Научная статья на тему 'Формирование системных активов в хозяйственном пространстве современного города'

Формирование системных активов в хозяйственном пространстве современного города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ АКТИВЫ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИИ / SYSTEM ASSETS / URBAN SPACE / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденов Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы развития системных активов (СА) как ключевых элементов инновационной деятельности в экономике, основанной на знаниях. Для пространства современного города характерно формирование сложных, интегрированных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of system assets in the modern urban economic space

The article examines the development of system assets (SA), as key elements of innovation in an economy based on knowledge. For the space of the modern city the formation of complex, integrated assets is characteristic.

Текст научной работы на тему «Формирование системных активов в хозяйственном пространстве современного города»

УДК 711 ББК 85.118 Н 20

Найденов Дмитрий Владимирович, соискатель НОЧУ ВПО Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, т.: 89182772452.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

(рецензирована)

В статье рассматриваются вопросы развития системных активов (СА) как ключевых элементов инновационной деятельности в экономике, основанной на знаниях. Для пространства современного города характерно формирование сложных, интегрированных активов.

Ключевые слова: системные активы, городское пространство, коммуникации.

Naydenov Dmitriy Vladimirovich, applicant of NEPIHPE Institute of Economics, Law and Humanities, tel.: 89182772452.

FORMATION OF SYSTEM ASSETS IN THE MODERN URBAN ECONOMIC SPACE

(reviewed)

The article examines the development of system assets (SA), as key elements of innovation in an economy based on knowledge. For the space of the modern city the formation of complex, integrated assets is characteristic.

Keywords: system assets, urban space, communications.

Являясь пограничным регионом, Краснодарский край может рассматриваться как перспективный портал России. Он создает каркас для включения национального хозяйства, в глобальную экономику используя международные транспортные коридоры (МТК), проходящие по его территории. Рациональное построение этого каркаса дает общие конкурентные преимущества, целостную устойчивость и безопасность региону, ЮФО и России в целом [1]. Особую роль в развитии России, Краснодарского края и города Краснодара должны сыграть, предстоящие мега-события, Зимние Олимпийские игры 2014 года в городе Сочи и финальный турнир Чемпионата мира по Футболу 2018 года. Мероприятия подобного ранга дают региону уникальные преимущества в борьбе за инвестиционные потоки, и возможность выхода на качественно новый уровень развития. В этой связи, центральное значение приобретают объекты транспортной инфраструктуры Краснодарского края, являющиеся не только визитными карточками или перевалочными пунктами, но и градообразующими предприятиями, выполняющими функции инвестиционных ворот Кубани и России [2].

За годы своего существования аэропорт «Краснодар» стал неотъемлемой частью городской инфраструктуры и является доминантой пространственного развития города. Однако сегодня в своем нынешнем состоянии он не отвечает потребностям бурно развивающегося современного мегаполиса. По 5-и бальной шкале оценок в разделе «общее впечатление и уровень сервиса» посетители сайта Airlines Inform дают Международному аэропорту «Краснодар» всего 2 балла [3].

Среди причин столь низкой рейтинговой оценки выделим основные:

- отставание российских аэропортов в сфере внедрения передовых технологий и услуг для пассажиров - средний временной лаг 10-15 лет;

- функционирование служб Международного аэропорта «Краснодар» в границах морально устаревшего аэровокзального комплекса 1960 года постройки. И если терминал внутренних авиалиний в последние годы претерпел некоторый рестайлинг, то международный попросту втиснут в не приспособленное для этих целей здание;

- достаточно низкий уровень инновационной активности региональных корпораций, что частично обусловлено доминированием устаревшей индустриальной модели корпоративного управления, ориентированной, в первую очередь, на хищническое использование всех имеющихся в распоряжении компании активов.

На период до 2014 года принята концепция развития аэровокзального комплекса Краснодар «14/14». Однако основные положения концепции не в полной мере учитывают ряд ключевых направлений взаимодействия корпорации с внешней средой. В первую очередь необходим пересмотр основных положений программы развития ОАО Международный аэропорт «Краснодар» с позиций концепции градоустройства и опережающего развития территории.

Концепция градоустройства исходит из положения о том, что эффективность пространственного развития города не может быть достигнута традиционными механизмами рыночного регулирования инвестиционно-строительной деятельности, а требует разработки особых методов и институтов управления. Требуется переход от бизнес-ориентированного (градорегулирование) к социально ориентированному

(градоустройство) типу инвестиционно-строительной деятельности, учитывающему интересы всех заинтересованных групп населения [4].

Применение принципа опережающего развития позволит связать корпоративные интересы с динамикой долгосрочного демографического и социально-экономического развития территории.

В рамках данного подхода необходимо:

- провести обсуждение мероприятий, связанных с предстоящей глубокой модернизацией аэровокзального комплекса, с привлечением всех заинтересованных сторон;

- создать наблюдательный совет по развитию ОАО Международный аэропорт «Краснодар» с участием представителей науки, культуры, бизнеса, общественных организаций, мэрии и краевой администрации.

Важно обратить внимание на перспективы создания в рамках инфраструктуры корпорации современного многофункционального бизнес-центра. Предоставление широкого спектра услуг, таких как качественный шопинг, комфортабельное гостиничное и ресторанное обслуживание, возможность проведения выставок, презентаций и различных переговоров, брифингов и пресс-конференций, не покидая территории аэровокзального комплекса, станет бесспорным конкурентным преимуществом аэропорта. Это позволит диверсифицировать направления бизнеса, создать новые рабочие места и станет дополнительным источником доходов корпорации, что, в свою очередь, закрепит за аэропортом функцию устойчивого НМА в рамках взаимодействия корпорация - город - регион - государство.

Вблизи от Международного аэропорта «Краснодар» в Комсомольском микрорайоне (КМР) проживает более 80 тысяч человек, в поселке Пашковский более 50 тысяч человек [5] т.е. свыше 10% населения города Краснодара. На указанной территории находится более трети офисной недвижимости города. Все это может послужить первичной базой для бизнес-центра. В свою очередь, для коммерческих структур возможность охватить постоянно возрастающее количество потенциальных клиентов (2 млн. обслуженных пассажиров только в 2011 году) - уникальный шанс для развития бизнеса.

Остается недооцененной выгода от взаимодействия город - аэровокзальный комплекс в части использования потенциала Федеральной трассы М4 «Дон», проходящей в непосредственной близости от аэропорта «Краснодар».

В пиковые дни сезона летних отпусков транспортный поток в направлении черноморского побережья превышает 60 тысяч машин в сутки [6], и не менее половины из него составляют транзитные автотуристы. Создание комфортных условий для безопасного отдыха, питания и медицинского обслуживания в рамках аэровокзального комплекса это дополнительный источник финансовых поступлений и для корпорации и для мегаполиса, плюс снижение уровня аварийности из-за несанкционированных парковок и улучшение санитарного состояния территорий, прилегающих к трассе М4 «Дон».

В городе остро ощущается нехватка качественной гостиничной инфраструктуры. В этой связи в создании на территории Международного аэропорта «Краснодар» современного гостиничного комплекса, особенно в преддверии Олимпийских игр 2014 года, есть необходимость.

Для большинства транзитных и прибывающих на Кубань пассажиров (в 2011 году свыше 2 млн. человек) аэровокзальный комплекс города Краснодара является своеобразной визитной карточкой, дающей представление, особенно «иностранным гостям» о городе и стране, в частности. Общее впечатление визитера только от здания аэровокзала и атмосферы созданной принимающей стороной способно мгновенно сформировать устойчивое мнение о людях, месте пребывания и перспективах сотрудничества. Аэропорт в данной ситуации выступает как реальный нематериальный актив (НМА) города, региона и государства.

Особое внимание в предстоящей модернизации должно быть уделено самому проекту зданий аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Краснодар», облик которого - «ахиллесова пята» города и края. Если исходить из принципа уникальности региона, воздушные ворота края должны быть узнаваемы. В качестве ориентиров можно взять лучшие мировые образцы, такие как Денвер (США) и Маракеш (Марокко), использующие в архитектуре аэровокзалов особенности неповторимого национального колорита [7]. Такие сооружения по праву являются предметом гордости жителей и восхищения гостей. Помимо своего прямого назначения они стали «брендом» территорий, к которым принадлежат, привлекая многочисленных туристов и инвесторов.

Для Краснодара эффективное взаимодействие с аэровокзальным комплексом - шанс решить ряд ключевых проблем, среди которых, отсутствие современных выставочных площадей и хроническая проблема транспортной системы города. Перенос выставочной деятельности в район аэровокзального комплекса города позволит не только решить указанные проблемы, но и создаст условия для роста посещаемости, расширения географии участников и увеличения количества заключенных соглашений. Для Краснодара это обернется ростом индекса инвестиционной привлекательности и снижением нагрузки на его гостиничную и транспортную систему. Сама собой отпадет, парализующая повседневный ритм города, необходимость в сопровождении многочисленных делегаций к местам проведения мероприятий.

Здание аэровокзала может рассматриваться как постоянно действующий выставочный комплекс и виртуальная площадка. Подобный подход давно и с успехом используются в работе аэропортов «Хитроу» (Лондон) и «имени Шарля де Голля» (Париж). Размещение выставочных материалов, анонсирование инвестиционных проектов, предоставление курортно-туристичес-кой информации и приглашение творческих

коллективов города и края - вот основные направления деятельности аэровокзального комплекса на ближайшую перспективу.

Несовершенство транспортной инфраструктуры Юга России негативно сказывается и на развитии национальной туриндустрии. Южный макрорегион является основной рекреационной территорией Российской Федерации. Краснодарский край ежегодно принимает миллионы отдыхающих и туристов. В 2009 году на черноморском побережье Кубани побывало 13 млн. человек. Тем не менее, общее количество россиян, предпочитающих отдыхать за рубежом, остается сегодня на неоправданно высоком уровне - 9-11 млн. человек [8]. Данная тенденция выражается в многомиллиардных потерях национальной экономики России. Важным системным решением, призванным решить обозначенный комплекс проблем, должно стать создание на основе аэровокзального комплекса «Краснодар» крупного международного транспортного узла, хаба, то есть, узла сети коммуникаций [9].

Уникальные проекты требуют инновационных решений и больших ресурсных затрат. Здесь свою роль должно сыграть государство и первые шаги в этом направлении уже предприняты. Осенью 2011 года в Москве было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между группой компаний «Базовый Элемент», Сбербанком России и компанией «Аэропорт Чанги». Создание частно-государственного альянса в виде совместного предприятия в сфере аэропортового бизнеса предусматривает строительство международного хаба с пассажиропотоком свыше 10 млн. человек [10].

В результате партнерства бизнеса и государства возможно создать системный актив, развитие городской территории получит мощный импульс роста, регион и государство значительно укрепят инвестиционную привлекательность. Будут созданы условия для расширения туризма, увеличения товарных потоков и активизации региональных и международных связей. Глубокая модернизация аэровокзального комплекса «Краснодар» станет пилотным проектом реорганизации региональной транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.