Научная статья на тему 'Формирование системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Японии'

Формирование системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Японии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЯПОНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назаров В. И.

В статье рассмотрен процесс формирования системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Японии, определены причины, ход развития и законодательная база процесса. Системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения является наиболее эффективным, поэтому опыт других стран по его формированию чрезвычайно актуален для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назаров В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Японии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 656 (520)

Назаров В.И.

к. ю. н., профессор УрФЮИ, г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЯПОНИИ

Аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Японии, определены причины, ход развития и законодательная база процесса. Системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения является наиболее эффективным, поэтому опыт других стран по его формированию чрезвычайно актуален для России.

Ключевые слова

Безопасность дорожного движения, дорожно-транспортная аварийность, системный подход, Япония.

Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения (далее БДД) направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также на снижение тяжести их последствий [1, с.10]. Осуществление данной деятельности - приоритетная задача для любого государства, и, как показывает практика, наиболее эффективным является системный подход к обеспечению БДД. Он реализуется развитыми зарубежными странами на протяжении уже несколько десятков лет, поэтому их опыт имеет большое значение для развития действенной системы обеспечения БДД в России. В рамках данной статьи мы рассмотрим опыт Японии - страны во многом уникальной, сочетающей в себе западный уровень развития технологий с восточной традиционностью.

«Фундаментальный закон о разработке мероприятий по обеспечению безопасности движения» в Японии был принят в 1970 г. В нем дается определение таких мероприятий как особого вида деятельности, направленной на предотвращение транспортных аварий, на сведение к минимуму ущерба при их возникновении и на возмещение ущерба пострадавшим. Закон учредил организационную и функциональную структуру управления безопасностью движения, что позволило за десять лет существенно сократить аварийность, устранив причины неэффективности предыдущих мероприятий по предупреждению ДТП:

1) слабую материальную базу обеспечения БДД;

2) низкое качество управления данной деятельностью;

3) недостаточную подготовку должностных лиц, водителей и всего населения страны [2, с. 769].

Закон на этапе своего составления был тщательно проработан, в его обсуждении участвовали

политики, компетентные специалисты, общественность. Это помогло сформировать новое отношение к проблеме обеспечения безопасности движения, все заинтересованные лица осознали необходимость применения системного подхода к ее решению.

В процессе реализации закона на всех уровнях управления были образованы специальные советы, призванные контролировать деятельность по обеспечению БДД. Данная деятельность осуществлялась в рамках планов, принимаемых на государственном уровне премьер-министром, а на местном (префектурном) - губернаторами. Советы также возглавлялись премьер-министром и губернаторами, что указывает на их высокую значимость для внутренней политики страны.

Первый план по повышению безопасности движения охватывал период 1971-1975 гг. Задания плана предусматривали конкретные меры по снижению аварийности на основе комплексного подхода к осуществлению мероприятий по повышению БДД. Результатом выполнения первого пятилетнего плана явилось сокращение количества погибших в ДТП в 1975 г. до 10,8 тыс., в том числе погибших пешеходов -до 3,7 тыс. Аналогичным образом был разработан второй пятилетний план. К 1980 г. планировалось уменьшить количество погибших в ДТП в 2 раза по сравнению с 1970 г., и эта цель была достигнута на год раньше - в 1979 г., причем к тому времени численность парка автомобилей в Японии увеличилась по сравнению с 1970 г. также в 2 раза [2, с. 770].

Каким образом был достигнут такой результат? При анализе проведенных мероприятий и принятых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

мер нельзя выделить самые успешные и действенные. На эффективность повлияло все в комплексе: «внимательный анализ причин ДТП, грамотное применение достижений научно-технического прогресса, адаптация позитивного зарубежного опыта с учетом национальных традиций, выбор в каждом направлении деятельности наиболее эффективных форм, планомерная их реализация, вовлечение в процесс всего населения страны» [2, с. 770].

Большое внимание было уделено подготовке водителей. Они не получали удостоверений на право управления транспортным средством до тех пор, пока не докажут, что достаточно квалифицированы, а лишение водительских удостоверений требовало обязательной последующей проверки и обучения. Проверку в комиссии по вопросам БДД префектуры после основательной программы обучения и сдачи экзаменов обязаны проходить как владелец автомобиля, так и инструктор [3].

Кроме того, система мероприятий по обеспечению БДД в Японии включала в себя не только непосредственно направленные на предупреждение причин ДТП меры, но и имеющие к ним косвенное отношение, в большей степени касающиеся социального развития: организация стоянок автомобилей, размещение больниц, школ и дошкольных учреждений, остановок городского транспорта. Разумеется, все проводимые мероприятия были подкреплены значительными финансовыми вложениями со стороны государственного бюджета. За первое десятилетие функционирования нового закона сумма средств, выделяемых на обеспечение БДД, увеличилась более чем в 12 раз.

Интересен тот факт, что к работе по повышению безопасности движения удалось привлечь широкие круги населения (например, частым явлением стали кружки, где обсуждались проблемы БДД). В результате оказалось возможным повысить уровень общественного сознания, добиться положительных изменений в поведении участников дорожного движения, что в немалой степени было обусловлено актуализацией возможностей японского менталитета и национальных традиций [4].

Как мы видим на примере Японии, комплексный подход позволяет в полной мере обеспечить безопасность для всех участников дорожного движения. Зарубежные страны с высоким уровнем социально-экономического развития и автомобилизации осознали эту истину уже давно, и России следует брать на вооружение их опыт при формировании внутренней политики по обеспечению БДД. Список использованной литературы:

1. Майоров В.И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения [Текст] / В.И. Майоров // Транспортное право. - 2008. - № 2. - С. 10-12.

2. Майоров В.И. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения [Текст] / В.И. Майоров, В.Е. Севрюгин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2015. - Т. 9, № 4. - С. 766-776.

3. Курьянова О.Е. Повышение безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей: диссертация ... кандидата технических наук [Текст]. - Москва, 1998. - 153 с.

4. Inose H. Road Traffi Control / H. Inose, T. Hamada. - Tokyo, Japan: Univ. of Tokyo Press, 1975.

© Назаров В.И., 2016

УДК 349.2

Николаенко Ульяна Игоревна

студент Института Права, ВолГУ, г.Волгоград, РФ

E-mail: [email protected]

СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ)

Аннотация

В данной работе раскрывается тема об использовании мобильных телефонов, интернета и социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.