Украиной и Россией, подогреваемых странами Запада, не могло не отразиться на ситуации в молдавско-приднестровском регионе, стороны которого встали на путь сближения и достижения договоренностей. И если в начале десятых годов XXI в. общественно-политическая мысль исследует и анализирует переговорный формат 5+2, процесс переговоров по социальным и экономическим проблемам, то с 2014-2015 гг., с началом вооруженного конфликта на Украине и усилением в связи с этим давления на Приднестровье, внимание исследователей смещается в сторону информационных, военных, политических, экономических, экологических и других угроз национальной безопасности Приднестровья, в том числе развития институтов обеспечения безопасности государства.

Большое место в исследованиях этого периода занимают вопросы помощи и поддержки России в обеспечении устойчивости системы безопасности не только в Приднестровье, но и в регионе Северного Причерноморья.

Историография показывает, что целенаправленное усиление всестороннего давления на Приднестровье как российского стратегического партнёра в регионе способствовало появлению исследований, в которых оцениваются система военной безопасности республики, стратегии России, Украины и Молдовы в отношении непризнанной республики, варианты обеспечения безопасности с акцентом на военную, меры, принимаемые в республике по недопущению военных действий на территории Приднестровья.

Если оценивать полноту и количество исследований по истории формирования национальной безопасности ПМР, особенно в начале XXI в., то можно утверждать, что их недостаточно по численности и полноте раскрытия материала. Фрагментарно затрагиваются некоторые сферы безопасности в экономике, военной и информационной сфере. Это говорит о том, что проблема обеспечения национальной безопасности Приднестровья в условиях непризнанности требует всестороннего изучения для определения существующих угроз, причин, их порождающих, и выработки государственных решений по их предотвращению.

Библиографический список

1. Анализ влияния водохранилищ днестровских ГЭС на состояние Днестра. Отчет молдавско-украинской экспертной группы Тематическое приложение к Трансграничному диагностическому анализу бассейна реки Днестр / под руководством Т. Кутоновой. - Кишинев: ОБСЕ, 2019. - 64 с.

2. Бабилунга, Н. В. Бендеры: расстрелянные, непокоренные / Н. В. Бабилунга, Б. Г. Бомешко. - Тирасполь: Приднестровский государственный корпоративный университет, 1993. - 80 с.

3. Бабилунга, Н. В. Государственность Приднестровья: история и современность / Н. В. Бабилунга, Б. Г. Бомешко, П. М. Шорников. - Бендеры: Полиграфист, 2007. -343 с.

4. Бабилунга, Н. В. Приднестровская государственность: история современность / Н. В. Бабилунга, Б. Г. Бомешко, П. М. Шорников. - Тирасполь: Полиграфист, 2005. -342 с.

5. Боговид, А. С. Черноморское казачье войско (1991-2002 годы) / А. С. Боговид. - Тирасполь: Полиграфист, 2001. - 192 с.

6. Бомешко, Б. Г. История Приднестровской войны 1992 г. / Б. Г. Бомешко. -Тирасполь: Полиграфист, 2015. - 496 с.

7. Бомешко, Б. Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990-1992 гг. / Б. Г. Бомешко. - Бендеры: Полиграфист. 2010. -520 с.

8. Борисов, Ю. Приднестровье - оценки стратегических перспектив» / Ю. Борисов // Фонд стратегической культуры. - иЯЬ: https://www.fondsk.ru/news/2022/05/07/pridnestrove-ocenki-strategicheskih-perspektiv.html (дата обращения: 07.05.2022)

9. Бурла, М. П. Россия и мы / М. П. Бурла // Советы народа. - 2014. - №4. - С. 4.

10.Ватаман, А. В. Формирование и реализация национальных интересов Приднестровья / А.В. Ватаман // Власть. - 2016. - №2. - С. 192-199.

11.Ватаман, А. В. Основные факторы, влияющие на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья / А. В. Ватаман, Р. А. Татаров // Власть. - 2017. - №3. - С. 161-166.

12.Волкова, А. З. Создание Приднестровской Молдавской Республики / А. Е. Борисов, А. З. Волкова. - Бендеры: Полиграфист, 2010. - 576 с.

13.Воловой, Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника приднестровской трагедии / Г.П. Воловой. - Бендеры: Полиграфист, 1993. - 154 с.

14.Галинский И. Н. От миротворчества к миростроительству: миротворческая миссия России в Приднестровье // Приднестровье в борьбе за суверенитет и международное признание. - Тирасполь: ТИПАР, 2020. - 480 с.

15.Галинский И. Н. Приднестровье во внешней политике России в конце XX -начале ХХ1 в. / И.Н. Галинский // Общественная мысль Приднестровья. - 2016. - № 1. -С. 30-33.

16. Галинский, И. Н. Политика России на постсоветском пространстве в восприятии политического и экспертного сообщества Днестровско-Прутского региона / И. Н. Галинский // Приднестровье в борьбе за суверенитет и международное признание. - Тирасполь: ТИПАР, 2020. - 480 с.

17.Галинский, И. Н. Политическое образование в Приднестровье: статус и содержательная специфика / И.Н. Галинский // Молдово-Приднестровский регион. -2018. - № 5-6. - С. 81-84.

18.Галинский, И. Н. Право приднестровского народа на самоопределение и образование суверенного государства / И. Н. Галинский // ЕвроАзия. - 2005. - Апрель.

19. Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики. -Тирасполь: Литера, 2006. - 227 с.

20.Гросул, В. Я. История Приднестровской Молдавской Республики: в 2 книгах. Книга 2. Часть 2. / В. Я. Гросул, Н. В. Бабилунга, Б. Г. Бомешко. - Тирасполь, 2001. -448 с.

21.Губогло, Е. М. Приднестровский конфликт и постконфликтный синдром / Е.М. Губогло // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. - 2001. - № 5. -С. 49-60.

22.Девятков, А. В. Перед вызовом европеизации: политика России в Приднестровском урегулировании (1992-2012 гг.) / А. В. Девятков. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. - 161 с.

23.Днестрянский, И. Вооружение формирований ПМР в период конфликта с Молдовой / И. Днестрянский // Электронная библиотека Art of War. - URL: http://artofwar.ru/i/iwan_d/text_0240.shtml (дата обращения: 04.04.2023)

24. Дубоссары - кровоточащая рана Приднестровья / составители Н. В. Бабилунга, Б. Г. Бомешко - Тирасполь: Приднестровский государственный корпоративный университет, 1993. - 40 с.

25.Журавлев, В. Е. Легитимация Приднестровского государства: структурно-функциональный подход. / В. Е. Журавлев. - Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2005. -164 с.

26. За Родину и права человека: Десять лет борьбы приднестровцев за свободу под знаменем ОСТК. (1989-1999 гг.). - Тирасполь: «Типар», 1999. - 86 с.

27. Зотов, В. Переживет ли Приднестровье 2023 год / В. Зотов // Информационное агенство REX. 05.01.2023. - URL: https://iarex.ru/articles/88387.html (дата обращения: 04.04.2023)

28. Исторические и политико-правовые основы миротворческие операции на Днестре // Актуальные аспекты безопасности: опыт миротворчества на Днестре / под общей редакцией В. В. Игнатьева. - Тирасполь, 2017. - С. 17-18.

29. История государственных учреждений: высшие и центральные органы власти и управления приднестровской молдавской республики.1990-2010 годы / Отв. ред.: З.Г. Тодорашко. - Тирасполь, 2010. - 272 с.

30.К лету 1992 года в ПМР (по материалам печати и из записок полковника Чернобривого В.Н.) // 14 Гвардейская Общевойсковая Армия. - иЯЬ: http://www.oa-14.narod.ru/kletu.htm

31.Князев, С. Приднестровская провокация / С. Князев // Электронное издание «Фонд стратегической культуры». - иЯЬ: https://www.fondsk.ru/news/2022/04/27/pridnestrovskaja-provokacia-56059.html (дата обращения: 27.04.2022).

32.Кодряну, Г. Днестровский разлом. Приднестровский кризис и рождение ПМР: роль и место спецслужб / Г. Кодряну. - Тирасполь: ГИПП «Типар», 2002. - 208 с.

33.Козлов, А. В. Непокоренное Приднестровье. Уроки военного конфликта / А. В. Козлов, В. Н. Чернобривый. - Москва: Вече, 2015. - 300 с.

34. Конференции ОСТК (1989-1991 гг.) // Исторический вестник ПМР. - 2009. -№ 3. - С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35.Крылов, А. Интервью Председателя Верховного Совета Евгений Шевчука РИА «Регнум» // Официальный сайт Верховного Совета ПМР. 08.12.2006. - иЯЬ: http://www.vspmr.org/news/supreme-council/intervjyu-predsedatelya-verhovnogo-soveta-evgeniy-shevchuka-ria-regnum.html (дата обращения: 04.04.2023)

36.Лицкай, В. А. Становление и развитие Приднестровской Молдавской Республики / В. А. Лицкай // Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка. -Москва, 2000. - С. 108-118.

37.Маракуца, Г. С. К миру через согласие / Г. С. Маракуца. - Тирасполь: РИО ВС ПМР, 1997. - 116 с.

38. Международное право и реалии современного мира: Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство: сборник докладов международной научной конференции. - Тирасполь: Литера, 2006. - 302 с.

39.Моспанов, А. Приднестровье: новые тесты на прочность / А. Моспанов // Информационно-аналитический портал Ритм Евразии. - иЯЬ: https://www.ritmeurasia.org/news--2023-02-04--pridnestrove-novye-testy-na-prochnost-64489 (дата обращения: 04.02.2023)

40.Мухаметшин, Ф. М. Приднестровье сегодня: к вопросу о региональной безопасности / Ф.М. Мухаметшин, В.П. Степанов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2020. -№ 1. - С. 53-59.

41.Мухаметшин, Ф. М. Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего (Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.) / Ф. М. Мухаметшин, В. П. Степанов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2022. - 621 с.

42.Мясникова, Н. В. Женское движение в процессе формирования политического дизайна левобережных районов Республики Молдова (1989-2010): диссертация ...кандидата политологических наук: 23.00.02 / Н. В. Мясникова. - Москва, 2012. -188 с.

43.Мясникова, Н. В. Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности Приднестровского государства / Н. В. Мясникова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - №3. -С. 84-101.

44. Острякова, Е. Судьба Приднестровья зависит от Одессы» / Е. Острякова // Новостной портал Полит Навигатор. - иЯЬ: https://m.politnavigator.net/sudba-pridnestrovya-zavisit-ot-odessy.html (дата обращения: 09.05.2023).

45.Петракова, Л. Е. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края / Л. Е. Петракова // Русин. -2013. - №3. - С. 174-179.

46. Проблемы обеспечения экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики: Материалы круглого стола. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2016. - 84 с.

47. Рябинский, С. В. Роль Черноморского Казачьего Войска в защите Приднестровской Молдавской Республики / С. В. Рябинский // Официальный сайт Черноморского казачьего войска. - иЯЬ: ИЦрв://сИегп-cossak.ucoz.ru/publ/rol сИегпошогвкоео кагасИеео У01вка V гавИИке рйдпевиоувко! то Шаувко_1 ге8риЪИк1/1-1-0-4 (дата обращения: 09.05.2023).

48. Слободянюк, Г. Е. Протестное движение трудовых коллективов Молдавии и образование Приднестровской государственности (конец 80 - начало 90-х гг. XХ в.) диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Галина Евгеньевна Слободянюк. - Москва, 2019. - 280 с.

49. Смирнов, И. Н. Жить на нашей земле / И. Н. Смирнов. - Москва: Советский писатель, 2001. - 236 с.

50. Смирнов, И. Н. Приднестровская государственность - как воплощение интересов приднестровского народа / И. Н. Смирнов. - Тирасполь: Литера, 2005. - 29 с.

51. Смирнов, И. Н. Институт президентства - основа стабильности и устойчивого развития ПМР / И. Н. Смирнов // Стратегия устойчивого развития: современный мир -Приднестровье. - Тирасполь: Литера, 2003. - С. 9-15.

52. Турчак, С. К. Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья / С. К. Турчак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 160-167.

53. Улунян, А. Приднестровье станет задачей стратегической / А. Улунян // Научные тетради Института Восточной Европы. Вып. 1. Непризнанные государства. -М., 2006. - С. 141-142.

54. Улунян, А. Россия станет спонсором непризнанных / А. Улунян // Научные тетради Института Восточной Европы. Вып. 1. Непризнанные государства. - Москва, 2006. - С. 149-151.

55. Феномен Приднестровья / под редакцией Н.В. Бабилунги, Б.Г. Бомешко, И.Н. Галинского, Е.М. Губогло, П.М. Шорникова. - Тирасполь, 2000.

56. Феч, Ю. Н. Ополчение - народ / Ю. Н. Феч // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. - 2002. - № 6. - С. 109.

57.Харитонова, Н. А. Урегулирование приднестровского конфликта / Н. А. Харитонова // Приложение к информационно-аналитическому бюллетеню «ЕвроАзия». - Москва, 2005. - Сентябрь. - С. 18-36.

58.Харитонова, Н. А. Возможные последствия подписания Соглашения о ассоциации Республики Молдова с Европейским Союзом / Н. А. Харитонова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 43. - С. 39-54.

59.Харитонова, Н. А. Новые вызовы безопасности в Приднестровье в контексте кризиса на Украине 2014 г. / Н. А. Харитонова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - №48. - С. 223-246.

60. Харитонова, Н. А. Признание «непризнанных» возможны варианты / Н. А. Харитонова // Информационно-аналитический центр МГУ. 20.03.2008. - иЯЬ: https://ia-centr.ru/publications/707/ (дата обращения: 09.05.2023).

61. Харитонова, Н. А. Перспективы урегулирования приднестровского конфликта в контексте европейского вектора развития Молдовы / Н. А. Харитонова // Вестник Поволжского института управления. - 2019. - Т. 19. - №1. - С. 12-18.

62.Харитонова, Н. А. Приднестровский конфликт (1988-2012 гг.). / Н. А. Харитонова. - Москва: Линия-график, 2015. - 520 с.

63.Харитонова, Н. А. Приднестровье: война и перемирие (1990-1992 гг.) / Н. А. Харитонова // Новый исторический вестник. - 2008. - № 17. - URL: http://www.nivestnik.ru/2008 1/21haritonova 21.shtml (дата обращения: 09.05.2023).

64.Шорников, И. Евразийство как программа спасения Приднестровья / И. Шорников // Евразийское Приднестровье: сб. ст. по мат-м медиацентра «Евразийское Приднестровье». - Тирасполь: Медиацентр «Евразийское Приднестровье», 2013. - С. 70.

65.Шорников, П. М. Рабочее движение в Молдавии: проблемы и перспективы / П. М. Шорников // Изм. М. - 1996. - № 2. - С. 59-66.

66.Шорников, П. М. Республиканская стачка 1989 г. в Молдавии: опыт политической мобилизации в полиэтничном обществе / П. М. Шорников // Tombarlak Masanin. Moldova devletlii, 655 yasinda yazi toplumu. Materiallari avgustun 20, Komrat, 2014. - С. 76-95.

67.Штански, Н. В. Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье / Молдове: международные аспекты: диссертация ... кандидата политологических наук / Нина Викторовна Штански. - Москва, 2012. - 211 с.

68.Штански, Н. В. Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней... (Аналитическая записка) / Н.В. Штански, Д.Н. Паламарчук, Д.Н. Камбур // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР. - URL: http://mfa-pmr.org/sites/default/files/publish/pdf/tetrad.pdf (дата обращения: 10.05.2022)

69. Экономическая безопасность государства как один из важнейших факторов стратегического развития экономики Приднестровской Молдавской Республики: материалы научно-практической конференции, г. Тирасполь, 11 мая 2017 г.: в 2 т. / отв. ред. Н.Н. Смоленский, И.В. Толмачева. Т. II. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2017. - 184 с.

70.Яковлев, В. Н. Волеизъявление народа всесильно и неотменимо / В. Н. Яковлев. - Тирасполь: РИО ПГКУ, 1995. - 218 с.

71. Яковлев В. Н. Тернистый путь справедливости: сборник статей / В. Н. Яковлев. - Тирасполь: Типар, 1993. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.