Экономика и Народное хозяйство
УДК 338.439.6
ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Милоенко Е.В.
ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» Тюмень
Аннотация. В статье представлен динамический анализ основных индикаторов развития сельской социальной инфраструктуры в Тюменской области. Результаты исследования свидетельствует о том, что в регионе наблюдается старение жилого фонда в сельской местности, его низкое благоустройство, нехватка финансовых ресурсов населения для покупки построенного жилья.
Ключевые слова: медицинское облуживание, образовательные учреждения, сельские территории, социальная инфраструктура.
Ситуация в аграрном секторе экономики плачевна: рентабельность и зарплата сотрудников сельскохозяйственных предприятий снижается, наблюдается огромная диспропорция уровня жизни на селе и в городе, сельские поселения остаются без жителей.
В Тюменской области в 2014 году насчитывалось 718,6 тыс. чел. сельских жителей (20,06 % численности жителей региона), проживающих в 1483 сельских населенных пунктах. За пять лет в области исчезло 29 сельских поселений, что объяснимо миграцией населения в город. Также прослеживается увеличение мельчайших поселений на 49 пунктов и мелких на 14 пунктов.
Тревожным сигналом является тенденция роста населенных пунктов без жителей с 27 в 2009 году до 28 в 2014 г (39 в 2012 году), оголение территорий в сельской местности негативно для социально-экономической ситуации в регионе.
Социальная инфраструктура - это общественная материально-техническая база для создания и потребления социально- экономических услуг, обеспечивающая воспроизводство населения и формирующая достойный уровень и качество жизни человека в регионе и
стране. На уровень жизни сельского населения большое влияние оказывает оптимальная социальная инфраструктура, включающая комфортные жилищные условия, представим их анализ в таблице 1.
Анализ цифровых данных таблицы 1 показывает неоднозначную ситуацию в развитии социальной инфраструктуры села. С одной стороны, прослеживается благоприятная тенденция к росту строительства и введения в эксплуатацию жилых домов и дорог (федеральных, региональных, местных). Доля обеспеченности жилых помещений сельских поселений водопроводом, отоплением, горячим водоснабжением, канализацией ежегодно увеличивается, что повышает уровень жизни населения. С другой стороны, наблюдается старение жилого фонда в сельской местности, его низкое благоустройство, нехватка финансовых ресурсов населения для покупки построенного жилья.
Таблица 1 - Оценка наличия и обеспеченности объектами социально-инженер-_ной инфраструктуры сельских территорий Тюменской области *_
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность сельского населения, тыс. чел. 741,7 737,5 742,3 717,6 718,6
Весь жилищный фонд в сельской местности, тыс. кв. метров 14718 15141,8 15269,6 15263,1 15786,9
Площадь жилых помещений на 1 жителя села, кв. метров 19,84 20,59 20,57 21,27 22,1
Удельный вес общей площади села в %, оборудованной:
- водопроводом 47,2 47,8 48,7 51,2 53,7
-водоотведением (канализацией) 40,7 41,3 41,1 42,3 44,4
- отоплением 54,6 55,5 56,0 58,5 61,2
- ваннами (душем) 30,6 30,4 30,3 29,4 31,3
- горячим водоснабжением 21,3 21,5 21,9 20,5 24,5
-напольными электроплитами 17,5 17,7 17,6 23,1 23,5
-газом (сетевым, сжиженным) 58,0 57,2 57,0 56,2 52,8
Ввод в действие, км.:
- водопроводных сетей 22,5 0,8 10,0 4,1 12,0
- газовых сетей 107,6 173,7 166,6 128,1 62,6
- автомобильных дорог 248,4 87,2 75,2 228,6 46,3
Введено в действие жи-
лых домов в селах, тыс.
кв. м 384,9 479,2 403,9 613,5 737,2
* Составлено автором. Источник: [7]
При вводе в эксплуатацию новых объектов газовых сетей (почти 1036 км за шесть лет) уровень газификации сельской местности региона снизился за рассматриваемый период на 5,2 п. п., и составил в 2014 году 52,8 %. Для сравнения: газификация сельских поселений региона в 1995 году составляла 59, 4 %, в 2002 году - 60,3 %, 2005 году - 59, 3%, (жители использовали сжиженный газ из баллонов). Эта ситуация свидетельствует об неэффективных финансовых вложениях, повторном вводе и ремонте газовых сетей, дорогостоящей стоимости подключения природного газа для населения (оплата услуг, приобретение дополнительного оборудования).
Газификация и обеспеченность комфортными жилищными условиями сельских территорий области остается средней в масштабах России. За 2005-2014 годы в сельской местности введено в эксплуатацию 3242,1 тыс. кв. м. жилья, обеспеченность жильем сельских жителей в 2014 году составляет в среднем 22 кв. м. на человека. По итогам 2014 года ввод жилья на душу населения в сельской местности составил 1,03 кв. м., что значительно превышает аналогичный показатель 2009 года - 0,53 кв. м.
В течение 2014 года по ветхости и аварийности снесены жилые здания площадью 240,2 тыс. кв. метров (на 5,7% меньше, чем в 2013 году) или 5,4% всего ветхого и аварийного жилищного фонда области. В 2014 году улучшили жилищные условия и получили жилые помещения 7,3 тыс. семей или 8,0% от общего числа семей, состоявших на учете на начало года в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Состояние и обеспеченность сельских поселений области образовательными учреждениями представлены в таблице 2.
По данным таблицы 2 прослеживается значительное сокращение объектов образовательной инфраструктуры к 2014 году (общеобразовательных учреждений, детских садов) при росте численности населения, что негативно влияет на качество жизни населения области, на закрепление перспективной и талантливой молодежи в сельской местности.
Так, например, обеспеченность населения школами снизилась в динамике шести лет на 15,2%, в городах было закрыто 40 школ, в сельской местности - 71 общеобразовательное учреждение, при ежегодном увеличении контингента учеников. Хотя для школьников,
проживающих в сельских территориях области, организован ежедневный подвоз в школы (приобретено более 400 школьных автобусов). Все школы Тюменской области оснащены компьютерным оборудованием, обеспечены доступом к сети Интернет. На один компьютер в 2014 году в сельских школах приходится 4,3 учащихся (в 2005 году 31 школьник), а в целом по области соответственно 4,6 (41 школьник в 2005 году).
Доступное и качественное образование является важнейшим критерием повышения качества жизни граждан России, хорошим стартом для достойной жизни подрастающего поколения, что требует срочных государственных мер.
Таблица 2 - Оценка наличия и обеспеченности образовательными учреждениями сельских территорий Тюменской области*
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число общеобразователь-
ных учреждений, единиц 1103 1078 1060 1034 1017
- в городах 491 479 470 455 454
- в сельской местности 612 599 590 579 563
Наличие общеобразова-
тельных учреждений на
1000 жителей, единиц 0,32 0,31 0,30 0,29 0,28
- в городах 0,18 0,18 0,17 0,16 0,16
- в сельской местности 0,83 0,81 0,79 0,81 0,78
Численность педагогиче-
ских работников - всего,
тыс. человек 17,7 18,2 18,7 19,2 20,3
- в городах 14,6 15,1 15,5 15,9 16,9
- в сельской местности 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4
Численность обучавшихся
в общеобразовательных
учреждениях, тыс. человек 389,8 395,7 402,2 410,5 422,7
- городах 302,5 308,6 315,2 321,4 333,0
- сельской местности 87,3 87,1 87,0 89,1 89,6
Число дошкольных учре-
ждений - всего, единиц 895 909 882 868 828
- в городах 622 637 613 617 616
- в сельской местности 273 272 269 251 212
Численность воспитанни-
ков дошкольных учрежде-
ний, тыс. чел. 176,6 185,6 197,9 213,3 233,2
- в городах 140,4 147,5 153,9 166,6 185,4
- в сельской местности 36,3 38,1 44,0 46,7 47,9
* Составлено автором. Источник: [7]
Анализ наличия и обеспеченности села учреждениями культурного досуга и библиотеками представлен в таблице 3.
По данным таблицы 3 прослеживается снижение учреждений досуга в анализируемом периоде в сельской местности на 10,3 %, в городах - на 6,5 %.
Таблица 3 - Оценка обеспеченности культурно - досуговыми учреждениями
сельских территорий Тюменской области*
Годы
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014
Учреждения культурно-досугового типа, единиц 936 856 855 869 857
- в городах 139 125 126 124 130
- в сельской местности 797 731 729 745 727
Обеспеченность учре-
ждениями культурно-до-
сугового типа, единиц на 1000 жителей 0,27 0,25 0,24 0,24 0,24
- в городах 0,05 0,04 0,04 0,04 0,05
- в сельской местности 1,07 0,99 0,98 1,04 1,01
Число общедоступных (публичных) библиотек, единиц 837 831 825 814 808
- в городах 236 233 230 225 218
- в сельской местности 601 598 595 589 590
Обеспеченность публич-
ными библиотеками на
1000 жителей, единиц 0,25 0,24 0,23 0,23 0,23
- в городах 0,09 0,09 0,08 0,08 0,08
- в сельской местности 0,81 0,82 0,80 0,82 0,82
Библиотечный фонд на
1000 человек населения,
экземпляров 4029 4056 4055 4100 4152
- в городах 3517 3513 3498 3495 3521
- в сельской местности 5868 6063 6135 6482 6666
Число персональных
компьютеров - всего, единиц 46704 52181 66689 95093 108197
- в городах 33421 37340 48690 71322 81880
- в сельской местности 13283 14841 17999 23771 26317
* Составлено автором. Источник: [161]
Вместе с тем обеспеченность жителей библиотеками, учреждениями досуга практически не изменилась за счет снижения численности сельского населения. А обеспеченность населения библиотечным фондом и число компьютеров резко увеличилась в динамике шести лет.
Организацию досуга жителей малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных объектов культуры, осуществляют передвижные культурные комплексы для библиотечного обслуживания населения области, проведения праздничных мероприятий, организации работы любительских объединений.
В результате проведенного исследования выявлен комплекс проблем в создании устойчивого развития сельских территорий:
- низкое качество условий предоставления услуг социальной инфраструктуры в сельской местности (низкое благоустройство жилого фонда, высокий износ объектов, недостаточное наличие объектов культуры, искусства, образования и медицины);
- размещение объектов сельской инфраструктуры не всегда сопоставимо с системой расселения жителей области;
- не применяются в полной мере социальные нормативы по обеспеченности социальными услугами населения;
- отсутствует полная, понятная и достаточная система нормативно-законодательного регулирования формирования и развития социальной инфраструктуры на региональном и федеральном уровне.
Библиографический указатель:
1. Буторина Г.Ю. Развитие сельских территорий как фактор, влияющий на решение проблем сельской молодежи // Агропродо-вольственная политика России. - 2015. - № 5 (17). - С. 28-31.
2. Буторина Г.Ю. Диверсификация как способ устойчивого развития сельских территорий Тюменской области // Вестник Курганской ГСХА. - 2013. - № 2 (6). - С. 76-78.
3. Вахитова З.Т. Некоторые аспекты финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 10. - С. 162-165.
4. Вахитова З.Т. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона // Наука и Мир. - 2013. - № 4. - С. 113114.
5. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // Научно-исследовательские публикации. - 2014. -№ 2 (6). - С. 53-58.
6. Милоенко Е.В. Прогноз самообеспеченности продуктами питания населения Тюменской области за счет собственных источников производства // Научное обозрение. - 2015. - № 6. - С. 194-197.
7. Милоенко Е.В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3(56). - С. 222-229.
8. Милоенко Е.В. Проблемы и перспективы рынка страхования в России и Тюменской области // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 10. - С 147-150.
9. Морозова И.М. Региональное законодательство для предпринимателей Тюменской области // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 152-155.
10. Морозова И.М. Субсидии на развитие животноводства и ЛПХ в Тюменской области // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 11(51). - С. 99-104.
11. Официальный сайт Территориального органа статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http: //tumstat .gks.ru