Научная статья на тему 'Системные нематериальные активы в развитии современного города'

Системные нематериальные активы в развитии современного города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА / INTANGIBLE ASSET / INNOVATION ACTIVITY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF MODERN CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденов Дмитрий Владимирович

В статье на примере ОАО Международный аэропорт «Краснодар» исследованы условия и перспективы использования потенциала градообразующих объектов современного мегаполиса в качестве системных нематериальных активов города, региона и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX INTANGIBLE ASSETS IN THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY CITY

In article on an example of Open Society the International airport «Krasnodar» conditions and prospects of use of potential city building objects of modern megacity as a system of intangible assets of city, region and state are investigated.

Текст научной работы на тему «Системные нематериальные активы в развитии современного города»

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

УДК 338 ББК 65.291.513 Н 20

СИСТЕМНЫЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Дмитрий Владимирович Найденов, аспирант, Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. Тел. 8(861)2199515

Аннотация: В статье на примере ОАО Международный аэропорт «Краснодар» исследованы условия и перспективы использования потенциала градообразующих объектов современного мегаполиса в качестве системных нематериальных активов города, региона и государства.

Ключевые слова: Нематериальные активы, инновационная деятельность, транспортная инфраструктура современного города.

тне complex intangible assets in the development of contemporary city

D.V. Naidyonov, тЬю post-graduate, Kuban State University, 350040, Stavropolskaya st., 149, Krasnodar, Ph 8(861)2199515

Annotation: In article on an example of Open Society the International airport «Krasnodar» conditions and prospects of use of potential city building objects of modern megacity as a system of intangible assets of city, region and state are investigated.

Keywords: intangible asset, Innovation activity, transport infrastructure of modern city.

Перед современной Россией сегодня стоят задачи сохранения статуса Великой Державы и достижения уровня экономически развитых стран. В этой связи, вопросы развития нематериальных активов, далее по тексту НМА, приобретают особую актуальность и звучание, так как НМА являются ключевым элементом осуществления инновационной деятельности в экономике, основанной на знаниях.

Кубань и ее столица город Краснодар сегодня являются признанными лидерами экономического развития современной России. Краснодарский край, как субъект макрорегиона (ЮФО), обладает уникальным набором природноклиматических, географических и соответственно экономических преимуществ по отношению к подавляющему большинству субъектов Российской Федерации.

Являясь пограничным регионом, Краснодарский край может рассматриваться как потенциальный портал экономического движения России.

Он создает каркас для включения национального хозяйства, в глобальную экономику используя международные транспортные коридоры (МТК), проходящие по его территории. Рациональное построение этого каркаса дает общие конкурентные преимущества, целостную устойчивость и безопасность региону, ЮФО и России в целом[1].

Город Краснодар входит в XXI век как крупный экономический и культурный центр ЮФО и Российской Федерации:

- общее население Краснодарской агломерации превышает 1090 тыс. человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года в городе Краснодаре проживает 744,9 тыс. человек (17-е место в России);

- Краснодар лидирует в ЮФО по таким ключевым показателям как инвестиционная активность, оборот розничной торговли и среднемесячная зарплата населения;

- это важный транспортный узел Юга России

12

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

Пространство хозяйственного развития

(международный аэропорт, крупный узел СКЖД 5-ти направлений, речной порт);

- Краснодар обладает привлекательной туристической инфраструктурой (40 гостиниц, 3 аквапарка и более 70 объектов турпоказа).

В городе активно реализуется Краевая целевая программа «Краснодару - столичный облик» (в 2010 году освоено 1120.020 млн. рублей).

Журнал «Русский репортер» второй год подряд признает столицу Кубани самым перспективным для жизни и бизнеса местом в стране[2].

Краснодарский край, обладающий мощным потенциалом экономического роста, является признанным лидером социально-экономического развития современной России.

Приведем несколько цифр. Краснодарский край это:

- 75,5 тыс. кв. км. территории с населением 5,2 млн. жителей из них 2,7 млн. человек проживающих в городах (3-е место в России);

- важнейший производитель и переработчик сельхозпродукции (по данным августа 2011 года собрано около 9 млн. тонн зерновых/прогноз по итогам года 11 млн. тонн, что составит более 10% от общероссийских показателей);

- наличие двух Международных транспортных коридоров (МТК) Север-Юг и Транссиб;

- крупнейший транспортный узел Юга России (5 аэропортов, 8 морских портов, развитое ж/д и шоссейное сообщение);

- основная рекреационная зона России (береговая черта 740 км., 18 курортных территорий, более 1000 объектов турпоказа и свыше 1350 мест размещения).

По данным независимого Национального рейтингового агентства «Эксперт РА», публикуемого на протяжении 14-ти лет, уже в 2008-2009 годах Краснодарскому краю присвоена наивысшая категория инвестиционной привлекательности - 1А. Эта оценка выше, чем у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ростовской области[3].

Особую роль в развитии России, Краснодарского края и города Краснодара должны сыграть, предстоящие мега-события, Зимние Олимпийские игры 2014 года в городе Сочи и финальный турнир Чемпионата мира по Футболу 2018 года. Мероприятия подобного ранга дают региону уникальные преимущества в борьбе региональных капиталов за инвестиционные потоки, и возможность выхода на качественно новый уровень социально-экономического развития.

В этой связи, центральное значение приобретают объекты транспортной инфраструктуры Краснодарского края, являющиеся не только визитными карточками или перевалочными пунктами, но

и градообразующими предприятиями, выполняющими функции инвестиционных ворот Кубани и России.

В концепции «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года» определены базовые принципы развития транспортной системы России, это:

- приоритетность ликвидации разрывов и очевидных «узких мест», модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;

- сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;

- максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок[4].

Объектом данного исследования был выбран Международный Аэропорт Краснодар, входящий в аэропортовую группу Базэл-Аэро (Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск) являющуюся крупнейшим транспортным оператором Краснодарского края и ЮФО.

Очевидно, что системе воздушного транспорта современной России требуется глубокая комплексная модернизация. Основными центрами авиасообщения сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом, подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву[5]. Национальный воздушный транспорт до сих пор не может выйти на уровень перевозок, достигнутый в период Советского Союза (1980 год 66 млн. человек против 51 млн. человек в 2008 году и 47 млн. человек в 2009 году)[6].

За годы своего существования аэропорт «Краснодар» стал неотъемлемой частью городской инфраструктуры и является доминантой пространственного развития города. Однако сегодня в своем нынешнем состоянии он не отвечает потребностям бурно развивающегося современного мегаполиса.

В этой связи, стоит отметить, что по 5-и бальной шкале оценок в разделе «общее впечатление и уровень сервиса» посетители сайта Airlines Inform дают Международному аэропорту «Краснодар» всего 2 балла[7].

Среди причин столь низкой рейтинговой оценки выделим основные:

- отставание российских аэропортов в сфере внедрения передовых технологий и услуг для пассажиров - средний временной лаг 10-15 лет (таблица 1);

- функционирование служб Международного

13

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

Таблица 1 - Внедрение пассажирских услуг в аэропортах России и мира

В14Д СЕРВИСА В МИРЕ В РОССИИ

СЕГМЕНТАЦИЯ ПС КЛАССАМ 1970-е 1990-е

Ж/Д ЭКСПРЕСС 1930-в 2002

ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ 19В1 1999

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЁТ 1№Э 2007

РЕГИСТРАЦИЯ В КИОСКЕ 1S9 5 2000

ИНТЕРНЕТ - РЕГИСТРАЦИЯ 1999 2007

аэропорта «Краснодар» в границах морально устаревшего аэровокзального комплекса 1960 года постройки. И если терминал внутренних авиалиний в последние годы претерпел некоторый рестайлинг, то международный попросту втиснут в не приспособленное для этих целей здание;

- достаточно низкий уровень инновационной активности региональных корпораций, что частично обусловлено доминированием устаревшей индустриальной модели корпоративного управления, ориентированной, в первую очередь, на хищническое использование всех имеющихся в распоряжении компании активов.

Необходимо констатировать, что в данной ситуации менеджмент «Базэл-Аэро» осознает необходимость кардинальных перемен в деятельности ОАО Международный аэропорт «Краснодар». На период до 2014 года принята концепция развития аэровокзального комплекса Краснодар «14/14» [8]. Однако основные положения концепции не в полной мере учитывают ряд ключевых направлений взаимодействия корпорации с внешней средой. В рамках данной работы обозначим некоторые из них.

В первую очередь необходим пересмотр основных положений программы развития ОАО Международный аэропорт «Краснодар» с позиций концепции градоустройства и опережающего развития территории.

Концепция градоустройства исходит из положения о том, что эффективность пространственного развития города не может быть достигнута традиционными механизмами рыночного регулирования инвестиционно-строительной деятельности, а требует разработки особых методов и институтов управления. Требуется переход от бизнес-ориентированного (градорегулирование) к социально ориентированному (градоустройство)

типу инвестиционно-строительной деятельности, учитывающему интересы всех заинтересованных групп населения[9].

Применение принципа опережающего развития позволит связать корпоративные интересы с динамикой долгосрочного демографического и социально-экономического развития территории.

В рамках данного подхода необходимо:

- провести обсуждение мероприятий, связанных с предстоящей глубокой модернизацией аэровокзального комплекса, с привлечением всех заинтересованных сторон;

- создать наблюдательный совет по развитию ОАО Международный аэропорт «Краснодар» с участием представителей науки, культуры, бизнеса, общественных организаций, мэрии и краевой администрации.

Указанные мероприятия выведут корпорацию на качественно новый уровень социального партнерства, создадут канал обратной связи с общественностью, продемонстрируют открытость компании, придадут легитимность намеченным изменениям и станут ее естественной инновационной площадкой.

Сегодня особенно важно обратить внимание на перспективы создания в рамках инфраструктуры корпорации современного многофункционального бизнес-центра. Предоставление широкого спектра услуг, таких как качественный шопинг, комфортабельное гостиничное и ресторанное обслуживание, возможность проведения выставок, презентаций и различных переговоров, брифингов и прессконференций, не покидая территории аэровокзального комплекса, станет бесспорным конкурентным преимуществом аэропорта. Это позволит:

- диверсифицировать направления бизнеса;

- создаст новые рабочие места и станет дополнительным источником доходов корпорации.

14

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

Пространство хозяйственного развития

Что, в свою очередь, закрепит за аэропортом функцию устойчивого НМА в рамках взаимодействия корпорация - город - регион - государство.

Почти в шаговой доступности от Международного аэропорта «Краснодар» сегодня в Комсомольском микрорайоне (КМР) проживает более 80 тысяч человек[10], в поселке Пашковский более 50 тысяч человек[11] т.е. свыше 10% населения города Краснодара. На указанной территории находится более трети офисной недвижимости города. Все это может послужить первичной базой для бизнесцентра. В свою очередь, для коммерческих структур возможность охватить постоянно возрастающее количество потенциальных клиентов (2 млн. обслуженных пассажиров только в 2011 году) - уникальный шанс для развития бизнеса.

Остается неоцененной и выгода от взаимодействия город - аэровокзальный комплекс в части использования потенциала Федеральной трассы М4 «Дон», проходящей в непосредственной близости от аэропорта «Краснодар».

В пиковые дни сезона летних отпусков транспортный поток в направлении черноморского побережья превышает 60 тысяч машин в сутки[12], и не менее половины из него составляют автотуристы транзитеры. Создание комфортных условий для безопасного отдыха, питания и медицинского обслуживания в рамках аэровокзального комплекса это дополнительный источник финансовых поступлений и для корпорации и для мегаполиса, плюс снижение уровня аварийности из-за несанкционированных парковок и улучшение санитарного состояния территорий, прилегающих к трассе М4 «Дон».

В городе остро ощущается нехватка качественной гостиничной инфраструктуры. В этой связи в создании на территории Международного аэропорта «Краснодар» современного гостиничного комплекса, особенно в преддверии Олимпийских игр 2014 года, есть насущная необходимость. При этом важен учет потребностей и возможностей всех участников процесса коммуникаций.

Гостиничный комплекс позволит корпорации:

- увеличить доходность активов;

- повысить конкурентные преимущества компании;

- создать новые рабочие места;

- выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов;

- расширить диапазон бизнес-портфеля корпорации.

- позволит без ущерба имиджу компании действовать в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (задержки рейсов и т.д.).

Для городской территории это обернется:

- увеличением налогооблагаемой базы;

- созданием новых рабочих мест;

- закреплением за городом столичного статуса;

- привлечением дополнительного числа туристов;

- созданием комфортных условий для ведения бизнеса.

Для большинства транзитных и прибывающих на Кубань пассажиров (в 2011 году свыше 2 млн. человек) аэровокзальный комплекс города Краснодара является своеобразной визитной карточкой, дающей представление, особенно «иностранным гостям» о городе и стране, в частности. Общее впечатление визитера только от здания аэровокзала и атмосферы созданной принимающей стороной способно мгновенно сформировать устойчивое мнение о людях, месте пребывания и перспективах сотрудничества. Аэропорт в данной ситуации выступает как реальный нематериальный актив (НМА) города, региона и государства.

Особое внимание в предстоящей модернизации должно быть уделено самому проекту зданий аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Краснодар». Как НМА сегодня это «ахиллесова пята» города и края. Следует отметить, что большинство аэропортов не только России, но и мира, за редким исключением, неинформативны и предельно утилитарны. Однако если исходить из принципа уникальности нашего региона, то и воздушные ворота края должны быть четко узнаваемы. В качестве ориентиров должны быть взяты лучшие мировые образцы, такие как Денвер (США) и Маракеш (Марокко) использующие в архитектуре аэровокзалов особенности неповторимого национального колорита [13]. Такие сооружения по праву являются предметом гордости жителей и восхищения гостей. Помимо своего прямого назначения они стали «брендом» территорий, к которым принадлежат, привлекая многочисленных туристов и инвесторов.

Для Краснодара эффективное взаимодействие с аэровокзальным комплексом - шанс решить ряд ключевых проблем, среди которых, отсутствие современных выставочных площадей и хроническая проблема транспортной системы - «пробки».

Сегодня основная коммерческая выставочная деятельность в краевой столице осуществляется ООО «КраснодарЭКСПО» на площадях по адресу улица Зиповская,5 . Здесь реализуются такие выставочные проекты как Международная агропромышленная выставка «ЮГАГРО», Международная строительная выставка«Уи§ВшЫ», выставки «Vinorus. Vinotech», «Пищевая индустрия», «UMIDS. Южный мебельный и деревообрабатывающий салон», автомобильная выставка «MOBI», образовательный фо-

15

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рум «Создай себя сам», стоматологическая выставка «Дентима» и многие другие. За 15 лет деятельности компанией «КраснодарЭКСПО» было организовано более 300 выставочных мероприятий. Участниками выставок стали свыше 37 000 предприятий из 53 стран мира. Выставки посетили более 2 млн. 220 тыс. человек[14]. Однако есть ряд существенных недостатков снижающих эффективность и конечные результаты данной деятельности это:

- расположение комплекса «КраснодарЭКСПО» в районе так называемого «Бермудского треугольника», создаваемого системной пробкой по Ростовскому шоссе, Зиповскому кольцу и улице Московской, что сказывается на посещаемости комплекса;

- нехватка достаточного парковочного пространства для автотранспорта, что затрудняет проезд по проблемному участку транспортной сети города;

- размещение участников выставочных мероприятий в гостиницах, находящихся на достаточном удалении от места проведения, что мешает полноценной работе.

Перенос выставочной деятельности в район аэровокзального комплекса города позволит не только решить указанные проблемы, но и создаст условия для роста посещаемости, расширения географии участников и увеличения количества заключенных соглашений. Для Краснодара как столицы Кубани это обернется ростом индекса инвестиционной привлекательности и снижением нагрузки на его гостиничную и транспортную систему. Сама собой отпадет, парализующая повседневный ритм города, необходимость в сопровождении многочисленных делегаций к местам проведения мероприятий.

Не задействованным в повседневной деятельности ОАО Международный аэропорт «Краснодар» остается и богатейший культурно-этнографический потенциал нашего региона. Здание аэровокзала может рассматриваться как постоянно действующий выставочный комплекс и как готовая сценическая площадка. Подобный подход давно и с успехом используются в работе аэропортов «Хитроу» (Лондон) и «имени Шарля де Голля» (Париж). Размещение выставочных материалов, анонсирование инвестиционных проектов, предоставление курортно-туристической информации и приглашение творческих коллективов города и края - вот основные направления деятельности аэровокзального комплекса на ближайшую перспективу. Это позволит не только скрасить утомительное ожидание для пассажиров, но и создаст особую незабываемую атмосферу - «изюминку» в имидже компании.

Несовершенство транспортной инфраструктуры Юга России негативно сказывается и на развитии национальной туриндустрии. Южный макрорегион является основной рекреационной территорией Российской Федерации. Краснодарский край ежегодно принимает миллионы отдыхающих и туристов. В 2009 году на черноморском побережье Кубани побывало 13 млн. человек. Тем не менее, общее количество россиян, предпочитающих отдыхать за рубежом, остается сегодня на неоправданно высоком уровне. В условиях прогрессирующего мирового финансового кризиса в 2008 году эта цифра составила 11 млн. 335 тыс. человек и 9 млн. 600 тыс. человек в 2009 году, соответственно [15]. Данная тенденция выражается в многомиллиардных потерях национальной экономики России.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%E D%F1%EF%EE%F0%F2%ED%E0%FF_%F1%E8% F1 %F2%E5%EC%E0_%D0%EE%F 1 %F 1 %E8%E8 -

cite_note-ved_05_2011_.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BD. D0.BA.D0.B8.D0.BD-2#cite_note-ved_05_2011_. D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.BA.D0.B8.D0.BD-2

Важным системным элементом, призванным решить обозначенный комплекс проблем, должно стать создание на основе аэровокзального комплекса «Краснодар» крупного международного транспортного узла (Хаб). Хаб (англ. hab, буквально -ступица колеса) - в общем смысле, узел какой-то сети [16].

Уникальные проекты требуют инновационных решений и больших ресурсных затрат. Здесь свою роль должен сыграть «Самый эффективный инвестор» - государство и первые шаги в этом направлении уже предприняты. 31 Октября 2011 года в Москве было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Группой Компаний «Базовый Элемент», Сбербанком России и Компанией «Аэропорт Чанги». Создание частно-государственного альянса в виде совместного предприятия в сфере аэропортового бизнеса предусматривает строительство международного хаба с пассажиропотоком свыше 10 млн. человек.

Примечательно, что в 2010 году сингапурский аэропорт Чанги по опросу более 10 млн. пассажиров, проведенному британской исследовательской компанией Skytrax, занял первое место в мире в номинации «лучший и самый удобный аэропорт мира»[17].

Возможность использования передовых мировых технологий и управленческого опыта должно способствовать глубокой модернизации Международного аэропорта «Краснодар», и выходу на ведущие позиции в отрасли на внутреннем и международном рынке авиаперевозок.

Международный транспортный Хаб на базе

16

Научный вестник ЮИМ №1' 2013

Пространство хозяйственного развития

Международного аэропорта «Краснодар» даст возможность решить ряд взаимосвязанных проблем социально-экономического развития городского, регионального и государственного уровня.

Например, современный Краснодар не может эффективно продолжать свое развитие без решения проблемы транспортной инфраструктуры города. Ключевой причиной ежедневного транспортного коллапса на улицах краевого центра служат железнодорожные пути, разрезающие городскую территорию. Отсутствие достаточного количества переездов оборачивается протяженными «пробками» по основным осям транспортного потока. Миллионы рублей улетают в воздух от незапланированного простоя транспорта, страдает экология, нарушается повседневный привычный ритм.

С одной стороны, вынос железнодорожного полотна за периметр городской территории давно назревшая необходимость, но самостоятельно город с этой задачей справиться не может. С другой стороны, создать полноценный транспортный Хаб без привязки авиационного сообщения к железнодорожным и шоссейным путям тоже. Здесь интересы сторон совпадают.

Движение в этих направлениях является сегодня приоритетным и потребует от менеджмента корпорации перехода на качественно новый уровень принятия управленческих решений, основанный на базовых принципах концепций контроллинга и интеллектуального капитала современной корпорации.

В результате партнерства бизнеса и государства будет создан системный НМА, корпорация войдет в число крупнейших транспортных операторов мира, развитие городской территории получит мощный импульс роста, регион и государство значительно укрепят инвестиционную привлекательность. Будут созданы условия для расширения туризма, увеличения товарных потоков и активизации региональных и международных связей. Глубокая модернизация аэровокзального комплекса «Краснодар» станет пилотным проектом реорганизации региональной транспортной системы, дающей бесценный опыт для дальнейшего использова-

ния в рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года».

ИСТОЧНИКИ:

1 Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты. / отв. ред. О.В. Иншаков М: Наука, 2008.

2 Официальный сайт администрации Краснодарского края. Краснодарский край снова лучший! http://www. admkrai.krasnodar.ru> Новости>detail/28048 (дата обращения 02.07.2011).

3 Департамент по финансовому оздоровлению Краснодарского края. Инвестиционная привлекательность края. http://www.dfokk.ru>city/invest.php (дата обращения 02.07.2011)

4 Министерство транспорта Российской Федерации «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 годя». http://www.mintrans.ru>приоритетные направления (дата обращения 22.06.2011).

5 Блинкин М. В целом: Идеология эпохи гужевого транспорта. // «Ведомости, приложение Форум» 25.05.2011.

6 Российский статистический ежегодник 2010 год. Основные показатели транспорта. http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat (дата обращения 28.09.2011).

7 Аэропорты России. http://www.airlines-inform.ru (дата обращения 14.09.2011).

8 Лихарев С. Стратегия «14/14»: выходим на новый уровень. // Новая Высота. №2. 2011.

9 Евстафьев А.И. Методы анализа и регулирования пространственного развития города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар. 2011.

10 Комсомольский район. http://www.krasnodar.vestum. ru>help/city/kmr (дата обращения 15.07.2011).

11 Поселок городского типа Пашковский. http://www. ru.wikipedia.org >Пашковский. (дата обращения 15.07.2011).

12 Автодорога «Краснодар - Джубга» - дорога к морю, ее проблемы и пути решения. http://www.23gibbd. ш>Новости>498 (дата обращения 15.09.2011).

13 Десять самых красивых аэропортов мира. http:// www.turist.rbc.ru >Статьи>24.02.2010/183762 (дата обращения 14.10.2011).

14 ООО «КраснодарЭКСПО» http://www.krasnodarexpo. ru (дата обращения 18.10.2011).

15 Число россиян, отдыхающих за границей, рекордно выросло. // Интернет-журнал «Новая Политика». http:// www.novopol.ru>02.11.2010 (дата обращения 20.10.2011).

16 Что такое Хаб? http://www.daz.su>nash-otvet/ kompjuter/158/index.aspx (дата обращения 30.10.2011).

17 Десять лучших аэропортов мира. http://www.turist. rbc.ru>Статьи> 16.06.2010 (дата обращения 14.10.2011).

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.