Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
самосознание / самооценка / самоуважением / саморегуляци

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Алена Геннадьевна

Самосознание является вершиной человеческой психики, от которого зависит характер саморегуляции поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе на основе самооценки. В сообщении представлено краткое описание функции самосознания, а также способы воздействия на формирование этой функции в подростковый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ОВЧИННИКОВА АЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Аспирант кафедры общей и социальной психологии СФМГПУ, Самара, Россия

Аннотация. Самосознание является вершиной человеческой психики, от которого зависит характер саморегуляции поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе на основе самооценки. В сообщении представлено краткое описание функции самосознания, а также способы воздействия на формирование этой функции в подростковый период.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, самоуважением, саморегуляция.

Самосознание - это особый процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» [5]. В

процессе самосознания человек выделяет себя из окружающей среды, осознает себя как отличающуюся от других личность, причем сама личность выступает и как субъект, и как объект познания. Человек пытается не только осмыслить и понять окружающий его мир, но и стремится познать самого себя, понять свои особенности, знать, чем он отличается от других людей, каково его место в мире и обществе, оценить свою индивидуальность, определить мотивы поведения. В структурном отношении функция самосознания представляет собой единство когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов, которые создают у человека образ Я и выражают его отношение к самому себе. Иными словами, каждый человек имеет вполне определенные представления о своем характере; он может не только назвать присущие ему личностные особенности, но и оценить их как бы количественно, по сравнению с аналогичными личностными качествами других людей. Это свойство самосознания носит название самооценки и находится в неразрывной связи с другой составной частью самосознания - самоуважением, которое характеризует эмоциональное отношение человека к себе, указывает на то, насколько он доволен или недоволен собой. Самооценка и самоуважение являются основой для формирования образа Я с присущими ему моральными, интеллектуальными и поведенческими установками.

Поведение человека неразрывно связано с функцией самосознания, так как он постоянно отвечает на вопросы типа: нужно ли ему это, сможет ли он это сделать, достойно ли это поведение именно его и т.д. Таким образом, в соответствии с самооценкой и самоуважением осуществляется саморегуляция поведения. Если самооценка, то есть представления человека о самом себе, недостаточно точно отражает действительные свойства личности, то и поведение становится менее мотивированным и целенаправленным; в нем появляется импульсивность. Такое явление препятствует оптимальной адаптации человека и может привести к психологическим конфликтам. Возникновение социально-психологических конфликтов неизбежно в случае значительной неадекватности самооценки. Завышенная самооценка с присущим ей высоким уровнем притязаний на фоне отсутствия соответствующих способностей и возможностей создаст диссоциацию между потребностями личности и их удовлетворением, что повлечет за собой возникновение психогенных реакций и невротических состояний. Заниженная самооценка способствует возникновению конфликта между требованиями действительности и представлениями о своих недостаточных возможностях и приводит к стойкому чувству неуверенности и невротизации личности.

Искажения или задержки в формировании самосознания у детей и подростков приводят не только к возникновению невротических расстройств, но и препятствуют развитию

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

гармоничной личности, способствуют ее психопатизации и фиксации девиантных (отклоняющихся от принятых) форм поведения. Механизмы формирования дисгармоничной личности можно представить следующим образом. Искаженное представление о себе (неадекватность самооценки) способствует возникновению таких форм поведения, которые (учитывая реальные возможности данной личности) не всегда соответствуют сложившейся ситуации. Возникающие конфликты между желаемым и возможным приводят к появлению эмоциональной напряженности, общий фон которой нарастает в зависимости от значимости и частоты конфликтов. На высоте эмоциональной напряженности может возникнуть психологический срыв, сопровождающийся какой-либо поведенческой реакцией, которая не соответствует ситуации, а определяется характерологическими особенностями каждой конкретной личности. Например: вспыльчивый подросток может проявить необоснованную агрессию, застенчивый - дать депрессивную реакцию, упрямый - требовать немедленного признания своей правоты и т.п. Чем ниже уровень самосознания, тем чаще возникают такие реакции, вследствие неточной или неправильной оценки своих желаний, возможностей и поступков. Это приводит к возникновению постоянной настороженности, тревожного фона настроения, а затем и к формированию невротических расстройств. Наряду с этим формируются фиксированные поведенческие реакции, которые не отличаются разнообразием и возникают как по шаблону на самые различные конфликты без учета характера ситуации. Таким образом, формируется дисгармоничная, психопатическая личность, с трудом адаптирующаяся в обществе и дающая частые декомпенсации при возникновении социально-психологических проблем. У такой личности легко возникают девиантные, антиобщественные, противоправные структуры поведения. Отмечено, что детям и подросткам с низким уровнем самосознания свойственны неразвитость чувства долга и импульсивное поведение; они не в состоянии понять себя, свою роль в обществе, сопереживать окружающим, проявлять бескорыстный интерес к духовному миру других людей. Исходя из сказанного, следует, что методы, направленные на формирование у детей и подростков адекватной самооценки и самоуважения (самосознания), будут оказывать непосредственное влияние на возможности социально-психологической адаптации, препятствуя, тем самым, развитию невротизации, психопатизации и патологических форм поведения.

Формирование самосознания возможно лишь в процессе общения с другими людьми. Потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему дает. Такая взаимная оценка приводит к познанию человеком своих возможностей и возможностей других людей и тем самым обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида и достижение им своих жизненно важных целей в сотрудничестве с другими людьми. Прямым следствием нарушения развития потребности в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида, его неумение правильно организовать свое взаимодействие с окружающими. Только во взаимодействии с другими людьми человек становится для себя объектом познания, но не непосредственно, а через отношение к нему других членов группы. Отсюда, источником формирования самосознания являются любые формы общения, в том числе и детские игры, в которых ребенок создает представление о самом себе, о своих возможностях, об отдельных психологических качествах. В общении появляется возможность взглянуть на себя со стороны, воспринять себя как объект для другого. Потребность в общении предоставляет педагогу широкие возможности для воздействия на процесс формирования личности с высоким уровнем самосознания. Учитывая, что самосознание формируется в

процессе общения, тренинговые методы по ускорению или коррекции его развития мало эффективны и возможны в ограниченном объеме лишь в подростковом периоде. Основное значение следует отвести методу воспитательного воздействия, приемы которого оттачивались на протяжении всей истории человечества. Приводимые ниже рекомендации по формированию личности не претендуют на роль единственно верной системы воспитания (это

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

педагогическая проблема). Данные рекомендации касаются лишь отдельных, наиболее важных способов воздействия на детей и подростков с целью оптимального формирования у них функции самосознания с учетом возрастных психологических особенностей. Они (рекомендации) базируются не только на достижениях современной психологии и педагогики, но и на собственных наблюдениях при изучении самосознания у детей и подростков с пограничными психическими расстройствами.

Целенаправленное и дифференцированное воздействие на процесс формирования самосознания возможен лишь с учетом его возрастной динамики. Развитие самосознания в различные возрастные периоды изучено недостаточно полно, особенно у самых маленьких детей. Преобладание у них чувств над разумом создает существенные трудности в изучении этого процесса. Тем не менее, этот ранний период чрезвычайно важен, так как именно тогда пробуждается развитие эмоционально-ценностного компонента самосознания, которое, начинаясь с простого самоощущения, в последующем проходит путь до обобщающих самооценок, создающих в сознании человека целостный образ Я [4]. Развитие когнитивного компонента несколько отстает, хотя и идет в непосредственной связи и единстве с эмоционально-ценностным. Вначале дети чувствуют лишь отношение к ним окружающих, затем начинают проявлять свои собственные чувства, различные по отношению к разным людям. На этой чувственной основе начинают формироваться знания о других, сначала примитивные и фрагментарные, а затем все более сложные и обобщенные. Уже в 5-7 лет дошкольники могут определить физические возможности своих сверстников, причем их оценки носят эмоциональный, ситуационный характер. Постепенно становится все больше оценок, основанных на фиксировании относительно устойчивых особенностей поведения, а затем и отдельных свойств личности. Однако вербальные оценки окружающих нередко совпадают с оценками, даваемыми значимыми взрослыми, так как на них основываются. Между этими оценками и эмоционально-ценностным компонентом сознания и самосознания нет полного соответствия. Это расхождение постепенно уменьшается по мере взросления и накопления индивидуального опыта.

С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение товарищей. С ростом опыта взаимодействия с одноклассниками у младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах поведения в разной обстановке; идет осознание причин, вызывающих те или иные действия; раскрывается возможность увидеть поведение других людей с таких сторон, которые в условиях учения не проявляются. Развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом. Чем старше возрастная группа, тем чаще высказывания учащихся об убеждениях и кругозоре, об индивидуальных личностных особенностях, об отношении к самому себе. Увеличение объема знаний об окружающих идет параллельно с процессом переноса этих знаний на свою собственную личность, что и составляет основу становления самосознания. Процесс этот идет не равномерно; наибольшей интенсивности он достигает в подростковом возрасте, особенно в 13-14 лет. К концу этого периода подросток начинает воспринимать и осмысливать свои побуждения, желания, эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего Я. В этот же период резко возрастает роль саморегулирующей функции самосознания: подросток начинает руководствоваться в своем поведении, исходя не только из внешних стимулов, но и в соответствии с его представлениями о собственной личности, сообразуясь с понятиями чести, долга, морали, психических и физических возможностей. Искажение формирования самосознания, его низкий уровень препятствуют оптимальной саморегуляции и приводят к различным формам девиантного поведения.

Как уже отмечалось, для правильного формирования самосознания необходима система воспитательных воздействий на протяжении всего периода развития ребенка, меняющая свои формы соответственно возрастным психологическим особенностям. В подростковый период

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

переходным между детством и взрослым возрастом, когда на основе уже имеющихся предпосылок завершается формирование характера как основы личности. Говорить о психических особенностях подростков, их социопсихологических трудностях, типичных поведенческих реакциях в рамках данных методических рекомендаций нецелесообразно [3]. Остановимся лишь на формировании самосознания, как функции, венчающей психологию личности и являющейся основным итогом подросткового периода. Как отмечалось, дети в возрасте 9-10 лет уже могут относительно адекватно оценить свои личностные качества. Однако в своих самооценках они опираются большей частью на мнение окружающих, а не на самоанализ. Интерес к своей собственной индивидуальности еще в полной мере не пробудился. Он появляется в 11-12 лет, когда начинают осознаваться и фиксироваться фрагментарные, как бы единичные образы Я, тесно связанные с различными конкретными ситуациями. Эти образы нередко могут быть противоречивы и не дают ребенку целостного представления о самом себе. В 13 лет формируется тенденция к выявлению более общих личностных качеств, которые не обязательно оцениваются подростком в рамках конкретной ситуации, а уже осознаются как свои особенности, индивидуальность, нечто свойственное только ему. Образ Я становится практически целостным, но отличается схематичностью, так как затрагивает преимущественно физические и наиболее элементарные психические свойства подростка. В 14 лет самосознание поднимается на новую ступень, когда подростки уже могут оценить в себе личностные качества абстрактного уровня (темперамент, воля, моральные качества и др.), образ Я становится более обобщенным. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной. Об этом можно судить по значениям адекватности самооценки, возрастная динамика которой выглядит следующим образом: 11-12 лет - 0,53; 13 лет - 0,63; 14 лет - 0,68; 15-17 лет - 0,75. То есть в конце подросткового периода представления подростка о себе в среднем на 75% совпадают с мнением о нем опытных педагогов, а это говорит о достаточно высокой адекватности образа Я свойствам конкретной личности. Наряду с этим самооценка все больше освобождается от мнений окружающих, чьи высказывания и замечания преломляются через призму Я-образа. Подросток начинает теперь отвечать за свои поступки не только перед кем-то, но и главным образом перед самим собой, нести ответственность перед своим Я. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа). В связи с этим поведение становится менее импульсивным и более обдуманным, а конкретные поступки диктуются характерологическими особенностями, моральными принципами и установками. Сопоставление величины адекватности самооценки с характером поведения подростков убедительно указывает на то, что чем ниже уровень самосознания, тем чаще возникают импульсивные действия, острые и затяжные психогенные реакции, возникает патологическое формирование личности с девиантными формами поведения. Исследование адекватности самооценки у подростков с патологическим формированием личности показало, что ее значения в интервале 13-17 лет стабильны и в среднем составляют 0,60 усл. единицы. Это означает, что у них развитие самосознания как бы приостанавливается на уровне младшего подросткового возраста, сохраняя присущую этому возрасту схематичность и фрагментарность. Понятно, что оптимальная саморегуляция поведения при этом невозможна. Действия такого подростка представляют строго ограниченный набор реакций (весьма незначительный), который не может способствовать успешной адаптации в условиях динамично меняющихся воздействий микросоциума.

Для того, чтобы успешно способствовать повышению уровня самосознания подростка, можно порекомендовать следующее:

1. Взрослые должны стремиться сохранить с подростком доверительные отношения, основанные на уважении и душевной теплоте. Нужно интересоваться всем, что волнует и тревожит подростка, не отмахиваться и не отгораживаться от него. Нужно быть всегда справедливым и оценивать поведение подростка не только по конечному результату, но и учитывая обстоятельства и мотивы того или иного поступка. Категоричные заявления по типу «виноват - не виноват» должны все реже встречаться у родителей и педагогов, ведь зачастую характер поведения нельзя оценить однозначно. Пусть будет поменьше нравоучений и снисходительных советов и замечаний и пусть будет как можно больше участия в жизни подростка.

2. Продолжить процесс приобщения к труду, искусству, мировой литературе.

3. Уроки литературы в школе должны занимать особое место. На этих уроках педагоги могут на примере литературных героев повысить интерес учащихся к внутреннему миру других людей, научить их более тонко оценивать человеческие качества, показать всю глубину и многообразие личности. Конечно, это будет возможно лишь при отказе от регламентированных суждений и назиданий (этот герой хороший, этот - плохой, ты не разобрался и т.п.); пусть об одном и том же будет столько мнений, сколько учащихся в классе. Только при этих условиях подросток научится лучше разбираться в людях, понимать мотивы их поведения и особенности межличностных взаимоотношений, начнет глубже понимать самого себя.

4. Практически у каждого подростка появляются мысли о самовоспитании, которым они и начинают заниматься с большим или меньшим успехом. Препятствовать им в этом не следует, а необходимо помочь разобраться в вопросе: «А те ли качества ты в себе воспитываешь?». «Подсказка» должна быть не назойливой, мотивированной, вовремя предложенной, но это возможно лишь при доверительных отношениях взрослых и подростка. На уровне занятий в классе (группе) полезно организовывать беседы на темы: «Знаешь ли ты самого себя?», «Как создавать характер», «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне», «Конфликтная ситуация! Как бы поступил ты?» и т.п. В процессе таких бесед дети более точно начинают оценивать свои достоинства и недостатки, которые в последующем и пытаются исправить [1,2]. В отдельных случаях можно рекомендовать подростку методы аутогенной тренировки или имаготерапии, при которой подросток сознательно вживается в желаемый для него образ, коррегируя тем самым нежелательные свойства характера, создавая соответствующий Я-образ. Аутогенная тренировка и имаготерапия на первых порах требуют врачебного контроля.

Подростковый период, основным итогом которого является формирование функции самосознания, «упустить» нельзя. Родители и педагоги должны глубоко осознать всю важность этого процесса и всячески способствовать как полному раскрытию способностей своих воспитанников, так и возможности адекватно оценить эти способности непосредственно самим подростком. Только при соблюдении этого условия может быть сформирован высокий уровень самосознания и выработаны такие формы поведения, которые будут способствовать наилучшей адаптации человека в современном обществе.

Итак, проблема самосознания является актуальнейшей проблемой современности. Даже частичное ее решение послужит делу нравственного оздоровления общества и создаст условия для выражения духовных стремлений и возможностей каждой отдельной личности. Для этого формирование самосознания должно стать составной и неотъемлемой частью воспитательного процесса в целом, в условиях тесного взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и школы с родителями. Этот процесс будет успешным при соблюдении следующих замечаний и рекомендаций общего (но в то же время и частного) характера.

1. Самосознание представляет собой вершину развития человеческой личности. Низкий уровень самосознания способствует формированию дезадаптивных форм поведения. Наряду

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

с этим высокий уровень самосознания завершает процесс становления гармоничной личности, препятствуя тем самым возникновению необоснованных психогенных реакций и патохарактерологическому развитию.

2. Информированность педагогов и родителей по вопросам формирования самосознания должна быть полной и исчерпывающей, так как только соответствующие знания по этому вопросу позволят выработать единственно правильную тактику общения с ребенком и наметить конкретные меры воспитательного воздействия по отношению к нему.

3. Это воздействие должно осуществляться на протяжении всего периода развития ребенка (от младенчества до конца подросткового возраста) и быть направлено как на эмоциональный, так и на когнитивный компоненты самосознания.

4. Основой развития самосознания является эмпатия, формированию которой необходимо уделять особое внимание во все возрастные периоды.

5. Формирование функциии самосознания возможно лишь в процессе общения, когда ребенок (подросток) дает оценку окружающим и переносит полученные знания о личностных особенностях людей на себя.

6. Уровень самосознания и психической зрелости определяется адекватностью самооценки, а именно: чем точнее самооценка, тем притязания личности адекватнее ее возможностям, тем меньше места для возникновения психоконфликтов и, следовательно, оптимальнее социально-психологическая адаптация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревский В. Б., Беседы о самовоспитании: для уч-ся старших кл.-Москва : Просвещение, 1976. - 125 с.

2. Гинзбург М. Р.,Путь к себе: научно-популярная литература. -М.:Педагогика,1991.-160с.

3. Личко А. Е., Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Изд. 2-е, доп. и перераб.—Л.: Медицина, 1985.—416 с.

4. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972, 303 с.

5. Чеснокова И. И., Проблема самосознания в психологии. - Москва : Наука, 1977. - 144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.