КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 9 • сентябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Формирование системы бережливого производства на уровне «предприятие - вуз» как основа эффективной работы всех подсистем предприятия
Авдеева Е.СРезник А.Е.1
1 Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС, Саратов, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются особенности применения концепции бережливого производства на отечественных предприятиях. Кроме этого изучаются «муда» на предприятиях -производителях авиакомпонентов, рассматриваются резервы повышения эффективности различных подсистем данных предприятий. Дается обоснование формирования общего, межуровневого потока создания ценности «предприятие - вуз» и создания системы вытягивания специалистов исходя из реальных потребностей предприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, бережливое производство, муда, поток создания ценности, система вытягивания, резервы, эффективность.
The formation of economical production system at the «enterprise -high school» level as the basis of effective work of all subsystems of the enterprise
Avdeeva E.S.1, Reznik A.E.1
1 Povolzhsky institute of management named after P. Stolypin, Russia
Введение
В течение последних двух десятилетий сложилась некоторая «мода» на инновационность. Предприятие не может позволить себе не быть инновационным, не реализовывать инновационные стратегии, не организовывать инновационное развитие своих подразделений. Зачастую компании являются «псевдоинновационными» либо внедряют «фиктивные инновации», которые по сути своей таковыми не являются, но за счет некоторых атрибутов представляются как новшества. Это происходит, кроме всего прочего, и в связи с тем, что у предприятий недостаточно средств для разработок и внедрения настоящих инноваций, и они, дабы следовать общему курсу, предлагают подобные фальшивые инновации. Однако классификация понятия «инновация» достаточно широка и включает, помимо инновационных продуктов и
разработок, управленческие и организационные инновации, то есть те направления деятельности, которые подразумевают поиск резервов снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности товара или услуги, не затрагивая при этом улучшения их качества. Именно поэтому в кризисные годы важно внедрять другие виды инноваций: организационные, управленческие и пр., а также получать прибыль от «дойных коров», то есть тех отраслей и производств, которые наиболее конкурентоспособны на мировом рынке.
При этом в качестве инноваций предполагается «настройка» всего внутрифирменного хозяйственного механизма, его непрерывная адаптация к изменяющимся условиям хозяйствования и к постоянной работе по внедрению нововведений. То есть внутрифирменные системы управления (в том числе подразделениями) должны быть спроектированы исходя из предположения, что в них изменения являются естественным состоянием. Аргумент в пользу такого подхода очевиден: невозможно проектировать и создавать специальные системы управления отдельными видами и направлениями деятельности, если основная (базовая) не способна их поддерживать. Этому полностью соответствует концепция управления предприятием, получившая название «бережливое производство». Бережливое производство сегодня повсеместно признается как наиболее эффективный, надежный и малозатратный путь компаний к выходу из кризиса и повышению конкурентоспособности в глобальном масштабе.
Ценность от эффективности
Бережливое производство - это комплексный подход, который включает в себя оптимизацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мышления и поведения сотрудников.
ABSTRACT:_
In article features of application of the concept of economical production at the domestic enterprises are considered. Besides are studied "muda" at the manufacturing enterprises of aviacomponents, reserves of increase in efficiency of various subsystems of data of the enterprises. Formation of the general, inter-level stream of creation of value "the enterprise - high school" and creation of system of pulling of experts proceeding from real requirements of the enterprises is given justification.
KEYWORDS: innovations, economical production, muda, stream of creation of value, system of pulling, reserves, efficiency.
JEL Classification: 031, 033, 035 Received: 25.07.2018 / Published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Avdeeva E.S. (avdeeva_ek0mail.ru)
CITATION:_
Avdeeva E.S., Reznik A.E. (2018) Formirovanie sistemy berezhlivogo proizvodstva na urovne «predpriyatie - vuz» kak osnova effektivnoy raboty vsekh podsistem predpriyatiya [The formation of economical production system at the «enterprise - high school» level as the basis of effective work of all subsystems of the enterprise]. Kreativnaya ekonomika. 12. (9). - 1475-1482. doi: 10.18334/ce.12.9.39403
Бережливое производство - это, прежде всего, бережливая самоорганизация, основанная на бережливом мышлении, которое связано с культурой и ментальностью всех работников компании. Бережливое производство затрагивает не только изготовление продукции («бережливое производство»), но и управление («бережливый менеджмент»), администрирование всех бизнес-процессов, деловой документооборот («бережливый офис»), производственные научные исследования и опытно-конструкторские разработки («бережливые разработки») [1] (Регаты, 2017).
Задача для бережливого предприятия - определить, что является ценностью для потребителя и попытаться представить эту ценность с максимальным для потребителя комфортом и минимальной стоимостью. В данном случае понятие «ценность для потребителя» практически равнозначно понятию «эффективность производства». То есть для определения эффективности производства необходимо определить потребительскую ценность конкретного продукта.
На предприятиях-производителях авиакомпонентов основной потребительской ценностью является технологический уровень представляемой продукции. Его можно достичь двумя путями:
• покупка высококачественного оборудования, которое в большинстве своем является импортным, и потому затраты на его приобретение сделают товар конкурентоспособным на локальном рынке, но никак не на глобальном;
• модификация, наладка и выпуск собственного имеющегося оборудования и инструмента. Для этого надо содержать большой штат рабочих вспомогательного производства - рабочих инженерной компоненты производственной инфраструктуры, которые способны это делать.
Таким образом, в случае предприятий-производителей авиакомпонентов максимальный эффект на цену, а следовательно, и ценность будет иметь инженерная компонента производственной инфраструктуры. Для следования по второму пути предприятию необходимо содержать большой штат рабочих вспомогательного производства, а именно работников инженерной компоненты производственной инфраструктуры, которые способны осуществлять ремонт и переналадку имеющегося оборудования, а также производить необходимый инструмент. Спецификой концепции бережливого производства для предприятий - производителей авиакомпонентов является инже-
ОБ АВТОРАХ:_
Авдеева Екатерина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры корпоративной экономики (avdeeva_ek0mai1.ru) Резник Алексей Евгеньевич, аспирант
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Авдеева Е.С., Резник А.Е. Формирование системы бережливого производства на уровне «предприятие - вуз» как основа эффективной работы всех подсистем предприятия // Креативная экономика. - 2018. -Том 12. - № 9. - С. 1475-1482. doi: 10.18334/се.12.9.39403
нерная компонента производственной инфраструктуры, которая предоставляет (вместе с производственной подсистемой) наибольшую ценность для потребителей [2] (Reznik, Avdeeva, Reznik, Denisov, 2016). А основные резервы развития бережливого производства для предприятий - производителей авиакомпонентов строятся именно в инженерной компоненте производственной инфраструктуры.
В то же время избыток персонала инженерной компоненты приводит к муда, то есть потерям и излишним тратам ресурсов, что увеличивает ценность конечного продукта и делает его неконкурентоспособным. Таким образом, задача, которая стоит перед отечественными предприятиями в создавшихся политико-экономических условиях хозяйствования - создание такой системы, где соотношение основных и вспомогательных рабочих будет наиболее оптимальным, а также избежание неявных потерь затрат живого труда.
Оценка эффективности деятельности субъекта относительна: для одного субъекта данный результат эффективен, а для другого нет, хотя условия внешней среды одинаковые. Эффективность зависит от критерия, который предприятие кладет в основу своего бизнеса и цели, что оно стремится достигнуть. Так, например, по стандартам ISO, эффективным предприятием является то, которое достигает самостоятельно поставленных целей. ISO не требует никаких сверхдостижений, а эффективность связывается с постоянным развитием, безостановочным самосовершенствованием системы и ее показателей. В основе лежат стратегия и ряд ключевых параметров, которые ставит перед собой предприятие. Так, например, в зарубежных странах критерием эффективности промышленного предприятия является сведение к минимуму объема работ, осуществляемых вспомогательными подсистемами, а именно инженерной компонентой производственной инфраструктуры. Этот вид работ отдают на аутсорсинг специализированным фирмам, что связано, по нашему мнению, со структурой себестоимости и добавленной стоимостью: при функционировании в качестве вспомогательных производств данные виды работ не влияют на создание добавленной стоимости и заказчикам непонятна эта статья расходов, относящаяся на себестоимость продукции. Кроме того, очень сложно оценить эффективность таких затрат, что связано в том числе и с эффектом масштаба; разработать систему мотивации сотрудников, трудящихся во вспомогательных подразделениях. Для специализированных предприятий, которые берут данные виды работ на аутсорсинг, это является конечной продукцией и формирует добавленную стоимость. Следовательно, помимо эффекта масштаба, который повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции/услуг, можно рассчитать эффективность функционирования данных подсистем. На отечественных предприятиях, которые следуют стратегии импор-тозамещения, и, в соответствии со структурой затрат (так как курсовые разницы делают продукцию чрезвычайно дорогой), эффективность определяется наличием высококачественных специалистов инженерной компоненты производственной инфраструктуры и их умениями создать специализированную оснастку, произвести ремонт оборудования.
В практике работы оценка уровня эффективности в промышленности как по предприятию в целом, так и по основным цехам показателями прибыли и рентабельности
является общепризнанной. Нерешенным и представляющим известную трудность является вопрос измерения, а следовательно, и планирования эффективности вспомогательного производства, а именно ремонтного, инструментального и производства нестандартного оборудования. Эти затруднения обусловлены спецификой данного вида производства. Характерной особенностью данных цехов является индивидуальный и мелкосерийный характер производства. Как правило, цеха выпускают продукцию, потребляемую внутри своих заводов, и разработка планово-расчетных цен на их продукцию, необходимых для расчета и доведения прибыли до цехов в качестве планового показателя, представляет весьма трудоемкий процесс.
Исходя из всего вышеобозначенного, предлагаем выделить отдельную категорию «резервы инженерной компоненты производственной инфраструктуры», которую будет трактовать следующим образом: это неиспользуемые или недостаточно полно используемые возможности, связанные в том числе с повышением технологического уровня и повышением организационного уровня производства, эффективным осуществлением вспомогательных работ по производству инструмента, нестандартного оборудования, всех видов ремонтов и межремонтного обслуживания технологического оборудования на основе использования знаний и опыта, как отечественного, так и мирового, возрастание интеллектуального уровня исполнителей и их ответственности, направленные на обеспечение качественного обслуживания основного производства как главного заказчика и в целях удовлетворения его требований, а также достижения высокой конкурентоспособности продукции и предприятия.
Таким образом важнейшим резервом отечественных промышленных предприятий, в том числе и предприятий - производителей авиакомпонентов, являются резервы, скрытые во вспомогательных подсистемах, а именно в инженерной компоненте производственной инфраструктуры [2]. Так, вопросы эффективности развития и поиска резервов напрямую затронули на многих предприятиях основное производство, что проявилось во всевозрастающей применимости на них концепции бережливого производства, а вспомогательные структуры практически остались нетронутыми, так как в данной концепции им практически не отводится места. Проанализировав структуру кадрового состава нескольких отечественных предприятий, мы пришли к выводу, что доля затрат живого труда в общей трудоемкости предприятия у работников основного производства составляет от 40 до 60%, а доля затрат живого труда работников вспомогательной подсистемы может также варьироваться и достигать 57-59%. Из них на долю инженерной компоненты производственной инфраструктуры приходится от 20 до 30%. Таким образом, львиную долю затрат в себестоимости составляют именно работы, связанные с ремонтом, производством инструмента и нестандартного оборудования. Кроме всего прочего, цеха вспомогательной подсистемы часто отличаются от основного низкой фондовооруженностью, устаревшим оборудованием, что приводит к низкой производительности данных подразделений. И кадровый квалификационный состав данных подразделений не отличается высокими характеристиками, процессы подготовки и переподготовки в них проходят в последнюю очередь.
Причина данной проблемы находится не только во внутренней подсистеме предприятия, но и вовне, а именно в отношении к работникам данных специальностей со стороны вузов, государства и пр.
Меньше шлака - лучше результат!
Так, вузовская деятельность, по нашему мнению, также требует реорганизации, так как большинство операций, которые там осуществляются, не добавляют ценности в конечный продукт, то есть в процесс образования или же вовсе игнорируют те ценности и компетенции, которые востребованы на предприятии. Именно поэтому концепция бережливого производства и все ее принципы с успехом можно применить и к этому виду деятельности. При формировании системы бережливого производства на уровне вуза конечным продуктом является выпускник, который должен быть востребован рынком. На сегодняшний день главной и основной проблемой, с которой сталкивается любой вуз - стремление к массовости, производство большими партиями конечного «товара», то есть выпускников. Здесь возможны два варианта развития событий: или пик продаж, или спрос на выпускников будет минимальным. И первый, и второй вариант не интересны ни рынку, ни вузу, ни самому выпускнику. При избытке товара на рынке цена на него значительно уменьшается, а ценой в данном случае является заработная плата выпускника, а также его социальный статус. В настоящий момент декларируется необходимость рабочих специальностей, но полностью отсутствуют базы подготовки, квалифицированные педагоги и связь с конкретными предприятиями. Кроме этого чаще всего речь идет о рабочих основного производства/инженерах, а вспомогательные подсистемы не упоминаются в учебных планах и перечне компетенций.
Концепцию бережливого производства очень часто называют концепцией ресурсосбережения. То есть в нашем случае важнейшим ресурсом является наша молодежь, которую, начиная с начальной школы готовят к проектному обучению, то есть стараются создать уникальный продукт, развить его на многоуровневых олимпиадах и пр. Однако после школы этот ресурс попадает в вузовскую систему массовой или партионной подготовки, которая штампует одинаковых безликих специалистов, часто невысокой квалификации, подготовка которых не нацелена на конкретные предприятия и часто носит максимально теоретический характер.
Решение данной проблемы в концепции бережливого производства - поточный метод, который проявляется в значительном сокращении времени между разработкой концепции продукта и его выпуском, то есть доставкой конечному потребителю. В данном случае рынок/предприятие должен вытягивать продукт, то есть выпускника из вуза. Для этого необходимо постоянно следить за основными тенденциями и потребностями предприятия, определяя ценность того или иного вида продукции, то есть работника. Мы уже описывали один из методов ранжирования профессий, определяя их стратегическую важность и ценность [3] (Луйееуа, М1топоуа, 2017). На этой основе необходимо пересматривать и проблемы подготовки, как качественной, так и коли-
чественной, абитуриентов, перераспределяя поток создания ценности, чтобы не было перекосов в системе подготовки работников.
Таким образом, сама система вузовского образования далека от принципов бережливого производства и не только слабо изучает ее, но и не пользуется ею в организации процесса обучения. Так, если рассматривать деятельность практически каждого высшего учебного заведения, можно заметить, что между моментами, добавляющими ценность, скопилось слишком много ««муда»», и необходимо стремиться к реализации совокупности последовательных действий, во время выполнения которых идет сосредоточение на процессах, добавляющих ценность, и устранять время простоя. ««Муда»» по-японски означает «потери» - это любое действие, не добавляющее ценности.
Основными причинами, по которым необходимо внедрять концепцию бережливого производства и ресурсосбережения в вузах, являются высокая себестоимость подготовки выпускника вуза и одновременно с этим низкое качество по многим направлениям подготовки и слабая конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме этого устаревшие оборудование, технологии и программы подготовки, оторванность от реального сектора экономики и нехватка квалифицированного персонала, так как мотивационные и зарплатные механизмы ставят профессию преподавателя вуза на один уровень с менеджером в банке, кассиром и пр.
В настоящее время организационная структура любого вуза представляет собой мощный бюрократический аппарат с множеством служб, в котором на написание письма может тратиться порядка двух-трех недель. При этом наблюдается не просто отрыв от реальных производств и их потребностей, но и непонимание этими службами того, что именно предприятия являются конечными потребителями их продукта, а значит, система вытягивания должна строиться на их предпочтениях. Отсутствует системность понимания экономики: есть только вуз и студенты. Однако данная система очень гибкая и четко реагирует на потребности рынка. Так, например, в настоящее время имеющие недостаточную базу подготовки абитуриенты идут обучаться на специальности и профили, которые не отвечают реальным потребностям рынка, например, менеджер, экономист. Необходимы более четкие принципы определения ценности, потока ее создания, чтобы непрерывно добавлять ценность в продукт на каждом этапе потока, что и позволит потребителю вытягивать данную ценность, то есть выпускника, из вуза.
Заключение
Только тогда, когда работники и руководители вуза научатся видеть поток, фокусироваться на управлении потоком создания ценности, ликвидировать организационные барьеры, выпускники вуза будут всегда востребованы рынком и обладать высокой квалификацией.
Система вытягивания в данном случае нацелена на подготовку небольшого количества действительно востребованных рынком и конкретными предприятиями специалистов. Это единичный продукт, обладающий высокой квалификацией и мощной
профессиональной подготовкой, нацеленный на создание такого же уникального продукта по системе вытягивания уже как работник предприятия.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ферару Г.С. Развитие lean-технологий на промышленных предприятиях РФ как одно
из направлений повышения их конкурентоспособности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2017. - № 2-3(31).
2. Резник Е.П., Авдеева Е. С., Резник А.Е., Денисов Д.Д. Механизм управления инже-
нерной компонентой производственной инфраструктуры предприятий. - Саратов: ИЦ «Наука», 2016.
3. Авдеева Е.С., Миронова В.В. Формирование групп стратегических профессий как один из инструментов достижения стратегической конкурентоспособности предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, 2017. - № 2(23).
4. Денисов В.Т. Об оценке эффективности управления вузами и реализации резервов
снижения затрат // Вестник экономической науки Украины, 2011. - № 2(20).
5. Вейдер М. Как оценить бережливость вашей компании. / Практическое руководст-
во. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
REFERENCES:
Avdeeva E.S., Mironova V.V. (2017). Formirovanie grupp strategicheskikh professiy kak odin iz instrumentov dostizheniya strategicheskoy konkurentosposobnosti predpriyatiy [Formation of groups of strategic professions as one of the tools to achieve strategic competitiveness of enterprises]. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 7 (2(23)). (in Russian). Denisov V.T. (2011). Ob otsenke effektivnosti upravleniya vuzami i realizatsii rezervov snizheniya zatra [About assessment of efficiency of management of higher education institutions and realization of reserves of cost reduction]. Bulletin of Economic Science of Ukraine. (2(20)). (in Russian). Feraru G.S. (2017). Razvitie lean-tekhnologiy na promyshlennyh predpriyatiyakh RF kak odno iz napravleniy povysheniya ikh konkurentosposobnosti [Development of lean technologies at industrial enterprises of the Russian Federation as one of the ways of improving their competitiveness]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (2-3(31)). (in Russian). Reznik E.P., Avdeeva E. S., Reznik A.E., Denisov D.D. (2016). Mekhanizm upravleniya inzhenernoy komponentoy proizvodstvennoy infrastruktury predpriyatiy [Mechanism of management of engineering component of enterprises industrial infrastructure] Saratov: ITs «Nauka». (in Russian). Veyder M. (2016). Kak otsenit berezhlivost vashey kompanii [How to evaluate your company's thrift] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).