Научная статья на тему 'Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы'

Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охулкова И. В.

Проблема формирования самостоятельности мышления является сегодня одной из актуальных в педагогической теории и практике. Ведутся активные поиски форм организации самостоятельной детской деятельности, в которой ребенок может проявить себя как творческая личность, умеющая нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решений всевозможных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы»

ном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений [2].

Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Таким образом, стержнем нравственного воспитания дошкольников является накопление ребенком социального опыта и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Особое значение в накоплении нравственного опыта играет роль педагога обладающего развитыми профессиональными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности.

Список литературы:

1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

2. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи: материалы межрегиональной научно-практической конференции (2 марта 2010). -Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования», 2010 - 380 с.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

© Охулкова И.В.*

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Проблема формирования самостоятельности мышления является сегодня одной из актуальных в педагогической теории и практике. Ведутся активные

* Доцент кафедры Дошкольной педагогики, кандидат психологических наук.

190

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

поиски форм организации самостоятельной детской деятельности, в которой ребенок может проявить себя как творческая личность, умеющая нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решений всевозможных ситуаций. На страницах школьных учебников все чаще появляются задания на соображение, развивающие догадку, случайное озарение, эвристику, интуитивные процессы в решении проблем. Способность ребенка сразу усмотреть способ выполнения задания сокращает путь приобретения нового знания, экономит силы, так как отпадает необходимость дополнительного сбора и анализа фактов. Свежий взгляд в необычных обстоятельствах помогает представить объект мысли в неожиданных вариациях, преодолеть стереотип, привычное знание.

Однако, эта дидактическая цель порождает множество проблем. В ряде случаев требуется определенная отсрочка для оценивания результатов самостоятельности мышления, которую трудно ограничить временными рамками учебного процесса.

Пытаясь найти и применить приемы умственной деятельности, ребенок прибегает к так называемым пробующим действиям, составляющим основу поиска. При этом дети проявляют интерес к положительным оценкам результатов своего труда. Возникает вопрос, как нужно оценивать неправильно выбранные детьми действия, которые всегда имеют место в процессе поиска и нередко составляют больший процент от общего количества использованных действий.

Необходимо изменение отношения, как педагога, так и ребенка к отрицательным результатам в процессе решения задания. Отрицательный результат решения задания несет положительный потенциал. Он подсказывает необходимость изменить направление поиска, ребенок учится самостоятельно изменять и контролировать свои действия. В большинстве случаев ошибочный результат вызывает у ребенка страх, насмешку, боязнь получить плохую отметку и даже чувство стыда перед сверстниками, что негативно отражается на детской самостоятельности. Необходимо формирование мировоззренческого подхода к отрицательным результатам, в основу которого должно быть заложено не просто небоязнь ошибок, но даже уважение к ним как к явлению или факту, подсказывающему необходимость изменить направление поиска решения.

Самостоятельность тесно связана с проявлением инициативы в выборе темы или характера задания. Каждый ребенок индивидуален в темпах самостоятельной работы и в ее направлении. Встает проблема взаимосвязи планирования педагогического процесса и самостоятельным выбором ребенком направления работы. Как в рамках учебного занятия предоставить каждому из детей свободный выбор объёма, темпа и характера заданий, не нарушая при этом плановость в достижении дидактических целей обучения?

Индивидуальный темп работы непременно приведет к появлению разных по времени результатов выполнения заданий. В рамках традиционного учебного процесса у педагога могут возникнуть трудности в организации, связанные с необходимостью одновременного оценивания разных по характеру результатов работы. Поэтому контроль за результатами необходимо заменить разными видами самоконтроля. Необходимо широко разнообразить и применять разные способы самоконтроля. Каждое учебное пособие или задание должно в себе заключать не только возможность самоконтроля, но и мотивировать на исправление ошибок ребенком. Самостоятельность тесным образом связана с самосознанием, саморегуляцией и самооценкой.

В специальной разработке нуждается вопрос о взаимосвязи руководящей роли взрослого и самостоятельностью детей в процессе обучения. Необходима такая система учебного сотрудничества, которая побуждала бы ребенка учить себя самому, но с помощью взрослого. Совместная учебная деятельность ориентирована на детскую индивидуальность. Формирование у ребенка независимого поведения развивает умение выходить за рамки традиционных путей поведения, развитию творческой инициативы. Сложность позиции взрослого при руководстве детской самостоятельностью заключается в том, что, с одной стороны, необходимо воспитывать самостоятельность ребенка, сохранять за ним право на самостоятельную идею, а, с другой стороны, организовать процесс обучения, руководить мышлением детей.

Всякий мыслительный акт связан с суждениями. Поэтому важным показателем самостоятельности является наличие своего мнения. Особенность иметь свое мнение - это своего рода способность отстаивать свою точку зрения, доказывать. От точности высказывания своей мысли зависят восприятие и оценка этого мнения другими людьми. Наличие более двух мнений по одному вопросу порождает необходимость их сравнения, оценки, выявления противоречия между ними. Следовательно, возникает необходимость в решении специальных воспитательных целей в процессе обучения. Необходимо, во-первых, научить детей уважать точку зрения других детей, отличную от собственной. Во-вторых, воспитывать потребность отстаивать свое мнение путем доказательств, вырабатывать свой угол зрения.

Работа по формированию детской самостоятельности требует особой формы организации педагогического процесса.

Поиски методик, активизирующих самостоятельную мысль детей, продолжается.

Список литературы:

1. Ростовецкая Л.А. самостоятельность личности в познании и общении. - Ростов-н/Д, 1975. - С. 296.

2. Ульенкова УВ. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста // В.сб.: Некоторые проблемы умственного развития в онтогенезе. - Горький, 1970. - Вып. 89. - С. 108-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.