Научная статья на тему 'Формирование системы мониторинга управления рисками национальной платежной системы'

Формирование системы мониторинга управления рисками национальной платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АНАЛИЗ / ВЛИЯНИЕ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / MONITORING / THE ANALYSIS / INFLUENCE / PAYMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов А. В.

Наблюдение за платежными системами как непрерывный, циклический, повторяющейся процесс включает три этапа: мониторинг, анализ, влияние. Мониторинг платежных систем центральным банком предполагает два уровня: сбор и анализ данных о текущей работе платежной системы; сравнительный анализ соответствия конкретной системы Основополагающим принципам для системно значимых платежных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF MONITORING OF MANAGEMENT BY RISKS OF NATIONAL PAYMENT SYSTEM

Supervision over payment systems as continuous, cyclic, repeating process includes three stages: monitoring, the analysis, influence. Monitoring of payment systems by the central bank assumes two levels: gathering and the analysis of the data about current work of payment system; the comparative analysis of conformity of concrete system to Basic principles for it is system significant payment systems.

Текст научной работы на тему «Формирование системы мониторинга управления рисками национальной платежной системы»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Сафронов А.В., соискатель МФПА

Наблюдение за платежными системами - как непрерывный, циклический, повторяющейся процесс включает три этапа: мониторинг, анализ, влияние. Мониторинг платежных систем центральным банком предполагает два уровня: сбор и анализ данных о текущей работе платежной системы; сравнительный анализ соответствия конкретной системы Основополагающим принципам для системно значимых платежных систем.

Ключевые слова: мониторинг, анализ, влияние, платежные системы.

FORMATION OF SYSTEM OF MONITORING OF MANAGEMENT BY RISKS OF NATIONAL PAYMENT SYSTEM

Saronov A., MFPA, the competitor

Supervision over payment systems - as continuous, cyclic, repeating process includes three stages: monitoring, the analysis, influence. Monitoring of payment systems by the central bank assumes two levels: gathering and the analysis of the data about current work of payment system; the comparative analysis of conformity of concrete system to Basic principles for it is system significant payment systems.

Keywords: monitoring, the analysis, influence, payment systems.

Центральный банк выступает одновременно и как оператор ряда СПС, и как орган наблюдения за СПС, что может порождать конфликт интересов. В связи с этим необходимо обратить внимание на решение Европейского центрального банка от 9 января 2003 г. относительно механизма наблюдения системы TARGET, подразумевающее четкое разделение этих функций. Кроме того, одинаковые режимы наблюдения требуются в отношении национальных (местных) и международных систем.

Квалифицированный персонал, хорошо разбирающийся в работе СПС, может эффективно выполнять и задачу наблюдения за ними. Для этого необходима соответствующая организационная структура. Мониторинг системы должен проводиться уже на стадии проектирования системы или внесения изменений в систему. При этом следует обращать внимание на анализ параметров, процедур и мер по управлению рисками. Когда система входит в рабочую фазу, то наблюдение в виде мониторинга концентрируется на отслеживании ежедневных операций и изменений. Анализ статистических данных о работе системы и ее участников является основой для изучения и диагностики возможных недостатков.

Инструментами мониторинга могут быть :

• Опросники, содержащие вопросы об операторе, критериях вступления, принципах функционирования, о мерах обеспечения непрерывности работыа, тарифах и т.д.

• Доступ ко внутренним документам, главным образом к Правилам.

• Обсуждения с Советом директоров платежной системы или менеджерами.

• Контакты с внутренними и внешними аудиторами.

• Контакты с органами пруденциального надзора и надзора за финансовыми рынками.

• Инспекция основных процедур совершения основных операций..

Инструментами анализа выступают:

• Международные стандарты работы СПС.

• Методы оценки рисков, разработанные самостоятельно ЦБ или согласно рекомендациям международных организаций.

• Методы классификации систем на системно-значимые, значимые и незначимые.

Результатом анализа является отчет, характеризующий платежную систему по ее значимости, степени ее соответствия Правилам международных стандартов, а тенденции ее развития Политике ЦБ в сфере НПС.

Инструменты влияния:

• Моральное давление (Moral suasion).

• Воздействие через членство.

• Контрактные обязательства с оператором платежной системы.

• Рассмотрение предложений и одобрение обязательств.

• Право на отказ в открытии счетов (корреспондентских) в ЦБ.

• Непосредственное предоставление расчетных услуг.

• Воздействие через другие надзорные органы.

• Право допуска на рынок (лицензирование/ утверждение Правил).

• Выпуск регламентирующих документов (положений, директив).

• Штрафы за не соответствие стандартам и политике ЦБ.

• Отзыв лицензии или закрытие счета (корреспондентского) в

ЦБ.

Обратимся к опыту ряда стран Европы в этом вопросе. Так, Центральный банк Испании регулярно собирает информацию, которую он считает необходимой, от руководства систем, что позволяет ему проводить динамичное наблюдение. После перепроверки ее качества она изучается на предмет оперативного выявления тенденций и возможных последствий для участников и системы в целом. Другим важным источником информации для мониторинга систем являются рабочие группы, созданные в каждой платежной системе с участием центрального банка.

На своем интернет-сайте1 Банк Испании размещает информа-

Таблица 2.3. Цикл наблюдения

Анализ риска поднадзорного объекта Источники: представляемые документы, консультации, интервьюЦели получения уточненной «картины» полного профиля рисков

Планирование надзорных действий Установление приоритетов надзорных действий в зависимости от уровня системы (SIPS, PIPS) или типа платежейПосле оценки поднадзорного объекта выявление критически слабых «мест»для проявления повышенного внимания

Оценка поднадзорного объекта Источники: документация, интервью, инспекция поднадзорного объекта на «месте», отчеты внутренних и внешних аудиторов В случае выявления несоответствия требованиям разработка плана действий по развитию, устранению

цию о работе СПС, тем самым обеспечивая максимальную прозрачность для наблюдения и повышение доверия потребителей к платежным системам и инструментам.

Инспектирование платежных систем не является обязательным компонентом наблюдения со стороны центрального банка. Регулятивные акты многих стран допускают, что Банк Испании может проводить аудит и инспектирование расчетных центров, операторов. При этом СПС обязаны ежегодно проходить инспектирование в отношении системы внутреннего контроля, а также других аспектов, которые сочтет необходимым затронуть Банк Испании.

В ряде стран центральные банки имеют четкие полномочия по инспектированию банков на предмет соблюдения требований к платежным операциям. Например, Национальный банк Сербии постановлением «О наблюдении платежных транзакций, осуществляемых банками» получает доступ к системе учета банка, уполномоченного агента банка, а также любого клиента - участника транзакции, которая попадает под наблюдение. Наблюдение осуществляется Центральным банком посредством контроля информации, отчетов и других документов, которые банки обязаны предоставлять в Национальный банк Сербии, а также путем выездных инспекций данных отчетов и другой документации в помещении банка, агента или клиента. Под наблюдение попадают такие аспекты деятельности банка при проведении платежных операций как2:

• правильность открытия, ведения и закрытия счетов для проведения платежных операций клиентов;

• платежные транзакции и их учет с отражением на соответствующих счетах;

• правильность доставки, заполнения и использования унифицированных инструментов в платежах;

• наличные выплаты со счетов юридических и физических лиц, а также других кассовых операций;

• получение и исполнение платежных распоряжений согласно их сроку исполнения и условиям распоряжения;

• соблюдение положений о платежных распоряжениях на случай недостаточности средств клиента на счете;

• платежные операции банка, осуществляемые им в качестве агента;

• правильность и своевременность предоставления в Национальный банк Сербии данных, отчетов по своим клиентам.

В нормативном документе Монетарнойя администрации Гонконга определяется, что выездное инспектирование дополняет безвыездной анализ и предоставляет органу надзора возможность оценить «из первых рук», как работает, управляется и контролируется система. Выездная проверка сосредоточивается на проблемах, выявленных безвыездным анализом, которые либо представляют повышенный риск, либо требуют подтверждение контроля. Сфера выездного инспектирования может включать управление рисками (кредитным и ликвидности), управление кризисами и сбоями, инфраструктуру информационных технологий. Во время инспектирования Монетарная администрация может проводить встречи с сотрудниками управления рисками, внутреннего контроля, аудита и операционной поддержки. Выводы инспектирования обсуждаются с оператором и расчетным учреждением системы, и полученные комментарии этих сторон учитываются при подготовке официального отчета о выездном инспектировании. Отчет должен выявить все слабые стороны или проблемы и дать рекомендации по исправлению.

Орган наблюдения в Гонконге имеет право запросить и получить отчет внешнего аудитора оператора или расчетного учреждения системы в отношении сфер повышенного риска или других проблем, которые требуют экспертной оценки, например аудит информационных технологий. Так, если признается необходимым, орган надзора может запросить отчет внешнего аудитора для включения в оценку качества проверки контроля, проводимого внутренним аудитом. Этот отчет внешнего аудитора позволяет органу наблюдения принять решение в определении того, соблюдает ли сис-

тема требования нормативных актов. При этом оператор и расчетное учреждение должны информировать орган надзора или, если потребуется, консультироваться с ним о назначении внешнего аудитора. В случае необходимости орган надзора может провести трехсторонние встречи с внешним аудитором и высшим руководством оператора или расчетного учреждения для обсуждения вопросов, поднятых в аудиторском отчете.

Помимо инспектирования и аудита эффективным методом наблюдения за платежной системой является проведение ежегодных встреч сотрудников центрального банка с руководством оператора и расчетного учреждения системы. Цель такой встречи - обсуждении выводов безвыездного анализа и выездного инспектирования, если таковое проводилось на протяжении года, а именно: обсуждение существенных недостатков в соблюдении требований безопасности и эффективности или других проблем, представляющих основание для озабоченности или взаимного интереса. Затем регулятор в лице центрального банка должен подготовить доклад для оператора и расчетного учреждения, суммировав обсуждение, достигнутые договоренности и необходимые последующие действия.

Подход к наблюдению, предлагаемый Банком международных расчетов, принят на вооружение Банком России. В частности, выделяются три компонента: мониторинг, оценка соответствия стандартам и побуждение операторов системы к ее совершенствованию.

Проблемы, связанные с приближением стандартов наблюдения за платежными системами к международным нормам и лучшей зарубежной практике, во многом обусловлены существующим российским законодательством и нормативной базой. В частности, специалисты Банка России отмечают, что в Российской Федерации законодательно не закреплены обязательства по следованию стандартам лучшей практики, в том числе «Основополагающим принципам...». В этих условиях Банк России может только:

• выдавать рекомендации;

• оказывать «моральное воздействие» на руководство СПС систем и участников;

• предлагать операторам платежных систем (расчетным институтам) самостоятельно проводить самооценку на соответствие «Основополагающим принципам.» и просить ЦБ РФ об экспертном заключении.

Обсуждение результатов оценки систем с их операторами стимулирует разработку операторами плана мероприятий по повышению эффективности и безопасности работы системы. При этом Банк России может прибегнуть к эффективной мере воздействия в случае бездействия операторов - опубликованию мотивированного суждения о степени безопасности платежей с использованием данной СПС.

В Денежно-кредитной политике на 2008 г. Банк России определил комплекс мероприятий по совершенствованию платежной системы. В частности, предусмотрено совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства страны и банковской практики.

Заслуживает применения практика ряда ведущих стран, где органы наблюдения начали проводить ежегодную оценку соответствия национальных платежных систем «Основополагающим принципам... » с акцентом на анализ рисков, выявление слабых сторон и подготовку рекомендаций по их устранению. Особенно активно и последовательно в этом направлении работает Банк Англии, хотя он и не имеет таких полномочий, как у абсолютного большинства центральных банков ведущих стран мира. Интересные развернутые отчеты о сравнительном анализе платежных и расчетных систем также подготовили Центральный банк Швеции3, Центральный банк Японии4 и Администрация надзора за финансовым рынком Финляндии5. Европейский центральный банк также регулярно проводит обследование методических подходов и практики центральных банков к наблюдению за платежными системами6. Результаты такой оценки полезны не только для операторов банковских услуг и участников платежных систем, но для всех участников рынка.

1 www.bde.es

2 Decision on the supervision of payment transactions performed by banks. National Bank of Serbia. Dec. № 23. - RS Official Gazette, № 57/ 2004.

3 Cm.: Assessment of the Riksbank’s Payment System (RIX) 2005 (www.riksbank.se).

4 Cm.: Self-Assessment of Compliance with the Core Principles for Systemically Important Payment Systems: The BOJ-NET Funds Transfer System. - Bank of Japan, August 2003.

5 Cm.: Regulation and control of payment system risks - a Finnish perspective. - Bank of Finland Studies A:106, 2003.

6 Cm.: Payment and securities settlement systems in the European Union and in the acceding countries //Blue Book, March 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.