Формирование системы информационного обеспечения оценки налогового потенциала территории
Волков А.А., г. Саранск, Республика Мордовия, преподаватель кафедры «Налогов и налогообложения» ФГУБО ВПО
«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», адрес электронной почты: [email protected]
Аннотация
Процесс формирования и оценки налогового потенциала территории требует большого объема сведений. В этой связи автором предлагается сформировать в каждом субъекте Российской Федерации систему информационного обеспечения. Она должна строиться на оперативном обмене данными между органами власти различных уровней, статистическими службами. Отдельное внимание в указанной системе уделяется изучению состояния, анализу финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков.
Abstrakt
The process of formation and assessment of the tax potential of the territory requires a large volume of information. In this connection, the author proposes to form in each constituent entity of the Russian Federation the system of informational provision. It should be based on the operational exchange of data between authorities of different levels, statistical services. Special attention in this system is given to the study of the state, the analysis of financial-economic activities of the largest taxpayers.
Ключевые слова
Налог, налоговый потенциал, оценка налогового потенциала, налоговый паспорт предприятия, доходная часть бюджета.
Keywords
The tax, the tax potential, the assessment of the tax potential, the total tax capacity, the enterprise tax passport, the budget profit part.
В настоящее время органы власти любого уровня выполняют различные функции, решая задачи в области образования, здравоохранения, военной, политической, экономической, социальной и других сферах. Конечный результат, эффективность действий государственных структур во многом определяются наличием необходимого финансового обеспечения. В этой связи особое значение приобретает решение вопросов пополнения доходов бюджетов регионов и муниципальных образований, основная часть которых приходится на налоговые поступления, то есть оценки и использования налогового потенциала.
Формирование, оценка и использование налогового потенциала территории, представляют собой сложный управленческий процесс, который включает в себя обнаружение проблемы, сбор информации, ее анализ, диагностику проблемы, определение целей управления проблемы, генерацию возможных управляющих воздействий, прогнозирование последствий, оценку возможных вариантов решений, их принятие и контроль за выполнением.
Исследование налогового потенциала Республики Мордовия показало, что его расчет требует актуальных данных об объемах и динамике налоговых поступлений, тенденциях социально-экономического развития региона, реализуемых инвестиционных проектах, изменениях законодательства в области налогообложения и так далее.
В связи с тем, что основными субъектами аккумулирующими указанную информацию для рассматриваемого региона являются Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
по Республике Мордовия Правительство Республики Мордовия должно заключить с ними 3-х стороннее Соглашение об обмене сведениями, необходимыми для целей налогового планирования. В данном документе отражаются:
- объем передаваемых сведений;
- форма представления, формат данных (в целях обеспечения возможности автоматизированной обработки);
- способ передачи информации;
- сроки предоставления сведений, периодичность;
- ответственность сторон.
В настоящих условиях информация должна передаваться в форме файлов в формате Microsoft Excel, что позволит обрабатывать полученные по электронной почте данные. Обмен информацией с налоговыми органами может строиться на базе уже имеющихся закрытых каналов связи в силу конфиденциальности ряда сведений.
Наряду со сводными формами статистической и иной отчетности предметом Оглашения должны стать сведения и по наиболее крупным налогоплательщикам, обеспечивающим значительную часть поступлений в бюджетную систему региона. Необходимость предоставления части данных непосредственно хозяйствующими субъектами следует закрепить на законодательном уровне в виде Положения о порядке, сроках формирования паспорта налогоплательщика. Работа по его заполнению производится руководством самой организации на добровольной основе. Предполагается ежеквартальное предоставление данного документа предприятиями и учреждениями в органы государственной власти, что обусловлено как порядком сдачи бухгалтерской отчетности, так и механизмом администрирования отдельных налогов и сборов.
Структура паспорта налогоплательщика включает в себя общую информацию о юридическом лице, основные показатели финансовохозяйственной деятельности организации, данные об инвестиционной
активности предприятия, сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях, информацию о начислениях налогов и сборов, выпадающих доходах и представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Структура налогового паспорта предприятия.
Это позволит оценивать финансовое состояние компаний, их рыночные позиции, возможности по уплате налогов и сборов на постоянной основе. При этом, по мере необходимости, предприятиям могут быть оказаны отдельные меры поддержки (предоставление налогового кредита и отсрочек по уплате обязательных платежей,
товарного кредита, лоббирование интересов организаций на межрегиональном уровне).
Дальнейшее развитие системы информационного взаимодействия необходимо строить на основе формировании и ведении единой базы данных по Республике Мордовия, куда будут стекаться сведения от всех субъектов информационного взаимодействия. Ее пользователи будут сами посредством технических средств и программного обеспечения структурировать имеющуюся в базе данных информацию в зависимости от стоящих перед ними задач.
Информационное обеспечение играет важную роль не только при оценке текущего состояния налогового потенциала территории, но и при выработке механизмов его эффективного использования на всех уровнях управления.
Перед Республикой Мордовией, являющейся дотационным регионом, остро стоит задача наполнения регионального бюджета, поиска дополнительных источников его доходов. Таковым источником, на наш взгляд, должен стать единый налог на недвижимость, который планируется ввести в Российской Федерации (с 2013 года он уже появится как пилотный проект в ряде территорий), который заменит земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Однако уже сегодня можно повысить объем налоговых поступлений по указанным платежам и повысить качество и эффективность налогового администрирования налогов на имущество за счет увеличения степень вовлеченности органов местного самоуправления в этот процесс. Но, для этого, они должны обладать техническими средствами, позволяющими систематизировать информацию как по объектам, так и по субъектам налогообложения. Основой для построения подобной базы данных может стать использование электронных похозяйственных книг, содержащих сведения о наименовании хозяйства и его членах, имеющихся земельных
участках, жилом фонде, технических средствах, их особенностях и характеристиках.
Существование информационного ресурса является важным, но недостаточным условием для увеличения объема налоговых поступлений. Необходимо проведение сверки сведений, содержащихся в муниципальных реестрах с данными органов государственной регистрации, а самое главное с территориальными налоговыми управлениями для исчисления сумм платежей в бюджетную систему. Соответствующая схема информационного взаимодействия субъектов, осуществляющих администрирование налогов на недвижимость, предложенная автором, представлена на рисунке 2.
Наличие электронного реестра плательщиков налогов позволит муниципалитетам передавать, а также получать информацию о принятых и непринятых территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы Российской Федерации объектов налогообложения. То есть, это дает возможность видеть фактически налогооблагаемую базу и налоговый потенциал территории. Кроме того, муниципалитеты могут осуществлять контроль поступающих платежей, основываясь на данных налоговых органов, и применять те или иные меры воздействия на неплательщиков.
Таким образом, предлагаемые нами программно-методические решения позволяют построить действенную систему мониторинга налогового потенциала Республики Мордовия, обеспечить органы власти различного уровня необходимой информацией для принятия управленческих решений, что позволит решить проблемы, препятствующие полной мобилизации налогов в бюджетную систему региона.
Реестр плательщике местных налогов
Объ говых ступлений, сумма и реестр
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МОрГаИЫ местного Самоуправления СеЛЬсКОгО I
поселения, мунииипалыюго района, городского
■ИНН
Электронный похозяйственный и территориальный
учет
Инвентариз ация объектов и субъектс в налогообложения
Поступление алогов
жетную стему
на
бюд
си
Рабо
неплател
Документы, подтверждающие право обственности, кадастровый номер
Номер БТИ инвентаризацион ная стоимость
та с
ыщиками недвижимости сделок с ни постановка
Субъекты и объекты налогообложения
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Регистрация прав^ на объекты
изготовление
технических
паспортов
Рис. 2 - Схема движения информационных потоков при администрировании налогов на имущество
Библиографический список
1. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (одобрено Правительством РФ 07.07.2011 г.) - [электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Постановление главы администрации Белгородской области от 27.04.2000г. №267 «О введении налоговых паспортов предприятий на территории области» - [электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».