Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
самосовершенствование / самопознание / самовыражение / самоутверждение / самотождественность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Алена Геннадьевна

Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, подростковый возраст. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, самопознание, самовыражение и самоутверждение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.24412/2709-1201-2022-97-102

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОВЧИННИКОВА АЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

аспирант кафедры общей и социальной психологии СФМГПУ, Самара, Россия

Аннотация. Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, подростковый возраст. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ключевые слова: самосовершенствование, самопознание, самовыражение, самоутверждение, самотождественность.

Развитие самосознания в подростковом возрасте связано с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, самопознание, самовыражение и самоутверждение Эти процессы связаны с определенным уровнем развития самосознания подростков и старших школьников. При переходе от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны - в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший - плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше: оно проявляется, во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

Выявлены особенности личностной рефлексии в переходный период. Личностную рефлексию следует рассматривать как механизм, как один из возможных вариантов познания подростком и юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа субъект приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Представления такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся раньше, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания. Разумеется, возрастные психологические особенности по-разному выражены у различных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное

свойство может оказаться доминирующим. Эти черты или свойства могут быть определяющими в общем поведении или в отдельных поступках. Изолированное рассмотрение одной или отдельных психологических особенностей не дает глубокого представления о личности в целом, конкретные особенности личности могут быть понятны в органической связи ее черт друг с другом, т.е. необходимо учитывать соотношение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет оптимальным образом организовывать процесс их воспитания.

Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода.

Подросток постоянно пытается испробовать, "чего он может добиться". Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но весь негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражении становится капиталом его самосознания. Этим и объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, промериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое "я".

В возрастной психологии подростковый возраст принято определять как период закрепления основных психологических структур и личностных образований. Поэтому обнаруженные возрастные особенности формирования ценностных ориентаций в данный переходный период, с одной стороны, говорят об определенном инфантилизме в личностном развитии, а с другой - открывают перед учителями и воспитателями возможность целенаправленного воздействия путем изменения содержания психологических механизмов, ответственных за характер и направленность ценностных ориентаций личности.

Дети подросткового возраста вполне способны к самостоятельной организации своей деятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для них характерно развитие чувства долга, ответственности за поступки. В то же время у подростков нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и сдержанность.

Подростковый возраст считается либо временем перехода к взрослости, либо самостоятельной относительно независимой фазой. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает. Он рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой подростковой общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами мира взрослых выражает важнейшую потребность подростка в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает этот возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного и делинквентного, противоправного поведения.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст считается трудным в воспитательном отношении.

Наибольшее количество детей с, так называемой, "школьной дезадаптацией", т.е. не умеющих приспособиться к школе (низкая успеваемость, плохая дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т.д.) приходится на средние классы. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать и, обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.

Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством, так называемых "трудных детей". Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения, постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию".

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.

Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом "Бури и натиска". Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что "в жизни надо испытать все".

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

То же касается хобби и увлечений. Позанимавшись фехтованием месяц, ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать, кого бы то ни было — страшный грех. И посему увлечется с тем же азартом филателией.

Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны — потребность в единственно-преданном друге, с другой — частая смена друзей Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.

Референтная группа значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то есть формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Подростковое беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование "чувства взрослости". В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении "чувства взрослости". Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с "эталоном взрослости". Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании.

Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.

Несмотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все - же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

В процессе работы над теоретическим исследованием самосознания подростков, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка и самосознание неразрывно связанны друг с другом.

Можно сделать вывод, что у подростков уровень самооценки, в большинстве своем, неадекватно завышен. Это обстоятельство может отражаться на общении с другими людьми. Подростки чувствуют себя равными в своей группе или среде, уважительно относятся к окружающим, ощущают некую гармонию сосуществования.

Но в то же время выделено противопоставление себя и общества, ощущение превосходства над другими либо полное растворение в социуме, нет личности, индивидуальности. Человек как бы проявляет растительный образ жизни.

Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь словами Петровского А.В.: "Всё что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие".

Из полученных теорий можно сделать вывод, что самосознание — вершина сознания. Кроме того, самосознание является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;

Самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а самосознание — знание себя, которое формируется в процессе социализации. Нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей. Таким образом, опыт подростка расширяется и при оценке и восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П. Я — концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях

быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, 1997г.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии, 1979 г.

3. Дж. Капрара, Д. Сервон. Психология личности. - СПб.: Питер, 2007.

4. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 г.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.

6. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности.

М., 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.