Научная статья на тему 'Формирование рыночно-конкурентной среды в региональной экономике'

Формирование рыночно-конкурентной среды в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапиева И. Г.

В статье рассматривается показатель конкурентоспособности как фактор экономического роста в регионе. В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции выделены основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Отношения конкуренции способствуют установлению более эффективного режима использования ресурсов посредством их распределения между хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рыночно-конкурентной среды в региональной экономике»

— выявление «точек роста» новейших, перспективных факторов конкурентоспособности.

Предложенные подходы к анализу конкурентоспособности региона позволят Омской области формировать стратегию своего социально-экономического развития с учетом новых характеристик глобальной экономики, обеспечивать экономический рост на принципиально новой платформе и повысить благосостояния населения региона до уровня развитых стран.

Библиографический список

1. Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов. - СПб.. ИРЭ РАН, 2005.

2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М,: Юристъ,1999.

3. Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. — http://www.ncstu.ru.

4. Медушевская И.Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект // Экономика. - 2001. - № 6. - С. 9-11.

5. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания// Маркетинг в Россини за рубежом. — 2001. - №4. - С. 45-48.

6. Ушвицкий Л.И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Экономика. - 2005. - № 1. - С. 12-15.

7. Михайлов В.М. Основы мировой конкурентоспособности. - М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Armstrong Н., Teylor J. Regional economic and policy. Third Edition: Blacwell Publishers, 2000.

9. Портер M. Конкуренция. - M.: Вильяме, 2003.

10. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес-Академия. - 2003. - №1. - С.51 -55.

БОУШ Галина Дмитриевна, канд. эконом, наук, доцент кафедры международных экономических отношений.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.10,06 г. © Боуш Г.Д.

УДК 332.1:338.242

И. Г. СЛПИЕВА

Майкопский государственный технологический университет

ФОРМИРОВАНИЕ

РЫНОЧНО-КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ_

В статье рассматривается показатель конкурентоспособности как фактор экономического роста в регионе. В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции выделены основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Отношения конкуренции способствуют установлению более эффективного режима использования ресурсов посредством их распределения между хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов.

Выбор стратегического пути развития экономического потенциала региона является достаточно сложной задачей. На него оказывают воздействие многие факторы. Они условно делятся на объективные - уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение, менталитет населения и субъективные -политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, изменение потоков миграции и другие. В данном контексте к объективным факторам, составляющим региональный потенциал, относятся: ресурсно-сырьевая база, промышленное (сельскохозяйственное) производство, трудовые ресурсы, финансовый, потребительский, научно-технический потенциал.

Исторический опыт человечества XX века показал, что наиболее перспективной моделью региональной экономики является социально-ориентированная рыночная экономика, т.е. тип, в котором на основе консенсуса достигается единство интересов государства и основных групп общества — предпринимате-

лей, работников и общественных институтов. Так как экономические категории носят исторический характер, потому в социально ориентированной рыночной экономике даже ее основополагающие категории претерпели достаточную трансформацию в содержательном плане. В этой связи центральным становится вопрос формирования рыночно-конкурентной среды в регионе, так как конкуренция, составляет основу рыночного механизма. Обеспечение условий д\я цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Обобщённый показатель конкурентоспособности региона отражает обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизво-

дителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [ 1 ]. Также можно сформулировать такой подход, что конкурентоспособность региона зависит от продуктивности использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике [2]. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка [3] благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения; по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности).

Необходимо отметить, что проект по проблемам национальной конкурентоспособности, осуществляемый в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), рассматривает около 200 показателей, определяющих конкурентоспособность отдельных стран. Важно также подчеркнуть, что о повышении конкурентоспособности можно говорить только по отношению к странам с устойчиво развивающейся экономикой, где сохраняется внутренний баланс социальных и политических сил. Страна, находящаяся в состоянии внутренней или внешней нестабильности, по определению попадает в разряд неконкурентоспособных, поскольку такая нестабильность резко подрывает доверие к её государственным и финансовым институтам. Это в свою очередь неминуемо сказывается на снижении её привлекательности для инвесторов, устойчивости её экономических связей на всех уровнях, стабильности ее валюты и других показателях, отражающих уровень национальной конкурентоспособности и влияющих на характер национального развития.

Подконкурентоспособностъю [4] понимается способность рыночных и нерыночных субъектов производить те товары и услуги, которые можно реализовать по цене, обеспечивающий максимум прибыли. В то же время, под конкурентоспособностью необходимо понимать конкурентоспособность не только товаров и услуг, но и ресурсов (по количественной и качественной оценке факторов производства) и институтов (соответствие формальных и неформальных институтов страны решению глобальных проблем национального экономического развития: собственности, контрактов, налогового законодательства, бюджетной системы, фондовых рынков, степени свободы выбора и предпринимательства), способных обеспечить эффективный экономический рост.

Всё многообразие конкурентных преимуществ можно свести к четырем основным видам [5]: ресурсные, технологические, структурные и связанные с эффективностью экономической политики страны. В основе ресурсных конкурентных преимуществ лежат наделённостъ региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой и др.) и степень эффективности их использования (издержки производства, цены, валютные курсы). Технологические преимущества - это такие факторы, как ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционные ресурсы и др., обеспечивающие весь спектр современных конкурентных преимуществ от технологического опережения в одной или нескольких отраслях. Структурные преимущества связаны с наличием прогрессивной структуры экономики, соответству-

ющей требованиям научно-технического прогресса, а также с рациональной организацией научно-производственного процесса в плане комплексного развития основных и поддерживающих отраслей, формирования эффективных организационных структур на основе принципов интеграции и диверсификации. Итак, конкурентоспособность это важнейший фактор воспроизводственного процесса, обеспечивающего эффективное распределение ресурсов и создаваемого продукта между субъектами рыночной экономики как внутри страны, так и за рубежом.

На современном этапе развития экономики наряду с уровнями конкуренции, как внутрирегиональный и международный -жцентируется внимание на межрегиональном. Связано это с тем, что удельный вес международного оборота низок, а внутрирегиональная конкуренция ограничивается сравнительно узким кругом товаров и услуг. Фактически субъектами конкурентного противоборства на национальном рынке являются именно регионы России.

Для обеспечения конкурентоспособности Республики Адыгея на российском рынке, на уровне соответствующем ее ресурсному потенциалу, необходима переоценка хозяйственной специализации, переориентация экстенсивной стратегии производства, нацеленной на наращивание и сбыт уже освоенной продукции, на рыночную стратегию, суть которой состоит в подчинении производства рынку: производить и продвигать на рынок только те товары, которые пользуются устойчивым спросом.

Для формирования полноценной, конкурентной экономики необходима целенаправленная работа по трансформации деградирующей экономики региона в эффективную хозяйственную систему индустриального типа. Наличие выраженных экономических приоритетов должно дополняться ориентацией на комплексное развитие хозяйства данного региона, освоение всех ресурсов регионального развития, «прорыв» предприятий на рынки высоких технологий, культивирование на данной территории наукоемких производств.

В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции можно выделить основные направления, по которым и в рамках которых Республика Адыгея может соперничать с другими регионами. Данные направления должны эффективно задействовать внутренние факторы саморазвития региона и государственной поддержки основных отраслей экономики, а также создать условия для развития реального сектора экономики региона.

Среди таких направлений особо значимыми представляются следующие:

- наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, развитие сырьевой, кормовой и материально-технической базы, развитие перерабатывающей промышленности — создание холдингов, развитие систем потребкооперации, личных подсобных хозяйств, поддержка собственных товаропроизводителей;

- привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в жилье и социальный комплекс;

- осуществление и развитие транспортно-транзит-ных функций;

- сохранение и привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов;

- привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации;

- эффективное использование и прирост запасов углеводородного сырья, развитие индустрии строительных материалов, рациональное использование, охрана и воспроизводство запасов пресных подземных вод;

- развитие туристско-рекреационного комплекса и привлечение туристических потоков всех типов;

- развитие регионального культурного и исторического потенциала;

- размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов и фондов государственного, международного и мирового значения;

- стимулирование развития малого и среднего бизнеса и кооперация деятельности этих предприятий с целью расширения их участия в межрегиональных и внешнеэкономических связях.

Формирование рыночно-конкурентной среды в ре-гаоне во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в государственный бюджет. От уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.

Мотивационные интересы экономического поведения региона на рынке должны учитывать негативную составляющую развития экономики на данной территории, обусловленную ослаблением конкурентных позиций в системе национальной экономики, с тем, чтобы на новом уровне укреплять свои позиции, реализуя новые идеи в технике, технологии, организации производства, маркетинге и менеджменте. Благодаря создаваемому новому имиджу региона на рынке, предприниматели могут получить своеобразную компенсацию за свой риск, который характерен для рыночной экономики.

По мере восстановления экономики между регионами страны будет происходить усиление интенсивности обмена товаров и услуг, чему способствует отсутствие таможенных барьеров, единая валюта, плотность национальной транспортной сети и другие. Межрегиональная торговля может выступить генератором эко-

номического роста в регионах. Товары поступают на межрегиональный рынок при том условии, что цены на них в разных регионах отличаются на величину, превышающую расходы на транспортировку этого товара из одного региона в другой. А товары, цены на которые примерно одинаковы в разных регионах, будут продаваться преимущественно на «своей» территории. Конкуренция в этом случае выступает механизмом реализации закона стоимости, в роли регулятора спроса и предложения, инструмента поддержания рыночного равновесия. Поэтому межрегиональная конкуренция способна стимулировать более высокий тонус хозяйственной жизни и предпринимательской активности в Республике Адыгея, повышение производственно-коммерческого потенциала, внедрение высоких технологий в народное хозяйство и тем самым способствовать высокому экономическому росту.

Библиографический список

1. Селезнев А.З, Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — 384 с.

2. ШеховцеваЛ.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов, сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 20—32.

3. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5. — С. 99— 122.

4. Ворохов С. Уровень жизни населения РА. // Международный сельскохозяйственный журнал. №6, 2003. с. 59-61.

5. Биктимирова 3.3. Качество жизни: проблемы измерения и оценки. // Экономика региона. 2005. №2. с. 147-163.

САПИЕВА Ирена Гучевна, ст. преподаватель.

Дата поступления статьи в редакцию: 19. 10. 06 г. © Сапиева И.Г.

УДК332 1 Д. С. САВЧЕНКО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ_

В статье анализируется схема современной инфраструктуры инновационной деятельности отечественной экономики. Характеристика состояния отдельных объектов инфраструктуры выявила серьёзньм дисбаланс по уровню их эффективности и способности к взаимодействию. Отмечены актуальность и пути создания действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренне и мировой рынки.

Повышение конкурентоспособности российс- новационной инфраструктуры. В основах политикой промышленности возможно только через раз- ки Российской Федерации в области развития на-витие инновационной деятельности. Одним из глав- уки и технологий на период до 2010 года и дальней-ных направлений развития и стимулирования шую перспективу построение инновационной инновационной деятельности является создание ин- инфраструктуры названо среди основных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.