2. Шапагатов С.Р., Карцева Н.С., Валиуллова Р.И., Батанова М.В. Система оценки эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия // Молодой ученый, 2016. № 21. С. 541-547.
3. Лускатова О.В. Современные проблемы реинжиниринга бизнеспроцессов: учеб. пособие / О.В. Лускатова, М.В. Робертс; Владим. гос. унт. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. 146 с.
4. Родцевич О.Н. Определение понятия «бизнес-процесс»: история возникновения и современное представление // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки, 2015. № 13. С. 40-48.
5. Портер М.Э. Конкуренция. Перевод с англ. Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1 2 Пуфель В.С. , Александрова А.И.
1Пуфель Вероника Сергеевна - магистр;
2Александрова Ариадна Иосифовна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового менеджмента и аудита, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в работе проведен сравнительный анализ традиционной системы бюджетирования с системами бюджетирования инновационного предприятия. Определены характерные особенности двух систем бюджетирования. Разработаны предложения по внедрению системы бюджетирования в инновационные организации. Ключевые слова: бюджетирование, система бюджетирования, инновационная организация, инновационная деятельность.
Создание, продвижение и использование инноваций сопровождается высоким уровнем риска, неопределенностью и требует больших финансовых ресурсов. Ключевым инструментом при проведении анализа, минимизации затрат, снижения рисков, оценки эффективности инновационной деятельности в целом является бюджетирование.
Бюджетирование - это количественный план в денежном выражении, составленный и подписанный до определенного периода и показывающий величину желаемых доходов и предполагаемых расходов, а также капитал, который предприятие должно привлечь для реализации поставленной цели. Результатом бюджетирования является составление бюджетов различных видов [1, с. 30].
Каждый этап реализации НИОКР инновационного предприятия сопровождается высокой сложностью разработки бюджетов затрат и их соотнесением по временным периодам, в связи с чем составление высокоточных бюджетов очень затруднительно.
Так как в управлении инновационным предприятием используется проектный подход, то реализация бюджетирования сопровождается разработкой алгоритма, который описывает процесс формирования бюджетов и бюджетную модель, отражающую деление бюджетов по проектам. Такая бюджетная модель имеет выделенные блоки бюджетов, которые касаются бюджетирования инвестиционной и инновационной деятельности [5, с. 200].
Бюджет проекта дает возможность для оценки его стоимости и управления этой стоимостью в течение его реализации. Но стоит учитывать, что распределение
стоимости проекта неравномерно и большая ее часть возникает на этапе его фактической реализации. Для поддержания равномерности управления проектом необходимо проводить корректировку бюджета ежеквартально. Обнаруженные в процессе корректировок отклонения должны быть отражены в текущих бюджетах. В результате всех корректировок мы получаем фактический бюджет, который отражает реальные данные реализации проекта. Предполагаемый алгоритм формирования бюджетов на стадиях реализации инновационного проекта будет состоять из:
1. предварительный бюджет. Данные для разработки предварительного бюджета предоставляются за три месяца до начала проектного периода. Предпроектное планирование объемов будущих затрат и платежей;
2. окончательный бюджет (план). К этому этапу планирование работ, показателей выручки, себестоимости и ожидаемой прибыли завершается;
3. уточненный бюджет. Назначение уточненного бюджета состоит в корректировке плановых показателей согласно фактическим изменениям за прошлый период;
4. фактический бюджет или текущий. Назначение данного бюджета состоит в учете фактических затрат и управлении стоимостью.
Статьи затрат проекта зависят от сферы деятельности предприятия и направленности проекта, поэтому система бюджетирования инновационных организаций должны быть разделена на традиционную и инновационную [6].
Под традиционным бюджетированием понимается процесс по расчету будущих доходов и расходов предприятия. Планируемые результаты рассчитываются двумя основными способами «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Подход «сверху - вниз» осуществляется высшим руководством с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Подход «снизу - вверх» чаще всего применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты своего отдела, которые потом обобщаются в общий бюджет. Руководству компании предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей [7, с. 125].
Сравнительная характеристика традиционной системы бюджетирования и системы с инновационным бюджетом представлена на таблице 1. В качестве классификационных признаков, по которым проводился анализ, были выбраны: центр финансовой ответственности, передача ответственности, контроль за отклонениями, учет времени по осуществлению проекта, учет рисков по осуществлению проекта, жизненный цикл продукции и бюджетный период.
Приведенная сравнительная характеристика позволяет нам выявить ряд особенностей, которые должны быть учтены при разработке и внедрении системы бюджетирования:
- бюджетирование является инструментом краткосрочного управления компанией, в то время как инновационная деятельность носит долгосрочный характер;
- центр инноваций, как отдельное звено финансовой структуры, включает в себя центр доходов и расходов. Такое разделение влияет на целевые показатели деятельности инновационной организации;
- каждый жизненный цикл инновационного проекта не похож на другие, он обладает свойственными только ему особенностями и продолжительностью.
Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционной системы бюджетирования и системы с инновационным бюджетом
Классификаци онный признак Традиционная система бюджетирования Система с инновационным бюджетом
Центр финансовой ответственност и ЦФО формируется в целом по инвестиционным и инновационным проектам В организации создается отдельный центр инноваций для инновационных проектов и, соответственно, центр инвестиций для инвестиционных проектов
Передача ответственност и Сложность в определении подразделений и лиц Делегирование ответственности имеет конкретность определения в соответствии с выделенным центром
Контроль за отклонениями Не позволяет проводить детальное изучение и оценку план-факт отклонений по инновационным проектам Возможность анализа отклонений исполнения (неисполнения) бюджетных показателей по инновационным проектам
Учет времени Не позволяет проводить Проводится в обязательном порядке
Учет рисков по осуществлению проекта Риски распределяются на все проекты инвестиционного портфеля Более детальный анализ и оценка степени риска применительно к инновационным проектам
Жизненный цикл продукции Жизненный цикл включает в себя только время от начала выхода изделия на рынок до момента снятия его с производства Жизненные циклы инновационных проектов характеризуются индивидуальными особенностями и различной продолжительностью стадий в зависимости от конкретного проекта
Бюджетный период Бюджетный период ограничивается отчетным годом Система бюджетирования инновационного предприятия должна предусматривать разработку не только краткосрочных (месяц, квартал, год), но и долгосрочных бюджетов (3 года, 5 лет), что позволит учитывать стратегические аспекты деятельности предприятия
Источник: [6].
Эффективная система бюджетирования инновационного предприятия предполагает наличие гибкой системы управления, учет индивидуальных особенностей деятельности предприятия и составление детализированных краткосрочных и долгосрочных бюджетов. Это позволит сократить присущие инновационной деятельности риски и повысить ее эффективность.
Список литературы
1. Прокопьева Т.В. Планирование и бюджетирование: Учебное пособие для студентов дневной и заочной форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2014. 127 с.
2. Жолонский Е. Финансово-экономический анализ бизнеса промышленных компаний. Х.: Фактор, 2012. 320 с.
3. Бюджетирование: учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Кожина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. 245 с.
4. Костина Г.Ю. Рабочая система бюджетирования: техника внедрения // Планово-экономический отдел, 2013. № 2.
5. Михайлова Э.А., Ремизова Н.А. Формирование комплексной системы бюджетирования проектных организаций. // Вестник РГАТА им. П.А. Соловьева,
2011. № 1 (19). С 199-207.
6. Ремизова Н.А. Бюджетирование как метод управления инновационной деятельностью проектных организаций. Международная конференция «Управление экономикой: методы, модели, технологии». Уфа: УГАТУ, 2011.
7. Пахомова Е.С., Кореняко Е.А. Эффективные инструменты бюджетирования на смену традиционного подхода // Социально-экономические явления и процессы,
2012. № 9 (043). С 125-126.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 1 2 Столяров Е.С. , Пономарева С.В.
1Столяров Егор Сергеевич - студент магистратуры;
2Пономарева Светлана Валерьевна - научный руководитель, профессор, доктор экономических наук, кафедра аудита и внутреннего контроля, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета финансовых результатов в строительстве с точки зрения нормативных документов Российской Федерации и сложившейся хозяйственной практики.
Ключевые слова: довод бухгалтерский доход учет, финансовый заказ результат, доход строительная организация.
Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности организаций, занятых во всех отраслях народного хозяйства и независимо от организационно-правовой формы. Прибыль является одной из разновидностей финансового результата (другим является убыток), который формируется на счетах учета продаж и учета прочих доходов и расходов.
Бухгалтерский учет в строительных организациях - это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов.
Строительство как форма осуществления капитальных вложений производится двумя способами:
• при котором строительно-монтажные работы производятся специализированной подрядной организацией, а функции заказчика осуществляются либо непосредственно инвестором, либо также специализированной организацией;
• хозяйственным - при котором и функции заказчика, и функции подрядчика выполняются самим инвестором. При этом в организации, осуществляющей капитальные вложения, могут создаваться специализированные структурные подразделения (отделы капитального строительства).
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 при осуществлении капитальных вложений хозяйственным способом затраты относятся на дебет счета 08 с кредита счетов учета производственных затрат (02 «Износ основных средств» 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.) [2].