Nevskaya Natalia Aleksandrovna FORMATION OF INDICATIVE .
economic sceinces
УДК 338. 2
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
© 2018
Невская Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела экономических исследований Институт Европы РАН (125009, Россия, Москва, Моховая улица, д.11, стр.3, e-mail: nnevskaya@gmail.com)
Аннотация. Трансформационные процессы в мировой экономике, связанные с цикличностью экономического развития, периодичностью возникновения кризисов и переходом к новому технологическому укладу формируют новые вызовы для участников экономического процесса. Одним из методов регулирования экономики является индикативное планирование. В статье рассмотрен подход к индикативному планированию как методу управления через механизм согласования интересов участников экономических отношений. Изложен теоретический опыт исследования различных аспектов индикативного планирования врыночных условиях. Представлен анализ работ, посвященных общим вопросам индикативного планирования, а также отдельным составляющим системы планирования в трудах западных ученых. Рассмотрены становление и функционирование плановых органов Франции, Великобритании и других развитых европейских стран в условиях свободных рыночных отношений. Система французского планирования представлена как пример централизованного планирования в рыночных условиях, система планирования Великобритании как пример децентрализованного планирования. Акцентировано внимание на подходах и методах стимулирования развития национальной промышленности. В рамках регулирующих документов страны выделены приоритеты развития промышленности и нацеленность на новые рынки. В заключении даны рекомендации о возможностях применения западного опыта в практике отечественного экономического планирования.
Ключевые слова: экономическая политика, государственное экономическое планирование, индикативное планирование, промышленная политика, государственное регулирование экономики, Западная Европа, Франция, Великобритания, Норвегия, Швеция, ФРГ.
FORMATION OF INDICATIVE PLANNING IN DEVELOPED EUROPEAN COUNTRIES
© 2018
Nevskaya Natalia Aleksandrovna, candidate of economics sciences, associate professor, leading researcher of the department of economic research Institute of Europe of RAS (125009, Russia, Moscow, Mokhovaya street, 11, build.3, e-mail: nnevskaya@gmail.com)
Abstract. Transformational processes in the world economy associated with the cyclical nature of economic development, the frequency of crises and the transition to a new technological order form new challenges for participants in the economic process. The indicative planning is one of the methods of regulating the economy. The approach to indicative planning is considered a method of management for the mechanism of the interests coordination of participants of economic relations in the article. The theory of this object have various aspects of indicative planning in the market economy. The analysis of works devoted to general issues of indicative planning, as well as components of the planning system is presented in the paper of Western researchers. There are considered the origin and functioning of planning system of France, Great Britain and other developed European countries in conditions of free market relations in article. The French planning system is presented like example of central planning in market conditions, the UK planning system like an example of decentralized planning. Attention is focused on approaches and methods to stimulate the development of national industry. There is of the country's framework regulatory documents analyze the priorities of industrial development and the focus on new markets in the paper. In conclusion, recommendations are given on the possibilities of applying Western experience in the practice of domestic economic planning.
Keywords: economic policy, economic planning, indicative planning, industrial policy, regulation of the economy, Western Europe, France, Great Britain, Norway, Sweden, Germany.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Капиталистический мир, несмотря на идеологически жесткий подход к свободному развитию рыночной экономики, накопил богатый опыт государственного воздействия на экономику через механизм индикативного планирования. Трансформация экономической среды под влиянием научно-технического прогресса, в частности, становление новых подходов к управлению через систему обработки Больших данных и других перспектив развития элементов цифровой экономики заставляет пересмотреть опыт индикативного планирования и перспективы его использования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сложность реализации индикативного планирования в рамках развитой рыночной экономики европейские страны демонстрировали в силу выраженной разнона-правленности экономической политики и приверженности разным политическим течениям. Становление новых экономических теорий того времени является этому подтверждением. Процесс обобществления экономики и
конвергенция идей капитализма и социализма привели к развитию существующей теории предельной полезности и базирующейся на ней «теории благосостояния» (Дж. Хикс, К. Эрроу, Г. Дебре), теории Л. Вальраса о равновесии в условиях совершенной конкуренции, становлению таких новых течений как институционализм (Д. Гелбрейт, Я. Тинберген) и неоклассической теории роста (Дж. Мид).
Формирование целей статьи (постановка задания). В рамках формирования системы индикативного планирования в России необходимо рассмотреть наработанную теоретическую базу концепции индикативного планирования развитых стран и их опыт формирования данной системы в практике государственного регулирования экономики. Целью статьи является рассмотрение опыта становления системы индикативного планирования в странах Западной Европы в условиях рыночной экономики для его использования при формировании системы индикативного планирования в России.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Если рассматривать суть государственного экономического планирования, то можно заметить серьезную идеологическую составляющую в названиях «директив-
210
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Невская Наталья Александровна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ...
ное планирование» и «индикативное планирование». Их в большинстве случаев привязывают в существующему строю - социалистическому или капиталистическому, обосновывая директивность в социалистической системе централизацией управления, а в капиталистической рыночной системе децентрализацией принятия решений. Но Госплан СССР, реализующий директивный подход к государственному планированию имел возможность давать директивы государственному сектору, и не воздействовал на частный сектор. Степень его воздействия определялась границами государственной собственности на средства производства, которые были весьма обширными и включали ощутимо большую часть имеющихся средств производства в стране. В рыночной системе индикативное планирование призвано преодолеть проблемы и провалы рынка через регулирование с использованием системы индикаторов. В этом случае применяются иные формы планирования. Оно не ограничивает свободу предпринимательской деятельности и частную инициативу, которая в развитых странах распространена повсеместно, особенно в сфере производства потребительских товаров, но дает ориентиры экономического развития, предполагающие согласование экономических интересов ее участников. Это важный момент, так как отказаться от директивности в индикативном планировании сложно, в связи с тем, что свобода от выполнения установленных показателей ставит под сомнение возможность реализации планов. Отсутствие ответственности за достижение показателя не позволит реализовать контрольную функцию управления и лишит управленческий процесс обратной связи. Директивность как элемент планирования предполагается и в целевых комплексных программах на разных уровнях (государственном, региональном и муниципальном) и на уровне бюджетного планирования, при выделении государственных средств в виде субсидий и дотаций. Таким образом, под термином «индикативное планирование» следует понимать не столько действия рекомендательного характера и отсутствие директивного воздействия, сколько некоторую идеологическую нагрузку и указание использования государственного экономического планирования в странах с ограниченной границей прямого воздействия на экономику.
Концепция индикативного планирования была сформулирована руководителем французского планового комиссариата П. Массе (Masse P.), аналитическое оформление концепции принадлежит одному из разработчиков неоклассической теории экономического роста Д. Миду [1]. Теория индикативного планирования разрабатывалась преимущественно в 1960-1990 гг. Общие вопросы теории и методологии индикативного планирования можно увидеть в трудах Black J. [2], Bennett J[3], Murrell P. [4], Littlechild S.C. [5], McCain R.A.[6], Frank J., Holmes P., в том числе работу по моделированию общего равновесия с учетом принятия решений агентами - Wrase, J.. В этот период публикуются работы о национальном индикативном планировании в странах Западной Европы, в частности об индикативном планировании в Великобритании пишут Marquand J. [7] и во Франции Cazes, B. [8], Riechel, K.-W. [9].
Необходимость создания специальных плановых органов на уровне высшей государственной власти в развитых капиталистических странах в середине прошлого столетия была вызвана провалами свободного рыночного развития и затяжным экономическим кризисом.[10] Посредством индикативного планирования достигалась цель перераспределения серьезных государственных ресурсов через механизмы социально-экономической политики. [11]
Первопроходцем капиталистического мира в государственном экономическом планировании можно признать Францию. В 1946 году был создан Генеральный комиссариат планирования и принят план модернизации оборудования. В дальнейшем разрабатывались средне-
срочные общенациональные планы развития на 5 лет, которые являлись инструментом государственного регулирования экономики и ее отдельных отраслей. Целью планов являлись структурные сдвиги в экономике.[12] Франция является одной из ведущих индустриальных держав, лидируя по уровню промышленно-технологиче-ского развития. Французская экономика является показательным примером сочетания мощного государственного сектора с частными промышленно-финансовыми группами и многочисленными малыми предприятиями. В государственную собственность после Второй мировой войны перешли капиталоемкие отрасли, имеющие общенациональное значение. В 80-е годы ХХ века были национализированы крупнейшие частные банки и несколько финансово-промышленных групп, действующих в передовых и наукоемких производствах. [13] Государственной монополией является угольная, газовая и атомная промышленность.
В Голландии в 1946 году было создано Центральное плановое бюро. С 1947 года составляются среднесрочные экспериментальные прогнозы на 5 лет, ежегодные экономические программы, с которыми координируются государственные бюджеты. Эта деятельность регулируется Актом о центральном экономическом плане от 1947 года.[14]
В Швеции с 1948 года «центральное демократическое планирование» реализуется через ежегодные прогнозы национального экономического бюджета и в специальной политике инвестиционных резервов для экономической стабилизации. Осуществляют работу Совет стабилизации, национальное бюро бюджетов, национальное бюро рынка труда. [15]
В Норвегии в 1963 году создан плановый департамент с целью долгосрочного программирования. Экономические планы составляются в форме целевых программ регулирования, включая инвестиционное регулирование инструментами бюджетной денежной, кредитной и ценовой политики. [16]
В Великобритании в 1962 году для программирования экономики был создан Национальный совет экономического развития при Правительстве. Целью его создания было объединение руководства, профсоюзов и правительства в попытке преодолеть относительный экономический спад в Великобритании при поддержке Национального управления экономического развития (NEDO). Для отдельных отраслей были созданы комитеты экономического развития (EDCs). Первый среднесрочный перспективный план был опубликован на период 1961-1966 гг. Маргарет Тэтчер не доверяла планированию и часто игнорировала этот орган в 1980-х годах. Он был окончательно упразднен Джоном Майджором в июне 1992 года. Однако в рамках Европейского союза Соединенное Королевство является членом аналогичного международного органа, а именно Экономического и социального комитета Европейского союза. [17] Сейчас планирование осуществляется преимущественно на региональном уровне. На национальном уровне координируются важные инфраструктурные проекты. Основополагающим документом стратегического планирования в Великобритании является правительственная «Рамочная политика национального планирования (National Planning Policy Framework)», принятая в марте 2012 года. В документе отражены принципы государственного стратегического планирования и порядок разработки и согласования планов социально-экономического развития регионов. Вопросы регионального планирования касаются таких проблем как развитие конкурентоспособной экономики [18], поддержка сельского хозяйства, развитие транспорта и коммуникационной инфраструктуры, стимулирование в сфере жилищного строительства и дизайна, сохранение природных условий и исторических ценностей.
Документом, регулирующим экономическое планирование в Великобритании на национальном уровне яв-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24)
211
Nevskaya Natalia Aleksandrovna economic
FORMATION OF INDICATIVE ... sceinces
ляется Закон о планировании 2008 (Planning Act 2008), который направлен на упрощение процедуры согласования и утверждения новых крупных инфраструктурных проектов в сфере энергетики, транспорта, в сфере водных ресурсов и утилизации отходов. Министерство финансов Великобритании является одним из субъектов экономичного планирования на национальном уровне. [19] Помимо планирования бюджетных доходов и расходов в его ведении реализация двух национальных планов: План национальной инфраструктуры на период 2016-2021 гг. и Анализ национальной инфраструктуры и строительства трубопровода .
В ФРГ в 1963 году был образован Совет экономических экспертов, опубликовавший доклады «Стабильные деньги - постоянный рост», «Стабилизация без стагнации», «Зеленый план», которые были шире аналитических обзоров состояний и тенденций развития экономики ФРГ и некоторых её отраслей. Совет экономических экспертов функционирует в настоящее время.[20] В конце года аналитики представляют общественности ежегодное экспертное заключение и прогноз на следующий год. Государственным регулированием хозяйственных процессов в Германии занимается Правительство. Регулирование осуществляется по двум основным направлениям - конъюнктурное и структурное воздействие. Конъюнктурное воздействие включает антикризисное и антициклическое регулирование, а после кризиса 2008-2009 гг. его стали понимать как политику экономического роста. [21] Структурная политика подразделяется на отраслевое и региональное направления. Целью структурной политики Германии является корректировка провалов рынка, направленная на сохранение сложившейся хозяйственной структуры либо на ее ускоренную трансформацию в соответствии новыми условиями.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, к концу 1960 годов западноевропейские страны создали специализированные органы и советы при Правительствах, в компетенцию которых входило программирование экономического развития на среднесрочный период. В настоящее время страны не отказались от данных органов, но за 70 летний период структура органов и объем их полномочий трансформировались. После достижения заявленных в планах целей роль регулирования снижалась. С переходом к новым экономическим условиям, связанным с развитием научно-технического прогресса появилась необходимость форсировать создание новых рынков и максимально выгодно их разделить в пользу национальных корпораций. Поэтому во многих странах государственное экономическое планирование было возобновлено. Следуя мировым трендам и находясь под воздействием внутренних и внешних факторов экономического развития, Россия также перешла на систему государственного экономического планирования.[22] Формирование стратегий осуществляется как на национальном так и на региональных уровнях. Следует отметить, что формирование органов государственного планирования и программирования в странах Западной Европы осуществляется коллективно-консультационным путем на основе научного подхода. Формирование программ осуществляется подготовленным профессиональным научным сообществом, подразумевающим научную дискуссию по заявленным проблемам с привлечением экспертов-практиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Meade J.E. The Theory of Indicative Planning. -Manchester University Press. 1970. 78 p.
2. Black, J. The theory of indicative planning. Oxford Economic Papers. 1968.20(3), pp. 303-319
3. Bennett, J. Indicative planning and expectations under repressed inflation. Journal of Comparative Economics, 1991. 15(1), pp. 88-94
4. Murrell, P. Result-oriented and process-oriented 212
evaluations of indicative planning. Journal of Comparative Economics, 1990. 14(4), pp. 555-559
5. Littlechild, S.C. Economic planning and information. Economics of Planning. 1985. 19(3), pp. 166-169
6. McCain, R.A. Economic planning for market economies. The optimality of planning in an economy with uncertainty and asymmetrical information. Economic Modelling. 1985. 2(4), pp. 317-323
7. Marquand, J. Government economic planning in the United Kingdom. Long Range Planning. 1978. 11(6), pp. 2-8
8. Cazes, B. Indicative planning in France. Journal of Comparative Economics. 1990. 14(4), pp. 607-620
9. Riechel, K.-W. Indicative planning in France: Discussion. Journal of Comparative Economics. 1990.14(4), pp. 621-624
10. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
11. Невская Н.А. Индикативное планирование как механизм реализации промышленной политики //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 209-212.
12. Nevskaya N.A., Garnov A.P., Biykin A.V., Malakhova E.V. National competitiveness as the object of indicative planning in the context of re-industrialization // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 148-155.
13. Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. - М.: КомКнига, 2006.
14. Европа XXI века. Новые вызовы и риски / Громыко А.А., Фёдоров В.П., Журкин В.В., Носов М.Г., Антюшина Н.М., Бабынина Л.О., Бажан А.И. и др. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. Москва, 2017. Сер. Старый Свет - новые времена.
15. Современная Европа: 60 лет после римских договоров. Москва, 2017. Сер. 340 Доклады Института Европы Том Часть 1.
16. Промышленная политика европейских стран [Текст] = Industrial policy of the European countries / [под ред. Н. В. Говоровой] Industrial policy of the European countries Москва: Ин-т Европы РАН: Русский сувенир, 2010
17. Бажан А.И. Возможен ли крах экономики Британии после брекзита? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 3. С. 86-89.
18. Кондратьева Н.Б. Конкурентная политика // Европейский Союз: факты и комментарии. 2018. № 91. С. 22-25.
19. Промышленная политика европейских стран [Текст] = Industrial policy of the European countries / [под ред. Н. В. Говоровой] Industrial policy of the European countries Москва: Ин-т Европы РАН: Русский сувенир, 2010
20. Государственная промышленная политика ведущих индустриально развитых стран мира [Текст] : монография : [в 2 т.] / К. Н. Андрианов ; Российский экономический институт им. Г. В. Плеханова, Кафедра экономики и промышленности .-Москва : Экономика, 2017
21. Фёдоров В.П. Германия: диктант с ошибками // Современная Европа. 2017. № 3 (75). С. 5-16.
22. Громыко А.А., Фёдоров В.П. Антироссийские санкции // Современная Европа. 2016. № 2 (68). С. 22-27.
Статья поступила в редакцию 02.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)