Научная статья на тему 'Формирование системы национального образования в русском зарубежье: общие замечания'

Формирование системы национального образования в русском зарубежье: общие замечания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭМИГРАНТСКАЯ ШКОЛА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ / RUSSIAN NATIONAL EDUCATION AND UPBRINGING SYSTEM / EMIGRANTS SCHOOL / RUSSIAN EMIGRATION PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова C. К.

В центре статьи проблема становления и развития усилиями ведущих представителей психолого-педагогической мысли русской эмиграции системы национального образования, в задачу которой прежде всего входило сохранение национальной самобытности русской культуры, духовных ценностей и богатейшего художественного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping the National System of Education by Russian Emigrants Abroad: General Notes

In the centre of the article is the problem of shaping the national education system effected by pedagogical thought of the leading representatives of the Russian emigration abroad whose priority task was to keep the Russian culture and national identity, spiritual values and the richest artistic heritage.

Текст научной работы на тему «Формирование системы национального образования в русском зарубежье: общие замечания»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ:

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

С. К. Кудряшова, доцент кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевъева, retbat9747@mail.ru

В центре статьи — проблема становления и развития усилиями ведущих представителей психологопедагогической мысли русской эмиграции системы национального образования, в задачу которой прежде всего входило сохранение национальной самобытности русской культуры, духовных ценностей и богатейшего художественного наследия.

Ключевыге слова: система русского национального образования; эмигрантская школа; психологопедагогическая мысль русской эмиграции.

В 20-е гг. XX в. в русском зарубежье возникла необходимость создания общественных институтов, способствующих передаче детям эмиграции сознательного социального опыта поколений, сохранению русской культуры и воспитанию подрастающего поколения в духе национальных традиций.

В результате энергичных действий общественно-педагогического движения была создана система русского национального образования. Она включала в себя комплекс учебных заведений и внешкольных учреждений, осуществлявших образование и воспитание подрастающего поколения путем создания русского микросоциума.

Становление и развитие системы, и в частности русской зарубежной школы как ее составной части, зависели от социально-экономических и политических условий жизни в той или иной стране. Наиболее благоприятной образовательная политика была в славянских странах. В Чехословакии, Болгарии, Югославии русская система образования (дошкольные, школьные, высшие, внешкольные учреждения) пользовалась как правовой, так и материальной поддержкой правительств.

Отношение большинства европейских стран было разрешительным: в правовом отношении школы не ущемлялись, но экономически не поддерживались. Функция государственных органов лимитрофных государств (Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Румынии)

сводилась к жесткой надзорно-контроли-рующей и запретительной роли. Процессы «румынизации» и «полонизации» привели к ликвидации эмигрантских школ и русской системы образования в целом.

В русском зарубежье благодаря усилиям педагогической общественности эмиграции было открыто свыше 100 учебных заведений, в которых обучалось более 10 тыс. русских детей и подростков. Их задача, с одной стороны, заключалась в том, чтобы дать учащимся общее образование, подготовив их к реальной жизни на чужбине, а с другой — помочь изолированным от России детям остаться русскими, развить в них национальное самосознание и любовь к Родине. Существенную роль стал играть новый тип российской школы, возникший за рубежом, — гимназия, соединившая реальное и классическое образование. Он отвечал потребностям эмиграции, учитывая как российский, так и мировой опыт. В новый, разработанный эмигрантами после многочисленных дискуссий, учебный план входили мировой, государственный (страны проживания) и национальный («Россика») компоненты содержания образования. С помощью предметов «Россики» (русский язык, история, география, литература России, Закон Божий и пение) у учащихся воспитывались любовь и уважение к ценностям национальной культуры.

Боясь всякого рода модернизации, которая могла бы привести к утрате «русскости», преподаватели на первых

© Кудряшова С. К., 2009

№ 1, 2009

порах использовали старые дореволюционные программы, однако условия ино-культурной и инонациональной среды требовали серьезных изменений и создания новых программ. Вопрос определения задач и конкретного содержания курсов вызывал широкую полемику в слоях русской эмиграции. Разные аспекты данной проблемы затрагивались на многочисленных съездах, а для разработки единых требований при Педагогическом бюро по делам средней и низшей школы за границей были созданы специальные программные комиссии, в которые вошли такие видные ученые и деятели образования, как А. Л. Бем, С. И. Гессен, П. Д. Долгоруков, В. В. Зеньковский и др.

Вместе с тем в русской эмигрантской школе все учебные предметы были пронизаны духом России. Формирование национального сознания и чувств осуществлялось согласно специальным методическим рекомендациям на всех трех ступенях школы с учетом особенностей каждой ступени и возраста учащихся.

Образовательный процесс в русской зарубежной школе был неизбежно ориентирован на воспитание личности. Как отмечал В. В. Зеньковский, русская педагогика XX в. в отличие от традиционной классической педагогики сместила акценты с проблем образования на проблемы воспитания личности. В русских школах, в особенности интернатного типа, сложилась целостная система вос-

питательной работы с детьми. Широкое распространение получили массовые формы внеклассной работы: утренники, походы, ученические спектакли, концерты, лекции и праздники, посвященные русским писателям, художникам, деятелям науки, способствовавшие созданию атмосферы содружества, солидарности, семьи. Регулярно издавались общегимназические журналы («На чужбине», «Юная Русь» и др.), на развитие творческих способностей детей была нацелена деятельность литературных, драматических, музыкальных и прочих кружков.

Школа, по словам А. П. Дехтерева, стала выступать в роли «охранительницы национального лица русских детей». Благодаря созданной здесь образовательно-воспитательной среде дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте, получили образование на родном языке. Широкое развитие системы русского национального образования в эмиграции в течение определенного периода препятствовало процессам ассимиляции, денационализации и адаптации в «чужом» пространстве. Однако по ряду объективных и субъективных причин к середине 1930-х гг. произошли свертывание компактного русского социокультурного пространства, сокращение численности русских образовательных учреждений и центров и разрушение созданной с таким трудом системы.

Поступила 10.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.