Научная статья на тему 'Формирование сбытовой политики предприятия на основе экономико-математических методов'

Формирование сбытовой политики предприятия на основе экономико-математических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / СИМПЛЕКС-МЕТОД / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ / ЗАТРАТЫ ТРУДА / METHODS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING / SIMPLEX METHOD / CRITERION FUNCTION / PROFIT / VOLUME OF REALIZATION / WORK EXPENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тринеева Людмила Тимофеевна, Камнева Виктория Александровна

Рассмотрена проблема управления сбытом на предприятии и вопросы формирования эффективной сбытовой политики, что в современных условиях является основой принятия верных стратегических и оперативных управленческих решений, повышает устойчивость функционирования предприятия в целом как единой системы. Рассмотрены основные методы экономико-математического моделирования с обоснованием их применения на различных уровнях управления в разрезе функциональных подсистем предприятия. Отмечено, что использование экономико-математического моделирования является неотъемлемой частью любого исследования в области экономики, так как позволяет получить различные варианты решения поставленных задач в зависимости от заданных условий и ограничений, что, в свою очередь, повышает результативность принятых управленческих решений при минимальных затратах. На примере ОАО «МК «Воронежский» решена задача определения оптимальной структуры реализации муки по видам продукции при имеющихся производственных ресурсах с учетом максимизации прибыли. При решении задачи на искомые переменные были наложены следующие ограничения: превышение производства над реализацией или равенство производства и реализации; оптимальный план должен исходить из наличия производственных ресурсов; переменные величины не могут иметь отрицательное значение. Проанализирован опорный вариант решения задачи, который позволяет максимизировать сумму прибыли от реализации продукции. Однако следует отметить, что в условиях сложной холдинговой структуры, частью которой является анализируемое предприятие, полученный вариант решения трудно осуществим в практической деятельности. Данное утверждение обусловлено наличием обязательств по реализации определенного объема продукции по ее видам предприятиям, входящим в холдинговую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of marketing policy of the enterprise on the basis of economic-mathematical methods

In work the special attention is paid to a sales management problem at the enterprise and to questions of formation of effective marketing policy that in modern conditions is a basis of adoption of right, strategic and operational administrative decisions, increasing stability of functioning of the enterprise in whole, as uniform system. In article the main methods of economic-mathematical modeling, with justification of their application at various levels of management in a section of functional subsystems of the enterprise are considered. It is noted that use of economic-mathematical modeling is an integral part of any research in the field of economy as allows to receive various versions of the solution of objectives, depending on the set conditions and restrictions that in turn increases productivity of the made administrative decisions at the minimum expenses. On the example of flour-grinding combine «Voronezhsky» the problem of definition of optimum structure of realization of flour of types of production is solved, at the available production resources taking into account maximizing profit. At the solution of a task the following restrictions were imposed on required variables: excess of production over realization, or equality of production and realization; the optimum plan has to proceed from existence of production resources; variable sizes can't have negative value. The basic version of the solution of a task which allows to maximize the sum of profit on product sales is analysed. However it should be noted that in the conditions of difficult holding structure which part is the analyzed enterprise, the received version of the decision is difficult feasible in practical activities. This statement is caused by existence of obligations for realization of a certain volume of production by its types to the enterprises entering into holding structure.

Текст научной работы на тему «Формирование сбытовой политики предприятия на основе экономико-математических методов»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.24.01

Доцент Л.Т. Тринеева, студент В.А. Камнева (Воронеж, гос. ун-т ннж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. 8(473) 255-27-10 E-mail: viktoriyakamneva@mail.ru

Associate Professor L.T. Trineeva, Student V.A. Kamneva

(Voronezh state university of engineering technologies) chair of management, organization of production and branch economy, tel. 8(473) 255-27-10 E-mail: viktoriyakamneva@mail.ru

Формирование сбытовой политики предприятия на основе экономико-математических методов

Formation of marketing policy of the enterprise on the basis of economic-mathematical methods

Реферат. Рассмотрена проблема управления сбытом на предприятии и вопросы формирования эффективной сбытовой политики, что в современных условиях является основой принятия верных стратегических и оперативных управленческих решений, повышает устойчивость функционирования предприятия в целом как единой системы. Рассмотрены основные методы экономико-математического моделирования с обоснованием их применения на различных уровнях управления в разрезе функциональных подсистем предприятия. Отмечено, что использование экономико-математического моделирования является неотъемлемой частью любого исследования в области экономики, так как позволяет получить различные варианты решения поставленных задач в зависимости от заданных условий и ограничений, что, в свою очередь, повышает результативность принятых управленческих решений при минимальных затратах. На примере ОАО «МК «Воронежский» решена задача определения оптимальной структуры реализации муки по видам продукции при имеющихся производственных ресурсах с учетом максимизации прибыли. При решении задачи на искомые переменные были наложены следующие ограничения: превышение производства над реализацией или равенство производства и реализации; оптимальный план должен исходить из наличия производственных ресурсов; переменные величины не могут иметь отрицательное значение. Проанализирован опорный вариант решения задачи, который позволяет максимизировать сумму прибыли от реализации продукции. Однако следует отметить, что в условиях сложной холдинговой структуры, частью которой является анализируемое предприятие, полученный вариант решения трудно осуществим в практической деятельности. Данное утверждение обусловлено наличием обязательств по реализации определенного объема продукции по ее видам предприятиям, входящим в холдинговую структуру.

© Тринеева Л.Т., Камнева В.А., 2015

Summary. In work the special attention is paid to a sales management problem at the enterprise and to questions of formation of effective marketing policy that in modern conditions is a basis of adoption of right, strategic and operational administrative decisions, increasing stability of functioning of the enterprise in whole, as uniform system. In article the main methods of economic-mathematical modeling, with justification of their application at various levels of management in a section of functional subsystems of the enterprise are considered. It is noted that use of economic-mathematical modeling is an integral part of any research in the field of economy as allows to receive various versions of the solution of objectives, depending on the set conditions and restrictions that in turn increases productivity of the made administrative decisions at the minimum expenses. On the example of flour-grinding combine «Voronezhsky» the problem of definition of optimum structure of realization of flour of types of production is solved, at the available production resources taking into account maximizing profit. At the solution of a task the following restrictions were imposed on required variables: excess of production over realization, or equality of production and realization; the optimum plan has to proceed from existence of production resources; variable sizes can't have negative value. The basic version of the solution of a task which allows to maximize the sum of profit on product sales is analysed. However it should be noted that in the conditions of difficult holding structure which part is the analyzed enterprise, the received version of the decision is difficult feasible in practical activities. This statement is caused by existence of obligations for realization of a certain volume of production by its types to the enterprises entering into holding structure.

Ключевые слова: методы экономико-математического моделирования, симплекс-метод, целевая функция, прибыль, объем реализации, затраты труда.

Keywords: methods of economic-mathematical modeling, simplex method, criterion function, profit, volume of realization, work expense.

Одной из главных проблем управлением сбыта на предприятии является своевременное принятие верных управленческих решений в связи с изменениями экономической ситуации. Один из путей решения данной проблемы - применение методов экономико-математического моделирования (ЭММ) в управлении предприятием.

Использование ЭММ является неотъемлемой частью любого исследования в области экономики, так как позволяет получить различные варианты решения поставленной задачи в зависимости от заданных условий и ограничений, что, в свою очередь, повышает оперативность принятия управленческих решений при минимальных затратах.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для построения ЭММ любого вида. Процесс моделирования можно условно разделить на четыре этапа:

1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;

2) определение набора переменных величин и совокупности ограничений;

2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу;

3) анализ полученных результатов.

Экономико-математическое моделирование позволяет решить ряд задач на всех уровнях управления (табл. 1).

Таблица 1

Решение задач функциональных подсистем предприятия с применением ЭММ

Уровни управления Функциональные подсистемы

Сбыт Производство Снабжение Финансы

Стратегический Новые продукты и услуги. Исследования и разработки Производственные мощности. Выбор технологии М атериальные источники. Товарный прогноз Финансовые источники. Выбор модели уплаты налогов

Тактический Анализ и планирование объемов сбыта Анализ и планирование производственных программ Анализ и планирование объемов закупок Анализ и планирование денежных потоков

Оперативный Обработка заказов клиентов. Выписка счетов и накладных Обработка производственных заказов Складские операции. Заказы на закупку Ведение бухгалтерских книг

Экономико-математические модели могут предназначаться для исследования различных аспектов рыночной экономики (в частности, ее производственно-технологической, социальной, территориальной структур) и ее отдельных отраслей.

Классифицировать ЭММ можно по различным основаниям (рис. 1). Остановимся более подробно на характеристике таких экономико-математических методов, как линейное программирование, точнее симплекс-метод.

Симплексный метод относится к группе универсальных методов линейного программирования, т.е. методов, обеспечивающих решение любой задачи данного класса вне зависимости от вида ее математической модели. Метод в силу своей простоты, обеспечивающей возможность решения довольно объемных задач вручную, а также создание компьютерных программ, нашел наибольшее практическое применение по сравнению с другими методами. Он позволяет обосновать наиболее оптимальное экономическое решение при наложении определенных ограничений. Его применение в экономике позволяет решать задачи, связанные с планированием деятельности предприятия.

Симплекс-метод позволяет определить оптимальный объем выпуска и реализации продукции, а также направления наиболее эффективного использования производственных ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Все перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на структуру и объем реализации продукции предприятия, а следовательно, и на всю систему управления сбытом.

Применим инструментарий симплекс-метода для решения задачи по определению структуры сбыта для ОАО «МК «Воронежский» (предприятие входит в холдинг «Воронежская хлебная компания»). Задача - оптимизация структуры реализации муки по видам продукции.

Говоря об оптимизации объемов реализации муки, отметим, что значительное влияние на величину ее вывоза оказывает не только величина переходящих запасов, но и объемы производства. Причем следует учитывать, что определенный объем произведенной продукции реализуется заранее известным потребителям, входящим в холдинг «Воронежская хлебная компания».

Попытка оптимизировать структуру реализации муки по видам продукции на ОАО «МК «Воронежский» была осуществлена с помощью экономико-математической модели. В качестве критерия оптимизации была принята прибыль, получаемая от реализации зерновых культур, и в целом задача сформулирована

следующим образом: определить оптимальную структуру реализации муки по видам продукции, которая при имеющихся производственных ресурсах обеспечивала бы максимальный экономический эффект.

2. Объемное планирование

3. Календарное планирова-

4. Планирование перевозок

5. Балансовые расчеты

6. Статистика

7. Управление запасами

8. Задачи обслуживания

9. Конфликтные ситуации

1. Прогнозирование 1. Линейное программирование

2. Дискретное программирование

3. Динамическое программирование

4. Математическая статистика

5. Теория игр

6. Теория массового обслуживания

7. Теория управления запасами

8. Стохастическое программирова-

9. Нелинейное программирование

10. Теория графов

Рис. 1. Области применения основных классов ЭММ

Для составления данной ЭММ использована информация, представленная в табл. 2.

Таблица 2

Информация для построения экономико-математической модели по оптимизации

структуры реализации муки

Показатели Мука

Высший сорт 1-й сорт 2-й сорт Ржаная обдирная

Объем производства, т 894 1516 369,5 922,5

Затраты труда (чел.час/т) 9,77 5,76 23,6 9,47

Объем вывоза внутри холдинга, т 304 1511 366,5 902,5

Объем вывоза за пределы холдинга, т 590 5 3 20

Прибыль, р./т 1099,62 1864,68 454,485 1134,675

Сумму прибыли от реализации муки 2|м;1Х находим по целевой функции:

^тах — О/ X],

где Су - прибыль на 1 т ]-то вида муки за г-й период; X/ - объем реализации у-го вида муки.

Искомыми будут следующие переменные: Х\ - объем реализации муки высшего сорта, Хз - объем реализации муки 1-го сорта, Хз - объем реализации муки 2-го сорта, Ха - объем реализации муки ржаной обдирной.

На неизвестные параметры наложены ограничения.

1) Превышение производства над реализацией или равенство производства и реализации

Уг„+Г >0, ,

I ч ч — ч '

где Шу - объем реализации г-го вида муки за ]-тл период внутри холдинга; Ху - объем реализации г-го вида муки за ]-тл период за пределы холдинга; (¿у - производство г-го вида муки за _/-й период.

2) Оптимальный план должен исходить из наличия производственных ресурсов

УаИХ, <Ь,

I и Ч 1

7=1

>

где аи - затраты ресурсов ]-то вида на 1 т г-го вида муки; Ь, - наличие производственных ресурсов }-то вида.

3) Переменные величины не могут иметь отрицательное значение

Ху - >= 0.

Первый вариант решения:

- при условиях существующей системы распределения продукции по каналам реализации внутри холдинга и за его пределами;

- при существующем уровне трудоемкости продукции. Сравним результаты решения модели (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение структуры реализации муки по видам продукции по первому варианту решения ЭММ с фактическими данными ОАО «МК «Воронежский»

Показатели По факту По решению

Объем реализации к объему производства, % 100 100

Объем реализации муки высшего сорта, % 24 75

Объем реализации муки 1-го сорта, % 41 25

Объем реализации муки 2-го сорта, % 10 0

Объем реализации муки ржаной обдирной, % 25 0

Объем реализации муки, т: 3702 3702

в т. ч. высший сорт, всего 894 2778,26

внутри холдинга 304 944,61

за пределами холдинга 590 1833,65

1-й сорт, всего 1516 923,74

внутри холдинга 1511 914,5

за пределами холдинга 5 9,24

2-й сорт, всего 369,5 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутри холдинга 366,5 0

за пределами холдинга 3 0

ржаная обдирная, всего 922,5 0

внутри холдинга 902,5 0

за пределами холдинга 20 0

При этом прибыль по решению составила 6196,33 тыс. р., что больше фактически полученного уровня на 23 %.

В условиях современного рынка потребность в планировании не утрачивается, а скорее увеличивается. Оно необходимо для достижения высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, создания условий, обеспечивающих финансовую устойчивость, а также высокую конкурентоспособность. Именно поэтому актуальность применения методов экономико-математического моделирования возрастает на современном этапе развития российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения [Текст] : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 272 с.

2. Шикин, Е.В. Математические методы и модели в управлении [Текст] / Е.В. Шикин, А.Г. Чхартишвили. 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. - 440 с.

3. http:/ /math.semestr.ru/simplex/simplex.php [онлайн калькулятор]

REFERENCES

1. Fatkhutdinov, R.A. Development of the administrative décision [Text]: textbook / R. A. Fatkhutdinov. - Moscow, 1999. - 272 p.

2. Shikin, E.V. Mathematical methods and models in management of [Text] / E.V. Shikin, A.G. Chkhartishvili. - Moscow, 2002. - 440 p.

3. http://math.semestr.ru/simplex/simplex.php [online calculator]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.