Научная статья на тему 'Модель стратегической карты: операционный менеджмент'

Модель стратегической карты: операционный менеджмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / ИННОВАЦИИ / DEVELOPMENT STRATEGY / IMPORT SUBSTITUTION / ENGINEERING ELEMENT OF PRODUCTION INFRASTRUCTURE / STRATEGIC MAP / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Е.С.

Рассмотрены стратегические приоритеты отечественных предприятий. В качестве основных направлений развития выделено вспомогательное производство, или инженерная компонента производственной инфраструктуры, как наиболее уязвимая часть отечественной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic map model: operative management

The strategic priorities of domestic enterprises are considered. The auxiliary production or engineering element of a production infrastructure was emphasized as the most vulnerable part of the domestic industry.

Текст научной работы на тему «Модель стратегической карты: операционный менеджмент»

УДК 303.446:65.012.32

Е.С. АВДЕЕВА, д-р экон. наук, доцент РАНХиГС Поволжский институт управления им. П.А.Столыпина, г. Саратов, Россия

E-mail: avdeeva_ek@mail.ru

МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ: ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Рассмотрены стратегические приоритеты отечественных предприятий. В качестве основных направлений развития выделено вспомогательное производство, или инженерная компонента производственной инфраструктуры, как наиболее уязвимая часть отечественной промышленности.

Ключевые слова: стратегия развития, импортозамещение, инженерная компонента производственной инфраструктуры, стратегическая карта, инновации.

Avdeeva E.S. Strategic map model: operative management.

The strategic priorities of domestic enterprises are considered. The auxiliary production or engineering element of a production infrastructure was emphasized as the most vulnerable part of the domestic industry.

Keywords: development strategy, import substitution, engineering element of production infrastructure, strategic map, innovations.

В условиях нехватки конечных товаров для потребителей и следования общегосударственной стратегии импор-тозамещения предприятия стараются выпускать на рынок свои аналоги импортных товаров, главное положительное отличие которых - их конкурентная цена по сравнению с импортными. Однако для

производства потребной продукции необходимо оборудование, информационные системы и соответствующие человеческие ресурсы, которые не готовы к подобным действиям.

Для анализа инновационной деятельности и стратегической направленности отечественных промышленных предприятий воспользуемся уже разработанной когнитивной картой инновационного механизма предприятия [1]. Когнитивная модель основана на формализации причинно-следственных связей между характеристиками исследуемой системы. Результатом формализации является представление системы в виде причинно-следственной сети, называемой когнитивной картой.

При рассмотрении карты инновационного развития предприятия одним из факторов, максимально влияющим на инновационность предприятия, является наличие долгосрочного плана (стратегии). Именно он обусловливает многие исходящие потоки на предприятии и является причиной его конкурентоспособности. Так, в соответствии с этой картой четко прослеживаются следующие причинно-следственные связи (рис. 1, 2).

Таким образом, в рамках используемой когнитивной карты мы видим, что сформированная на предприятии стратегия развития является причиной дальнейшего развития инновационной

© Е.С. Авдеева, 2016

Рис. 1. Причинно-следственные связи между стратегией развития предприятия и другими компонентами когнитивной матрицы

деятельности, а также всех подсистем внутри предприятия. Это касается не только деятельности основного производства, но и всех вспомогательных служб: ремонтной, инструментальной, производства нестандартного оборудования.

Все бизнес-процессы на предприятиях делятся на основные - производст-

во, продажа товаров и вспомогательные, которые включают подготовку производства, то есть планирование, обеспечение и поддержание оборудования, технологий, информационную составляющую и планирование, поддержание человеческих ресурсов.

Квалификация Качество новой

персонала продукции

Объем продаж новой продукции

Прибыльность новой продукции

Наличие долгосрочной стратегии Конкурентоспособ-

(ориентация на долгосрочную -4- ность предприятия <—

перспективу)

Рис. 2. Причинно-следственные связи и влияние различных факторов предприятия

на стратегию развития

Стратегия развития предприятия строится и настраивается или вокруг процессов основного производства, или процессов вспомогательного производства.

Основная задача отечественных предприятий - поддержка всех систем функционирования: оборудования, информационных систем и пр., чтобы не дать им рухнуть.

Поэтому на первый план выходит не стратегия, нацеленная на основное производство (так как рынок в связи с валютным курсом рубля и его стремительным падением, а также санкционной политикой государства достаточно свободный, и отечественным производителям представляется возможность захватить некие ниши для продвижения своей продукции), а на вспомогательные производства - инженерную компоненту производственной инфраструктуры.

Стратегия, направленная на вспомогательное производство, призвана произвести, отремонтировать, поддержать определенное количество лет в рабочем состоянии оборудование без обновления и глобальных технологических катастроф в рамках конкретного предприятия.

Даже те предприятия, которые успели закупить импортное оборудование, не в состоянии его сейчас обслуживать: закупать комплектующие, запасные час-

ти, получать консультационные услуги и пр.

Таким образом, это не стратегия создания инновационных продуктов, а стратегия поддержания в работоспособном состоянии оборудования, информационных систем, обслуживающего персонала с целью производства импортозамещающей продукции, которая смогла бы насытить громадный рынок по более низким, чем зарубежные аналоги с учетом изменений курса рубля ценам.

В подразделениях, занятых данными видами обслуживания, в отличие от остальных, осуществляется некоммерческая деятельность. И, как показали результаты выполненного нами анализа деятельности отмеченных служб на действующих предприятиях-производителях авиакомпонентов, здесь выполняется более 50% совокупного объема работ всей производственной инфраструктуры, в основном инженерно-технического характера. Предприятия-производители авиакомпонентов вынуждены производить, а в ряде случаев и перепроектировать нормализованный инструмент, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность. Затраты на инструменты и технологическую оснастку, как показали наши исследования, превышают 2,8% в себестоимости авиакомпонентов. Данные задачи связаны со способностью проектировать и производить технологическую

оснастку и инструмент высокого качества и их ремонт с невысокими затратами, поддерживать его работоспособность, что полностью соответствует предложенному понятию «инженерная компонента производственной инфраструктуры» [2]. Множество инженерных задач решает и ремонтное обслуживание технологического оборудования на машиностроительных предприятиях. Ремонт и межремонтное обслуживание продлевают сроки службы машин и оборудования, обеспечивают его точность, производительность, эксплуатационную надежность, и, таким образом, поддерживают производственную мощность предприятия на требуемом конкурентном уровне. Следует отметить, что в настоящее время проявляется тенденция более быстрых темпов роста затрат на все виды ремонтов по сравнению с темпами роста основных фондов. А это говорит о направлении средств на сохранение и эксплуатацию устаревшего, относительно малопроизводительного оборудования.

Для более четкого представления стратегических приоритетов и задач оформим их в виде стратегической карты. Стратегическая карта - это визуальное представление причинно-следственных связей между элементами стратегии компании. Карта детализирует систему показателей, иллюстрируя динамику стратегического развития и делая более четкий фокус на основные направления. Стратегическая карта представляет универсальный и последовательный способ описания стратегии таким образом, чтобы можно было не только устанавливать цели и показатели, но и управлять ими [3]. При этом не просто воспользуемся предложенной моделью, а модифицируем ее с учетом выявленных нами особенностей развития отечественных предприятий и выделения в качестве приоритетных - развитие системы вспо-

могательного производства, то есть инженерную компоненту производственной инфраструктуры (рис. 3).

При этом все внутренние процессы предприятия следует подразделить на основное производство и вспомогательное производство, то есть инженерную компоненту производственной инфраструктуры. Причем каждая из частей состоит из отдельных элементов. Остановимся подробнее на элементах вспомогательного производства:

1. Развитие отношений с клиентами - внутренними подразделениями. Этот процесс включает в себя осуществление взаимодействий с основным производством как основным клиентом, а именно:

- снижение издержек обслуживания;

- своевременная доставка товаров и услуг;

- улучшение качества предоставляемых товаров и услуг.

2. Производство товаров и услуг. Данный процесс включает производство нестандартного оборудования, инструмента для основного производства:

- снижение издержек производства;

- постоянное совершенствование процессов производства;

- временной цикл технологических процессов.

3. Управление рисками:

- управление операционными рисками;

- управление технологическими рисками.

Таким образом, выделив данную подсистему предприятия и обособив ее от основного производства, мы сможем решать задачи стратегического развития отечественных производственных предприятий, которые, в отличие от зару-

Рас. 3. Стратегическая карта с выделенной инженерной компонентой

бежных, рассматривают вопросы, связанные с инженерной компонентой производственной инфраструктуры, в качестве приоритетных, а профессии данных подразделений - в качестве стратегических.

Список использованной литературы

1. Моделирование инновационного механизма предприятия с применением нечетких когнитивных карт / Д.В. Ерохин, Д.Г. Лагерев, Е.А. Ларичева, А.Г. Подвесовский // Менеджмент в

России и за рубежом. - 2006. - № 3. -С. 95-111.

2. Денисов В.Т. Эффективность управления инженерной компонентой производственной инфраструктуры предприятия авиапромышленного комплекса / В.Т. Денисов, А.Е. Резник // Вестник СГСЭУ. - 2012. - № 4 (43). - С. 87-91.

3. Каплан Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 512 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.