Научная статья на тему 'Формирование системы критериев экономической безопасности экономики России'

Формирование системы критериев экономической безопасности экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1156
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы критериев экономической безопасности экономики России»

Р.В. Бузин

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Разрушение административно-командного типа экономики в России привело к глубокому системному кризису, затронувшему все сферы и отрасли экономики нашей страны. В экономической науке объективно возрос интерес к относительно новой категории — экономической безопасности. Значительную актуальность приобрели исследования, направленные на выяснение причин возникновения угроз экономической безопасности, их систематизацию и определение количественных и качественных параметров, выработку эффективных мер экономического и правового характера нейтрализации и ликвидации угроз экономической системе. Действительно, в условиях, когда достаточно быстро и коренным образом изменяются экономические отношения, при отсутствии соответствующих институтов, отставании норм и правил регулирования, происходит столкновение новых и старых субъектов экономических интересов, что, так или иначе, генерирует обострение экономических и социальных отношений. Это объективно ведет к возникновению новых направлений экономической политики государства.

Именно вопросы обеспечения экономической безопасности выходят на первый план при рассмотрении любого значимого экономического явления. Как справедливо отмечает профессор И.Н. Петренко: «В сущности, современное социально-экономическое положение России таково, что какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали российские экономисты, они не могут не затронуть проблем экономической безопасности...» [3].

Таким образом, повышенное внимание к вопросам обеспечения безопасности в экономической сфере России обусловлено объективными процессами и явлениями, происходящими в обществе, национальной экономике и международных экономических отношениях последних 15—20 лет. Среди наиболее существенных можно выделить значительное обострение противоречий российской внутренней и внешней политики на рубеже веков, а смена политического руководства Россией в 2000 году позволила переместить вопросы обеспечения национальной безопасности, в том числе и в экономической сфере, из декларативнотеоретического поля в область разработки практических подходов и механизмов обеспечения. Кроме того, стабилизация процессов передела собственности, появление предпри-

нимателей как устоявшейся прослойки общества требует от государства более конкретной и решительной позиции в экономической сфере, в том числе на межгосударственном уровне.

Необходимость обеспечения экономической безопасности обусловлена рядом причин, среди которых следует назвать глубокие противоречия в национальных интересах крупнейших государств мира, ограниченность природных ресурсов и различную степень обеспеченности ими отдельных стран, сохранение государственного суверенитета России и т. д.

К настоящему времени российские ученые достаточно подробно разработали вопросы концепции экономической безопасности России. Основой послужили принятые на государственном уровне нормативные документы, призванные определить основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности. Это, прежде всего, Указ Президента РФ от 1996 года №608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ» и Указ Президента РФ от 1997 года в редакции от 2000 года №24 «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ». Необходимо отметить исследования таких известных российских экономистов, как Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Т.Н. Корягина, В.К. Сенчагов, И.Я. Богданов, А. И. Илларионов и др.

Для практического использования научных наработок в данной области необходимо сформировать определенную совокупность признаков, на основании которых станет возможным не только охарактеризовать и классифицировать проявления, но и произвести оценку и спрогнозировать ситуацию. Признак или величина, характеризуемая в процессе исследования, на основании которой и можно произвести оценку, сравнение альтернатив, классификацию объектов и явлений, называется критерием. Для определения критериев экономической безопасности требуется рассмотреть сущность данной экономической категории.

Несмотря на сравнительно большое количество научных трудов по данному вопросу, разброс мнений настолько широк, что некоторые ученые делают попытки классифицировать подходы к определению понятия и сущности экономической безопасности.

Опираясь на имеющийся опыт, попытаемся выделить наиболее аргументированные трактовки экономической безопасности. Обобщенно подходы к определению категории «эконо-

мическая безопасность» можно разделить на три большие группы.

«Статический» — т.е. понимание экономической безопасности как определенного «состояния экономики», однако рассматриваемое в динамике, с позиций процессов обеспечения и защиты национальных интересов.

Другой подход можно назвать «факторным». Экономисты в этой группе придерживаются мнения, что экономическая безопасность

— это сочетание, или, точнее, совокупность условий и факторов, обеспечивающих некий конкретный уровень развития национальной экономики. Так, академик Л. И. Абалкин трактует экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [1].

Кроме того, существует ряд точек зрения на данный вопрос, тяготеющих либо к первой, либо ко второй группе, но включающих элементы противоположной. Такой подход можно назвать «смешанным». Ярким примером может служить трактовка экономической безопасности С.А. Афонцева, который рассматривает «национальную экономическую безопасность как устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения» [2].

Необходимо также учитывать достаточно интересный подход профессора Т.Д. Ромащено, рассмотревшей имеющиеся походы и вынужденной признать, что «невозможно дать одно емкое определение экономической безопасности, характеризующее это явление во всем многообразии» [4]. Такая позиция аргументируется «сложной пространственно-временной геометрией» данной экономической категории. «Различные определения экономической безопасности — это равноправные, дополнительные описания, признак полиморфности, гетерогенности экономического явления».

По мнению Т. Д. Ромащенко, рассматривающей экономическую безопасность как многоярусную систему, категорию возможно концептуализировать с четырех позиций: как потребность всех экономических субъектов, как состояние национальной экономики, как свойство экономической системы и, наконец, как функцию государства.

Анализируя имеющиеся подходы, можно сделать вывод, что для выявления определенной совокупности признаков, на основании которых станет возможным классифицировать и произвести оценку состояния экономической безопасности России, т. е. для формирования критериев, наиболее удобен «статический»

подход. Однако это не означает, что мы отвергаем другие подходы и не будем их использовать при конкретизации критериев — определении показателей (индикаторов) экономической безопасности государства.

Таким образом, под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономики страны и ее институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, развитие государства в целом даже при наиболее неблагоприятном развитии внутренних и внешних условий.

Опираясь на подобную трактовку, результатом верного формирования критериев, показателей и их реализации в государственной политике будет стабильная защита национальных интересов, повышение уровня и качества жизни населения, эффективная защита прав граждан, возможность существенного влияния на мировые политические и экономические процессы.

Такой достаточно широкий охват результатов влияния не только на экономическую, но и на социальную систему общества требует формирования не просто набора критериев и показателей, но определенной системы, так как достижение соблюдения одного критерия за счет другого может привести к негативным результатам деятельности всей системы.

Опираясь на принятое определение, можно выделить фрагменты (блоки), характеризующие относительно самостоятельные сегменты обеспечения в системе критериев экономической безопасности:

- производственный;

- финансовый;

- социальный;

- внешнеэкономический.

Критерии и показатели экономической безопасности могут быть как качественными, так и количественными. Главное условие выбора — возможность оценить состояние и перспективы развития экономики.

Для практического применения, т. е. обеспечения экономической безопасности, значение имеют не столько сами критерии и показатели, сколько их пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение уровня которых препятствует развитию различных элементов системы, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономической безопасности.

В российской экономической науке наиболее полную систему пороговых значений показателей экономической безопасности составил С. Ю. Глазьев. В предложенной системе, включающей 22 параметра с их пороговыми значениями, рассмотрены как чисто экономические, так и социально-экономические и политические аспекты функционирования государства.

Однако встречное исследование, проведенное научным коллективом под руководством А. Илларионова, показало, что в мире не существует ни одной страны, показатели которой удовлетворяли бы критериям, установленным С. Глазьевым.

Данное положение заставляет задуматься не только о необходимости уточнения расчета пороговых значений показателей экономической безопасности государства, но и, в первую очередь, о правильности выбора критериев, по которым формировались показатели.

Важность верного формирования системы критериев экономической безопасности подтверждает и факт законодательного закрепления данного аспекта обеспечения экономической безопасности России. Так, в 1996 году было принято Постановление правительства №1569 и приложение «Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров», где в качестве основополагающих критериев обозначены: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, поддержание научного потенциала и обеспечение функционирования особо важных объектов науки, продовольственная независимость, доступность для населения основных социальных услуг, создание условий, исключающих криминализацию общества, недопущение экологических катастроф.

Именно на такую структуру критериев опираются российские ученые-экономисты при исследовании экономической безопасности.

Важнейшим (базовым) критерием экономической безопасности, не только производственного блока, но и всей системы, является способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Данный критерий позволяет сформировать целую группу показателей (индикаторов), позволяющих оценить состояние и перспективы безопасного функционирования системы.

К числу критериев экономической безопасности необходимо также отнести устойчивость функционирования кредитно-банковской и финансовой систем. Данный критерий также порождает группу показателей: контролируемый уровень дефицита бюджета, стабильность потребительских цен, устойчивость национальной валюты, государственная защита интересов инвесторов, благоприятный инвестиционный климат, обеспечение инвестиционной деятельности и т. п.

Важнейшим критерием в социальном блоке, на наш взгляд, является создание экономических и правовых условий, исключающих кри-

минализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производ-

ственных и финансовых институтов, их проникновение в различные институты власти. Только при создании перечисленных условий возможно нормальное функционирование государства и, соответственно, достижение других социальных показателей.

Однако подобная фрагментарная оценка экономической безопасности приводит к постоянному дисбалансу в достижении отдельных показателей. Увеличение освоения природных ресурсов, развитие производства не всегда приводит к реальному подъему уровня жизни населения, а высокий уровень жизни населения может достигаться за счет дополнительных издержек реальной сферы экономики, что может стать губительным в долгосрочном периоде. В свою очередь, развитие финансового сектора не является автоматическим условием укрепления экономики. Критерием, который мог бы стать универсальным мостом между блоками критериев экономической безопасности, является инвестиционный критерий. Осуществление инвестиционной деятельности обеспечивает все фазы воспроизводственного цикла — производство, распределение, обмен и потребление — и является обязательным условием. Сама по себе инвестиционная деятельность в ее денежном виде представляет собой предмет деятельности финансовокредитной и банковской системы. Универсальным показателем, характеризующим целый комплекс возможных угроз экономической безопасности, является показатель «источник инвестиций». Включение же в инвестиционный критерий таких показателей (индикаторов), как объем инвестиций населения, процент граждан, участвующих в негосударственных пенсионных, потребительских, накопительных и других инвестиционных программах, в значительной степени характеризует состояние социальной сферы с позиций обеспечения экономической безопасности. Возможно, следует проработать необходимость включения дополнительных показателей, характеризующих не только инвестиционный климат и инвестиционную активность, но и инвестиционный потенциал и другие стороны инвестиционной деятельности в стране.

Надеемся, что рассмотренные вопросы формирования системы критериев экономической безопасности государства помогут сформировать достаточно сбалансированную систему критериев, показателей (индикаторов), что, в свою очередь, поможет разработать эффективную политику мониторинга и обеспечения экономической безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопас-

ность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. — 1994. —

№12. — С.5.

2. Афонцев С. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности / С. А. Афонцев // Россия XXI (Москва). — 2001. — №2. — С. 66.

3. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор / И.Н. Петренко. — М., 2003. — 177 с.

4. Ромащенко Т. Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко. — Воронеж, 2003. — 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.